Употребление личных форм глагола




Морфологические нормы. Употребление форм глагола

1) Употребление личных форм глагола

2) Употребление причастия

3) Употребление деепричастия

4) Стилистика частей речи

 

Употребление личных форм глагола

Задание 1. Выберите правильный вариант.

1. Он часто (а) ложит, б) кладёт) вещи на стол. 2. Он ложится в больницу. 3. Я (а) ощущу, б) смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное. 4. Я (а) побежду, б) смогу победить, в) одержу победу). 5. Я (а) убежу, б) убеждю, в) смогу убедить, г) сумею убедить) его в правильности решения. 6. Результаты (а) подытоживовались, б) подытоживались). 7. После лекции слушатели нередко задерживаются в аудитории. 8. После лекции слушатели нередко остаются в аудитории. 9. После лекции слушателей нередко задерживают в аудитории. 10. Он (а) откликается, б) откликался) на события окружающей жизни и (в) отмечал, г) отмечает) зарождающиеся в ней явления. 11. Чтобы правильно (а) составить, б) составлять) документы, необходимо тщательно (в) изучить, г) изучать) документоведение.

 

Ответы на задание 1: 1б, 2, 3б, 4б и 4в, 5в и 5г, 6б, 9, 10а и 10г или 10б и 10в, 11а и 11в или 11б и 11г.

 

ЗАПОМНИТЕ:

• В литературном языке не употребляются формы 1-го лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени от глаголов победить, убедить,

очутиться, чудить, ощутить и некоторых других. Отсутствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить.

 

В современном русском языке нет форм ложит, ездиет, есть только кладёт, НО положит; ездит.

 

• Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение — страдательное и возвратное, что создаёт неясность смысла. Например, выпускники

направляются в разные уголки нашей страны сами или их направляют).

 

• Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.

 

• В парах видеть — видать, слышать — слыхать, мучить — мучать, лазить — лазать первые глаголы — книжные, а вторые — разговорные.

 

• Рекомендуются формы полощет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мяукает, сыплет, щиплет (а не: полоскает, плескает, махает, колыхает, кликаem, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет).

 

• Более распространёнными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул,

мокнул, глохнул, чахнул).

 

2. Употребление причастия

 

Задание 2.

1. В центре повести представитель (а) нарождающего/ б) нарождающегося класса. 2. На собрании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников,(а) отсутствующих/ б) отсутствовавших по уважительным причинам.

Ответы на задание 2: 1б, 2б.

Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Например: отредактированная рукопись редактором - неверно, следует заменить на: 1) отредактированная редактором рукопись или 2) рукопись, отредактированная редактором.

 

Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному; переносить оборот не следует. Например: горная цепь тянется с

востока на запад, состоящая из множества хребтов, — неверно, следует заменить на: 1) горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад или 2) состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.

 

3. Употребление деепричастия

Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Например: читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки, надо: читая статью (прочитав статью) и отмечая (отметив) нужный материал, я делаю (сделал) выписки.

 

Задание 3. Выберите правильный вариант.

1. Магазин закрывается продавцом ровно в восемь вечера. 2. Продавец закрывает магазин в восемь часов вечера. 3. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примеси. 4. Внук часто одевается бабушкой. 5. Бабушка часто одевает внука. 6. Надо помогать молодёжи расти и проявить свои способности. 7. Деталь бросается в ванну, а затем вымывается. 8. Деталь бросают в ванну и затем тщательно обсушивают. 9. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 10. Где вы слыхали об этом? 11. По совету врача больной полоскает горло раствором соды. 12. Цветы сохнули в вазе. 13. Сохли на солнце. 14. Дверь

открывается автоматически. 15. Собранный урожай отправляется в разные утолки по железной дороге, по воздуху и по воде. 16. Наш отдел неоднократно премировался.

 

Ответы на задание 3: 2, 5, 8,13,14.

 

4. Стилистика частей речи

Ресурсы стилистики в морфологии следует искать в синонимических явлениях.

 

Различными стилистическими возможностями обладают категории и формы существительного. Некоторые формы рода существительных свойственны ограниченным сферам употребления и в связи с этим несут на себе определённую функционально-стилистическую окраску. Например, употребление форм либо мужского, либо женского рода по отношению к лицу женского пола (в сочетании с именем собственным) имеет различную стилевую окраску: в официальной речи — лаборант Фёдорова, в разговорной — лаборантка Фёдорова. Только в разговорно-просторечной сфере используются формы докторша, секретарша, профессорша.

 

Русскому языку свойственны синонимия падежных форм и падежных конструкций: стакан чаю - чая, кусок сахару(разг.) - кусок сахара; в отпуске - в отпуску (разг.), в цехе – в цеху (разг.), килограмм помидор(разг.)-помидоров; хлопнул дверьми(разг.) – дверями.

 

Богаты стилистические возможности степеней сравнения прилагательных.

Простая форма сравнительной степени в целом нейтральна, употребительна во всех стилях, а составная отличается некоторой книжностью: холоднее — более холодный; крепче — более крепкий.

Различаются оттенками книжности либо разговорности параллельные формы простой сравнительной степени: бойче, звонче имеют книжный характер, а бойчее, звончее — разговорно-просторечный.

Разговорной речи свойственны образования сравнительной степени с приставкой по-, например: повыше, покрепче, поближе.

 

В некоторых соответствиях видов глагола также обнаруживаются стилистические возможности. Например, формам на -ну-, -ану-, выражающим мгновенность действий, свойствен разговорно-просторечный характер: сказанул, прихвастнул.

Формы на -ыва-, -ива-, означающие многократность действия, также носят разговорный характер: сиживал, делывал.

В видовых парах: видеть - видать, слышать - слыхать, поднимать -подымать, лазить - лазать- вторые варианты имеют окраску разговорности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: