Правила. Раздел 8. Пункт 8.11.Разворот (И ЗАДНИЙ ХОД) запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
1. Разворот запрещён на пешеходных переходах.
Пешеходный переход – это место, где Правилами разрешено появление пешеходов на проезжей части. Вполне логично, что те же Правила побеспокоились о безопасности пешеходов и запретили здесь разворот, движение задним ходом, остановку и стоянку транспорта. А при наличии пешеходов на проезжей части Правила запретили ещё и обгон.
Получается, что пешеходный переход – это зона с особым режимом движения. Тогда необходимо определиться – какова протяжённость этой зоны, в которой действуют все перечисленные выше ограничения. Заглянем в Правила:
Правила. Раздел 1. Термин «Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Отсюда следует, что если только на проезжей части нанесена «зебра», тогда неважно, есть знаки или их нет. В любом случае зона пешеходного перехода это расстояние между внешними границами разметки.
Знаков нет, есть только разметка. В данном случае зона пешеходного перехода – это расстояние между внешними границами разметки.
Ну а как иначе! Единственный ориентир для водителей – это разметка.
Знаки есть, но одновременно есть и разметка. И в этом случае зона пешеходного перехода – это тоже расстояние между внешними границами разметки.
Так определили Правила.
Однако если «зебры» нет, или её не видно (например, из-за выпавшего снега), тогда ориентиром для водителей могут служить только знаки. В этом случае зона пешеходного перехода – это расстояние между знаками.
Иногда приходится видеть такую картинку. Водитель медленно двигается по левой полосе, высматривая место для разворота. И вот она – удача! На пешеходном переходе сдвоенная сплошная линия разметки терпит разрыв. И водитель, святая простота, разворачивается на пешеходном переходе.
Надеюсь, вы этого делать не будете. На пешеходном переходе разворот категорически запрещён Правилами!
2. Разворот запрещён в тоннелях.
С трудом представляю себе водителя, который рискнёт разворачиваться в тоннеле. Тут и Правила никакие читать не надо, достаточно одного здравого смысла.
3. Разворот запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними.
Здесь, как мне кажется, тоже не требуется никакой комментарий. Единственное, что, пожалуй, стоит сделать, так это разобраться с тем, что такое путепровод и эстакада, и чем они отличаются от моста.
Мост соединяет два берега реки (или пролива, или оврага).
Путепровод – это тот же мост, только у него помимо проезжей части ещё есть железнодорожные пути.
А эстакада – это элемент многоуровневой дорожной развязки.
4. Разворот запрещён на железнодорожных переездах.
Уж что-что, а железнодорожный переезд – это точно зона с особым режимом движения. И, конечно же, разворот в зоне железнодорожного переезда Правилами категорически запрещён.
Но какова протяжённость этой зоны? Где именно запрещён разворот? Что интересно, в Правилах об этом ни гу-гу, приходится обращаться к другим источникам.
Вот как определена зона ж/д переезда в книжке «Комментарии к ПДД» (авторы А.Ю. Якимов, С.Н. Антонов, М.Б. Афанасьев и др.) под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта В.Н. Кирьянова: «Запрещение разворота распространяется на весь железнодорожный переезд, границами которого являются шлагбаумы, а если их нет – дорожные знаки 1.3.1 или 1.3.2».
Если переезд оснащён шлагбаумами, тогда зона железнодорожного переезда – это расстояние между шлагбаумами.
До шлагбаума и после шлагбаума разворот не запрещён.
Если это переезд без шлагбаумов, тогда на месте шлагбаумов будут стоять знаки 1.3.1 «Однопутная дорога» или знаки
1.3.2 «Многопутная дорога».
В этом случае зона железнодорожного переезда – это расстояние между знаками.
И об этом вас на экзамене спросят. А задачка будет выглядеть вот так:
![]() |
5. Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.
При скорости 90 км/ч автомобиль проезжает 100 метров за четыре секунды, а при скорости 60 км/ч – за 6 секунд. Правила сочли, что этого вполне достаточно для безопасного разворота.
На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться вот такая задачка:
![]() |
В некоторое смущение может ввести второй ответ – «Да, но только в светлое время суток». Действительно, ночью дорогу тоже не видно на 100 метров. И вообще, о какой видимости идёт речь? Об ограниченной? О недостаточной? О тёмном времени суток? Или имеется в виду и то, и другое, и третье?
В тумане дорогу тоже ни видно на 100 метров, и разворот в условиях недостаточной видимости может иметь те же последствия, что и в условиях ограниченной видимости. Ну, так что же теперь, в дождь, в снег, в туман вообще нельзя нигде развернуться? И ночью на неосвещённых участках дорог, пока не рассветёт, водителю разрешается движение только в одном направлении?
Прочитаем ещё раз внимательно, что написано в Правилах – Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.
Вы обратили внимание - здесь не сказано, что разворот запрещён в условиях с видимостью дороги менее 100 м. Здесь сказано, что разворот запрещён в местах с видимостью дороги менее 100 м. А, значит, Правила имели в виду рельеф местности, мешающий обзору, то есть именно ограниченную видимость.
Хотя, с другой стороны, это ведь тоже можно назвать «местом с видимостью дороги менее 100 метров».
Любители покритиковать в таких случаях говорят: «Правила опять напустили тумана, а, значит, опять дали возможность инспекторам ГИБДД шельмовать на дорогах».
Но я себе такого позволить не могу. Задача преподавателя – не ругать Правила, а учить Правилам. Ну, и что прикажете делать? Остаётся только одно. Я объяснил вам, что данное требование Правил сформулировано недостаточно ясно и может трактоваться водителями и инспекторами по-разному.
А на экзамене в ГИБДД при решении этой задачи выбирайте первый ответ, иначе, сделаете ошибку.
Авторы этой задачки, сознательно или нет, провоцируют вас на ошибку. И, кстати, в комментарии к этой задачке те же авторы неоднозначность второго ответа стыдливо замалчивают. Так что с их стороны было бы честнее второй ответ вообще не предлагать.
![]() |
Разворот запрещён в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Обозначенные остановки автобуса, троллейбуса, трамвая – это всё места, где возможно появление пешеходов на проезжей части. Поэтому, так же как и на пешеходном переходе, Правила запретили здесь разворот, движение задним ходом и стоянку транспорта. Остановку, правда, разрешили, но только для посадки или высадки пассажиров и только, когда это не создаёт помех маршрутным ТС.
Получается, что место остановки маршрутного ТС (как и пешеходный переход) – это тоже зона с особым режимом движения. Но тогда водителям надо знать протяжённость этой зоны! Где начинают действовать все эти ограничения, и где заканчивается их действие.
В принципе, у устроителей дорожного движения есть возможность указывать протяжённость зоны остановки маршрутных ТС с помощью таблички 8.2.1 «Зона действия».
Такая возможность содержится в ГОСТе Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Но лично я за всю свою 40-летнюю автомобильную карьеру такой комбинации знаков ни разу не встречал.
При этом в Правилах о зоне остановки маршрутных ТС – ни слова! Везде и всюду речь только о месте остановки маршрутных ТС. Единственная подсказка содержится в Разделе 12.
Правила. Раздел 12. Пункт 12.4, абзац 7.Остановка запрещается ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при её отсутствии – от указателя остановки маршрутных транспортных средств.
Ну, что ж, вполне чёткий ориентир. Именно эти 15 м и будем использовать для определения границ зоны остановки маршрутного ТС.
Если место остановки маршрутного ТС обозначено только знаком, отложите мысленно от знака в обе стороны по 15 метров – это и будут границы зоны остановки маршрутного ТС.
Если место остановки обозначено одновременно и знаком, и разметкой, тогда по 15 метров в обе стороны необходимо отмерять от краёв разметки 1.17.
Этой разметке водители дали название «гребёнка», и в дальнейшем мы будем пользоваться этим названием наряду с «зеброй».
Именно в этой зоне, которую каждый водитель должен мысленно определить на проезжей части, ориентируясь на собственный глазомер, и запрещён разворот. И, кстати, не только разворот, но об этом позднее.
А про разворот на экзамене вас спросят следующим образом:
![]() |