Тема 4. Наука и техника античности




Блок 2.

Платон Аристотель Фалес Милетский Анаксимандр
Демокрит Абдерский Левкип Абдерский Гераклит Эфесский Пифагор Самосский
Римский абак Солнечные часы

 

Год стал исчисляться в 365 дней, а каждый четвертый год – 366 дней. В новом календаре сохранился только один добавочный день, помещавшийся после 28 февраля. Таким образом, шестой день до мартовских календ стал двойным (bissextilis) от чего и произошло наше слово «високосный». Начало года переносилось на 1 января. Юлианский год приблизился к астрономическому солнечному, но все же несколько запаздывал по сравнению с ним (за 128 лет это отставание составляло сутки). В честь Юлия Цезаря римский месяц квинтилис был переименован в юлиус. Позднее император Август велел назвать своим именем месяц секстилис. С эпохи Августа, то есть с I в. н.э. римские месяцы имеют знакомые нам названия. Первое число месяца, совпадающее с новолунием, называлось у римлян календами, за ними следовали ноны – 5-е или 7-е число, день первой четверти Луны, а 13 или 15 число приходилось на иды. С IV в. н.э. в римский календарь введена семидневная неделя.

Для более точного определения времени в древности применялись солнечные часы, представлявшие собой плиту, на которой были обозначены двенадцать делений – «часов». Через эти деления проходила тень от вертикальной стрелки – гномона, указывающая положение Земли относительно Солнца. В V в. до н.э. в античном мире распространились водяные часы что, которые были позаимствованы у Египтян. Они позволяли отсчитывать ночное время.

Архимед Гекатей Млетский Карта Гекатея Милетского
 
Геродот Галикарнасский  

Термин «физика», принятый Аристотелем как заглавие одного из его трактатов, был известен античным авторам. Но смысл его был иным, чем сейчас. Он означал учение о всех природных явлениях, то есть натурфилософию. Физика в нашем понимании еще не была развита, за исключением одного раздела – механики. Среди естественнонаучных сочинений этого периода ведущая роль принадлежит Аристотелю, который пытался заложить фундамент физики, основываясь на наблюдениях и эксперименте. Аристотелю принадлежит ряд справедливых положений. Он дал представления о кинематической энергии, распространении света и осмотических явлениях, дал верное толкование распространения звука в воздухе, объяснил явление эха как отражение звука от препятствия, предпринял экспериментальное определение воздуха и т. д.

Выдающуюся роль в развитии механики сыграл Архимед. Он подверг математической обработке начала статики, что способствовало ее выделению в особую теоретическую дисциплину. Дальнейшие исследования Архимеда по теории рычага, наклонной плоскости способствовали выработке им понятий «центр тяжести», «статический момент», «вес», «равновесие рычага» и т. д. Архимеду принадлежит открытие основных законов гидростатики.

Оживленное судоходство греков по Средиземному и Черному морям, их колонизация содействовали тому, что уже в VI в. до н.э. появилась потребность в обобщении знаний об окружающем мире. Из Греции первым в западную часть Средиземноморья попал в 660 г. до н.э. Колай с острова Самос, доплывший до финикийской колонии Гадес. По имеющимся отрывочным сведениям, около 550 г. до н.э. Анаксимандр Милетский сконструировал первый глобус и создал первую географическую карту в виде медной доски с нанесенными на нее очертаниями материков, островов и рек. Во второй половине VI в. до н.э. Гекатей Милетский (ок. 546 – 480 гг. до н.э.), посетив множество стран и обобщив рассказы купцов и моряков, написал книгу «Землеописание», которая была снабжена новой картой, остававшейся образцом для греческой картографии вплоть до IV в. до н.э. Землю Гекатей представлял себе в виде круга, омываемого величайшей из

рек – Океаном.

В V в. до н.э. «отец истории» Геродот Галикарнасский (490 – 430 гг. до н.э.) в описание истории греко-персидских войн включил интересные сведения о Северном Причерноморье, Египте, Месопотамии, Персии и других странах. В его труды вошли наблюдения из собственных многочисленных путешествий.

Достижения греческих путешественников и географов были продолжены римлянами. Римские географические открытия относятся главным образом к периоду империи и связаны с сухопутными и морскими военными походами, а также с коммерческой деятельностью купцов. Ученым, обобщившим сведения о всех географических открытиях, имевшихся к середине II в. н.э., был житель Александрии Египетской Клавдий Птолемей (100 – ок. 170) Он использовал астрономические координаты (градусная сетка с обозначением градусов и минут) различных географических пунктов древнегреческого путешественника Марина из Тира (100 – 150 гг. н. э.) Труд Птолемея «Руководство по географии» в восьми книгах явился наиболее подробной сводкой знаний античных ученых по географии. В этом труде была дана методика составления географических карт на основе астрономических координат земных объектов. Всего Клавдий Птолемей привел координаты 8 тыс. географических пунктов, отмечая не только береговую линию, но и расположение гор, рек и различных стран. Труд Птолемея отличался большей полнотой по сравнению с «географией» Страбона. Вплоть до XV – XVI вв. – начала эпохи Великих географических открытий – книги Птолемея явились самым авторитетным и полным источником сведений о странах и континентах.

Величайшим представителем античной медицины, а также учения о человеческом организме был Гиппократ (460 – ок. 370 гг. до н.э.), уроженец острова Кос. Он учил, что все части организма связаны между собой. Гиппократ отрицал сверхъестественное происхождение болезней. Здоровье, как и болезни, он ставил в непосредственную зависимость от климата страны, где обитает человек, санитарных и бытовых условий его существования. Несмотря на ограниченность, а иногда и прямую ошибочность многих физиологических представлений Гиппократа, его медицинские выводы и лечебные предписания часто удивляют глубиной и правильностью. Известно приписываемое ученому изречение о последовательности методов лечения:

Гиппократ Косский

сначала посредством лекарств, затем путем хирургического вмешательства и, в крайнем случае, путем выжигания очага болезни в организме: «Чего лекарства не излечивают – железо излечивает; чего железо не излечивает – огонь излечивает; чего и огонь не излечивает – лишь смерть излечивает». Медицинская школа Гиппократа положила начало профессиональным объединениям медиков – цехам, разрабатывавшим профессиональные морально-этические нормы поведения, которые принимались как присяга – клятва Гиппократа.

В Риме врачебное дело получает развитие только в I в. до н.э. и его основу заложил последователь греческого философа Эпикура римский учёный и поэт Тита Лукреция Кара (96 – 51 гг. до н.э.). Его поэма в стихах «О природе вещей» в 6 книгах явилась энциклопедией того времени. Она отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии, истории.

Тит Лукреций Кар

В живой поэтической форме Лукреций говорит о строении живых организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы. В шестой книге поэмы Лукреций излагает современные ему представления о заразных болезнях. О дал представление о миазматической концепции возникновения болезней последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной. В то же время, обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного

Асклепиад Вифинский

Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияни на Асклепиада из Прусы Вифинской (128 – 56 гг. до н.э.) – видного греческого врача, практиковавшего в Риме. Он основал в Риме методическую школу. Его система имела девиз: «лечить безопасно, быстро и приятно».

Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат стагнации (лат. stagnatio – застой; от stagnum – стоячая вода) твердых частиц в порах и каналах тела. Согласно этим воззрениям Асклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов (лат. perspiratio insensibilis – неощутимое чрескожное дыхание). Его лечение было

Капсарии оказывают помощь раненым. Барельеф на колонне Траяна, Рим.

направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых разных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошади, путешествовать в коляске и на корабле – словом, находиться в постоянном движении. Парализованных он советовал носить на коврах и раскачивать. По мнению Асклепиада, главная задача такого лечения – расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Успеху лечения способствовала также детальная разработка каждого метода и строго индивидуальное его применение; медикаменты назначались редко. Асклепиад был твердо убежден, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому – никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая.

Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующее развитие медицины в период Империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)и естественно-научного направления в медицине в целом.

Современная реконструкция римского госпиталя с внутренним двором

Развитие медицинского дела в период Империи явилось одним из проявлений римского практицизма и наиболее ярко выразилось в становлении военной медицины. Медицинскую помощь во время военных действий оказывали младшие медики – капсарии (лат. capsarii; от лат. capsa – круглая коробка, в которой хранили перевязочный материал) в военной одежде перевязывают раненых товарищей прямо на поле боя. В конце I – начале II в. во всех подразделениях и во всех родах римских войск появились врачи-профессионалы – medici. Были в армии и специалисты по лечению ран. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу.

После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где (примерно со II в.) стали устраивать военные учреждения для раненых и больных – валетудинарии. Обслуживавший их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом состоял из числа рабов.

Государственных (гражданских) больниц в Древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.

В то же время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, которые обслуживались рабами-медиками.

Наряду с военной медициной в период Империи развивалось медицинское дело в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей – архиатров (греч. archiatros – старший врач: archi... – старший, главный и iatros – врач).

При дворе императора служили придворные архиатры, в провинциях – провинциальные, в городах – народные архиатры. В городах назначались по 5 – 10 врачей в зависимости от количества населения. Архиатры объединялись в коллегии (лат. collegium – союз лиц одной про­фессии, культа и т.п.) и находились под контролем местных властей и центрального правительства, которые строго следили за их выборами и назначением. Процедура выборов напоминала строгий экзамен, после которого врач получал звание «Врач, утвержденный государством».

В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: