Схема синтаксического разбора простого предложения по членам




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4

П о р у с с к о м у я з ы к у (синтаксис)

Для студентов V курса ОЗО


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Контрольная работа предназначена для студентов-заочников IV курса факультета ПиМНО.

Работа включает четыре задания в соответствии с содержанием данного курса: №1 – по словосочетанию, №2 – по членам предложения, №3 – по анализу простого предложения, №4 – по анализу сложного предложения; тексты для анализа (в десяти вариантах к каждому заданию); схемы и образцы анализа; список литературы.

Выполнению заданий контрольной работы должно предшествовать изучение соответствующих разделов учебных пособий и рекомендованной литературы.

Вариант выбирается по конечным цифрам номера зачетной книжки.

Контрольная работа должна быть зарегистрирована в заочном отделе факультета ПиМНО не позднее, чем за две недели до начала сессии.

 

Задание № 1

Перепишите предложение, расставив недостающие знаки препинания. Вычлените сочетания словоформ, не являющиеся словосочетаниями, терминологически определите их. Выберите 3 синтаксических словосочетания и разберите их.

Вариант № 1

Войдя в приемную генерала Червяков увидел там много просителей а между просителями и самого генерала (А. П. Чехов).

 

Вариант № 2

Все чаще мать ощущала требовательное желание своим языком говорить людям о несправедливости (М. Горький).

 

Вариант № 3

На три крейцера Паганини купил маленький белый хлебец и ел его без удовольствия идя по дороге к дому (А. И. Куприн).

Вариант № 4

Стряпчий молча нагнулся вытащил из-под стола большой старинный потертый на углах футляр из буйволовой кожи и бережно передал его Паганини (А И Куприн).

Вариант № 5

По вечерам окончив топку печей Ярмола с нетерпением дожидался когда я его позову (А. И. Куприн).

 

Вариант № 6

Гриша маленький семилетний карапузик стоял около кухонной двери подслушивал и заглядывал в замочную скважину

(А. П. Чехов).

Вариант № 7

Степан Михайлович не плакал беспрестанно не сидел над больным но страдал душою едва ли не больше всех (А. П. Чехов).

Вариант № 8:

Мне вдруг захотелось нарушить это томительное молчание каким-нибудь подобием человеческого голоса (А, И. Куприн).

Вариант № 9

Средствам массовой информации подчас недостает умения показать всю сложностьновизну решаемых государственных задач (Из газет).

Вариант №10

Кухарка не переставая хваталась дрожащими руками за ножи вилки дрова тряпки двигалась ворчала стучала но в сущности ничего не делала (А. П. Чехов).

Образец выполнения:

С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно.

1. Синтаксические конструкции, не являющиеся словосочетаниями:

явижу — предикативное сочетание, грамматическая основа предложения;... с отрадой, многим незнакомой,.. — полупредикативное сочетание;... избу, покрытую соломой,.. — полупредикативное сочетание;... гумно, избу..., окно — сочинительный ряд (однородные члены).

2. Анализ синтаксических словосочетании:

что?

вижу гумно (избу, окно) — это простое свободное СС глагольного типа; выражен глаголом; главный компонент выражен сущ. В. п.; зависимый компонент связан с главным компонентом связью глагольного беспредложного сильного управления; между главным и зависимым компонентами обнаруживаются объектные смысловые отношения.

какое?

полное гумно — это простое свободное СС именного (субстантивного) типа; гл.компонент выражен сущ. ед. ч., ср. р., В. п.; зависимый комп. выражен прилаг.в форме ед.ч., ср.р.,В.п.; зависимый связан с главным связью полного грамматического согласования; между компонен-тами обнаруживаются атрибутивные смысловые отношения.

какое?

окно со ставнями — это простое свободное СС именного (субстантивного) типа; гл. комп. выражен сущ.; завис.комп. выражен сущ. в Т. п.; зависимый связан с главным связью приименного предложного слабого управления; между компонентами обнаруживаются атрибутивные смысловые отношения.

какими?

с резными ставнями — это простое свободное СС именного (субстантивного) типа; гл.комп. выражен сущ. мн.ч.. Т.п.; завис.комп.выражен прилагат. мн.ч., Т.п.; завис. связан с глав. связью полного грамматического согласования; между компонентами обнаруживаются атрибутивные смысловые отношения.

 

 

Задание №2.

Разберите по членам простые предложения (схема разбора представлена после вариантов текстов для анализа).

Вариант 1

1. Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие (Паустовский).

2. Среди этих кольев, гряд и гор вспаханного грунта трудились тысячи людей и сотни непонятных машин (Б. Полевой).

Вариант 2

1. Ко всякому действию, ко всякой работе спешила прицепиться фантазия и пыталась превратить их в завлекательную игру (Вересаев). 2. Во дворе виднелись два домика (Дубов).

Вариант 3

1. Каждый из нас должен бороться за утверждение достойной жизни всюду и всегда до конца дней своих (Паустовский).

2. Только разум освободит человека (Горький).

Вариант 4

1. Но большинство из нас на всю жизнь остались неразговорчивыми домоседами-нелюдимами (Вересаев).

2. Печален будет мой рассказ (Пушкин).

Вариант 5

1. В любви к артисту непременно должно присутствовать признание его таланта. Иначе ему и любовь не в любовь (Федин).

2. В эту минуту я не желал бы быть на его месте (Лермонтов).

Вариант 6

1. Шли два приятеля вечернею порою

И дельный разговор вели между собою (Крылов).
2. Ничто нас в жизни не может вышибить из седла (Симонов).

Вариант 7

1. Он не посмел рискнуть расстаться с нею (Симонов).

2. Пускай на всех меридианах

Росинкой каждою с куста

И каждой каплей океана

Сияет людям чистота (Щипачев).

Вариант 8

1. Мне мил стихов российских жар (Есенин).

2. Пусть свет и радость прежних встреч нам светит в трудный час (Исаковский).

Вариант 9

1. Небо из-за горы казалось необъятно-огромным и новым (Бунин).

2. Лучшее средство укрепления памяти — чтение с полным вниманием (Танеев).

Вариант 10

1. Большое дело — уметь подойти к разным людям без наигранной простоты (Гранин).

2. В осеннем солнечном лесу человек становится чище (Троепольский)

 

Схема синтаксического разбора простого предложения по членам

Подлежащее: назвать и указать грамматический способ его выражения. Если оно выражено формой имени, то важно указать только на падежную форму (именительный падеж). Если подлежащее выражено словосочетанием, то называется его тип по морфологии стержневого компонента.

Сказуемое: на какой вопрос отвечает; назвать структурно-семантический тип: простое глагольное осложненной или неосложненной формы / составное глагольное / составное именное / сложное глагольное или именное (для составных указать еще на тип вспомогательного глагола или связки; указать, чем именно выражена присвязочная часть); указать грамматическое (модально-временное) значение сказуемого.

Дополнение: на какой вопрос отвечает; назвать структурно-семантическую разновидность: прямое / косвенное; указать морфологический способ его выражения.

Определение: на какой вопрос отвечает; назвать разновидность: согласованное / несогласованное; указать морфологический способ выражения.

Обстоятельства, на какой вопрос отвечает; назвать разряд по значению (места, времени и т. п.); указать морфологический способ выражения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: