Короткую историю нужно рассказать кинематографично.




ТЕКСТЫКОРОТКОМЕТРАЖЕК

Задача: написать сценарий для короткометражного фильма, метраж 3-5-10 минут

Цель: использование для тренировочных съемок в кинематографиечских, театральных и медийных ВУЗАх.

У студентов нет сметы, они снимают на коленках, поэтому история должна быть «технична», то есть реально снимаема, а не просто безответственный полет фантазий.

 

Проблема дефицита тренировочного сценарного материала – существует.

Ее можно решить составлением специальной «хрестоматии» - учебно-практического издания. Хрестоматия может выпускаться постоянно, выпуск 1, выпуск 2 и т.д.

Хрестоматия может быть сетевой, т.е. сайтом.

На том же сайте может быть выложена экранизация и проанализирована.

На сайте может быть специальный раздел – типичных сюжетов, типичных ошибок – «как не надо делать». Например, не надо ходить по улицам и спрашивать «Что такое любовь?»…

 

Практически все кинорежиссёры начинают с короткого метра, так как затраты на производство короткометражного фильма значительно ниже, чем у полнометражного. Изначально весь игровой кинематограф был короткометражным.

Многие фильмы стали классикой. Когда журнал Sight & Sound в 2012 г. опросил 846 кинокритиков со всего мира на предмет выявления величайших фильмов, среди короткометражных наибольшее число голосов получили «Взлётная полоса» (29 голосов), «Шерлок-младший» (25), «Андалузский пёс» (17), «Полуденные сети», «Длина волны» (по 16) и «Путешествие на Луну» (10)[3].

 

 

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ?

- Классические рассказы – но они также требуют экранизации и адаптации под современность.

- Экранизация стихотворений – монтажное упражнение на ассоциации. Стихоклип.

- Специально написанные тексты.

- Тексты, объединенные одной темой. Например, см. «Личное отношение»

https://arergard.com/9-maya-lichnoe-otnoshenie

Ролики по заказу телеканала «Звезда» к 9 мая.

https://ru.wikipedia.org/wiki/9_%D0%BC%D0%B0%D1%8F._%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

 

Short Film Granary - короткометражное кино созданное как профессионалами, так любителями со всего мира

https://www.shortfilmgranary.com/

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Нам нужно рассказать короткую историю.

Короткую историю нужно рассказать кинематографично.

Короткая история, как правило, предполагает небольшую интригу и неожиданную развязку.

Интрига – предпочтительнее, чем обычные перипетии (был счастлив – стал несчастлив). Интрига предполагает постепенное узнавание информации и неожиданную развязку, пуант анекдота. Почему мы и говорим о предпочтительности «анекдота».

 

Раньше в этом смысле использовали слово «анекдот». Анекдот – в том старом смысле, провинциальный анекдот, петербургский анекдот.

Во второй половине 18-го и в 19 в. слово «анекдот», или «литературный анекдот» (англ. anecdote) имело другое значение: короткий, нередко нравоучительный рассказ о необычном действительном (или выдаваемым за действительное) событии (напр. происшествии из жизни исторического лица).

 

Эта история должна быть кинематографична.

Кинематографична, значит построена на визуальном эффекте, ее должно быть интересно смотреть, вплоть до того, что она может содержать в кульминации киногэг, актерский этюд, трюк, визуальную развязку.

Главное - визуальность: действие происходит «здесь и сейчас», пишется в настоящем времени, все, что можно показать, а не рассказать – показать. Использовать визуальные гэги – кинофразы, кинометафоры, кинопоказы. Делать внутреннее – внешним.

 

Хотя «гэг» - это чаще всего комический трюк (тортом в морду), но это не обязательно, гэг может быть трагичным, трогательным и т.д.

 

Хороший гэг невозможно пересказать так, чтобы было смешно (так что не будем его путать с острой шуткой). Гэг это аттракцион (моментально втягивающий нас в сопереживание). Если угодно, гэг это шутка, рассказанная нам языком кинематографа.

 

 

Гэг как аттракцион Его величество гэг И ещё раз “гэг”

 

Гэг на сегодняшнем этапе может быть не только комедийным. Вот в какой-то статье Юрия Арабова назвали мастером гэга. Если это так, то много ли в его сценариях от комедии? Да, любой хороший и поставленный в нужном месте гэг – драматичен (работает на развитие сюжета и на раскрытие характера персонажей) и, главное, работает не на себя самого (как во второсортной комедии), но на сцену. Выше мы сказали, что успех сцены зависит от наличия гэга, теперь уточним: попробуйте сцену переработать так, чтобы она была интересна визуально, но почти не поддавалась пересказу.

 

Близкие термины:

АЙ-СТОППЕР. [от англ. Eye stopper — ловушка для глаза] — яркий, неординарный, выделяющийся элемент визуальной рекламы или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание; визуальный раздражитель.

ШОУСТОППЕР

https://kinoart.ru/ru/archive/2012/02/shoustoppery

Манипулирование зрительскими эмоциями, которое часто трактуется интеллектуалами как низший вид зрелища, в действительности есть основополагающая, родовая черта кинематографа. Да, кино хуже, чем литература, приспособлено для трансляции философских идей, зато ни один другой вид искусства не сравнится с ним в способности программировать чувственную реакцию публики

 

Мы помним, что

СЦЕНАРИЙ – это записанное видимое действие, происходящее здесь и сейчас на экране перед вашим носом. Без неэкранизуемых рассуждений и внутренних монологов, литературных метафор и временных пассажей.

Не экранизуемо: «они любили друг друга всю жизнь», «из окна пахнуло холодным воздухом», «машинист увидел человека, как бабочка ударившегося в стекло», «семейство Дурсли прямо дрожь пробивала, если им вдруг случалось подумать, что сказали бы соседи», «через неделю после свадьбы они собрались с визитом к теще». Поэтому пишем только то, что можем снять. Как проверить себя? Представьте себя на месте режиссера, которому нужно дать конкретные задания оператору и актерам.

 

Просьба: всегда подписывать работы, автор, электронная почта,

Формат, метраж. Название.

 

Например: Анна Ганшина, СПб, angans@yandex.ru

ШОКОЛАДНЫЙ БИЛЛИАРД

Сценарий короткометражного фильма (7 мин)

 

 

Персонажи: один-два-три-четыре… больше – при абсолютно оправданной необходимости, массовка тоже при необходимости…

 

Главный герой: кто он? Как его описать несколькими словами? В какой он ситуации? В чем его проблема на данный момент? Насколько он активен? Какова его цель и его сквозное действие, к чему он стремится?

О чем эта история?

Как ее выразить одним предложением?

Лог-лайн: о чем история? Есть внутренняя история – цель героя (что изменить), и внешняя история может быть – вырваться из ловушки…

 

 

Не путать с темой (это фильм о том, что такое совесть, упрямство, родной дом и проч.), не путать с «поэтическим ощущением» (это фильм о мужестве на войне)… Не путать со стилем (этот фильм в стиле советских 60-х, в стиле Тарантино, в стиле панк)…

 

Антагонист: тень ГГ, его противник, другая сторона конфликта. Сквозное контрдействие.

Локация (где и когда происходит событие).

Место: преимущественно Петербург и область в наших условиях. (если проект для СПб вузов). В Петербурге можно снять почти любую фактуру (готику, мечеть, пальмы в бот саду, россию, европу и т.д.)

Локация может быть типажная (типичная, типическая – больница вообще) – а может быть конкретная, именно это интересное место.

Дополнительно может быть решена задача создания фильмов о СПб.

Время: преимущественно наше время. Историческая фактура – все либо удорожает, либо делает слишком условным.

 

 

Среда (setting): разнообразная, и чем разнообразней, тем лучше.

 

Социальный ритуал (свадьба, поход в клуб, вечеринка). Типичная городская ситуация. Профессиональная (врачи, спортсмены, силовые структуры, рабочие – стараться избегать всяческих одаренных художников и интеллигенции, задолбали). Возрастная – дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые. Гендерная (чисто мужская, чисто женская, смешанная). Социальные страты, сословия, группы, тусовки, хобби, увлечения, клубы по интересам… Богатые – бедные. Русские – смешанные – национальные. Конфессии (православие, католицизм, протестанты, иудаизм, буддизм, мусульманство разных направлений), секты.

 

Формат: по медийности – игровое, документальное, анимация, фото, смешанное.

Жанр, определиться в жанре, написать формулу жанра: драма, трагедия, комедия, романтическая комедия, мелодрама, боевик, приключения, детектив, триллер, трэш и т.д. и т.п. их множество….

 

Структура:

Обычная:

- пролог (минимальный),

- экспозиция (минимально или отсутствует – жили-были),

- завязка, катализатор действия (пусковое событие – как вдруг),

- первое поворотное событие (и тогда),

- первая часть (учеба, игра, попытки),

- второе поворотное,

- вторая часть – (плохие парни наступают), ничего не работает,

- все плохо, точка смерти, разгон к кульминации,

- кульминация,

- доворот (метафора, ключевые слова – а! так вот о чем это кино!!!)

- развязки,

- финал,

- эпилог.

 

Возможны: Нарушение структуры – перестановки, разрывы, начинать с кульминации и т.д. Несколько историй. Коллаж. Абсурд.

Диалог: как известно предпочтителен одновременно:

– непрямой (имеющий подтекст),

- краткий,

- конфликтный (в сущности – спор)

- двигающий действие,

- раскрывающий характер,

- дающий информацию…

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: