Методика самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП




Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки с профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП).

Профессионально-прикладная физическая подготовка - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Многочисленными исследованиями установлено, что внедрение ППΦП в практику физического воспитания студентов, специалистов предприятий создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда. Труд систематически занимающихся ППФП более квалифицирован, производителен, экономичен. Эти специалисты более устойчивы к заболеваниям, меньше утомляются во время работы[3].

Различия в требованиях к физической и психической подготовленности диктуют необходимость знаний основных факторов, определяющих конкретное содержание профессии (профессиограмму):

- форм (видов) труда (умственный, физический);

- условий и характера труда (температура, вибрация, шум, загрязненность; амплитуда движений, силовые координационные характеристики и т.д.);

- режима труда и отдыха;

- динамики работоспособности в процессе труда и специфики профессионального утомления.

Методика подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки. В практике ППФП большое распространение получили занятия профилированными видами спорта. Приведем характеристики некоторых видов спорта для студентов, изучающих технические дисциплины.

Виды спорта на выносливость: бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание, туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт. Занятия этими видами спорта формируют прикладные навыки рациональной ходьбы, бега; обеспечивают высокий уровень работоспособности, функционирования и надежности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы терморегуляции, общей адаптационной способности и сопротивляемости организма; способствуют развитию общей выносливости, устойчивости к гиподинамии, неблагоприятным метеорологическим факторам производственной среды и интоксикации, вырабатыванию целеустремленности, терпения, самостоятельности, стойкости.

Виды спорта, требующие сложной сенсомоторной координации: баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, теннис, хоккей, футбол, все виды борьбы, бокс. При систематических тренировках по данным видам спорта формируются навыки и умения коллективных спортивных действий; обеспечивается высокий уровень общей работоспособности, функционирования центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, зрительного, слухового, двигательного, тактильного анализаторов; развиваются выносливость, ловкость, простая и сложная двигательная реакция, быстрота и точность движений, умение дозировать небольшие силовые напряжения; улучшается оперативное мышление, распределение и переключение внимания, эмоциональная устойчивость, инициативность, помехоустойчивость и др. [4]

Виды спорта, требующие развития координации движений: спортивная гимнастика, прыжки в воду, батут, акробатика и др. Эти виды спорта формируют навыки сенсомоторной координации, владения своим телом, работы на высоте; обеспечивают высокий уровень функционирования двигательного и зрительного анализаторов, вестибулярного аппарата; развивают ловкость и координацию движений, гибкость, вестибулярную устойчивость, чувство равновесия, движения, пространства, способность дозировать напряжения по силе и амплитуде, силовую и статическую выносливость мышц; содействуют развитию решительности, самообладания, смелости; улучшают реакцию слежения, переключения и распределения внимания.

Виды спорта на координацию движений и выносливость: альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм. Систематические тренировки содействуют формированию навыков в лазании, работе на высоте, страховке и самостраховке, оперативного мышления, саморегуляции эмоционального состояния. В процессе занятий развиваются общая силовая и статическая выносливость основных мышечных групп, ловкость, координация движений, двигательная реакция, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам и гипоксии, чувство пространства, наблюдательность, оперативная память, эмоциональная устойчивость, настойчивость, терпение, самообладание, решительность, смелость, стойкость, чувство коллективизма; улучшается концентрация и распределение внимания; увеличивается объем внимания.

Виды спорта, требующие напряженной нервной деятельности: стрельба пулевая, из лука, шахматы. Регулярные тренировки обеспечивают выполнение двигательных заданий в условиях, требующих предельного напряжения нервной деятельности, хорошее состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора; развивают концентрацию и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональную устойчивость, выдержку и самообладание, терпение и др.; улучшают способность дозировать небольшие силовые напряжения, статическую выносливость мышц рук, спины, туловища (стрельба из лука), реакцию слежения (стрельба). Рекомендуются в сочетании со спортивными играми и упражнениями на выносливость.

Виды спорта с управлением радиотехническими системами: радиопеленгование, многоборье радистов. Тренировки по этим видам формируют навыки рациональной ходьбы, бега, работы с радиоаппаратурой, слуховых различений, оперативного мышления; обеспечивают высокий уровень физической работоспособности, развивают устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам; совершенствуют распределение, переключение и устойчивость внимания; улучшают оперативное мышление. Рекомендуется дополнять спортивными играми.

Многофункциональные виды спорта: многоборье, десятиборье, семиборье и др. Занятия этими видами спорта обеспечивают умение переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро восстанавливаться и мобилизоваться, сохранять высокую общую физическую подготовку, переключать и распределять внимание, развивают силу, общую и силовую выносливость, ловкость, координацию и быстроту движений, хорошую сенсомоторную реакцию, эмоциональную устойчивость и др.

Рекомендуются в сочетании со спортивными играми всем будущим инженерам и студентам других специальностей.

Занятия рассмотренными выше видами спорта могут содействовать развитию комплекса психофизиологических качеств и прикладных навыков наряду с решением других задач ППФП.

Методика развития некоторых профессионально важных физических качеств. Способность дозировать силовые напряжения развиваются в процессе выполнения следующих упражнений.

Броски набивных мячей, мячей различного веса, камней на заданное расстояние.

1. Прыжки вверх, в длину, с места на заданное расстояние.

2. Ведение мячей разного веса и размера с меняющейся высотой отскока.

3. Броски баскетбольного, волейбольного или теннисного мяча в кольцо.

4. Игры в волейбол, бадминтон, настольный теннис.

Формирование общей выносливости обеспечивается выполнением упражнений умеренной и большой мощности, при которых вовлекаются в работу 2/3 или более мышц тела.

1. Медленный бег от 1 до 2 ч при ЧСС 130-150 уд/мин.

2. Кросс до 3 ч при ЧСС 150-160 уд/мин.

3. Медленный бег при ЧСС 120-130 уд/мин до 2 ч.

4. Повторный бег на отрезках (1-4 км) при ЧСС 160- 180 уд/мин.

5. Быстрая ходьба до 1 ч.

6. Спортивная ходьба не менее 3 км.

7. Медленное длительное плавание.

8. Гребля 1,5-2 км.

9. Передвижение на лыжах до 1 ч; бег на лыжах 5-15 км.

10. Игра в футбол, регби, баскетбол (до 2 ч).


Список литературы

 

1. Иванова Н.Л. Занятия физической культурой в специальных медицинских группах школ и ВУЗов: Учебно-методическое пособие. - М.: 2012. - 81с.

2. Основы физического воспитания. / О.Л. Руденко. - Минск: Амалфея, 2017. - 124 с.

3. Профессионально - прикладная физическая подготовка студента. / А.Д. Журбина, В.В. Антипас, В.В. Грязнова // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2014. - №202. - С. 101 - 105.

4. Психология физического воспитания / Под ред. Р.О. Строганова. - РнД.: Феникс, 2015. - 210 с.

5. Тущенко Г.Д. Основы занятий физической культурой и коррекции осанки. - РнД.: Феникс, 2016. - 124 с.

 


[1] Иванова Н.Л. Занятия физической культурой в специальных медицинских группах школ и ВУЗов: Учебно-методическое пособие. – М.: 2012. – С. 24

[2] Тущенко Г.Д. Основы занятий физической культурой и коррекции осанки. - РнД.: Феникс, 2016. - С. 45.

 

[3] Профессионально - прикладная физическая подготовка студента. / А.Д. Журбина, В.В. Антипас, В.В. Грязнова // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2014. - № 202. - С. 105.

 

[4] Психология физического воспитания / Под ред. Р.О. Строганова. - РнД.: Феникс, 2016. - С. 122.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: