Первое: Умение использовать вещественно-полевые ресурсы (ВПР).




Беляев А. Н.

Капитан Врунгель – мастер ТРИЗ

 

Может быть некоторых удивит название данной статьи. И верно, впервые читатели узнали о капитане Врунгеле в 1937 году, а работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллером и его коллегами только в 1946. Нет ли здесь противоречия? Противоречия нет, ведь первопроходцы ТРИЗ открыли и систематизировали опыт своих предшественников: великих изобретателей, инженеров, конструкторов, ученых. Мне доподлинно не известно, изучался ли основоположниками ТРИЗ арсенал приемов капитана Врунгеля, но анализ данного художественного произведения позволяет утверждать, что Христофор Бонифатьевич многое из того, что сейчас входит в инструментарий ТРИЗ знал, и более того, творчески и успешно применял. Да им не был проведен анализ и систематизация приемов и методов. Но эти приемы были частью его практических умений. Об этом говорит то, что в книге зачастую один и тот же прием применяется неоднократно, причем в самых различных ситуациях.

Итак, что служит доказательством выдвинутого предположения.

 

Первое: Умение использовать вещественно-полевые ресурсы (ВПР).

Большой практический опыт автономных плаваний выработал у Христофора Бонифатьевича такие качества как находчивость, оптимизм, изобретательность. Как настоящий капитан он умело использовал все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. И внешние (и попутные течения, и штиль, и ветер, даже если он встречный) и внутренние (то, что входит в состав снаряжения яхты, оснастку, груз и т.д.). Любой предмет при творческом подходе может стать решением проблемы. Вспомните участие «Беды» в соревновании яхт. (Здесь и далее приводятся выдержки из книги «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Сергеевича Некрасова).

Почти всю дистанцию так и прошел лидером. Но у самого финиша мы сплоховали: не рассчитали немножко, зашли под бережок, попали в полосу безветрия, заштилели. Паруса обвисли, болтаются, некрасиво так, хоть ноздрей поддувай. Лом мачту скребет, зазывает ветер. Фукс свистит с той же целью, но это все, знаете, предрассудки, ерунда. Не верю я в это. А «Беда» стоит, конкуренты подпирают, и впереди — мистер Болдуин на своей посудине.

Мистер Денди посмотрел за корму и загрустил: выругался, сорвал крышку с ящика, извлек бутылку — и хлоп в донышко!

Пробка вылетела, как из пушки. При этом «Беда» получила такой толчок, что заметно продвинулась вперед.

А я, даром что был расстроен, учел это и сделал должные выводы. Пока мистер Денди заливал свое горе, я вспомнил старую нашу пословицу. Знаете, говорят: «Нет плохих судов, нет плохих ветров, есть плохие капитаны».

Но меня-то уж никак нельзя причислить к этому последнему разряду. Не хвастаясь, скажу — я капитан хороший. Эх, думаю, была не была. Объяснил задачу, дал команду…

Мы все трое встали на корме и одну за другой принялись вышибать пробки.

Тут и мистер Денди несколько оживился. Достал из кармана платочек, принялся командовать. И, знаете, с командой пошло еще лучше.

— Кормовая башня, огонь! — кричит он.

Три пробки залпом вылетают с громоподобным звуком, падают в море подбитые чайки, содовая льется, вода за кормой кипит. Мистер Денди машет платком все чаще, все громче кричит:

— Кормовая, огонь! Огонь!

Прямо Трафальгарская битва. Куда там…

А «Беда» между тем движется вперед по ракетному принципу, набирает ход.

Вот уже и мысок позади, паруса взяли ветер, снасти обтянулись, зазвенели.

И вот мы вновь отвоевываем ускользнувшую было победу, одного за другим обходим всех конкурентов. На берегу болельщики волнуются, кричат. Вот один Болдуин впереди… Вот сравнялись, обошли на полноса, на корпус… Тут оркестр на берегу ударил туш, мистер Денди улыбнулся, скомандовал:

— Кормовая башня, салют!

На другой день только и разговоров было, что о нашей победе.

Приведем еще примеры умелого использования ресурсов капитаном Врунгелем:

Пример 1..Вспомните, как умелое использование бинокля помогло вылечить страх высоты у Лома.

 

ПРИМЕР 2.Знание морского права, наблюдательность и элементарные технические знания позволили «перевести» белок в разряд «ходовых машин».

 

 

ПРИМЕР 3. Линза сделанная изо льда позволила вскипятить чай среди арктической пустыни.

 

 

 

ПРИМЕР 4. Использование пальмы как мачты, а также как источника витаминов и каллорий, и защиту от солнца.

 

Нет на море мелочей. Дисциплина и порядок это тоже ресурс. И авторитет капитана и знания каждого члена экипажа. И даже такие вещи, которые вроде большого значения не имеют.

Капитан Врунгель как человек опытный очень хорошо понимал, что слово – это тоже ресурс.

Настоящий капитан должен не только уметь управлять кораблем, но и уметь управлять словом. Иногда надо подбодрить экипаж, иногда надо успокоить. И историю надо уметь рассказать, и анекдот.

Вот например. капитан Врунгель придавал большое значение выбору имени судна. Вот, что он говорил об этом в книге.

 

Вы, может быть, думаете, что название роли не играет? Ошибаетесь, молодой человек! Имя для корабля - то же, что фамилия для человека. Да вот, недалеко ходить за примером: Врунгель, скажем, звучная, красивая фамилия. А будь я какой-нибудь Забодай-Бодайло, или вот ученик у меня был - Суслик... Разве я мог бы рассчитывать на то уважение и доверие, которым пользуюсь сейчас? Вы только представьте себе: капитан дальнего плавания Суслик... Смешно-с!

Вот так же и судно. Назовите судно "Геркулес" или "Богатырь" - перед ним льды расступятся сами, а попробуйте назовите свое судно "Корыто" – оно и плавать будет, как корыто, и непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде.Вот поэтому я перебрал и взвесил десятки имен, прежде чем остановил свой выбор на том, которое должна была носить моя красавица яхта. Я назвал яхту "Победа". Вот славное имя для славного корабля! Вот имя, которое не стыдно пронести по всем океанам! Я заказал медные литые буквы и сам укрепил их на срезе кормы. Начищенные до блеска, они огнем горели. За полмили можно было прочесть: "Победа". Вы наверно согласитесь, что важно тщательно подбирать имя (название) не только для корабля, но и для самолета, организации, спортивной команды. Красивое название делает этот объект более привлекательным и на самом деле является серьезным ресурсом способным облегчить дело.

Сейчас в маркетинге появилось такое понятие как «нейминг» – это совокупность работ, направленных на создание запоминающихся, звучных и точных названий для товаров, проектов и предприятий. И как вытекает из вышеизложенного капитан Врунгель и понимал важность правильно подобранного имени, и был мастером «нейминга».

Но … …но сам капитан Врунгель доказал, что самое главное все-таки это не название корабля, а люди которые на нем служат. Вы помните, что в результате досадного происшествия судно потеряло две буквы и из «ПОБЕДЫ» превратилось в «БЕДУ». Но от этого приключения не стали менее интересными, а подвиги не менее славными. Как говорил адмирал Макаров: «Сражаются не корабли, а люди».

Паруса управляются при помощи натяжения и ослабления канатов. В двигателе крутящий момент передается при помощи ременных передач и шестеренок, а у людей взаимодействие осуществляется при помощи слов и предложений. И если порвавшийся канат приводит к нештатной ситуации в управлении кораблем, то неверное использованное слово может привести к недопониманию, не выполнения поставленной задачи, и даже конфликту. С другой стороны, понимание того, что наличие у слова разных значений тоже может стать ресурсом дано не каждому. (На уроках в школе такие слова называют омонимы). А вот Врунгель и в этом был мастер. И это еще раз подчеркивает и масштаб личности, и изысканность ума Христофора Бонифатьевича. Вспомним такой эпизод книги:

 

Прихожу к начальнику порта, "команданте дель бахия" по-ихнему, подал бумаги.И вот этот команданте, как увидел меня, сразу надулся, как жаба, и принялся кричать:- Ах, так это вы капитан "Беды"? Стыдно, молодой человек! Тут сплошные доносы на вас. Вот адмирал Кусаки жалуется: какой-то остров вы там разрушили, кашалота обидели... И губернатор сообщает: самовольно покинули порт Пара...- Нет, - говорит, - не позволю. Ничего не позволю. Одни неприятности из-за вас... Убирайтесь вон!.. - Потом как гаркнет: - Лейтенант! Загрузить яхту "Беду" песком вплоть до полного потопления!Ну, я ушел. Заторопился на судно. Прихожу. А там уже и песок привезли, и какой-то чиновник крутится, распоряжается.- Это вашу яхту приказано загрузить песком? Так вы, - говорит, - не беспокойтесь, я не задержу, в одну минутку сделаем...Ну, признаться, я думал, что тут-то наверняка конец. Потонет яхта, потом доставай. Но, представьте, и тут сумел использовать обстоятельства в благоприятном смысле.- Стойте, молодой человек! - кричу я. - Вы каким песком хотите грузить? Ведь мне надо сахарным, первый сорт. Ну что ж, пожалуйста, сию минутку.И, знаете, те же негры побежали, как муравьи, загрузили яхту, забили трюм, надстройки, на палубу навалили сахар, прямо в мешках. "Беда" моя, бедняжка, садится глубже, глубже, потом - буль-буль-буль... И глядим - только мачты торчат. А потом и мачты скрылись. Лом с Фуксом в горе глядят на гибель родного судна, у обоих слезы на глазах, а я, напротив, в отличном настроении. Приказал разбить лагерь тут на берегу. Пожили мы три дня, а на четвертый сахар растаял, смотрим – яхта наша всплывает не торопясь. Ну, мы ее почистили, помыли, подняли паруса и пошли.

Итак, приведенные выше примеры, на мой взгляд, убедительно доказывают, что капитан Врунгель был мастером находить ресурсы необходимые для решения стоящих перед ним проблем.

Второе: Прием «обратить вред в пользу» Настоящий капитан даже в самой критической ситуации, не должен впадать в отчаяние. Напротив, он должен уметь обращать в свою пользу любые, даже самые неблагоприятные, обстоятельства. Потому, что капитан это такой человек, от которого зависит не только его жизнь, но и судьба самого судна, а также жизни и здоровье членов экипажа. А иногда даже и жизни людей посторонних. Надо сказать, что капитан Врунгель подобным умением обладал в полной мере. Вспомните, как находчивость капитана Врунгеля помогла спасти норвежских моряков. Чудесная это штука - радио. Нажмешь кнопку, повернешь рукоятку - и на-ка, все к твоим услугам: музыка, погода на завтра, последние новости….Ну, я решил прилечь, отдохнуть. Совсем было снял наушники, вдруг слышу: никак, SOS? Прислушался: "Т-Т-Т... Та, Та, Та, Т-Т-Т..." Так и есть: сигнал бедствия. Судно гибнет, и здесь где-то, близко. Я замер, ловлю каждый звук, хочу узнать поподробнее: где? что? В это время накатила волна, да так поддала "Беду", что она, бедняжка, совсем легла на борт. Белки взвыли. Но это бы еще ничего. Тут гораздо хуже получилось: приемник прыг со стола, сорвался, знаете, хлоп о переборку и разлетелся в куски. И вижу: не соберешь. Передачу, конечно, как ножом отрезало. И такое тяжелое чувство: рядом кто-то терпит бедствие, а где, кто - неизвестно.Надо идти выручать, а куда идти - кто его знает? И зуб еще хуже разболелся.И вот представьте: он-то меня и выручил! Я недолго думая хватаю конец антенны - и прямо в зуб, в дупло. Боль адская, искры из глаз посыпались, но зато прием опять наладился. Музыки, правда, не слышно, да мне, признаться, тут музыка и ни к чему. Какая там музыка! А морзе зато – лучше не придумаешь: точка - кольнет незаметно, как булавочкой, а уж тире - точно кто шуруп туда закручивает. И никакого усилителя не нужно, и никакой настройки - больной зуб с дуплом и без того обладает высокой чувствительностью. Терпеть трудно, конечно, но что поделаешь: в таком положении приходится жертвовать собой.

И, поверите ли, так всю передачу до конца на зуб и принял.

Вот так капитан Врунгель при помощи больного зуба и находчивости смог определить местоположение гибели судна, выйти в район бедствия и спасти норвежских рыбаков. Спас 16 человек во главе с капитаном.

Такие же качества он развивал и у своих подчиненных. Это важно, чтобы в экипаже были люди ответственные и трудолюбивые. Но в условиях автономного кругосветного путешествия просто необходимо, чтобы каждый матрос был инициативен и находчив.

Помните, как Христофор Бонифатьевич с Фуксом готовились к перелету из Австралии в Южную Америку. Они тогда попали на этот южный континент после кораблекрушения, и поэтому у них не было даже верхней одежды. Но они дали концерты на гавайских гитарах, сумели заработать деньги и сделали заказ местному портному. И вот в день вылета…:

 

…побежали к портному, а он, негодяй, запил, что ли, но только ничего не сшил.Я, знаете, возвысил голос, отчитываю его, а он только руками разводит.- Помилуйте, - говорит, - я же вас вчера ждал, вчера бы и приходили, а сегодня у меня ничего не готово.Я вижу - проку не будет с такой логикой.- Давайте, - заявляю, - что есть. Не в трусах же мне лететь, в самом деле!Ну, он порылся в шкафу, достает макинтош.- Вот, - говорит, - только и осталось из готового. Это мне прошлый год один джентльмен заказал, да что-то не берет.Я посмотрел - материал добротный и покрой модный. - Ладно, - говорю, - я беру, получайте, сколько следует. - Забрал макинтош и пошел.- Вы бы, - советует Фукс, - его все-таки примерили. А то вдруг не в пору.Ну, я вижу, дельный совет. Встал тут же в тени баньяна, развернул обновку, накинул. Смотрю, понимаете, новое несчастье: тот джентльмен, заказчик, или был вдвое выше меня, или на рост шил, уж и не знаю. Только на мне его макинтош несколько странно сидит.И делать нечего. Назад нести - все равно ничего не подберешь, снизу отрезать - уж очень некрасиво получится, в самолет в таком виде, чего доброго, не пустят, а так носить - это и шагу не ступишь, в полах запутаешься. Но придумывать что-то нужно, да поскорее, а то самолет улетит, билет пропадет, и вовсе здесь застрянешь.И тут, знаете. Фукс, молодец, не растерялся.- О, - говорит, - да ведь это же замечательно! Мы в этом макинтоше по одному билету вдвоем улетим. Только разрешите, присядьте немножечко...Так... Подставьте плечи...Ну, и, знаете, взгромоздился на меня, напялил это пальтишко,застегнул на все пуговицы, одернул.

Вот так находчивость Фукса и «умение обратить вред в пользу» помогли нашим героям совершить авиа-перелет по одному билету. Ради справедливости нужно напомнить, что второй билет они просто не смогли купить. В кассах билетов не было.

Умение «обращать вред в пользу» пригодиться не только в кругосветном плавании, а любому человеку в его повседневной жизни и работе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: