Литература) В чем причина появления бесцветной прозы
В чем причина появления бесцветной прозы - вот проблема, над которой размышляет К. Г. Паустовский.
Этот литературоведческий вопрос интересует не только писателей, критиков, но и читателей. Интересует потому, что слишком много сейчас стало издаваться книг, которые написаны «как будто слепыми» писателями. В силу этого проблема очень актуальна.
К. Паустовский в эссе с озабоченностью говорит о том, что бесцветная проза вызывает желание "разбить эти повести и романы, как заклеенное окно в душной и пыльной комнате". Автор указывает и на причины тоскливости подобных произведений: они в омертвении писателей. Я бы уточнила эту фразу другим словосочетанием: они в отсутствии вдохновения у создателей романов. Этим и объясняется серость, тусклость многих наших книг.
Разделяя и дополняя рассуждения К. Паустовского, хочу процитировать известные строки А. С. Пушкина:
Не для житейского волнения,
Не для корысти, не для битв-
Мы рождены для вдохновения
Для звуков сладких и молитв.
Великий поэт России А. С. Пушкин, полностью отдаваясь творчеству, с бесстрашной искренностью черпал содержание своих стихов из глубины души. Это придавало его поэзии особую свежесть, делая стихи жизненными. Труд был для него святыней, радостью, которые исцеляли язвы.
Именно вдохновение, радость творчества, а не эмоциональная скудость заставляли почти ослепшего писателя М. Булгакова в очередной раз переписывать свой роман "Мастер и Маргарита". Несмотря на физическое и психическое переутомление, автор в порыве желания, энтузиазма и воли мысли до последних дней своей жизни интенсивно правил книгу, которую никто и никогда не назовет серой, бесцветной, посредственной…
|
Литература) О культуре бытия и культуре его изображения
Что такое культура бытия и культура его изображения? Каковы они в настоящее время? Вот проблема, под которой размышляет Сергей Залыгин, известный российский писатель.
Автор, рассуждая о культуре вообще, заостряет своё внимание на том, что культура состоит из двух частей, границы между которыми существуют условно. Он с озабоченностью говорит, что«…культура нашего бытия несравненно уступает культуре его изображения».
Писатель уверен, что разрыв между культурой изображения и «культурой нашего бытия» неизбежен.
С одной стороны я разделяю точку зрения российского прозаика, но с другой - нет. Вспомним литературу фантастического жанра. Она однозначно опережает культуру бытия.
Например, писатель Жюль Верн был необычайно прозорливым специалистом, как мы сейчас бы сказали, в области технического прогнозирования. Он предвидел появление подводных лодок и авиации, звукового кино и дальнобойной артиллерии. На мой взгляд, такое «опережение» очень полезно человечеству.
А вот то, что преподносит современному зрителю современное телевидение, несомненно, вредно. Возьмем цикл сериалов о судьбе «золушек», нашедших своих принцев – олигархов. Зачем внушать тысячам юных девчонок, что подобная «лабуда» о «несчастье – счастье» ждет каждую из них и что надо только потерпеть. Кому нужна сказка о несбыточной мечте?! В Интернете нашла данные соцопроса, подтверждающие мои худшие предположения: сотни несостоявшихся «золушек - принцесс», не нашедшие свой идеал, впадают в депрессию или решаются на суицид…
|
Таким образом, могу сделать вывод, что культура изображения жизни должна быть правдивой, готовить молодежь не к сказочной жизни, а суровым испытаниям.
Литература) О поэзии Сергея Есенина
Известный в стране поэт, баснописец, литературный деятель, мой земляк Сергей Михалков в своем выступлении на торжестве, посвященном 110-ой годовщине со дня рождения Сергея Есенина, рассуждает над вопросом, что «к чуду поэзии нельзя привыкнуть».
Проблема эта литературоведческая. Еще со времен Леонардо да Винчи и Гомера поэты и живописцы спорили, что чудеснее: поэзия или живопись. Каждый из полемистов приводил свои доводы, но главным в дискуссии стал неоспоримый тезис: поэзия обладает более широкими возможностями. Движение, ритм, действие, развивающееся во времени, - вот что делает поэзию настоящего мастера истинным Чудом!
Сергей Михалков эту литературоведческую проблему, которая, несомненно, является вечной, рассматривает с позиций социальных. На его взгляд, поэзия Сергея Есенина не только часть души русского народа, но она и есть та книга, та живописная словесная картина, по которой мир, вчитываясь в стихи рязанского поэта, представлял и представляет нас, русских людей, как могучую и великую нацию. А разве это не чудо, что по четырем книгам одного человека можно составить мнение о целом народе!
Я разделяю точку зрения Сергея Михалкова. Да, поэзия С. А. Есенина - это чудо.
В чем же таится ее секрет, ее колдовская сила? На мой взгляд, чудо – в простоте. Читая «Радуницу» и другие страницы книг Есенина, я вижу, как пленительна смена времен года, как прекрасны поля и леса, через которые, меняя и смешивая краски, как бы проходит «колышущаяся нива золотая». Ясно представляю себе тоскующий тополь и слышу, как «плачет где-то иволга…».
|
Настоящим открытием стали для меня слова киноактера Сергея Безрукова, признавшегося на страницах одной из газет, что, сыграв роль Сергея Есенина, он, Безруков, сам изменился. Пережив чужую трагедию, пропустив через себя каждую есенинскую строчку, он не может уже играть олигархов и бандитов. Разве это не чудо!?
Музыка) Влияние музыки на человека
В. П. Астафьев, ставя проблему влияния музыки на человеческую личность, размышляет, что лучше: «настоящая музыка» или «оглушающая вакханалия»?
Этот вопрос актуален, потому что музыка, звучащая сегодня с экранов телевизоров и радиоприёмников, не наполняет душу прекрасными чувствами и ощущениями, а наоборот, угнетает её.
Автор считает, что музыка – это самое дивное создание человека. Она возвращает людям всё лучшее, что есть в них. По мнению В. П. Астафьева, человек, слушая настоящую музыку, должен плакать от прикосновения к прекрасному, а «оглушающая вакханалия», напротив, превращает слушателя в воющего и ревущего зверя.
Я согласен с автором. Музыка великих композиторов прошлого, действительно, благотворно влияет на человека.
В Интернете я прочитал статью, в которой музыка сравнивается с вечным лекарством, возникшем три тысячи лет назад. Археологи установили, что уже неандертальцы создавали простые флейты. В древние времена существовало множество учений о том, что музыка может исцелять. И это так. В телепередаче «Здоровье» недавно рассказывалось о музыкальной терапии, науке, занимающейся физическим воздействием музыки на человека.
Музыка может не только излечивать, но и поднимать солдат на битву. В.П. Астафьев в одном из своих рассказов поведал о том, как он, участник Великой Отечественной войны, в разгромленном фашистами польском городе, услышав звуки органа, захотел сделать что-то особенное, как-то помочь людям, чтобы воцарился мир на земле. В ту минуту он поклялся яростно биться с фашистами. Вот она, чудесная сила музыки, обращаясь к которой, поэт А. Козловский писал:
Спасибо, музыка, за светлые леса…
Они звучат под осень, как оркестры,
Мы всё ещё не верим в чудеса,
А ты творишь их запросто и честно.