УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ





Для современного урока характерны следующий признаки: по­стоянный состав учащихся примерно одинакового уровня подго­товки и возраста; возможность использования различных методов, форм и видов познавательной деятельности учащихся; обязатель­ное посещение всеми учащимися; обеспечение систематического и последовательного усвоения учащимися знаний, умений и навы­ков; ограниченная во времени часть учебного процесса.


Любой урок имеет свою цель, содержание, методику проведе­ния. Для того, чтобы выявить что-то общее в их организации и проведении, уроки необходимо классифицировать. Общепринятой классификации в современной дидактике нет. Наибольшую рас­пространенность получила классификация, в основу которой по­ложена ведущая дидактическая цель и место урока в общей систе­ме уроков.

Выделены следующие типы уроков:

· урок изучения новых знаний;

· урок закрепления и повторения изученного материала;

· урок обобщения и систематизации пройденного материала;

· урок проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

· урок практического применения знаний, умений и навыков;

· урок комбинированный или смешанный.

В «чистом» виде перечисленные типы уроков, кроме комбини­рованного, почти не встречаются. Использование тех или иных ти­пов урока в учебном процессе зависит от характера учебной дис­циплины, дидактических целей и задач.
Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.

Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).

Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:

1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);

2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;

3 этап – закрепление, систематизация, применение;

4 этап – задание на дом.

Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:

– организации работы (1–3 мин);

– главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35–40 мин);

– подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).

Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.

Каждый урок состоит из набора определенных элементов, кото­рые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся и образуют его структуру. Структура урока - это его внутреннее построение, последовательность и взаимосвязь состав­ляющих элементов. Структура зависит от дидактической цели уро­ка, содержания учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, творчества учителя, условий работы в данном классе. У различных типов урока своя структура. В качест­ве примера приведем примерную структуру комбинированного урока: проверка домашнего задания и опрос учащихся; изучение нового материала, первичная проверка усвоения и закрепления но­вых знаний; повторение ранее изученного; проверка и оценка зна­ний; сообщение домашнего задания.

Наряду с рассмотренными типами уроков в современной школе используются нестандартные уроки: урок-КВН, урок-диспут, урок-деловая игра, урок-зачет и др., которые способствуют повы­шению интереса учащихся к обучению, познавательной активности и творчества, оптимальному развитию и воспитанию. Структура нестандартных уроков отличается от традиционной. Центр тяжести целевой установки урока перемещается на личность ученика. Содержательная сторона нестандартных уроков обязательно предполагает актуальность и новизну, занимательность, эмоциональность, раскрытие значительности материала для школьников. На таких уроках используется лишь та информация, которая соотносится с возможностями и способностями каждого ученика.

Требования к уроку

Уроку, как и всему процессу обучения, присущи три функции: образовательная, воспитательная и развивающая.

Образовательные (дидактические) требования: четкое опреде­ление целей и задач урока; предварительный подбор учебного ма­териала; использование новых технологий познавательной дея­тельности; выбор оптимальных методов и средств обучения; ра­циональное сочетание массовой, групповой и индивидуальной форм деятельности; обеспечение оперативной обратной связи, кон­троля и оценки.

Воспитательные требования (И. П.Подласый): формирование и постановка реально достижимых воспитательных целей; воспита­ние учащихся на общечеловеческих ценностях; формирование жизненно необходимых качеств (усидчивости, ответственности, самостоятельности и др.); внимательное и чуткое отношение к учащимся; соблюдение требований педагогического такта; сотруд­ничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования (И. П. Подласый): формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведе­ние учебных занятий на «опережающем» уровне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: