Шестой уровень - актуальный рефлексивный контроль.




Решая новую задачу, внешне похожую на решаемые ранее, ученик может самостоятельно обнаружить ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им обобщенного способа действия (или схемы) новым условиям задачи и в связи с этим самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления еще более общих оснований действия, т.е. принципов его построения. Другими словами, ученик умеет контролировать не только соответствие выполняемых действий обобщенной их схеме, но и соответствие самой обобщенной схеме изменившимся условиям задачи.В ряде случаев ученик может приступать к такой коррекции действий еще до начала их фактического выполнения в соответствии с усвоенной схемой, определив их неадекватность новым условиям заранее, как бы "прокрутив" их "в уме". Помощь учителя может при этом встречать отрицательно, пытаясь сначала выработать новый способ самостоятельно.

Таким образом, если учащийся владеет актуальным рефлексивным контролем, может самостоятельно обнаруживать и исправлять ошибки, отслеживать и контролировать свои действия, если он может проанализировать деятельность с точки зрения полноты ее компонентов и вычислить, каких именно звеньев не хватает в составе его умений, то можно сказать, что у учащегося происходит формирование одного из компонентов учебной деятельности, ведущей деятельности младшего школьника, - самоконтроля.[19]

Для нас важно выявить учащихся, с отсутствием самоконтроля, неразвитым и потенциальным самоконтролем и при помощи специальных дополнительных заданий помочь школьнику сформировать или развивать навык самоконтроля. Для этого необходимо провести практическое исследование и опытным путем выделить наиболее эффективные упражнения, которые решают данную задачу.

 

 


 

Глава 2. Исследование развития навыков самоконтроля у учащихся в младшем школьном возрасте

2.1. Разработка и проведение научного исследования

 

Для развития навыков самоконтроля у младших школьников, основываясь на теоретической базе исследования, перед нами была поставлена цель-разработать и провести научно-практическое исследование для выявления основных тенденций развития самоконтроля в учебной деятельности на уроке математики в младшем школьном возрасте.

Объектом исследования учебный процесс на уроке математики. Предметом исследования являются особенности развития самоконтроля у младших школьников в процессе учебной деятельности на уроке математики в зависимости от формы ее организации.

Гипотеза исследования: уровень развития самоконтроля в младшем школьном возрасте зависит от условий и содержания учебной деятельности.

Выборка: контрольная группа: 27 учащихся 2 класса средней общеобразовательной школы (15 мальчиков, 12 девочек); экспериментальная группа: 26 учащихся 2 класса средней общеобразовательной школы (14 мальчиков, 12 девочек).

База исследования: Средняя общеобразовательная школа № 51 гор.Ижевска.

Исследование проводилось 11 месяцев (с сентября 2016 года по октябрь 2017 года)

Контрольный и экспериментальный класс выбраны по уровню успеваемости. Общая успеваемость в классах выше среднего, хотя есть дети, у которых наблюдаются трудности в учебной деятельности. Они имеют недостатки концентрации внимания, в течение урока им трудно сконцентрироваться на учебном материале долгое время. Присутствуют дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, саморегуляции. При наблюдении и анализе работы учащихся данного класса можно сделать вывод о развитии их общеучебных умений и навыков.

У второклассников присутствуют затруднения в интеллектуальных и организаторских умениях и навыках. При восприятии информации, а конкретно, письменной инструкции треть учащихся нуждается в пошаговом предъявлении и пошаговом контроле усвоения учебного материала, несколько человек самостоятельно справляются с восприятием инструкции, остальным же требуются первичные разъяснения задания. Среди организаторских умений и навыков выделяют умение проверить свою работу. Большинство учащихся 2 класса, закончив выполнение задания, его результат не проверяют, так как довольствуются любым результатом. Треть учащихся результат проверяют, но ошибок чаще всего "не видят". При работе с учащимися было выявлено, что учитель мало времени уделял анализу результатов работы детей.

Для определения уровня развития навыка самоконтроля были подобрана методика, направленная на определение уровня саморегуляции. Учащимся предлагался тетрадный лист в одну линейку, написаны цифры 1, 2, 3, 4. Им необходимо было продолжить написание чисел до 50, соблюдая следующие правила:

- числа должны быть написаны в правильной последовательности;

- правильный перенос их с одной строчки на другую;

- не писать на полях;

- писать не в каждой строчке, а через одну.

Анализ проводился по следующим критериям: 10 баллов - ребёнок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца задания; работает не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить её, делает всё возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.

8 баллов - по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, её оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.

6 баллов - ребёнок воспринимает лишь часть задания, но и её не может сохранить до конца в полном объёме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) написание чисел нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.

4 балла - ребёнок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу её теряет и пишет числа с ошибками, которые не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.

2 балла - ребёнок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своём листе что-то своё или ничего не делает.

По результатам методики была составлена диаграмма № 1 (см. приложение №2). Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что у большинства учащихся 2 класса навык самоконтроля развит в соответствии с возрастом.

По уровню сформированности навыка самоконтроля класс можно разделить на 3 группы:

- учащиеся, у которых контроль проявляется только в случае, если учитель ставит такую задачу-контрольная группа- 8 человек, экспериментальная группа- 9 человек;

- учащиеся, у которых навык самоконтроля развит крайне незначительно - контрольная группа- 15 человек, экспериментальная группа- 13 человек;

- учащиеся, у которых самоконтроль сформирован в достаточной степени - контрольная группа- 4 человека, экспериментальная группа- 4 человека.

После проведения вышеуказанной методики была спланирована и организована опытно-практическая работа, направленная на развитие у детей 2 класса самоконтроля. При составлении конспектов уроков у экспериментальной группы в различные этапы урока включались специальные методы и приёмы развития навыка самоконтроля.

 

2.2 Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля.

 

Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приёмы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приёмы использовались на уроках математики. Методы и приёмы включались в уроки ежедневно только у экспериментальной группы.

Основными методами и приёмами, которые использовались во время проведения опытно-практической работы, были:

- сверка с написанным образцом;

- проверка по инструкции;

- взаимопроверка с товарищем;

- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

- сочетание коллективной и индивидуальной работы;

- выполнение задания по алгоритму;

- проверка с помощью сигнальных карточек;

- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.

Например, при проведении устного счёта эффективным методом формирования навыка является проверка с помощью сигнальных карточек. Тема: Проверка умножения.

Цель: научить учащихся проверять деление с помощью умножения.

Этап урока: устный счет.

Учитель диктует утверждения, учащиеся с помощью сигнальных карточек должны обозначить его правильность:

1. Частное чисел 24 и 3 равно 7. (Красный сигнал).

2. Число 48 больше, чем 12, в 4 раза. (Зелёный сигнал).

3. Первый множитель 15, второй - 4, произведение - 70. (Красный сигнал).

4. Делимое равно 60, делитель - 5, частное - 12. (Зелёный сигнал).

5. Произведение 14 и 6 равно 20. (Красный сигнал).

А при закреплении нового материала выбирался метод, с помощью которого учащиеся учились отбирать из предложенных вариантов решения поставленной задачи самый оптимальный.

Для того чтобы научить учащихся проверять свою работу самостоятельно, а не надеяться на родителей, им были предложены алгоритмы проверки домашнего задания. На уроке было объяснено и показано, как работать с этим алгоритмом.

Пример алгоритма по математике:

1. Прочитай ещё раз задание.

2. Проверь, правильно ли ты списал данные.

3. Если ты решаешь задачу, проверь, правильно ли ты записал ответ, на все вопросы ответил.

4. Если ты решаешь пример, содержащий несколько действий, проверь порядок действий.

5. Если ты решаешь примеры, выполни устную проверку своих вычислений.

6. Если ты решаешь уравнение, подставь значение Х в начальное уравнение.

7. Когда выполнил всю работу, проверь, все ли задания ты сделал и всё ли ты проверил.

Проверка домашнего задания осуществлялась во время проведения устного счёта, учащимся задавались вопросы по тому, как он осуществлял проверку своей работы.

При сборе тетрадей учащихся можно было наблюдать большое количество исправлений в ходе выполнения домашней работы, что свидетельствовало о том, что учащиеся используют предложенный им алгоритм действий.

Используемые методы и приёмы были направлены на развитие навыка самоконтроля, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, её регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий.

Большое внимание уделялось формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.

 

2.3 Анализ результатов проведенной работы по развитию навыка самоконтроля

 

После проведения опытно-практической работы по развитию навыка самоконтроля у контрольной и экспериментальной группы была вновь проведена методика, описанная в пункте 2.1 выпускной квалификационной работы. После повторного проведения методики можно наблюдать положительную динамику развития навыка самоконтроля в результате использования методов и приемов на каждом уроке (Приложение № 3). Анализируя полученные результаты всех методик, мы видим, что учащихся класса по-прежнему можно разделить на 3 группы по уровню сформированности, но изменился количественный и качественный состав:

- учащиеся, у которых контроль проявляется только в случае, если учитель ставит такую задачу-контрольная группа- 6 человек, экспериментальная группа- 3 человека;

- учащиеся, у которых навык самоконтроля развит крайне незначительно - контрольная группа- 11 человек, экспериментальная группа- 8 человек;

- учащиеся, у которых самоконтроль сформирован в достаточной степени - контрольная группа- 10 человек, экспериментальная группа- 15 человек.

Таким образом, важно отметить, что изменения произошли и в контрольной группе, на которую во время исследования оказывалось незначительное влияние, без использования специальных методик. Но в процентном соотношении результаты экспериментальной группы значительно отличаются.

Проведенное исследование доказывает правильность выдвинутой раннее гипотезы: формирование навыка самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании таких методов и приёмов, как сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Работа по формированию навыков самоконтроля в учебной деятельности занимает особое место в начальных классах. Она должна проводиться с первых дней пребывания детей в школе, т.к. учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте и, следовательно, от характера её становления будет зависеть успешность дальнейшего обучения и развития учащихся.

 


 

Заключение

Многочисленные факты наблюдения педагогов и психологов свидетельствуют о том, что в педагогической практике выработке у каждого ученика необходимых навыков самоконтроля уделяется крайне недостаточно внимания, а нередко оно просто отсутствует. Младшие школьники, даже зная, как следует контролировать себя, не всегда производят действие самоконтроля. Поэтому они нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить учащихся самоконтролю. Без него невозможна как учебная деятельность, так и даже творческая и повседневная деятельность. Значение самоконтроля значительно возрастает ещё и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений.

Развивая мышление, нельзя оставить без внимания формирование компонентов учебной деятельности и в частности - самоконтроля. Ребёнок не сможет строить логические цепочки и делать правильные выводы, если у него отсутствует контроль своих действий и действий товарищей.

Целью работы было рассмотреть особенности формирования самоконтроля младших школьников и определить эффективные методы и приёмы, способствующие развитию самоконтроля. Цель была достигнута с помощью реализации следующих задач:

1. изучение особенностей формирования самоконтроля младших школьников;

2. подобрана и апробирована система методов и приёмов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников в процессе организации учебной деятельности;

3. проанализированы полученные результаты.

Были выявлены следующие структурные звенья самоконтроля:

1. уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приёмы работы и полученный результат;

2. слияние хода работы и достигнутого результата с образцами;

3. оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок и выявление их причин (констатация состояния);

4. коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана её выполнения, внесение усовершенствований.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования таких методов и приёмов, как сверка с написанным образцом, взаимопроверка с товарищем, коллективное выполнение задания и коллективная проверка, сочетание коллективной и индивидуальной работы, проверка с помощью сигнальных карточек, подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Данное исследование будет полезно для использования в работе учителя начальных классов, педагогов дополнительного образования и для родителей учащихся, которые объединив свои усилия смогут младшему школьнику помочь стать личностью с развитыми навыками самоконтроля и контроля, что очень важно для конкурентоспособности и устойчивости в современном мире.


 

Список использованной литературы

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Издательство "Ось-89", 2000. - 272 с.

2. Баранников А.В. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования - на основную школу // Начальная школа. - № 8. - 2004. - с.13-15.

3. Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики // Начальная школа. - № 9. - 2005. - с.34-35.

4. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми семи лет // Вопросы психологии. - № 4. - 1988. - с.25-28

5. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Издательство "Союз", 2000. - 159 с.

6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Издательство Московского университета, 1974. - 140 с.

7. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1999. - 114 с.

8. Иванников В.А., Орлов Ю.М. Социальная психология. Словарь. –Питер, 2016.

9. КотырлоВ.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев: Издательство: "Киев", 1979. - 279 с.

10. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - № 2. - 1986. - с.36-39.

11. Лукьянова М. Ориентир самостоятельной деятельности // Учитель. - № 2. - 2003 март - апрель. - с.12-14.

12. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. - М.: Высшая школа, 1979. - 150 с.

13. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся. - М.: Просвещение, 1997. - 120 с.

14. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа. - №10. - 1988. - с.18-21.

15. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. - 213 с.

16. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.

17. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младшихшкольников // Начальная школа. - № 11. - 2004. - с.31-37.

18. Реан А.Л., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 160 с.

19. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск: Пеленг, 1993. - 198 с.

20. Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике // Математика в школе. - №3. - 1980. - с.24-26.

21. Семенов И. H., Степанов Ю. H. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. Исследование проблемы психологии творчества. - М., 1983. - с.154-182.

22. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 176 с.

23. Титаренко Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности // Начальная школа. - № 9. - 2005. - с.10-13.

24. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. - № 2. - 1989. - с. 19-22.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 378 с.

26. Математика: 2 класс: учебник: в 2 ч. Часть 2./Под ред. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова.- М.: Астрель, 2012.-142 с.

27. Мир детства: младший школьник/ Под ред.А.Г. Хрипковой; Отв. ред.В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1981. - 400 с.

28. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357

29. Формирование учебной деятельности школьников/Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 176 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: