Классическая транспортная задача
Имеется р пунктов производства (поставщики) и q пунктов потребления (потребители) некоторого однородного продукта.
- объемы производства в пунктах производства k (k=1,…,p);
- объемы потребления в пунктах потребления l;
- затраты, связанные с перевозкой единицы продукта из пункта р производства в пункт q потребления.
Требуется прикрепить пункты производства к пунктам потребления таким образом, чтобы суммарные расходы на транспортировку были минимальными.
Математическая модель
Пусть - планируемый объем перевозок из пункта k в пункт l;
Найти матрицу (план перевозок)
удовлетворяющую условиям:
1. ≥0, k=1,…,p; l=1,…,q
2. (суммарное количество продукции не превышает объемов производства)
(удовлетворение спроса)
3.
| Возможны случаи:
а) - суммарные запасы превышают суммарные потребности
б) - суммарные потребности превышают суммарные запасы
в) - суммарный объем производства совпадает с суммарным объемом потребления
Размерность задачи: (р+ q) x (р ·q)
|
Математическая модель
Возможны случаи:
а) - суммарные запасы превышают суммарные потребности
б) - суммарные потребности превышают суммарные запасы
в) - суммарный объем производства совпадает с суммарным объемом потребления
| Если имеют место случаи а) или б), модель называется открытой, в случае в) – закрытой.
Открытая модель в закрытую:
Если имеет место случай а), вводится фиктивный потребитель
Если имеет место случай б), вводится фиктивный поставщик
При этом стоимость перевозок объема продукции полагают равными нулю.
|
Классическая транспортная задача
Задача Т2
Пусть , k=1,…,p; l=1,…,q
Найти план перевозок ,
удовлетворяющий условиям:
1. ≥0, k=1,…,p; l=1,…,q
2.
3.
| Задача Т2*
Определить вектор
,
удовлетворяющий условиям:
1. -
2.
3.
|
Признак оптимальности
Допустимый план перевозок является оптимальным ↔ найдется вектор , удовлетворяющий условию 2 задачи Т2*, что
| |
При этом вектор y является оптимальным в двойственной задаче.
|
Оптимальное решение
Теорема. В классической транспортной задаче и двойственной к ней всегда существует оптимальная матрица
, k=1,…,p; l=1,…,q и оптимальный вектор
.
Классическая транспортная задача
Исходная информация Таблица 1
|
|
| … |
|
|
|
| … |
|
| … | ||||
|
|
| … |
|
|
| … |
|
Классическая транспортная задача (пример)
Исходная информация Таблица 2
= 100
|
|
|
|
|
=120
|
|
|
|
|
=80
|
|
|
|
|
=70
| =90
| =85
| =55
|
Выполнено условие: 100+120+80=70+90+85+55; р =3; q =4, размерность задачи:
(р+ q) x (р ·q)= 7 x 12
Классическая транспортная задача (пример)
При условии
, k =1,2,3; l= 1,2,3,4 найти план перевозок
, удовлетворяющий условиям:
≥0, k= 1,2,3; l =1,2,3,4


Матричная запись ограничений


Двойственная задача (пример)
Найти вектор
:
1. –
2.
3. 
Теорема
Среди р+q ограничений задачи Т2 одна строка (любая) линейно зависима от других.
Теорема
В оптимальном решении задачи Т2 не может быть более (р+q -1) ненулевых компонентов
, если оптимальное решение единственное.
(Кузнецов Ю.Н., Кузубов В.И., Волощенко А.Б. Математическое программирование:
-М.: Высшая школа, 1980. -300с.)
Замечание. В приведенном примере в оптимальном решении только 6 переменных могут быть ненулевыми, если оптимальное решение – единственное.
МПУ для классической транспортной задачи (метод потенциалов)
1 этап ( Построение допустимого базисного множества К ). Для построения исходного д.б.м. К применяется метод северо-западного угла. При этом полностью используются возможности поставщиков и полностью удовлетворяются потребности потребителей
Пример.
Исходные данные Метод северо-западного угла
| (1,1): ,
(1,2): ,
(2,2): ,
(2,3): ,
(3,3): ,
(3,4):
|
Исходное допустимое решение, д.б. м. К
1 этап. Получили исходное допустимое решение по методу северо-западного угла:
| занятая клетка[1] | _ свободная клетка | _ | ||
| _ | _ | |||
| _ | _ | |||
К ={(1,1); (1.2); (2,2); (2,3); (3,3); (3,4)} – допустимое базисное множество
, остальные элементы матрицы равны 0. Количество ненулевых компонент (занятых клеток) р+q -1=6, µ(x)=-7875
Двойственный вектор
2 этап.
Находится двойственный вектор y (K):
| К ={(1,1); (1.2); (2,2); (2,3); (3,3); (3,4)} – допустимое базисное множество (6 уравнений, 5 неизвестных, полагаем )
|
Проверка двойственной допустимости б.м. К
2 этап.
Если вектор y (K) – допустимый в двойственной задаче, т.е.
,
то соответствующее ему д.б.м. К является д.д.б.м.
| К ={(1,1); (1.2); (2,2); (2,3); (3,3); (3,4)} – допустимое базисное множество
y (K)=(15,35,40,30,45,70,100)
Условие нарушается для (1,3) и (1,4)
|
Выбор элемента для ввода в д.б.м. К
2 этап.
Условие нарушается для (1,3) и (1,4)
Выбираем ( ): ,
( )=(1,4)
Вычисляем коэффициенты разложения вектора
по базисным векторам:
| =
Элемент (1,4) вводится в д.б.м. К
Среди есть положительные, определим элемент, выводимый из базиса.
|
- планируемый объем перевозок из пункта k в пункт l;
Найти матрицу (план перевозок)
удовлетворяющую условиям:
1.
(суммарное количество продукции не превышает объемов производства)
(удовлетворение спроса)
3.
- суммарные запасы превышают суммарные потребности
б)
- суммарные потребности превышают суммарные запасы
в)
Открытая модель в закрытую:
Если имеет место случай а), вводится фиктивный потребитель
Если имеет место случай б), вводится фиктивный поставщик
При этом стоимость перевозок объема продукции полагают равными нулю.
3.
3.
является оптимальным ↔ найдется вектор
При этом вектор y является оптимальным в двойственной задаче.
=80
=85
=55
,
(1,2):
,
(2,2):
,
(2,3):
,
(3,3):
,
(3,4):
)
,
то соответствующее ему д.б.м. К является д.д.б.м.
Условие нарушается для (1,3) и (1,4)
):
,
(
по базисным векторам:
=
Элемент (1,4) вводится в д.б.м. К
Среди
есть положительные, определим элемент, выводимый из базиса.