Контрольная работа №1 на тему «Метод наблюдения в психологии»
Основная цель данной работы – систематизировать представления студентов об использовании метода наблюдения в психологии, ознакомить их с технологиями поиска и осмысления научной информации, со спецификой письменных заданий / отчетов по курсу и с общими требованиями к оформлению контрольных работ.
Структура работы:
1. Метод наблюдения: определение и общая характеристика.
2. Использование метода наблюдения на практике: поведенческий портрет и хронометраж личного времени.
3. Список использованной литературы.
&1
Параграф 1 состоит из двух частей.
В первой части необходимо привести не менее десяти определений понятия «наблюдение», обратившись к словарям, практикумам, учебникам по общей и экспериментальной психологии и т.д. Определения необходимо расположить логично: от общенаучных – к частным, от словарных – к авторским.
Во второй части приводится общая характеристика метода наблюдения. Здесь необходимо рассмотреть такие вопросы, как: разновидности метода, требования к проведению исследования с применением метода наблюдения, достоинства и недостатки метода и т.п. – все это нужно структурировать, например, сделать подзаголовки. Необходимо избегать сплошного копирования отрывков книг – текст должен быть переработан. Везде, где вы используете материалы других источников, необходимы ссылки.
&2
Параграф 2 представляет собой письменный отчет о проведении двух исследований с применением метода наблюдения: составление поведенческого портрета по данным скрытого включенного наблюдения и хронометраж личного времени по данным самонаблюдения.
|
Поведенческий портрет по данным наблюдения (адаптировано из Экспериментальная психология: Практикум, 2002).
Цель задания: опираясь на данные продолжительного (две недели) скрытого включенного полевого наблюдения, необходимо составить поведенческий портрет своего одногруппника с целью последующей идентификации его с объектом наблюдения.
Основные параметры поведенческого портрета
1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему виду или придает ему особое значение). Какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях?
2. Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).
3. Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной).
4. Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи).
5. Поведение по отношению к другим людям – положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каких?).
|
6. Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам).
7. Поведение в основной деятельности (учеба).
8. Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
Ход выполнения задания
1. На занятии преподаватель распределяет среди студентов объекты наблюдения (студенты той же группы, чьи фамилии отобраны случайным образом) по принципу 3-4наблюдателя на один объект наблюдения.
2. Выполнение задания начинается с составления поведенческого портрета по имеющемуся у студентов опыту общения с объектом наблюдения.
3. Затем в течение двух недель студенты ежедневно ведут дневник наблюдений, в котором фиксируют факты из жизни наблюдаемого лица. В последствие дневник прилагается к данной контрольной работе в виде Приложения либо отдельного документа в электронной или бумажной форме.
Имеется ряд требований к ведению дневника наблюдений.
По содержанию: всякое наблюдаемое явление должно быть зафиксировано в записях наблюдателя по возможности в том виде, в каком оно существовало в реальности. Записи наблюдений должны выполнять функцию фиксирующего средства, быть точными и полными, что обеспечит впоследствии их правильное толкование. Необходимо избегать записей впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя по поводу каких-то увиденных им, но не отраженных в дневнике явлений.
По оформлению: в процессе фиксации данных наблюдения рекомендуется использовать в качестве дневника отдельную тетрадь. На первой странице записываются пол и возраст наблюдаемого человека, имя и фамилия наблюдателя. Каждая запись в дневнике предваряется указанием даты, времени и продолжительности наблюдения, упоминается также день недели. Рекомендуется оставлять широкие поля на страницах, где ведутся данные записи наблюдения, что довольно удобно для последующих замечаний наблюдателя и предварительного анализа наблюдавшихся фактов. Кроме фактов наблюдения и суждений наблюдателя по их поводу в дневнике не должно содержаться никаких других записей.