СТАРООБРЯДЧЕСТВО УДМУРТИИ В XX ВЕКЕ: ЛЮДИ И СУДЬБЫ




В 2017 году Россия будет вспоминать события столетней давности и их последствия, повлиявшие на весь дальнейший ход истории страны. Февральская, а затем и октябрьская революции привели к необратимым и, зачастую, трагическим последствиям, в числе которых стоит отметить притеснения и гонения на христиан. Ломались вековые устои, разрушались семьи, морально и физически уничтожались целые поколения. Отдельные примеры человеческих судеб, отражающие исторические процессы того времени, будут рассмотрены в данной статье.

В конце 1917 г. были национализированы банки, а в первой половине 1918 г. поэтапно все отрасли тяжелой и легкой промышленности. Класс старообрядческого купечества, промышленников и предпринимателей, которые являлись главными благотворителями Церкви, перестал существовать [1, с.177].

Начались расправы над предпринимателями. Не миновала эта участь и семейства старообрядческих купцов Ижевска Порсевых и Оглоблиных. Старообрядческая церковь в Ижевске была построена во многом на их средства. Она была освящена в 1910 году, а воздвигнута в немыслимо короткий срок – всего за год.

1917 год стал для купцов Ижевска роковым. По рассказам старожилов, ночью купцов вывозили на повозках за поселок Ижевский завод, расстреливали и скидывали в яму [2, с.73].

Среди них были и старообрядцы. В семье Оглоблиных от рук чекистов пострадали шесть человек.

Старший брат Николай Георгиевич Оглоблин был убит вместе с сыном. У младшей сестры Марии расстреляли мужа. Трагедия настигла и старшую сестру – Евдокию Георгиевну. В Казани, где жила семья, были расстреляны ее муж и два сына. И только младшему брату Василию Георгиевичу удалось спастись. Ночью, когда к Оглоблиным пришли чекисты, Василий успел спрятаться в стог сена, стоящий во дворе. По рассказам очевидцев, искали «врага» «везде, где только можно, и стог протыкали штыками, но Бог миловал: не нашли». Василий Георгиевич вместе с женой и семьей двоюродного брата, купцом Семеновым, его женой и двумя дочерьми, бежал с Колчаком и осели в Харбине. В 1920-м г. обе семьи эмигрировали в Америку, обосновались в штате Калифорния в г.Пало-Альто, потом переехали в Сан-Франциско. Василий Оглоблин прожил долгую жизнь – 96 лет. Все его письма родным пронизаны тоской по Родине [2, с.73, 75].

Прихожанки Покровской церкви г. Ижевска Людмила Ивановна Ерофеева-Оглоблина и Ираида Ивановна Феденева-Оглоблина являются внучками основателя предпринимательской династии Оглоблиных - Георгия Яковлевича. Людмила Ивановна бережно хранит семейный архив купцов – фотографии, документы, письма. Из воспоминаний Ираиды Ивановны мы узнали, что бабушку Марию Георгиевну арестовали, посадили в тюрьму. Чекисты требовали от нее денег, так как она была дочерью купца. Она сказала, что денег у нее нет, в конце-концов ее выпустили, но здоровье было подорвано.

По воспоминаниям женщин Оглоблиных, «родственников купцов преследовали: детям давали волчий билет». Семьи братьев Оглоблиных из особняков были выселены, ютились в подвальных помещениях [2, с.75].

В 1918-1919 гг. территория Удмуртии была охвачена огнем Гражданской войны. Репрессивные действия по отношению к населению отмечались как со стороны красных, так и белых. Воистину сбывались слова Исуса Христа: предаст брат брата на смерть, и отец – сына. Власть переходила то к красным, то к белым. В апреле 1919 года на пороге храма села Балаки (ныне Камбарский район Удмуртии) красные закололи штыками священника отца Вавилу Зайцева и диакона Георгия Малых. Отец Вавила был в преклонном возрасте, плохо видел. Когда пришли красные, он их поприветствовал как белых, на что те ответили: «Ах ты, белая контра». Вместе с ним погиб и диакон, который пытался защищать батюшку. Местные жители похоронили их возле алтаря храма.

Людей в эти годы расстреливали без суда и следствия. Репрессивная политика государства была подкреплена соответствующим документом Совета Народных Комиссаров от 5 сентября 1918 г., который носил название «Постановление о красном терроре». В нем говорилось: «Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также применения к ним этой меры» [3].

Взаимоотношения Церкви и государства до 1929 года определялись рядом партийных документов. Среди них надо отметить резолюцию XII съезда РКП(б) 1923 года об антирелигиозной агитации и пропаганде. В ней указывалось: «Работа партии по окончательному разрушению религиозных верований во всех видах среди рабочих и крестьянских масс неизбежно приобретает, прежде всего, характер углубленной систематической пропаганды, наглядно и убедительно вскрывающей каждому рабочему и крестьянину ложь и противоречие его интересам всякой религии». [1, с.175-176.]

В 1925 году была создана всероссийская организация «Союз воинствующих безбожников». Региональное отделение этой организации проводило свои атеистические мероприятия и в нашем крае. Активисты этого движения начали борьбу с религией еще до 1925 года.

Газета «Ижевская правда» от 16 января 1923 года опубликовала статью «О проведении комсомольского карнавала в Ижевске». В карнавале участвовали комсомольцы, молодые рабочие. 2-х тысячная толпа шествовала под музыку по улицам, выкрикивая антирелигиозные лозунги. [4, с.50.]

В конце 1920-х гг. советским государством был взят курс на форсированную индустриализацию страны и массовую коллективизацию в сельском хозяйстве. Репрессивные меры обосновывались усилением классовой борьбы в городе и деревне. В начале 1930 года был принят план «безбожной пятилетки». Начинается закрытие церквей, аресты и расстрелы священнослужителей, конфискация церковных ценностей. До революции на территории Удмуртии было 17 старообрядческих храмов, к концу 1930-х гг. все они были закрыты, многие разрушены. При разрушении церквей порой использовались обманные формулировки, в том числе - «по просьбе трудящихся».

В 1935 году была закрыта церковь в Ижевске, а в 1936 – снесена. Причины ее сноса в постановлении Президиума ЦИК УАССР от 4 апреля 1935 года объяснялись тем, что рядом на расстоянии 1 метра строился многоквартирный дом, и церковь заслоняла доступ света в окна с торцевой стены дома. Этот документ является образцом обмана. Когда дом был построен, окон с торцевой стороны дома, обращенной к церкви, не оказалось [5, с.4].

Особенного пика массовые репрессии достигли в 1937-1938 гг. Эти годы называют временем Большого террора. Оно отличалось необычайной жестокостью ведения следствия, сплошной фальсификацией уголовных дел, массовостью арестов и смертных казней. Массовые репрессии на местах осуществлялись в соответствии со спущенными сверху плановыми заданиями (лимитами) по выявлению и наказанию «врагов народа».

Служивший в те грозные годы в Ижевском храме священник отец Кирилл Вдовин был арестован 25 декабря 1937 г., осужден по 58 статье к 8 годам исправительно-трудовых лагерей [6]. Находился в лагере Карлаг (Карагандинская область) – одном из крупных лагерей того времени. Управление Карлага подчинялось только ГУЛАГу НКВД СССР. Первый отдел этого лагеря называли «тюрьмой в тюрьме», где заключенным добавляли срок, подвергали пыткам, производили расстрелы. В Карлаге работала выездная коллегия Карагандинского областного суда в составе трех лиц, называемая "тройкой". Приговоры исполнялись на местах. В лагере отцу Кириллу добавили срок: 16 июня1942 г. его осудили на 10 лет лишения свободы за антисоветскую пропаганду, которую он якобы проводил в лагере, а затем вновь приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 30 ноября 1942 года.

Согласно данным архивов НИПЦ «Мемориал» (г.Москва) и НИЦ «Мемориал» (г.Санкт-Петербург) не способных к труду заключенных, в силу утраты здоровья, и инвалидов расстреливали чисто из сугубо-циничных экономических соображений, поскольку таких людей отказывались содержать в тюрьмах и лагерях. Первые подобные прецеденты имели место еще в 1938 году на Бутовском полигоне в Москве и иных расстрельных местах в Московской области, где было расстреляно 1160 инвалидов (из 20 тысяч расстрелянных в целом). Подобная практика была в самом разгаре во времена Ежова (до 1938 г.). И впоследствии, видимо, многие «старые» сотрудники НКВД на местах действовали по-старинке, иногда даже по собственной инициативе. Подобная участь, по-видимому, постигла и о.Кирилла Вдовина, поскольку, как следует из архивных данных, расстрельный приговор был вынесен в один день со вторым (10-летним) сроком заключения – 16 июня 1942 года. Отец Кирилл был реабилитирован 16 июня 1998 г.

Подверглись репрессиям и другие священнослужители. Второго священника Ижевского прихода отца Тимофея Гусева также арестовали, но потом отпустили. По словам его внучки Раисы Васильевны Коробейниковой перед войной и в годы войны верующие к нему тайно приходили на исповедь домой.

21 мая 1929 года Совнарком СССР принял постановление «О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс законов о труде». На основании этого документа хозяйство, принадлежащее служителям культа, подпадало под признаки кулацкого хозяйства. Это постановление послужило руководством к действию по раскулачиванию сельских священников-старообрядцев.

Отец Иакинф Ложкин из села Перевозное Воткинского района в 1930 году был раскулачен с конфискацией имущества и отправлен в ссылку вместе с семьей, определен на работы в железные рудники Челябинской области. У о.Иакинфа с матушкой Ксенией было 9 детей, все дети выросли в ссылке. Его переводили с одного рудника на другой. В результате тяжелой работы получил инвалидность. Последнее место его пребывания – поселок Атлян Челябинской области. Здесь находилась колония для несовершеннолетних, где ему предоставили возможность обучать малолетних преступников фотографическому делу, вести фотокружки, так как он имел гражданскую профессию – был фотографом. Обучил более 1000 человек. Имел награды от правительства [7, с.9].

В 1947 году отец Иакинф с семьей вернулся из ссылки, жил в Ижевске. Служил в Ижевском храме, занимался реставрацией икон. Преставился ко Господу в 1971 году. Его художественные способности передались потомкам – внучка Людмила Николаевна Каштанова, активная прихожанка нашего храма, также занимается реставрацией икон.

Несмотря на репрессии, угрозы расстрела, отец Иакинф нес слово Божие людям. Многих людей привел в церковь. Дома имел библиотеку, где были книги и периодические издания религиозного содержания. Когда люди готовились ко причастию, он всю ночь был с ними, говорил проповедь (из воспоминаний внучки Людмилы Николаевны).

Протоиерея о.Льва Копосова из с. Лекшур Сюмсинского района арестовали 25 декабря 1937 года, погнали по этапу с двумя другими священниками. Таисия Савельевна Сапогова из Ижевского прихода, уроженка тех мест, рассказала, что по дороге отца Льва мучили: опускали в прорубь в ледяную воду. Приговорен 30 декабря 1937 г. к высшей мере наказания. Расстрелян 21 января 1938 г.

В то страшное время на места спускались лимиты на репрессирование, в том числе на расстрел, заключение в лагеря, высылку и т.д.

О своей матери Пелагее Берестовой, которая пострадала за веру, рассказала ее дочь Любовь Макарова. Пелагея, 1910 г.р., жила со своей тетей инокиней Милитиной в монастыре в Сызрани. Когда монастырь разорили, они приехали в родную деревню Лялино Сюмсинского района. Отец Пелагеи в своей усадьбе построил для них келью, где они молились, совершали обряды. Большевики, видя, что закрытие церкви не прекратило молитвенную жизнь в деревне, обрушили на них весь свой гнев. Инокиню Милитину оставили в покое из-за ее преклонного возраста. Пелагея была арестована 27 июня 1941 г., осуждена 19 февраля 1942 г. Приговор – 10 лет лишения свободы [8, с.32]. Реабилитирована 29.05.1992 г. Впоследствии она переехала в Ижевск, приняла иночество с именем Порфирия, молилась в старой церкви (пер. Ястребовский).

Чтобы как-то избежать репрессий, люди меняли фамилии, отчества, покидали свои родные места, уходили в города, чтобы там затерялись их следы. Т.С. Сапогова рассказала про свою тетю Марию Тимофеевну Прыткину, уроженку д. Кузлук Сюмсинского р-на, которая была арестована в 1937 году и отправлена в лагерь на Соловки. Отец и брат ее выкрали. Она скрывалась, затем поменяла паспорт, сменив отчество. Мария уехала на Урал, родным сказала, чтобы ей не писали писем.

Отец чтеца Ижевской церкви Федора Васильевича Коробейникова – Василий Дмитриевич был раскулачен в 1932 году [9]. Его предупредили, что придут арестовывать, он ушел из дома, скрывался по лесам. Дома остались жена и четверо детей. Пришел в город Ижевск, без документов его приняли на Ижстальзавод. В те годы на заводе проводилась большая реконструкция, в 1931 году была открыта новая мартеновская печь, рабочих не хватало. Его приняли в мартеновский цех. Работал добросовестно, но его тянуло к работе на воздухе. С завода сначала не отпускали, но потом отпустили и за хорошую работу дали документы. Имея свою лошадь, устроился на работу на конный двор в столовую. Перевез из деревни в город семью. Как только ушел с завода, там случилась авария – разорвало котел, погибли рабочие. Василия Дмитриевича Господь помиловал. С 1943 года и до конца войны был на фронте. Со своей женой Зиновией воспитали девять детей, привили им любовь к Богу и Церкви.

С 1943 года политика государства по отношению к Церкви начала меняться. Не последнюю роль в этом сыграл патриотизм, проявленный верующими во время тяжелейшего периода войны. В государственной политике появились небольшие послабления в отношении старообрядческой церкви» [10].

В то нелегкое время у ижевских старообрядцев появились проблески надежды на возрождение своего храма. 24 февраля 1945 года прихожане начали ходатайствовать о предоставлении им здания для молитвы. Письмо было адресовано на имя М.И. Калинина. [11, л.105-106]. Подписали ходатайство: Смоленцев Михаил Иосифович, Смоленцева Марфа Кирилловна, Килина Татьяна Семеновна, Королева Надежда Семеновна, Голубева Раиса Родионовна, Налимов Анатолий Львович, Налимова Евдокия Кирилловна, Гусева Ефросинья Петровна и многие другие. В 1946 году начали собираться ижевские старообрядцы на соборную молитву в доме по переулку Ястребовскому, 14, который был предоставлен Семеном Ивановичем Шестаковым.

Также с ходатайством об открытии храма обратились христиане села Балаки. [11, л.10]. Храм им вернули 22 июня 1945 года. По архивным документам в 1946 году на территории Удмуртии было зарегистрировано две общины старообрядцев белокриницкого согласия – в г. Ижевске и с. Балаки.

Политика государства по отношению к Церкви после 1958 г. во времена хрущевского атеизма определялась программой построения (к 1980 г.) в СССР коммунистического общества, в котором не должно быть места ни для религии, ни для Церкви. Р.В. Коробейникова (г.Ижевск) рассказывала, что приходили атеисты и проверяли книги записей регистрации венчаний, крещений. Родителей, окрестивших ребенка в церкви, разбирали на профсоюзном собрании на работе, могли даже уволить. Студентов исключали из институтов. Но люди все равно ходили в церковь, народу было много.

В период перестройки государственно-конфессиональная политика не претерпела кардинальных изменений, но у верующих появились надежды на потепление отношений. Этому, в частности, способствовали события, связанные с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Вскоре после этого произошла закладка нового храма в г. Ижевске. Дышать стало свободнее, можно было не оглядываться по сторонам и не бояться, что тебя увидят, когда идешь на службу. Люди начинали вспоминать свои корни, возвращаться к первоистокам. В эти годы наш город посетила внучка Л.И. Брежнева Наталия Миляева и приняла св. крещение в нашем храме.

В эпоху потрясений и бурь XX века, пожалуй, каждая третья семья подверглась репрессиям. Знания о своих корнях, истории и традициях были загнаны в глубокие тайники сознания, которые приходится собирать сейчас по крупицам.

 

Список литературы

 

1. К 100-летию двух русских революций // Православный старообрядческий церковный календарь. 2017. М.: Издание Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. С. 174-178.

2. Предпринимательские династии Камско-Вятского региона. XVIII-XX вв.: Коллективная монография. Отв. ред., авт. предисл. Н.П. Лигенко. Ижевск.: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2008. 260 с. с илл.

3. Постановление «О красном терроре». [Электронный ресурс]. URL: http: // bessmertnybarak.ru/ article /postanovlenie_o_krasnom_terrore/ (дата обращения: 18.06.2017).

4. Заря таинственного дня. Книга посвящается 100-летию храма Успения Пресвятой Богородицы г. Ижевска. Руководство проектом и тексты – В. Шкляев. Ижевск.: Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Ижевска, 2016. 256 с. с илл.

5. Селивановский С. К столетию закладки первого старообрядческого храма в Ижевском заводе // Радуга. Церковно-общественный журнал общины во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Казанско-Вятской епархии РПСЦ. 2009, № 9. С. 3-4.

6. Архив УФСБ РФ по УР, дело № 1528 от 16.05.1938 г.

7. Отец Акинф. Воспоминания дочери Елизаветы Акинфовны // Радуга. Церковно-общественный журнал общины во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Казанско-Вятской епархии РПСЦ. 2010, № 1. С.9.

8. Книга памяти жертв политических репрессий. Удмуртская Республика. Сост.: Р. А. Жуйкова, А. И. Гашев, Л. М. Лебедев; редкол.: В. Е. Шудегов и др. Ижевск.: Удмуртия, 2001. 386 с.

9. Жертвы политического террора в СССР. [Электронный ресурс]. URL: https:// lists. memo. ru/ index2. htm (дата обращения: 17.06.2017).

10. Корнилий, митрополит Московский и всея Руси. Они сражались за Родину! // Журнал «Защита и безопасность». 2016, №1 (76). [Электронный ресурс]. URL: https://ormvd-zib.ru/n1_2016/oni_srazhalis_za_rodinu/ (дата обращения: 25.04.2016).

11. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Фонд Р-551, оп. 1, д. 69. Доклады Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по УАССР за 1946-1947 гг.

 

Елена Шемякина,

заслуженный работник культуры

Удмуртской Республики,

лауреат Государственной премии УР



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: