Материалы для практических занятий экспертов




4.1. Материалы для практических занятий по оценке выполнения заданий разных типов (по линиям заданий)

Задание 20(С1)

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

S + Cl2 + H2O → H2SO4 + HCl

Определите окислитель и восстановитель.

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) Составлен электронный баланс:
  Cl20 + 2ē → 2Cl-1 S0 – 6ē → S+6

2) Указано, что сера в степени окисления 0 является восстановителем, а хлор в степени окисления 0 (или Cl2) – окислителем;

3) Составлено уравнение реакции:

S + 3Cl2 + 4H2O = H2SO4 + 6HCl

 
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы  
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов  
В ответе допущены ошибки в двух элементах  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 3

 

 

С1)

С1)

С1)

С1)

С1)

Задание 21(С2)

1 – 21 (С2) А.

К 104 г раствора с массовой долей хлорида бария 9% добавили избыток раствора фосфорной кислоты. Вычислите массу образовавшегося осадка.

 

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1) Составлено уравнение реакции: 3BaCl2 + 2H3PO4 = Ba3(PO4)2 + 6HCl 2) Рассчитана масса и количество вещества хлорида бария, содержащегося в растворе: m (BaCl2) = m(p-pа) ∙ ω/100 = 104 ∙ 0,09 = 9,36 г n (BaCl2) = m (BaCl2)/ M (BaCl2) = 9,36: 208 = 0,045 моль   3) Определена масса образовавшегося осадка: по уравнению реакции n (Ba3(PO4)2) = 1/3n (BaCl2) = 0,015 моль m (Ba3(PO4)2) = n (Ba3(PO4)2) ∙ M(Ba3(PO4)2) = 0,015 ∙ 602 = 9,03г

 

Критерии оценивания Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.  
Правильно записаны 1-й и 2-й элементы из названных выше.  
Правильно записан один из названных выше элементов (1‑й или 2‑й).  
Все элементы ответа записаны неверно.  
Максимальный балл  

С2) - 1А


С2) - 2А

С2) - 3А

 


4 – 21 (С2) Б. К 296 г раствора с массовой долей нитрата магния 6% добавили избыток раствора фосфорной кислоты. Вычислите массу образовавшегося осадка.

 

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1) Составлено уравнение реакции: 3Mg(NO3)2 + 2H3PO4 = Mg3(PO4)2 + 6HNO3   2) Рассчитана масса и количество вещества нитрата магния, содержащегося в растворе: m (Mg(NO3)2) = m(p-pа) ∙ ω/100 = 296 ∙ 0,06 = 17,76 г n (Mg(NO3)2) = m (Mg(NO3)2)/ M (Mg(NO3)2) = 17,76: 148 = 0,12 моль   3) Определена масса образовавшегося осадка: по уравнению реакции n (Mg3(PO4)2) = 1/3n (Mg(NO3)2) = 0,04 моль m (Mg3(PO4)2) = n (Mg3(PO4)2) ∙ M(Mg3(PO4)2) = 0,04 ∙ 263 = 10,52г

 

Критерии оценивания Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.  
Правильно записаны 1-й и 2-й элементы из названных выше.  
Правильно записан один из названных выше элементов (1‑й или 2‑й).  
Все элементы ответа записаны неверно.  
Максимальный балл  

С2) - 4Б

 


5 – 21 (С2) - В.

К раствору сульфита натрия массой 252 г и массовой долей 5% добавили избыток раствора соляной кислоты. Вычислите объем (н.у.) выделившегося газа.

 

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1) Составлено уравнение реакции: Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + SO2 + H2O   2) Рассчитана масса и количество вещества сульфита натрия, содержащегося в растворе: m (Na2SO3) = m(p-pа) ∙ ω/100 = 252 ∙ 0,05 = 12,6 г n (Na2SO3) = m (Na2SO3)/ M (Na2SO3) = 12,6: 126 = 0,1 моль   3) Определен объем газообразного вещества, вступившего в реакцию: по уравнению реакции n (SO2) = (Na2SO3) = 0,1 моль V (SO2) = n (SO2) ∙ Vm = 0,1 ∙ 22,4 = 2,24 л

 

Критерии оценивания Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.  
Правильно записаны 1-й и 2-й элементы из названных выше.  
Правильно записан один из названных выше элементов (1‑й или 2‑й).  
Все элементы ответа записаны неверно.  
Максимальный балл  

С2) -5В

 


С3)

Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: медь, оксид меди(II) и растворы гидроксида натрия, сульфата железа(II), пероксида водорода, серной кислоты. Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций.

 

 

22

 

Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций гидроксид меди(II).

Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для второй реакции составьте сокращённое ионное уравнение.

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Составлена схема превращений, в результате которой можно получить гидроксид меди(II): 1) CuO → CuSO4→ Cu(OH)2 Составлены уравнения двух проведённых реакций: 2) CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O 3) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции: 4) Cu2+ + 2OH = Cu(OH)2  
Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы  
Правильно записаны три элемента ответа  
Правильно записаны два элемента ответа  
Правильно записан один элемент ответа  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 4

 

С3)

 

С3)

 

С3)

 

С3)

С3)


 

23

 

Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции и классификационных признаках реакций.

 

 

 

  Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
К1 Проведены реакции в соответствии с составленной схемой, и описаны изменения, происходящие с веществами в ходе проведения реакций: 1) для первой реакции: растворение чёрного порошка оксида меди(II) и появление голубой окраски раствора; 2) для второй реакции: выделение голубого осадка гидроксида меди(II); 3) сформулирован вывод о свойствах веществ и классификационных признаках проведённых реакций: в основе проведённого эксперимента лежит реакция оснόвного оксида с раствором кислоты с образованием соли и воды; а также ионного обмена между солью и щёлочью, протекающая за счёт выпадения осадка  
Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы  
Правильно записаны два элемента ответа  
Правильно записан один элемент ответа  
Все элементы ответа записаны неверно  
К2 Оценка техники выполнения химического эксперимента: · соблюдение общепринятых правил при отборе нужного количества реактива; · соблюдение правил безопасного обращения с веществами и оборудованием при проведении химических реакций  
При проведении эксперимента полностью соблюдались все правила отбора реактивов и проведения химических реакций  
При проведении эксперимента были нарушены требования правил отбора реактивов или проведения химических реакций  
При проведении эксперимента были нарушены правила отбора реактивов и проведения химических реакций  

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: