Электромеханик современного высокоавтоматизированного судна - по существу, единственный специалист в экипаже, который должен не только выполнять работу оператора, квалифицированно настраивать, регулировать и восстанавливать СЭО и ЭСА, как правило, в условиях дефицита времени, наличия помех (качка, вибрация, повышенная температура и др.), но и нести ответственность за принимаемые решения. Поэтому он должен иметь высокие профессиональные навыки, хорошо знать электрооборудование и средства автоматизации на судах, а также уметь быстро адаптироваться к меняющейся производственной обстановке. В связи с этим подготовке судовых электромехаников уделяется большое внимание.
Формирование профессиональных знаний - первый этап обучения. Под этим подразумевают прежде всего усвоение обучающимся соответствующих научных дисциплин, формирование подходов к решению конкретных задач практического характера, усвоении различных приемов, позволяющих применять знания на практике. В процессе обучения особенно эффективно сочетание объяснения с наглядным показом конкретных явлений, процессов, а также практическое обучение.
Формирование навыков по технической эксплуатации - второй этап обучения. Под навыками в психологии понимают хорошо усвоенные двигательные, сенсорные (зрительные, слуховые, осязательные и др.) и умственные действия, доведенные до известной степени совершенства, выполняемые легко, быстро, экономно с наивысшим результатом и в то же время с наименьшим напряжением. Роль навыка заключается в освобождении сознания от контроля за выполнением приемов действий и переключением его на цели и условия действия.
|
Основным средством формирования твердых навыков является система тренировок с использованием технических средств обучения (ТСО) и штатного судового СЭО и ЭСА. Штатную технику целесообразно использовать на заключительном этапе обучения, так как только она может полностью воспроизводить эксплуатационные ситуации.
К ТСО относятся тренажеры, имитаторы, макеты и т. п. Эти средства позволяют развивать и закреплять навыки практической работы с электрическими системами и электрооборудованием, повышать эффективность обучения и сэкономить технический ресурс штатной техники. Эффективность обучения достигается за счет включения различных органов чувств обучаемых в процессе восприятия и полной реализации таких дидактических принципов, как наглядность, доступность, систематичность.
В результате тренировок увеличивается скорость движений; развивается способность быстро различать и выделять важные для контроля результатов действий ориентиры (например, электромеханик в шуме электродвигателя способен выделить признаки, характеризующие техническое состояние); освобождается внимание от восприятия способов действия и переносится главным образом на обстановку и результаты действий (например, по небольшим отклонениям в показаниях приборов ГРЩ электромеханик определяет возможные неисправности в СЭЭС).
В качестве показателя безошибочности выполнения действий обучаемым может использоваться вероятность правильного их выполнения (рис.8.4).
где n- количество правильно выполненных упражнений; N - количество тренировок.
|
Предшествующий опыт позволяет обучаемому уже на первой тренировке выполнять некоторые упражнения правильно ( при N=0). По мере увеличения количества тренировок значение Р стремится к единице, но не достигает ее и остается на 1...2 % меньше, что обусловлено наличием сбоев в работе оператора, в том числе со сформировавшимися навыками.
Рис. 8.4. Зависимость вероятности правильного выполнения упражнения от количества тренировок
Рис. 8.5. Укрупненная структурная схема тренажера
При обучении следует учитывать, что усвоенная информация забывается (процент сохранения информации обратно пропорционален времени, за первые девять часов забывается до 65% усвоенной информации), поэтому обслуживающий персонал должен периодически повторять материал, который может потребоваться через длительное время, систематически проводить тренировки по закреплению и совершенствованию навыков.
Формирование навыков - активный процесс, в ходе которого обучающиеся уточняют свои действия и их результаты, поэтому важное значение имеет самоконтроль. Информация о результатах деятельности при решении задач ТЭ, как правило должна поступать по ходу выполнения конкретного действия, т.е. необходима оперативная обратная связь.
Тренажеры - специальные обучающие комплексы, имитирующие реальную среду и поведение автоматизированных систем, в общем случае используют для отбора, подготовки и переподготовки судовых экипажей. Они позволяют относительно легко создавать и многократно повторять различные ситуации, возникающие в процессе технической эксплуатации, повышают наглядность и существенно уменьшают продолжительность обучения.
|
Аппаратный состав конкретного тренажера определяется прежде всего его назначением, принятыми методами подготовки и спецификой реальной системы, для которой готовится обслуживающий персонал. Несмотря на большое разнообразие указанных факторов структуры тренажеров идентичны (рис.8.5). Тренажер можно представить как замкнутую систему, состоящую из рабочего места обучаемого (обучаемых) РО и преподаватели РП с соответствующей аппаратурой, моделирующего устройства МУ, аппаратуры контроля и оценки действий отдельных обучаемых, а также связей между ними.
Рабочее место обучаемого РО, на котором воссоздаются условия имитируемого процесса, обычно представляет собой выполненный в натуральную величину макет рабочей зоны реального объекта. На нем устанавливаются все необходимые органы управления и средства отображения информации, которыми пользуется обслуживающий персонал при управлении реальным объектом или процессом. Аппаратура сопряжения АС служит для согласования связей РО с моделью объекта.
В качестве моделирующего устройства МУ используется как правило, вычислительный комплекс. С помощью программно реализуемой модели динамики соответствующего процесса рассчитываются параметры, необходимые для имитации условий протекания реального процесса. Эти параметры выводятся на средства отображения РО. Управляющие воздействия обучаемого являются входными параметрами модели. В ряде слу чаев модели судовых систем выполняются в виде отдельных аппаратных блоков.
Рабочее место преподавателя РП оснащается средствами контроля и регистрации параметров процесса обучения и органами управления, обеспечивающими целенаправленное вмешательство в моделируемый процесс, ввод начальных условий, имитацию аварийных ситуаций, неисправностей и т.п. На нем обычно размещается также аппаратура контроля и оценки действий обучаемого (обучаемых).
В настоящее время в связи с развитием средств автоматизации тренажеры находят все большее применение для обучения и тренировки судовых специалистов, что способствует снижению аварий судов и отказов СТС в процессе обучения и в начальный период эксплуатации.
Вопросы для самопроверки
1. Какие основные эргономические факторы следует учитывать для повышения эффективности технической эксплуатации СЭО и ЭСА?
2. Какими показателями оценивается надежность оператора?
3. Охарактеризуйте психофизиологические особенности обслуживающего персонала.
4. Опишите методы и средства, используемые для формирования профессиональных знаний и навыков по технической эксплуатации СЭО и ЭСА.
5. Каков структурный состав тренажеров для подготовки обслуживающего персонала?
6. Назовите основные стадии деятельности человека-оператора.
7. В какой последовательности распределяются функции в системе „человек-машина"?