Задания самостоятельных работ для обучающихся I курса
ТО, АТ, РТ, МЭ, РС
Самостоятельная работа № 1
Составить структурные формулы изомеров
Цель: развивать у обучающихся навыки составления структурных формул изомеров.
Срок выполнения: 2 часа
Содержание работы: алгоритм поиска всех возможных изомеров алканов.
Как написать формулы всех возможных изомеров гексана С6Н14?
Можно так:
1) Расположим все шесть атомов углерода линейно друг за другом и пронумеруем их:
1 2 3 4 5 6
С―С―С―С―С―С - изомер №1.
2) Укоротим цепь на один атом:
1 2 3 4 5
С―С―С―С―С
и присоединим «оторванный» атом ко второму атому углерода:
1 2 3 4 5
С―С―С―С―С - изомер №2.
6|
С
3) Передвинем шестой атом к третьему
1 2 3 4 5
С―С―С―С―С - изомер №3.
6 |
С
4) Передвинуть шестой атом к четвертому можно, но нужно ли? Сравните:
1 2 3 4 5 5 4 3 2 1
С―С―С―С―С - изомер №2 и С―С―С―С―С - …………
6| 6|
С С
(нумерация цепи слева направо) (нумерация цепи справа налево)
«Оторвем» ещё один атом углерода и два оставшихся присоединим ко второму:
5С
|
1С―2С―3С―4С - изомер №4.
|6
С
5) Пятый атом углерода оставим на месте, а шестой передвинем к третьему:
5С
|
1С―2С―3С―4С - изомер №5.
|6
С
Мы рассмотрели все варианты соединения атомов углерода друг с другом.
Задание:
Напишите формулы всех структурных изомеров гептана С7Н16 (девять формул изомеров) или октана С8Н18 (18 изомеров)
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно изображать структурные формулы изомеров.
Самостоятельная работа № 2
Срок выполнения 4 часа
Выучить номенклатуру алканов и радикалов.
|
Решение задач
Цель: формирование умений решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества.
Выведите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 14,29%, углерода – 85,71%. Относительная плотность по азоту равна 3.(С6Н12).
Выведите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 17,25%, углерода – 82,75%. Относительная плотность вещества по воздуху равна 2. (С4Н10).
Определите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля водорода в нем составляет 14,3%, углерода – 85,7%. Относительная плотность углеводорода по водороду равна 21.(С2Н6 )
Формат выполнения: письменная работа.
Критерии оценки: за правильное решение трёх задач – оценка «5», двух задач – оценка «4», одной задачи – оценка «3».
Самостоятельная работа № 3
Срок выполнения 5 часов
Цель: развивать у обучающихся навыки составления структурных формул изомеров.
1.Составить структурные формулы изомеров гептена С7Н14 и октена С8Н18.
2. Решение органических переходов.
Этен->этан->хлорэтан->этанол->этен
Бутан->бутен->хлорбутан->октан->бутен
3. Решение задач.
Определите структурную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 88,9%. Известно, что углеводород взаимодействует с аммиачным раствором оксида серебра. Плотность паров углеводорода по воздуху составляет 1,862. (CH=C-CH2-CH2.)
Химическое соединение – газ, содержащий углерод (массовая доля 85,7%) и водород (массовая доля 14,3%). Образец этого соединения массой 5,25 г занимает (н. у.) объем 2,8 л. Определите структурную формулу этого соединения, если известно, что оно обесцвечивает бромную воду.
|
(CH2=CH-CH3.)
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно изображать структурные формулы изомеров.
Самостоятельная работа № 4
Срок выполнения 3 часа
Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций.
1.Решение органических переходов
бензол->хлорбензол ->фенол->фенолят натрия->фенол
метан->этан->ацетилен->этен->этанол->этен
2. Рассмотреть на примере толуола взаимное влияние атомов в молекулах.
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.
Самостоятельная работа № 5
Срок выполнения 4 часа
Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и работы с источниками информации.
1.Подготовка рефератов и презентаций по теме: «Спирты и альдегиды в природе, их использование»
2.Решение органических переходов
· Карбид кальция->ацетилен->уксусный альдегид->уксусная кислота-> уксусный альдегид
· пропан->пропен->пропано-1->пропаналь-> пропановая кислота
· карбид кальция → ацетилен → ацетальдегид → уксусная кислота → метилацетат
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций, обоснованность и четкость изложения доклада.
Самостоятельная работа № 6
Срок выполнения 4 часа
Цель: развивать у обучающихся навыки составления уравнений реакций и работы с источниками информации
|
1.Дать сравнительную характеристику карбоновых кислот и неорганических кислот по плану: строение, вид химической связи, физические, химические свойства, применение.
2. Решение органических переходов.
Ацетальдегид→ацетат калия→этановая кислота→этилацетат→ацетат кальция→ацетон
ацетат калия→этан→X→этанол→диэтиловый эфир
метан→ацетилен→-этаналь→этановая кислота→ацетат натрия→метан
этан→хлорэтан→этанол→-этаналь→-уксусная кислота→хлоруксусная кислота
Формат выполнения: письменная работа в тетради.
Критерии оценки: умение правильно решать уравнения реакций.