Схема синтаксического анализа простого предложения.




<... > — это предложение простое;

— по цели высказывания: повествовательное; вопросительное; побудительное; оптативное;

— по модальности: реальное/нереальное;

— по характеру предикативных отношений: утвердительное/отрицательное;

— по наличию — отсутствию дополнительной экспрессивной интонации: восклицательное / невосклицательное;

— по возможности — невозможности синтаксического членения: членимое / нечленимое;

—по составу грамматической основы: двусоставное/односоставное (указать, какое именно);

— по наличию — отсутствию второстепенных членов: распространенное/ нераспространенное;

— по наличию — отсутствию конструктивно необходимых компонентов: полное/ неполное (указать, какое именно);

— по наличию — отсутствию осложнений: осложненное/ неосложненное (указать, чем именно осложнено).

 

Образцы анализа:

1) Кабинет в ялтинском доме Чехова был небольшой, шагов двенадцать в длину и шесть в ширину, скромный, но дышавший какой-то своеобразной прелестью.

Это предложение простое, повествовательное, реальное, утвердительное, невосклицательное, членимое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми.

2) В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Это предложение простое, повествовательное, реальное, утвердительное, невосклицательное, членимое, односоставное (безличное), распространенное, полное, осложнено однородными дополнениями и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 

Задание 4

Расставьте знаки препинания; начертите деривационные схемы; произведите синтаксический анализ СП.

Вариант 1

1. Самые богатые из людей не те кто получал много а те кто как раз щедрей всех других раздавал себя людям (Сухомлинский).

2. Ты помнишь товарищ как вместе сражались как нас обнимала гроза? (Светлов).

3. Любовь к людям это ведь и есть те крылья на которых человек поднимается выше всего (Горький).

4. Любовь к труду необходима для того чтобы построить на земле свободную счастливую жизнь (Горький).

5. Наш народ сплочен и един он непобедим (Посл.).
6. Мы в грозное завтра спокойно глядим и время за нас и победа за нами
7. Много песен над Волгой звенело да напев был у песен не тот (Лебедев-Кумач).

8. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела не поют соловьи не

пахнет цветами но степь все еще прекрасна и полна жизни (Чехов).

Вариант 2

1. Тот кто поймет что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге уже перестанет быть обывателем.

2. И сердце бьется в упоенье и для него воскресли вновь и божество и вдохновенье и жизнь и слезы и любовь (Пушкин).

3. Есть повсюду хорошие люди где есть небо земля и вода.

4. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями своей мысли а не одной памятью (Л. Толстой).

5. Пожелаем чтоб не меркнул правды луч в краю родном чтоб волной широкой знанье разлилось повсюду в нем (Плещеев).

6. Берегите старых людей без которых не было бы вас!

7. Родина будь спокойна дети отцов достойны (Ошанин).

8. Правильно выберешь дело будешь всегда счастлив.

Вариант 3

1. Я с детства не любил овал я с детства угол рисовал (Майоров).

2. Жизнь дается один раз и хочется прожить ее бодро осмысленно красиво (Чехов).

3. Опять свой наряд обновили в зеленых побегах леса и нас на заре разбудили счастливых скворцов голоса (Матусовский).

4. Воспитывать людей искусство которому надо учиться без конца.

5. Тот кто жил для людей после смерти живет среди людей.

6. Оттого прекрасное прекрасно что есть безобразное на свете.

7. Мелких чувств на свете не бывает мелкими бывают только души.

8. Мы знали этот человек крепче непогоды прочнее стали.

Вариант 4

1. В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость но она открыта не для каждого (Чехов).

2. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.

3. Пусть каждый станет верным солдатом мира если не хочет стать солдатом или жертвой войны (Леонов).

4. Хорошо может видеть людей и землю только тот кто их любит.

5. Пушкин легко и весело мог нести свое творческое бремя несмотря на то что роль поэта нелегкая и невеселая.

6. Терпеливо растолкуйте детям что лес входит в понятие отечества что сила патриотизма пропорциональна личному вкладу человека в какое-то полезное и благородное дело.

7. Шел дождь снег трещал мороз выла и посвистывала метель.

8. Не могут быть доступными высокие идеалы бессердечному человеку не способному к тонким переживаниям (Сухомлинский).

Вариант 5

1. Создает человека природа но развивает и образует его общество (Белинский).

2. То падал как будто туман то вдруг припускал косой крупный дождь.

3. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертельно для души человека (Горький).

4. Слышу я звенит синица меж желтеющих ветвей (Тургенев).

5. Патриот тот кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые трудные ее дела.

6. Хочешь быть счастливым силы не жалей (Ошанин).

7. Пусть запомнят в веках нам страх и подлость были не к лицу (Майоров).

8. Пусть грозит он нам ненастьем пусть зимы он нам пророк дышит благодатным счастьем птичий этот голосок (Тургенев).

Вариант 6

1. По-русски говорим мы с детства но только Пушкина строка передает нам как наследство живую прелесть языка.

2. По небу голубому проехал грохот грома и снова все молчит (Маршак).

3. Тот кто верен дорогам суровым где дрались мы за каждую пядь жизнь не станет прикрашивать словом будет делом ее украшать (Рыльский).

4. Не может жизнь утратить смысл высокий замкнув за нами круг дневных забот пока звучат нам пушкинские строки и музыка Чайковского поет (Рыльский).

5. Мира не ждут его завоевывают.

6. Народ без книги похож на человека бредущего с завязанными глазами он не видит мира (Гамзатов).

7. Как легко по земле идти если нет на земле войны.

8. Темна ноченька не спится выйду к речке на лужок (Есенин).

Вариант 7

1. Была бы наша Родина богатой да счастливою а выше счастья Родины нет в мире ничего (Матусовский).

2. В небе первые звезды повисли в окнах тоже горят огоньки (Ваншенкин).

3. Каждая книга писателя если она написана кровью сердца это воплощение заветных его дум (Гладков).

4. Если бы мне иметь сто жизней они не насытили бы всей жажды познания которая сжигает меня (Брюсов).

5. Мы хотим чтоб вместо канонады ухал гром и радуга была.

6. Земля кругла на ней не скроешь тайны.

7. Не мудрено голову срубить мудрено приставить (Посл.).

8. Ты сказала что Саади целовал лишь только в грудь (Есенин).

Вариант 8

1. Пусть каждый знает правило одно и каждый пусть ему повсюду следует двух жизней человеку не дано так хоть одну уж проживи как следует (Островский).

2. Народ без книги похож на человека без зеркала ему нельзя увидеть свое лицо (Гамзатов).

3. Желаешь себе добра не делай зла другому.

4. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью (Горький).

5. Некоторые утверждают что жажда воспоминания приходит с возрастом я думаю что они ошибаются (Чаковский).

6. И долго буду темлюбезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал (Пушкин).

7. Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера (Тютчев).

8. Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека (Горький).

 

Вариант 9

1. Если бы парни всей земли миру присягу свою принесли вот было б радостно тогда на свете жить (Долматовский).

2. Всякому человеку для того чтобы действовать необходимо считать свою деятельность важною и хорошею (Л. Толстой).

3. Не страшно знать что смерть к тебе идет коль умираешь ты за свой народ.

4. Превосходная должность быть на земле человеком, сколько увидишь чудесного как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении перед красотой (Горький).

5. Тьма света не любит злой доброго не терпит.

6. Я полон дум о юности веселой но ничего в прошедшем мне не жаль (Есенин).

7. То сам себя не понимал я то мир меня не понимал.

8. Надо жить и поступать так будто на тебя смотрит следующее поколение.

Вариант 10

1. Везде тепло мне отдает земля но согревают душу лишь поля возделанные добрыми руками (В. Федоров).

2. Нужно читать и уважать книги которые учат понимать смысл жизни понимать желания людей и истинные мотивы их поступков (Горький).

3. Порой нам обидно до слез что строить не нам довелось.
4. Любой уголок земли где ты встречаешь друзей становится родным.

5. Слушайте тишину и тогда осень покажет все свои богатства.

6. Ручеек добежавший до моря и увидевший перед собой неоглядные просторы не должен забывать тот родник от которого начался его путь на земле (Гамзатов).

7. Трудно подобрать другой земной цветок который так же удачно сочетался бы с золотом ржи как это делает василек (Солоухин).

8. Голоса команды совсем замерли и в степной тишине стало слышно как припадал на землю ветер и шуршала снегом жесткая поземка (Федин).

 

Образцы анализа ССП

1) Уж соснызолотятся днем, и 2) красногрудым снегирем клестыкричат на острых елях.

  и  

 

Это ЭССП гибкой открытой структуры; части СП связаны с помощью сочинительного соединительного союза и и единого интонационного контура; между частями СП обнаруживаются соединительно-перечислительные смысловые отношения (со значением одновременности событий).

1) Птиц не было слышно, но 2) кузнечикитрещали повсеместно.

 

  ,но  

 

Это ЭССП гибкой закрытой структуры; части СП связаны с помощью сочинительного противительного союза но и единого интонационного контура; между частями СП обнаруживаются противительно-сопоставительные смысловые отношения.

1) Есть у меня в саду четыре яблони — и 2)только однадает плоды.

  — и  

 

Это ЭССП негибкой закрытой структуры; части СП связаны с помощью сочинительного соединительного союза и и единого интонационного контура; между частями СП обнаруживаются соединительно-распространительные смысловые отношения (с противительно-ограничительным значением).

Образцы анализа СПП

1) Есть святые чувства, 2) которых не должна касаться чужая рука.

 

1 х

Какие?

2 (которых)

Это ЭСПП негибкой нерасчлененной структуры присубстантивно-атрибутивного типа; придаточная часть находится в постпозиции; относится к сущ. "чувства" в главной части; отвечает на вопрос какие?; связывается с главной частью с помощью союзного слова которых (контактная рамка чувства, которых); между главной и придаточной частью обнаруживаются атрибутивно - выделительные смысловые отношения.

1 ) Подъемоказался труднее, 2) чем предполагалиальпинисты.

 
 


1 х

чего?

2 (чем)

 

Это ЭСПП негибкой нерасчлененной структуры прикомпаративного типа; придаточная часть находится в постпозиции; относится к компаративу труднее в главной части; отвечает на вопрос чего?', связывается с главной частью с помощью подчинительного сравнительного союза чем (контактная рамка труднее, чем...); между главной и придаточной частью обнаруживаются сравнительно -объектные смысловые отношения.

1) Как ни старался онободрить друга, 2)ничего не вышло.

2 х

несмотря на что?

(как ни)

 

Это ЭСПП гибкой расчлененной структуры с уступительным придаточным; придаточная часть находится в препозиции; относится к сказуемому в главной части; отвечает на вопрос несмотря на что?; связывается с главнойчастью с помощью подчинительного уступительного союза как ни; между главной и придаточной частью обнаруживаются уступительные смысловые отношения.

 

Образцы анализа БСП

1) Онгость - яхозяин.

 

  -  

Это ЭБСП гибкой закрытой структуры, части БСП связаны между собой с помощью особой интонации (разделительной паузы); между частями БСП обнаруживаются сопоставительные смысловые отношения.

 

1) Досидела бы до конца – онбы тебя и до дому проводил.

 

  -  

 

Это ЭБСП гибкой закрытой структуры, части БСП связаны между собой с помощью особой интонации (разделительной паузы); между частями БСП обнаруживаются условно-следственные смысловые отношения.

1) Мычувствуем: 2) наш голосчист и ясен.

 

  :  

Это ЭБСП негибкой закрытой структуры; части БСП связаны с помощью пояснительной интонации; между частями БСП обнаруживаются изъяснительно-объектные смысловые отношения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: