Общие подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом




 

Объективность оценивания уровня подготовки выпускников основной школы по химии, в рамках использования новой формы итоговой аттестации учащихся 9 классов, обеспечивается в значительной мере включением в вариант заданий с развернутым ответом. Эти задания, прежде всего, ориентированы на выявление выпускников основной школы, имеющих прочные знания по химии и умеющих применить их в новой ситуации. Данным обстоятельством обусловлены определенная особенность содержания этих заданий и высокий уровень их сложности.

Проверка выполнения таких заданий может быть осуществлена путем независимой экспертизы и на основе системы оценивания, позволяющей свести до минимума расхождения во мнениях экспертов при оценке выполнения одной и той же работы.

Создание такой системы оценивания заданий с развернутым ответом в рамках новой формы аттестации учащихся предполагало:

- определение основных требований к заданиям данного типа;

- выявление типологии основных элементов содержания и учебной деятельности, проверяемых этими заданиями;

- определение критериев и шкал для оценки выполнения заданий данного типа;

- разработку методики подготовки экспертов для проверки выполнения заданий открытого типа.

В качестве основы при разработке предлагаемых методических рекомендаций был использован опыт, накопленный в ходе эксперимента по введению ЕГЭ по химии.

В каждый экзаменационный вариант 2016 г. включено 3 или 4 задания с развернутым ответом (в зависимости от выбранной регионом модели проведения экзамена).Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 (С1) и 21(С2) – по 3 балла; в модели 1 за задание 22(С3) – 5 баллов; в модели 2 за задание 22(С3) – 4 балла, за задание 23(С4) – 5 баллов.

Таким образом, за выполнение заданий 3-й части (по модели 1) экзаменуемый может максимально набрать 11 баллов; за выполнение заданий 3-й части (модель 2) – 15 баллов.

Для унификации подходов к оцениванию заданий данного типа были разработаны критерии оценивания, предусматривающие начисление одного балла за каждый верно выполненный элемент ответа.

Остановимся подробнее на характеристике заданий с развёрнутым ответом.

Задания с развёрнутым ответом соответствуют высокому уровню сложности и ориентированы на проверку достаточно сложных элементов содержания, относящихся к общей и неорганической химии.

Задания с развёрнутым ответом проверяют усвоение следующих элементов содержания: окислительно-восстановительные реакции, способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.

Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений:

- составлять электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции;

- составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде;

- объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением; взаимосвязь неорганических веществ;

- проводить комбинированные расчёты по химическим уравнениям.

При выполнении первого задания (20(С1)) необходимо на основании схемы реакции, представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции, определить окислитель и восстановитель.

Второе задание (21(С2)) предполагает выполнение двух видов расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Третье задание (22(С3)) является практико-ориентированным и имеет характер «мысленного эксперимента». Оно ориентировано на проверку следующих умений: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций, которые следует осуществить; составлять молекулярное и сокращённое ионное уравнение этих реакций.

Задание 23(С4) в экзаменационной работе (модель 2) органично связано по своему содержанию с заданием 22(С3) и имеет характер реального химического эксперимента. Его выполнение требует владения не только названными выше умениями, но и умением безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием.

Содержание этих заданий во многих случаях ориентирует учащихся на использование различных способов их выполнения. Тем самым выбранный способ выполнения задания может выступать в качестве показателя способности выпускника к осуществлению творческой учебной деятельности.

Не выходя за пределы «Обязательного минимума содержания основного общего образования по химии», задания с развернутым ответом предусматривают одновременную проверку усвоения элементов содержания из содержательных блоков: «Химическая реакция» и «Методы познания веществ и химических явлений».

Комбинирование проверяемых элементов содержания в этих заданиях осуществляют таким образом, чтобы уже в их условии прослеживалась необходимость последовательного выполнения нескольких взаимосвязанных действий, выявления причинно-следственных связей между элементами содержания, формулирования ответа в определённой логике и с аргументацией отдельных положений. Отсюда становится очевидным, что выполнение заданий с развёрнутым ответом требует особого внимания к оформлению самого ответа на вопросы, сформулированные в условии.

И, наконец, важно отметить, что выполнение заданий с развёрнутым ответом требует от выпускника основной школы обдумывания многих вопросов, умения применять знания в незнакомой ситуации, анализировать условия проведения реакций и прогнозировать вероятность образования того или иного продукта реакции, самостоятельно выстраивать ход решения задачи и т.п.

Все перечисленные выше особенности заданий с развёрнутым ответом позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы и могут служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из них.

Рассмотрим примеры заданий с развёрнутым ответом и критерии их оценивания.

В первом задании (20(С1)) учащимся необходимо на основании предложенной схемы окислительно-восстановительной реакции составить электронный баланс, расставить коэффициенты, т.е. составить уравнение реакции и определить окислитель и восстановитель.

Так как заданием предусмотрено запись трёх элементов ответа, то и шкала оценивания предполагает получение одного балла за каждую верно выполненную запись уравнения реакции. Таким образом, максимальная оценка за задние 20(С1) - 3 балла.

 

Пример задания 20(С1)

 

(C1)

 

Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

HI + H2SO4 → I2 + H2S + H2O

Определите окислитель и восстановитель.

 

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) Составлен электронный баланс:
  S+6 + 8ē → S–2 2I1 – 2ē → I20

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

8HI + H2SO4 = 4I2 + H2S + 4H2O

3) Указано, что сера в степени окисления +6 является окислителем, а иод в степени окисления –1 – восстановителем

 
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы  
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов  
В ответе допущены ошибки в двух элементах  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 3

 

 

 

Пример задания 21(С2)

Второе задание (21(С2)) - комбинированная задача, в основе которой два типа расчётов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.

Для решения задачи необходимо составить уравнение реакции, по которому в ней осуществляются расчёты, определить массу и количество известного растворенного вещества и ответить на вопрос задачи, найдя массу или объем искомого вещества.

 

 

(C2)

 

 

170 г раствора нитрата серебра смешали с избытком раствора хлорида натрия. Выпал осадок массой 8,61 г. Вычислите массовую долю соли
в растворе нитрата серебра.

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1) Составлено уравнение реакции: AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3 2) Рассчитаны количество вещества и масса нитрата серебра, содержащегося в исходном растворе: по уравнению реакции n(AgNO3) = n(AgCl) = m(AgCl) / M(AgCl) = = 8,61 / 143,5 = 0,06 моль m(AgNO3) = n(AgNO3) · M(AgNO3) = 0,06 · 170 = 10,2 г 3) Вычислена массовая доля нитрата серебра в исходном растворе: ω(AgNO3) = m(AgNO3) / m(р-ра) = 10,2 / 170 = 0,06, или 6%
Критерии оценивания Баллы
Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы  
Правильно записаны два первых элемента ответа  
Правильно записан один элемент ответа  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 3

 

 

В целях объективной оценки предложенного способа решения задачи эксперту необходимо проверить правильность промежуточных действий, расчётов, результатов, которые использовались для получения итогового ответа. Существенным моментом при оценивании расчётных задач является то обстоятельство, что некоторые задачи могут быть решены нестандартным способом, например, предполагающим использование одной формулы в которую подставляются соответствующие числа.

Решение задачи способом, не соответствующим критериям, не может служить основанием для снижения оценки. На это указывает фраза, включённая в критерии оценивания: «допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла».

Данная фраза ещё раз напоминает экспертам, что предложенный образец решения является лишь одним из возможных вариантов решения и не отрицает возможности вариаций.

 

Как уже отмечалось с 2014 года разработчиками КИМ по химии предлагаются 2 модели экспериментальной части (задания 22(С3) и 23(С4)).

 

Пример задания 22(С3), модель 1.

 

(C3)

 

Даны вещества: FeCl3, H2SO4(конц), Fe, Cu, NaOH, CuSO4.

Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

 

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Составлены два уравнения реакции: 1) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu 2) FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4 Описаны признаки протекания реакций: 3) для первой реакции: выделение красного осадка металлической меди; 4) для второй реакции: выпадение серо-зелёного осадка. Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции: 5) Fe2+ + 2OH = Fe(OH)2  
Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы  
Правильно записаны четыре элемента ответа  
Правильно записаны три элемента ответа  
Правильно записаны два элемента ответа  
Правильно записан один элемент ответа  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 5

 

При решении заданий 22(С3) (в рамках модели 1) учащийся на начальном этапе решения должен составить общую схему превращений, включающую две стадии, соответствующие двум реакциям, которые необходимо осуществить для получения заданного условием задания вещества. После этого необходимо составить два уравнения этих реакций, записать признаки их протекания, и для одной из стадий - сокращенное ионное уравнение реакции.

При условии правильности записи предусмотренных условием задания пяти элементов ответа максимальная оценка за выполнение задания составляет 5 баллов.

 

Пример задания 22(С3), модель 2.

 

Требуется получить гидроксид железа(II) в результате проведения двух последовательных реакций. Выберите необходимые для этого реактивы из числа тех, которые вам предложены.

Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для реакции ионного обмена составьте сокращенное ионное уравнение.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Составлена схема превращений, в результате которой можно получить гидроксид железа(II): 1) Fe или CuSO4 → FeSO4 → Fe(OH)2 Составлены уравнения двух проведённых реакций 2) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu 3) FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4 Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции: 4) Fe2+ + 2OH = Fe(OH)2  
Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы  
Правильно записаны три элемента ответа  
Правильно записаны два элемента ответа  
Правильно записан один элемент ответа  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 4
(C3)

 

C4

Подготовьте лабораторное оборудование необходимое для проведения эксперимента.

Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений.

Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции и классификационных признаках реакций.

 

  Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
К1 Проведены реакции в соответствии с составленной схемой, и описаны изменения, происходящие с веществами в ходе проведения реакций: 1) для первой реакции: выделение красного осадка металлической меди и изменение цвета раствора (исчезновение голубой окраски раствора); 2) для второй реакции: выпадение серо-зелёного осадка; 3) сформулирован вывод о свойствах веществ и классификационных признаках проведённых реакций: в основе проведённого эксперимента лежит окислительно-восстановительная реакция замещения катиона менее активного металла (Cu2+) более активным металлом (железом), а также реакция ионного обмена между солью и щёлочью, протекающая за счёт выпадения осадка  
Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы  
Правильно записаны два элемента ответа  
Правильно записан один элемент ответа  
Все элементы ответа записаны неверно  
К2 Оценка техники выполнения химического эксперимента:  
· соблюдение общепринятых правил при отборе нужного количества реактива; · соблюдение правил безопасного обращения с веществами и оборудованием при проведении химических реакций
При проведении эксперимента полностью соблюдались все правила отбора реактивов и проведения химических реакций  
При проведении эксперимента были нарушены требования правил отбора реактивов или проведения химических реакций  
При проведении эксперимента были нарушены правила отбора реактивов и проведения химических реакций  

 

Комментарии к выполнению задания 23(С4)

 

В каждое задание 23(С4) включена приводимая ниже инструкция, позволяющая учащимся с минимальным количеством ошибок выполнить реальный эксперимент, предусмотренный условием задания.

 

Инструкция по выполнению задания 23(С4)

1. Приступая к выполнению задания 23(С4), пригласите к своему столу организатора в аудитории, для получения лотка с лабораторным оборудованием и реактивами.

2. Прочтите еще раз условие задания 22(С3) и убедитесь, что на выданном лотке находится 5 перечисленных в условии задания реактивов.

3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите емкости с реактивами и определите способ работы с ними:

· если в склянке уже находится пипетка, то это означает что отбор жидкости и ее переливание осуществляется именно с помощью нее. Для проведения опытов отбирают 7-10 капель реактива;

· если пипетка отсутствует, то в этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки. В этом случае при переливании раствора склянку располагают так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху («этикет­ку — в ладонь!»). Медленно наклоняйте склянку над пробиркой, пока нужный объем раствора не перельется в пробирку. Объем перелитого раствора должен составлять 1-2 мл. (1-2 см). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

· если для проведения опыта требуется использовать порошок вещества (сыпучее вещество), то из ёмкости его берут только с помощью ложечки, совочка или шпателя.

4. Если вы перелили/насыпали существенно больше требуемого объёма, то излишек жидкости/порошка отбирают в резервную пробирку. Возврат реактива в исходную ёмкость категорически запрещён.

5. После использования ёмкости с реактивом закрывайте её крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.

6. Для растворения в воде порошка или перемешивания реактивов слегка ударяйте пальцем по дну пробирки.

7. Для определения запаха вещества, взмахами руки над горлышком ёмкости с веществом направляйте его пары на себя.

8. При необходимости провести нагревание пробирки с реактивами на спиртовке:

· снимите колпачок спиртовки и поднесите зажжённую спичку к фитилю спиртовки;

· закрепите пробирку в пробиркодержателе на расстоянии 1-2 см. от горлышка пробирки;

· внесите пробирку в пламя спиртовки и передвигайте её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с жидкостью равномерно прогрелась. Далее можно нагревать только ту пробирки, в которой находятся вещества, при этом удерживая её в слегка наклонном положении.

· открытый конец пробирки отводите от себя и других лиц;

· после нагревания жидкости поставьте пробиркодержатель с пробиркой на подставку и прикройте фитиль спиртовки колпачком от неё.

9. В случае попадания вещества на рабочий стол удалите его с поверхности стола с помощью салфетки.

10. При попадании реактивов на кожу или одежду обратитесь к организатору в аудитории.

11. При выполнении опытов рекомендуется записывать на черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.

 

При разработке критериев оценивания выполнения экспериментальных заданий учтена специфика их содержания, а также принят во внимание опыт оценивания выполнения ученического эксперимента в реальном учебном процессе.

Обязательным сопровождением каждого экспериментального задания с развёрнутым ответом являются критерии оценивания его выполнения, в составе которых присутствует поэлементный образец верного ответа. Суммарный балл за выполнение задания определяется по числу верных элементов, указанных в ответе учащегося, каждый из которых оценивается 1 баллом.

Баллы, полученные за выполнение экспериментального задания, суммируются с баллами, которые получены за выполнение всех других заданий экзаменационной работы ОГЭ.

Критерии оценивания экспериментального задания разработаны в соответствии с содержанием задания.

Предлагаем параметры оценивания выполнения экспериментального задания 23(С4).


 

  Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
К1 Оформление результатов выполнения эксперимента  
Описаны изменения, происходящие с веществами в ходе эксперимента с веществами:  
1) для 1-й реакции  
2) для 2-й реакции  
Сформулирован вывод о химических свойствах участвующих в реакции веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), подтверждённых в ходе опытов и/или химической сути проведённых реакций (классификационных признаках реакций).  
  К2 Соблюдение правил при выполнении химического эксперимента:  
· соблюдение правил при отборе нужного количества реактива: (отбора жидкости и её переливания, отбора из ёмкости порошка вещества, удаления избытка реактива, обращения с ёмкостями с реактивами и др.)  
· соблюдение правил при проведении химических реакций: (растворения порошка, перемешивания растворов, изучения запаха вещества, нагревания на спиртовке и др.)  
  Максимальный балл  

*Примечание: оценивается экспертами в аудитории.

 

 


3. Примеры ответов учащихся на задания экзаменационной работы и рекомендации по их оцениванию

 

Задание 20(С1)

Задание, предусматривающие составление электронного баланса и уравнение окислительно-восстановительной реакции, в ОГЭ 2014 года было использовано впервые. Поскольку подходы к выполнению подобных заданий в рамках ЕГЭ и ОГЭ являются аналогичными, считаем возможным привести примеры оценивания нескольких работ выпускников, сдававших ЕГЭ.

Примеры выполнения задания 20(С1)

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

KNO3 + NH4Cl → N2O + H2O + KCl

Определите окислитель и восстановитель.

 

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) Составлен электронный баланс:
  N+5 + 4ē → N+1 N-3 – 4ē → N+1

2) Указано, что азот в степени окисления -3 (или NH4Cl) является восстановителем, а азот в степени окисления +5 (или KNO3) – окислителем;

3) Составлено уравнение реакции:

KNO3 + NH4Cl = N2O + 2H2O + KCl

 
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы  
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов  
В ответе допущены ошибки в двух элементах  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 3

 

 


 

Пример 1

В данном решении есть два незначительных недочёта: учащийся не указал, что отданы и приняты именно электроны, а также не заменил стрелку в итоговом уравнении на знак равенства. Однако это не должно становится основанием для снижения отметки. (3 балла)

 

Пример 2

В данной записи ответа ошибка допущена при составлении баланса: в левой части указан один атом азота, а в правой – два. Но тогда число электронов должно быть удвоено, или и в правой части должно быть указано по одному атому азота. Таким образом, верно указаны окислитель и восстановитель, а также верно записано итоговое уравнение реакции. (2 балла)

Пример 3

В решении учащийся допустил ошибку при определении степени окисления азота. Это не позволяет зачесть ему в качестве правильного первый элемент ответа – составление ОВ баланса. Верно определены окислитель и восстановитель, а также правильно записано итоговое уравнение реакции.

За неправильное оформление записи степени окисления («+» вместо «+1») в 9 классе отметку не снижаем (2 балла)

Задание 2(С2)

Через раствор нитрата меди (II) массой 37,6 г и массовой долей 5% пропустили избыток сероводорода. Вычислите массу осадка, образовавшегося в результате реакции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: