Для современного урока характерны следующий признаки: постоянный состав учащихся примерно одинакового уровня подготовки и возраста; возможность использования различных методов, форм и видов познавательной деятельности учащихся; обязательное посещение всеми учащимися; обеспечение систематического и последовательного усвоения учащимися знаний, умений и навыков; ограниченная во времени часть учебного процесса.
Любой урок имеет свою цель, содержание, методику проведения. Для того, чтобы выявить что-то общее в их организации и проведении, уроки необходимо классифицировать. Общепринятой классификации в современной дидактике нет. Наибольшую распространенность получила классификация, в основу которой положена ведущая дидактическая цель и место урока в общей системе уроков.
Выделены следующие типы уроков:
· урок изучения новых знаний;
· урок закрепления и повторения изученного материала;
· урок обобщения и систематизации пройденного материала;
· урок проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
· урок практического применения знаний, умений и навыков;
· урок комбинированный или смешанный.
В «чистом» виде перечисленные типы уроков, кроме комбинированного, почти не встречаются. Использование тех или иных типов урока в учебном процессе зависит от характера учебной дисциплины, дидактических целей и задач.
Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.
|
От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.
Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).
Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:
1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);
2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;
3 этап – закрепление, систематизация, применение;
4 этап – задание на дом.
Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.
С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:
– организации работы (1–3 мин);
– главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35–40 мин);
– подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).
Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.
Каждый урок состоит из набора определенных элементов, которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся и образуют его структуру. Структура урока - это его внутреннее построение, последовательность и взаимосвязь составляющих элементов. Структура зависит от дидактической цели урока, содержания учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, творчества учителя, условий работы в данном классе. У различных типов урока своя структура. В качестве примера приведем примерную структуру комбинированного урока: проверка домашнего задания и опрос учащихся; изучение нового материала, первичная проверка усвоения и закрепления новых знаний; повторение ранее изученного; проверка и оценка знаний; сообщение домашнего задания.
|
Наряду с рассмотренными типами уроков в современной школе используются нестандартные уроки: урок-КВН, урок-диспут, урок-деловая игра, урок-зачет и др., которые способствуют повышению интереса учащихся к обучению, познавательной активности и творчества, оптимальному развитию и воспитанию. Структура нестандартных уроков отличается от традиционной. Центр тяжести целевой установки урока перемещается на личность ученика. Содержательная сторона нестандартных уроков обязательно предполагает актуальность и новизну, занимательность, эмоциональность, раскрытие значительности материала для школьников. На таких уроках используется лишь та информация, которая соотносится с возможностями и способностями каждого ученика.
Требования к уроку
Уроку, как и всему процессу обучения, присущи три функции: образовательная, воспитательная и развивающая.
Образовательные (дидактические) требования: четкое определение целей и задач урока; предварительный подбор учебного материала; использование новых технологий познавательной деятельности; выбор оптимальных методов и средств обучения; рациональное сочетание массовой, групповой и индивидуальной форм деятельности; обеспечение оперативной обратной связи, контроля и оценки.
|
Воспитательные требования (И. П.Подласый): формирование и постановка реально достижимых воспитательных целей; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях; формирование жизненно необходимых качеств (усидчивости, ответственности, самостоятельности и др.); внимательное и чуткое отношение к учащимся; соблюдение требований педагогического такта; сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
Развивающие требования (И. П. Подласый): формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне.