опыт анализа лирического стихотворения




Блок Александр Александрович

1880 – 1921

 

…Мирская власть

Не в силах дух сковать поэта.

Во мне – неведомая страсть

Живым огнем небес воспета.


«Осенняя воля» А.Блока:

опыт анализа лирического стихотворения

 

С

реди стихотворений, способных помочь школьникам и студентам понять и принять А. Блока во всем его трагизме и величии, стихотворение «Осенняя воля» занимает особое место. Оно посвящено самоопределению поэта на важнейшем этапе его жизни и творчества.

Путь А. Блока – от романтико-лирических настроений «Стихов о Прекрасной Даме» (1903) к освобождению от мистики и, потому, к неизбежному разладу с символистским окружением, к росту демократических, гражданственных настроений, к осознанию невозможности личного счастья в «страшном мире», к формированию реалистической эстетики на основе творческого восприятия лучших традиций русской литературы.

Задуманное осенью 1904 года, но завершенное только в июле 1905 года, стихотворение «Осенняя воля» отразило состояние поэта, оказавшегося на «творческом распутье». Не случайно оно было включено в цикл под таким же названием и вошло в I том лирики поэта.

Крах романтических юношеских иллюзий и надежд на преображение и обновление мира накануне первой русской революции, приобщение к контрастам и тайнам большого города решительно изменили мироощущение поэта. Глубинное состояние своей тоски и потерянности в обстановке надвигающегося столкновения двух стихий – борющегося народа и ожесточившегося правительства – А. Блок выразил в характеристике Ангела-Демона: «Это человек, заломивший руки, познавший сладострастие тоски, обладатель всего богатства мира, но нищий, ничем не прикрытый, не ведающий, где преклонить голову. Таков и поэт – лирик»[1].

«Распутья» А. Блока – это поиски опоры как объективной основы для обновленного лирического творчества, стремление сохранить свою живую душу и определить новые связи с обществом вопреки нигилизму и отчаянию, охватившему многих художников начала века, поиски Идеала в новых условиях, поиски цельного действенного героя, способного устоять в грозовой обстановке, стремление понять «музыку революции» и выразить ее в слове. Рождался новый поэт, которому предстояло, вобрав в свое сердце «невиданные бури и мятежи», создать новую поэзию. «Писатель – обреченный: он поставлен в мире для того, чтобы обнажать душу перед теми, кто голоден духовно»[2], – писал в это время Блок, и мы понимаем, что это и его состояние. Писательский долг он объявляет путеводительным ритмом жизни. Именно долг поможет художнику найти путь из социальной расщепленности к ясным и здоровым человеческим отношениям.

«В сознании долга, великой ответственности и связи с народом и обществом, которое произвело его, художник находит силу ритмически идти необходимым путем. Это самый опасный, самый узкий, но и самый прямой путь. Только этим путем идет истинный художник. На нем испытываются его подлинность, так же, как опытность капитана испытывается в самых опасных проливах. Здесь только можно узнать, руководит ли художником долг – единственное проявление ритма души человеческой в наши безрадостные и трудные дни – и только этим различаются подлинное и поддельное, вечное и невечное, святое и кощунственное».

Как бы ни был увлечен Блок лилово-пурпурными мирами символизма, он стремился быть понятным. В его стихах – богатейший арсенал собственных знаков-символов, с помощью которых создан его художественный мир. Поэт брал словообразы из окружающего природного мира и культурной традиции. Зори, миры, звезды, ветры, туманы, берега, ароматы, цветы, цвета – их оттенки и сочетания, светила, небеса, костры, жемчуга, терема, невесты, женихи, письмена, огни, свет, кольца, круги, зовы, голоса – эти и многие другие слова и понятия, сохраняя свою первоначальную образную и содержательную основу, попадая в контекст произведения, приобретают новые смыслы и необычайную глубину.

Символы А. Блока – вполне самостоятельные и полноценные образы, которые в поэтическом контексте обретают новые смыслы. Они и достаточно прозрачны, и обладают богатыми смысловыми возможностями. Лирика Блока замечательна своими ассоциативными связями. В его стихах много явных и скрытых цитат, что придает им недоговоренность, зыбкость, но значительно углубляет смысл за счет того, что читатель отсылается к оригиналу.

Блок создавал оксюморонные словообразы: «алый мрак», «звучная тишина», «бледный луг»… Ему не пришлось отказываться от этих образных средств на новом этапе творчества. Будучи оригинальным и независимым художником, он перерос рамки литературных группировок, школ и направлений, совершая свой собственный «путь среди революций», не считая для себя обязательным следование теоретическим изыскам символистов.

«Осенняя воля» – стихотворение переходного периода, в котором есть немало загадочных образов. Заглавие стихотворения требует комментария. Воля – это не только синоним свободы – физической и духовной. Это еще и сильное индивидуальное желание. Именно в таком значении следует понимать это слово, и нам понятно, что поэт сделал выбор. О каком же выборе идет речь? Поищем ответа в слове «осенняя».

В творчестве Блока осенних стихов свыше полусотни, их неизмеримо больше, чем о каждом другом времени года. Осень многообразна. Есть осень – «очей очарованье», есть тоскливая и слякотная, есть бодрая, с первыми заморозками, есть грустная и тихая, с журавлиным кликом. Есть осень с небом высоким и далями открытыми, особенно дорогая для Блока («…Над миром, где всегда дует ветер, где ничего не различить сквозь слезы, которыми он застилает глаза, – Осень встает, высокая и широкая. Раскидывается над топью болот и золотою короной лесов упирается в синее небо, Тогда понятно, как высоко небо, как широка земля, как глубоки моря, и как свободна душа», – писал А. Блок в это время (выделено нами – С.В., А.В.)).

А. Блок создал и поэтически одухотворенный образ Осени – прекрасной женщины.

Улыбается осень сквозь слезы,

В небеса улетает мольба,

И за кружевом тонкой березы

Золотая запела труба.

Так волнуют прозрачные звуки,

Будто милый твой голос звенит,

Но молчишь ты, поднявшая руки,

Устремившая руки в зенит.

И округлые руки трепещут,

С белых плеч ниспадают струи,

За тобой в хороводах расплещут

Осенницы одежды твои…

Тишина умирающих злаков –

Это светлая в мире пора:

Сон, заветных исполненных знаков,

Что сегодня пройдет, как вчера…

И безбурное солнце не будет

Нарушать и гневить тишину,

И лесная трава не забудет,

Никогда не забудет весну…

(«Осенние пляски»)

Однако главное для нас то, что осень – это время тайных зачатий в природе, когда умирает посеянный злак, чтобы дать росток для будущей весны. Это время Творчества, знаковое слово для Блока, связанное с осмыслением роли и места А.С. Пушкина в его творчестве. Вспомним плодотворные осени великого поэта.

И можно предположить, что осенняя воля – это авторское желание, творческий выбор, самоопределение Блока на новом творческом рубеже, приятие идеи долга, служения своим творчеством народу.

Стихотворение открывается широкой и вольной картиной поздней осени в самом центре России. Поэт оглядывает бескрайнюю ширь:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали.

Кажется, нет в этом пейзаже ничего отрадного, только битый камень дороги, только скудные пласты желтой глины, мокрые долы и даже ставшие видными кладбища. Нет ни жилья, ни человека, ни убранных хлебов, нет даже традиционных берез. Однако этим стихотворением Блок включился в русскую поэтическую традицию размышлений об отношении поэта к родным осинам; уже первая строка вызывает в памяти лермонтовские строки «выхожу один я на дорогу». А кроме этого, у Блока – ветер, как знак перемен, кусты, упруго гнущиеся, но крепкие, разгулявшаяся осень (совсем не страшная) и Путь, открытый взорам. Возникает второй – главный – смысл стихотворения: оно не столько об осени, сколько о Пути (судьбе поэта), прояснившемся его внутреннему зрению. Именно поэтому в третьей строфе – радость:

Вот оно, мое веселье пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой далекий, твой цветной рукав.

В этой строфе кульминация чувства любви к Родине. Строфа полна звуков: «звенит», «пляшет», вопреки, а может быть, и вместе с разгулявшейся осенью. А сама Родина – прекрасная женщина в узорных одеждах, с цветными рукавами, зовущая, одобряющая, поющая. В этой строфе, по контрасту с первыми двумя, движение: «пляшет», «машет», «звенит». Обилие повторов добавляет динамики, одновременно задерживая внимание на словах: «звенит», «вдали», «твой». Новый смысл приобретает слово «зареет» и «красный цвет рябин», придающие праздничность этой картине. Весело оттого, что «ясен путь».

В следующих строфах Блок представляет отдельные детали своей будущей Судьбы.

Нет, иду я в путь никем не званый,

И земля да будет мне легка.

Буду слушать голос Руси пьяной,

Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил в хмелю,

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю.

Отметим условный характер этих деталей. Важнее общий песенно-музыкальный настрой этих строф, ориентация поэта на русскую песню о Доле и Воле, которые чаще всего слышны там, где пьют и поют русские люди, в песне изливая душевную скорбь и неустроенность и песней же врачуя душу.

«Русь! Русь! Какая непостижимая тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается неумолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет и рыдает, и хватает за сердце?.. Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?» – спрашивал Н.Гоголь. И Блок отвечал: «Чего она хочет? – Родиться, быть (выделено Блоком) – Какая связь между ним и ею? – Связь творца с творением, матери с ребенком».

Блоку близка и понятна Русь, сверкнувшая в очи Гоголю. «Такая Россия явилась только в красоте, как в сказке, зримая духовными очами. Вслед за Гоголем снится она и нам». «Только часто прикасаясь взором к природе, отдаваясь свободно зримому и яркому простору, можно идти вперед», – считал Блок.

«Осенняя воля» – это стихотворение-исповедь, что подтверждается обилием форм личных местоимений («я», «мое», «меня», «мне», «нас»), наличием глаголов первого лица («буду слушать», «отдыхать», «запою», «заплачу», «полюблю»), особым употреблением доверительно-интимного «ты», обращенного к Родине.

Словоряд «путь, голос Руси, запою, заплачу, жить и плакать» – это способ выражения творческого вдохновения и пафоса произведений о Родине и народе.

«Красный цвет рябин, мое веселье, ты, твой узорный, твой цветной рукав, земля и весь осенний пейзаж, простор, печаль нив, дали необъятные, приюти» – это словообразный ряд, помогающий создать яркий образ Родины, который будет в различных вариациях вновь и вновь возникать в стихах Блока. Все три образные словоряда взаимосвязаны и нераздельны. «Это все о России, – скажет Блок в ответ на просьбу почитать стихи о Родине. – Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

В «Осенней воле» духовный мир Александра Блока исследуется подробно, строго и честно во всех его диссонансах и противоречиях, в его трагизме и величии, что и дало основание А. Ахматовой вывести «формулу Блока», назвать его «трагическим тенором эпохи».

Примечания


[1] Подробнее об этом см. в книге Л.А. Смирнова «Русская литература конца XIX – начала XX веков». М., 2001. С.324-325.

[2] Александр Блок. Собр. соч.: В 6-ти тт. М., 1972. Т.4. С.63. Далее произведения и высказывания Блока цитируются по этому изданию; ссылки на него не оговариваются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: