Благородный Восьмеричный Путь




Будда

Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же и вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью”

Как гласят основы буддизма,

Я и вселенная имеют одну и туже основу,

или, скорее, представляют собой одно и тоже.

Многим люди, прожив жизнь не удаётся даже соприкоснуться с этим чудесным учением об освобождении (Н. Рерих)

Как вы думаете, ученики, чего больше: воды, находящихся в 4 великих океанах, или слёз, которые пролиты и вами забыты, когда вы на этом широком пути блуждаете, странствуете и скорбите и плачете о том, что вам достальсь в удел нежелательное, и не досталось то, что вы хотели бы.

(Будда Гаутама Проповедь огня)

Медитировать без учения похоже на попытку слепого взобраться на гору; а изучать без медитации похоже на попытку взобраться на гору без рук и ног. (буддийская поговорка)

Каждое понятие, которое существует, опирается на какое-то явление в пространстве и времени и со временем это явление исчезнет и понятие потеряет свою силу, поэтому опирайтесь на своё

истинное Я, а не на временные понятия.

"Я не философ, я - врач. Я не даю вам доктрин, я вас лечу. Я не даю вам теорий, я просто даю вам лекарство." "Врачует человека только Истина дающая Себя Сама как средство. Лечит только Истина снимая все наносные личины и обличая человека. Истинное лекарство дает только Истина дающая Себя человеку. " "Я не говорю о том, что такое свет, я просто помогаю вам открыть глаза, чтобы вы сами его увидели". (Будда Шакьямуни).

4 печати:

1. все составные/обусловленные явления не постоянны

2. все составные непостоянные явления есть страдание

3. все составные явления пусты, лишены независимой сущности.

4. нирвана - абсолютное счастье за пределами представлений

 

 

Три признака существования (Аничча, Дуккха, Анатта)

Согласно Будде есть "три признака" существования:

Аничча (anitya - пали) "непостоянство" или "недолговечность". Говорит о том факте, что всё находится в состоянии постоянного изменения. В реальности не существует ничего, что, в конечном счете, перестало бы существовать, прекращается лишь проявление вещи и она переходит из одной формы в другую. Представьте листок, который падает с дерева и разлагается. Хотя внешнее проявление и относительное существование листа прекращается, компоненты, которые составляли лист, становятся материалом, который может пойти на формирование новых растений.

Дуккха (duhkha - санскрит) или "нестерпимость". Ничто из существующего в физическом мире или даже психологической сфере не может принести продолжительного глубокого удовлетворения.

Анатта (anatman - санскрит) или "не-я".

Срединный путь

Буддизм учит Срединному Пути, который предписывает придерживаться золотой середины между физическим и духовным миром.

Благородный Восьмеричный Путь

Благородный Восьмеричный Путь является одним из основных учений Будды, который описал его как путь, ведущий к прекращению страданий (дукха) и достижению пробуждения. Он применяется для развития понимания истинной природы явлений (или реальности) и для искоренения алчности, ненависти и заблуждения. Благородный Восьмеричный Путь является четвёртым элементом Четырёх Благородных Истин Будды. Первым элементом Благородного Восьмеричного Пути, в свою очередь, является понимание Четырёх Благородных Истин. Это и есть Срединный Путь.

Колесо Дхармы, часто используемое как представление Благородного Восьмеричного Пути

Все восемь элементов Пути начинаются со слова "истинное", которое является переводом слова samyañc (санскрит) или sammā (пали). Они обозначают завершение, единение или согласие, а также могут передавать значение "совершенности" и "идеальности":

Истинное понимание

Истинное намерение

Истинная речь

Истинное поведение

Истинный образ жизни

Истинное усилие

Истинное отношение

Истинное сосредоточение.

В буддийской символике Благородный Восьмеричный Путь часто изображается с помощью колеса Дхармы, восемь спиц которого представляют восемь элементов пути.

Будда Шакьямуни про питание:

"Во имя идеалов добра и чистоты, Бодхисаттве надлежит воздерживаться от употребления в пищу умерщвленной плоти, рожденной от семени, крови и тому подобного. Во избежание устрашения животных и внушения им ужаса, Бодхисаттва, добивающийся обретения сострадания, да не вкушает плоти живых существ.

Неверно то, что мясо годится в пищу, коль скоро животное не было убито вами самостоятельно, по вашему приказу либо намеренно не предназначалось вам.

Запомните, в будущем могут прийти те, кто под влиянием своей привязанности к мясу будут выстраивать разнообразные хитроумные аргументы в оправдание мясоедения. Как бы то ни было, употребление мяса в любом виде, любым способом, в любом месте однозначно и навсегда запрещено. Мясо же употреблять я никому не дозволял, не дозволяю и не буду дозволять впредь".

(Ланкаватара-Сутра)

"Цель практик Дхьяны и попыток достижения Самадхи состоит в том, чтобы избежать страданий жизни, но, ища избавления от страданий для себя, как можем мы продолжать причинять его другим? До тех пор, пока вы не научитесь контролировать свой ум до такой степени, что сама мысль о жестокости или убийстве будет вам противна, не избежать вам оков бытия. После моей Паринирваны, в последнюю Кальпу, всевозможные демоны будут являться повсюду, обманывая людей и внушая им, что они могут продолжать питаться плотью и достигнуть при этом Просветления. Как может Бхикшу, желающий стать освободителем всех прочих, сам жить за счет крови и плоти других живых существ? "

(Сурангама-Сутра)

"Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знайте же, что я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого".

(Дхаммапада)

"Употребление мяса в пищу уничтожает зерно великого сострадания".

(Махапаринирвана-Сутра)

 

Буддизм – это путь к Истине. Дхарма способна изменить жизни, особенно если у тебя есть путь и те, кто по нему идут. Погоня за счастьем приходит к погоне за мимолётной радугой, до которой не дотронуться, и которая иллюзорна. В этом и состоит трагедия всех разумных существ. Сущность буддизма в том, что вся жизнь скоротечна, всё материальное тлеет и умирает. Альтернатива путь мудрости – длинный и сложный путь.

В мире “есть всегда для тебя место, и оно тебя ожидает. Ничего в мире не определено до конца, пока ты не занял пустующее место для определения какой-либо вещи”. (Будда Гаутама)

 

Что такое свобода? Плыть по морю во все стороны, куда дует ветер – это не свобода. Свобода – это взять штурвал и плыть по течению туда, куда тебе надо!

В буддизме бог-творец это как некая должность, как, например, должность директора в школе или президента в стране. Да, у него больше власти чем у остальных, но придет время и он уйдет, а на его место придет другой (согласно карме). Буддисты думают не только о своём блаженстве, но и о спасени других и сострадает к судьбе человечества. Ведь даже сам Будда Гаутама не хотел тот час же при достижения совершенства войти в вечную нирвану, так как он желал людям возвестить истину и долго проповедывать её людям.

Согласно Дхарме нужно избегать негативных действий на уровне тела, речи и ума, творить всевозможные благие деяния и культивировать мудрость, правильное воззрение - Срединный Путь, не привязываться ни к материальному миру, ни к пустоте, не быть последователем ни нигилизма (материализма), ни этернализма (вечности).

Крайность нигилизма - отрицать карму, верить, что со смертью все закончится.

Срединный Путь - все существует, опираясь на постоянно меняющиеся причины и условия, мы постоянно меняемся, мы сами создаем себе причины либо для счастья, либо для страдания.

Согласно Адвайте есть только Бог и все.

Ниже буддийская позиция:

Чогьял Намкай Норбу Римпоче:

"Полностью реализовавшим существом можно назвать не только Будду Шакьямуни, исторического будду, поскольку буддисты условно допускают, что любое просветленное существо становится Буддой Шакьямуни. Такова уж свойственная людям ограниченность, но это не обязательно так. Существует бесчисленное множество просветленных существ". (...)

"Необходимо также понимать конкретные различия между учениями буддизма и индуизма. В индуизме, например, утверждается, что, обретя реализацию, человек растворяется в абсолюте Брахмы. То есть, пока человек пребывает в состоянии двойственности, он существует как личность, а потом, в конце, все сливается воедино. В буддизме же — и в Сутре, и в Тантре, и в Дзогчене — все совсем не так. Ведь принцип личности существует с самого начала и до самого конца, и это всегда так. Это не меняется. Здесь ничто не требует совершенствования или какой-то перемены.

Конечно, если речь идет о реализации, то это состояние выходит за рамки всех ограничений. А все рассуждения о человеке — это наш ограниченный способ видения. Но это не значит, что личность исчезает. Представим себе, что мы оказались перед обширным собранием бодхисаттв. Возьмем в качестве примера бодхисаттву Манджушри—он уже обрел полную реализацию. Будда Амитаюс — тоже. То же самое верно и для Ваджрасаттвы. Перед нами целый сонм реализовавшихся существ. Это не значит, что все они — один единственный Будда, который проявляется в разных образах и исполняет разные роли. Например, мы говорим «тысяча будд». Тысяча будд—это тысяча разных индивидуумов. Уровень их реализации одинаков, но то, что они находятся на одном уровне реализации, не значит, что все они превратились в одну личность". («Беседы в Конвее» 1-й том.)

Лопон Тензин Намдак:

"Естественное Состояние - свое у каждого живого существа. Мы не представляем собой «Один Ум». (...)

"Оно одинаково у всех живых существ, но у каждого из них свое. Оно вовсе не так называемый "Один Ум". Качества ума человека и насекомого различны, однако их личные Естественные Состояния обладают одинаковым качеством - йермэд. Такое воззрение в корне отличается от утверждения веданты о существовании единого Брахмана. Достижение нирваны нельзя сравнивать со слиянием капли воды с водами океана. Находимся мы в нирване или в сансаре, везде существует отдельная личность".

(«Учения Дзогчена в традиции Бон» в изложении Лопона Тензин Намдака, изд-во Центр

«Уддияна», 2000 г.)

Ринпоче (драгоценность) - человек не просто изучал и знает Дхарму, но и тот для кого Дхарма стала его жизнью. Ответы на различные вопросы у этого человека можно считать Истиной.

Брахма - не Будда. Но это существо с очень благими заслугами. Существует огромное число брахм (т.к. было и будет очень много эпох) и разные брахмы имеют разный уровень реализации: некоторые брахмы практиковали Дхарму, были учениками будд и являются бодхисаттвами высоких ступеней, некоторые являются обычными мирскими богами. У богов тоже есть выбор - просто жить и наслаждаться долгой жизнью (а потом умереть), либо практиковать и пробудиться.

Сиддхи тоже имеют разный уровень Реализации. Кто-то достиг состояния Будды, кто-то находится очень близко.

 

Пять скандх (кхандх)

Существа состоят из психо-физических совокупностей (скандх). Они приобретаются согласно карме. То есть то, что мы имеем (тело и органы чувств) - результат наших действий в прошлом и нашими действиями в настоящем мы создаем свой "будущий дом". Строителем дома выступает именно наша карма. Если мы полностью очистились и пробудились, то получаем Чистое/Пробужденное Тело, Пробужденную Речь и Пробужденный Ум.

Пять скандх (кхандх) - Паньчаскандхи — совокупность пяти скандх составляют «Я» индивидуума:

Рупа (кит. 色蘊) — тело, шесть его органов чувств и их объекты — 18 дхату. Форма состоит из четырёх компонентов (махабхута): земли, ветра, огня и воды. Понятие рупа близко к понятию материи. Форма и чувства.

Отдельно рупа (форма) представляет собой каналы восприятия внешнего мира через органы чувств, поэтому рупа отождествляется с материальным.

Ведана (кит. 受蘊), без эмоций: речь идёт об опознании.

Существует три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное. Чистые чувства и ощущения

Самджня (сання) (кит. 想蘊), речь идёт о детальном, чувственном восприятии и представлении. Существует шесть классов восприятия: восприятие форм, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений и идей.

Самскара (кит. 行蘊, упрощ. 行) — практически все виды умственной деятельности (мнения, мысли, порывы, решения). Воля (четана) — источник кармы. Речь идёт об осознанном действии. Также опыт.

Виджняна (кит. трад. 蘊識). Речь идёт о понимании результатов действия, не омрачённом эмоциями то есть различении,или — о запоминании, накоплении знания, а также о Сознании.

Пять скандх являются одной из основополагающих буддийских концепций и важной частью буддийской доктрины в целом. Только через них воспринимается мир (сансара), и ничто не воспринимается не через них.

Благодаря Пяти скандхам возникает привязанность (упадана) и страдания (духкха).

Существует одна материальная (рупа) и четыре «умственных» (нама) скандхи, которые передают относительный опыт окружающего мира индивидуума. Нама и рупа изображается на схемах как лодочник и лодка.

На системе мировосприятия через скандхи базируется теория буддийской медитации.

Порядок скандх имеет важное значение, так как более «высокие» скандхи находятся в зависимости от более «низких». Четыре «идеальных» скандхи (нама) рассматриваются как элементарный кармический цикл. Сначала — ведана (ощущение чего-то нового, опознание), потом эмоциональное восприятие опознанного (самджня), сопоставление с имеющимися представлениями. Потом — действие на основании воли и опыта (самскара), и потом — сознание результата, накопление знания (виджняна).

Отдельно рупа (форма) представляет собой каналы восприятия внешнего мира через органы чувств, поэтому рупа отождествляется с материальным.

 

“Пять скандх — это бремя, а личность есть носитель бремени.

Бремя приносит страдание существам, а избавление от бремени приносит счастье.

Сложив с себя бремя, достойный почитания отдаляется от принятия другого бремени.

Полностью искоренив жажду, достигаешь совершенного покоя.” (Бхара Сутта)

 

В буддизме также есть непреложный закон разрастания плодов содеянного. Например, если посадить одно семечко абрикоса, из него через какое-то время вырастет дерево, на котором вырастет много абрикосов. Так же этот закон распространяется на плохие поступки. Результат плохих поступков — яд, противоядием является раскаяние или обет неповторения. Потом монаха спросили: а что если плохое деяние было неизбежно или неосознанно? например, когда ты идешь по лесной трапинке и не заметил, как задавил муравья? Монах сказал, что последствия таких поступков не столь тяжелы, но они все равно будут, и что даже в этом случае нужно раскаяться и дать обет неповторения, чтобы нейтрализовать яд плохого поступка.

Три тела Будды

Трика́я (санскр.«три тела») — триединая сущность, или три способа бытия Будды. Согласно учению махаяны, Будда проявляет себя в трех аспектах.

Дхармакая (санскр., «сущностное тело») или Ваджракая (санскр., «алмазное тело») — высшее, абсолютное проявление духовной сущности, сущность мироздания, постижимая только посредством высшего просветления. Дхармакая соответствует сфере без форм и не постижима с помощью чувств или ума.

Самбхогакая (санскр., «тело блаженства» или «божественное тело») — образ Будды, постижимый в глубокой медитации. В этой мистической форме Будда проявляет себя, чтобы дать глубокие поучения бодхисаттвам и йогинам. Самбхогакая соответствует сфере форм и уже непостижимо в сфере желаний, в которой Будда проявляет себя через нирманакаю.

Нирманакая (санскр., «феноменальное тело»). Будда, проявляющий себя в обыденном мире. В частности, нирманакаей считается исторический Будда (принц Сиддхартха Гаутама). В тибетском языке Нирманакая - то же слово, что и тулку, и имеет также смысл манифестации Будды или бодхисаттвы в виде живого человека.

Понятие тулку представляет собой перевод на тибетский санскритского термина нирманакая. В соответствии с системой трёх тел Будды (трикая), нирманакая — это физическое, человеческое тело Будды.

Божества тибетского буддизма

Будда Дхармакайи или Ади Будда, Самантабхадра, Ваджрадхара, Ваджрасаттва, Праджняпарамита

Будды пяти семейств

Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амогасиддхи, Амитабха, Амитаюс

Йидамы

Калачакра, Ваджракилая, Ямантака, Гаруда, Дакини, Курукулла

Будды Нирманакайи

Гаутама Шакьямуни, Будда Майтрея, Бхайшаджья Гуру (Будда медицины), Падмасамбхава, Миларепа, Цонкапа

Бодхисаттвы

Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Самантабхадра, Зеленая Тара, Белая Тара (Ситатара)

Дхармапалы

Махакала, Ямантака, Яма, Бегце, Хаягрива, Шри Деви, Экаджати, Рахула, Дордже Лекпа, Кубера, Дзамбала

Божества с лицами животных, Божества с лицами птиц, Смеющийся Будда, Чеппу

Индуистские божества

Брахма, Вишну, Шива, Ганеш, Сарасвати, Лакшми, Парвати, Дурга, Кали, Рама, Сита, Хануман, Кришна, Бхайраб

 

" Не верьте чему-то просто потому, что это сказано неким авторитетом, или если Вам говорят, что это исходит от ангелов, или от Богов, или из некоего вдохновленного источника. Верьте чему-то только, если Вы проверили это в своем сердце, уме и теле и убедились в том, что это правда " – (Будда Шакьямуни).

 

Пять правил:

1. Не убивать живых существ

2. Не воровать

3. Воздержание от неподобающих сексуальных отношений

4. Не лгать

5. Не пить спиртные напитки.

 

Обладая всевидением Буда не хотел учить своих учеников всему, что ему открылось, он учил лишь Состраданию и Любви, потому что именно это и является спасительным для разумных существ: подняв в руки кучку сухих листьев мы оставляем целый лес листьев лежать. Точно также учение о Сострадании и Любви спасёт настолько большее количество людей, насколько листьев в лесу больше лежит на земле, чем ты их поднял и держишь в руке.

Прибежище

Буддийское Прибежище - это 3 Драгоценности (Будда, Дхарма (Учение) и Сангха (Община).

Прибежище – это те места в Сансаре, где ты можешь отдохнуть и насладиться покоем тишины. В прибежищах человек может чувствовать проблески нирваны или дхармические вспышки.

В тибетской традиции к Прибежищу добавляют еще Гуру.

Краткая молитва Прибежища на санскрите звучит так:

Намо Гуру Бэа

Намо Будда Йа

Намо Дарма Йа

Намо Санга Йа

Большинство буддистов верят, что человек способен найти прибежище в себе.

Три Драгоценности

Буддисты "принимают прибежище" или "идут за прибежищем" в Трёх Драгоценностях ("Три прибежища"):

Будда, который, в зависимости от интерпретации, может означать исторического Будду Шакьямуни или Природу Будды - идеал или высший духовный потенциал, который присутствует во всех живых существах;

Дхарма;

Сангха.

Идея о принятии прибежища заключается в том, что когда начинается дождь, мы пытаемся найти укрытие. Буддийское укрытие от дождя проблем и боли жизни это три элемента: Будда, его учения (Дхарма) и духовное сообщество (Сангха). Принятие прибежища означает, что мы имеем некоторое представление о страдании, и у нас есть уверенность в том, что Будда, Дхарма и Сангха ("Три Драгоценности") может помочь нам.

Часто проводится аналогия с болезнью: Будда - врач, Дхарма - лекарство, Сангха - медсестра, мы - пациент, курс лечения - принятие лекарства, что означает духовную практику. Принять прибежище - это как открыть лекарство и следовать совету врача.

 

Сансара (самсара) – так называется в индийской философии повторяющийся благодоря новому рождению цикл индивидуального жизненного процесса со всеми его страданиями, от которых освобождаются только благодаря проникновению в нирвану. Народная индийская мудрость гласит: куда вы не посмотрите, везде стремления и страсти, бешеная погоня за удовольствиями, поспешное бегство от боли и смерти, везде пустота и зной разрушающих желаний. Мир полон связей и изменений. Всё это есть сансара.

Сансара включает в себя 3 уровня страданий:

1) Страдания боли (физическая боль, болезни).

2) Страдания изменчивости – любые удовольствия к которым мы стремимся в сансаре заканчиваются неудовлетворённостью и в конечном итоге приносят боль. Хотя мы и называем их удовольствиями, по своей природе они являются страданиями. Для них удовольствие – только название, но в своей сущности они являются ещё и страданиями.

3) Всепроникающее страдание – в Сансаре нет ничего, чтобы могло принести нам абсолютное счастье и блаженство, поэтому существа в неведении подвержены страданиям.

Если бы всё зависело от меня, - то Сансара бы опустела ” (Будда Шакьямуни)

Индийская поговорка гласит: “ Куда ни посмотришь – всюду погоня за желательным и отвержение нежелательного – это и есть сансара.”

 

В ведической концепции существует 3 вида страданий:

Атхьятмика – страдания, причиняемые и умом и телом.

Атхибаунка – страдания, причиняемые другими живыми существами.

Атхидайвика – страдания, причиняемые силами природы.

И люди способны более всех воспринимать трансцендентальную философию.

 

 

И 2 источника страданий:

Адхи и вьядхи – источники страданий. Избегание их – счастье, их прекращение – освобождение. Иногда они возникают вместе. Иногда появление одного вызывает появление другого и иногда они следуют друг за другом.

Физическое недомогание называется вьядхи. Психическое нарушение – адхи. И то, и другое вырастает в невежестве. Они прекращаются, когда достигается само-осознание или знание истины.

Из невежества возникает отсутствие само-контроля и человек постоянно подвергается ударам желаемого и нежелаемого, а также мыслям ”я достиг этого, но ещё не достиг того”. Всё это лишь усиливает заблуждение, и из него возникают психические проблемы.

Физические болезни вызываются невежеством и последующим отсутствием разумных ограничений, которые приводят к неправильному питанию и жизненным привычкам. Другими причинами являются несвоевременные и нерегулярные действия, нездоровые привычки, дурная компания и плохие мысли. Они тоже вызываются ослаблением центров (нади) или их загрязнением, мешающих свободному току энергии или жизненной силы. И наконец, они вызываются нездоровым окружением. Всё это, несомненно, определяется результатами прошлых действий, выполненных в ближайшем или дальнем прошлом.

(Йога-Васиштха Сказка о Сикидвае и Кудале)

 

 

Колесо Сансары (Бхавачакра), изображает Сансару как непрекращающийся процесс перерождения неведения и страданий. С помощью этого символа разъясняется ущербность круга перерождений и благие качества обретения освобождения от него. Изображение ясно даёт понять чем является сансара.

Традиционно считается, что Колесо Бытия обхватывает Яма Дхармараджа, "Владыка Смерти". Существам не легко вырваться из циклического потока рождений и смерти, – цепляясь за своё бытиё, все они порождают карму, в соответствии с которой движутся к новому циклу существования в одном из шести уделов: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, в Мире Людей, в Мире Асуров, в Мире Дэвов.

В центральном малом круге бхавачакры изображены свинья, петух и змея; соответственно они символизируют три корневых яда: Неведение, Страсть и Гнев. Вокруг этого круга в светлом полукольце изображены фигуры людей, совершавшие в течение жизни добродетельные поступки и следовавшие правильным учениям; теперь их путь направлен к Небесам. В тёмном полукольце изображены связанные фигуры существ; надсмотрщики Ада, слуги Ямы, тащат их в скверный мир перерождения, поскольку эти существа совершали в прошедшей жизни злые деяния и из-за своего неведения накопили много плохой кармы.

 

Среднее широкое кольцо разделено на шесть секторов и содержит изображения шести видов существования в Мире Страстей. Это:

1.Боги Мира Страстей (санскр. Дэва, тиб. Лха),

2.Полубоги (санскр. Асура, тиб. Лха-ма-йин),

3.Люди (тиб. ми),

4.Животные (тиб. дуд-'гро),

5.Голодные духи (санскр. прета, тиб. йи-двагс),

6.Мученики в аду (тиб. дмйал-ба).

Башня в верхнем секторе здесь символизирует вселенскую гору Меру (Сумеру), а её вершина – Небеса Тридцати Трёх Богов. Между богами этих Небес и асурами ведётся борьба из-за дерева исполнения желаний, чьи корни и ствол принадлежат миру полубогов, а вершина с драгоценными плодами уходит высоко вверх во владения Тридцати Трёх Богов.

Наружное кольцо содержит изображения двенадцати взаимозависимых звеньев, порождающих и поддерживающих Сансару:

1.Слепой человек – символ неведения (тиб. маригпа);

2.Горшечник, придающий форму глиняному сосуду – "движущие силы" (тиб. 'дбу бйэд);

3.Прыгающая обезьяна – символ сознания (тиб. рнам-шэс);

4.Человек, переправляющийся на лодке – "имя и форма" (тиб. минг гзугс);

5.Благоустроенный дом – "шесть органов чувств" (тиб. скйэ мчхэд);

6.Обнимающиеся мужчина и женщина – "касание" (тиб. рэг-па);

7.Человек со стрелой в глазу – "ощущение" (тиб. цхор-ба);

8.Человек с чашей вина – "жажда" (тиб. срэд-па);

9.Человек, собирающий плоды – "привязанность" (тиб. лэн-па);

10.Мужчина и женщина в своём доме – "становление" (тиб. срид-па);

11.Рожающая женщина – "рождение" (тиб. скйэ-ба);

12.Человек, несущий труп на сожжение – "старость и смерть" (тиб. ргаши).

Наверху справа от Ямы изображён будда Шакьямуни, слева изображён мир будды Амитабхи (санскр. Сукхавати). На других тханках наверху слева изображают Бодхисаттву Авалокитешвару.

Колесо Бытия также именуют Колесом Перевоплощения. Другое название бхавачакры – пратитья-самутпада-чакра ("Колесо взаимозависимого возникновения").

Действия, основанные на знании Истины и мудрости, содеянные, без пристрастий и жажды к мирским объектам освобождают человека от следующего рождения в мирах сансары.

 

Бу́дда (санскр.— «пробудившийся») в буддизме — существо, достигшее просветления (бодхи - «непосредственного знания»). В буддийских текстах нередко вместо перечисленных имён используются разные эпитеты (которые, являются и эпитетами всех будд): бхагават («благословенный»), татхагата («так ушедший»), сугата («в добре ушедший»), джина («победитель»). В более узком значении Будда — эпитет Сиддхартхи Гаутамы являющегося, согласно буддийской традиции, основателем буддизма. Будда – не есть имя собственное, а обозначение достоинства того совершенного. Который приходит в мир, чтобы спасти разумные существа в течении известного времени от переселения душ, однако лишь в течении известного времени, так как рано или поздно его учреждения приходят в упадок, а путь пидаётся забвению и появление нового Будды становится необходимым. И сегодня существуют люди, которые нашли нирвану только для себя это Рассека –Будды (приватные Будды), но указать путь ко спасению многих может только Саммасам-Будда(Совершенный Будда)

Учения Будды в Махаянской традиции считают Будду (в своей конечной форме — Дхармакайя) вечно существовавшим. Блаженство пробужденного состояния — нирвана, — согласно буддизму, доступна всем существам, однако в ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком. Подчеркивая эту всеобщую доступность, буддийские источники упоминают множество будд и множество бодхисаттв — существ, посвятивших себя просветлению, которые приняли обет:

(с точки зрения Никая) отсрочить собственную нирвану ради помощи другим на этом пути, или

(с точки зрения Махаяны) вначале достигнуть пробуждения (нирваны) самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания.

 

Пратьекабудда (санскр «пробужденный-для-себя») — один из типов высших личностей в буддизме наряду с типами Будды, архата и бодхисаттвы. Это тот, кто достиг нирваны совершенно самостоятельно, не вступая в буддийскую общину. Самостоятельно Просветленный в обществах, где нет буддийской общины и учения.

 

Бодхисаттва – с позиции Махаяны бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ. Путь Бодхисаттвы начинается с принятия обетов, этот путь считается доступным каждому. Махаяна придаёт большое значение практике бодхисаттв. Бодхисаттва в эзотерическом контексте – это существо, которое, став святым, решает переродиться среди обычных людей, чтоб помочь и им достичь просветления.

Десять деяний (dāsakarma) — десять из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы включает в себя:

I. материальную помощь другим людям;

II. помощь советами;

III. терпимость к чужим взглядам и поступкам;

IV. самоотверженность в служении другим;

V. правильное понимание своего долга;

VI. появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в «стране Будды»;

VII. свободу от привязанностей к двум крайним взглядам — существованию вещей и не существованию вещей;

VIII. обретение добродетелей, которые трудно обрести;

IX. проповедь и распространение учения Будды;

X. постижение сущности «срединного пути».

Иногда тексты выделяют три типа бодхисаттв: бодхисаттва-царь, который вначале достигает состояния Будды, а потом заботится сразу об освобождении всех существ (подобно царю, пекущемуся сразу о всех подданных); бодхисаттва-лодочник, «перевозящий» по одному существа на «другой берег» существования, и бодхисаттва-пастух, который вначале спасает все существа и только потом сам вступает в нирвану (подобно пастуху, который вначале загоняет в ворота усадьбы свой скот и лишь потом входит в них сам).

Пусть я буду лекарством, кому нужно лекарство;
Пусть я буду рабом, кому нужен раб;
Пусть я буду мостом, кому нужен мост.

«Поэмой о бодхисаттве» - Бодхисаттвачарьяаватаре (написан Шантидэвой в VII — VIII вв.):

Сострадательная миссия бодхисаттв не есть мирской альтруизм или благотворительность. Ее цель сугубо религиозна и сотериологична — освобождение страдающих существ от уз циклического существования чередующихся рождений-смертей со всеми его муками и скорбями. На своем пути к достижению пробуждения и обретения состояния Будды бодхисаттвы постепенно восходят по десяти ступеням совершенствования, подробно описанным в махаянской литературе. Этот путь невероятно долог — он требует трех асанкхея, то есть «неизмеримых», эонов — кальп. На последней ступени этого пути, называемой дхарма-мегха («облако Дхармы») бодхисаттва обретает пробуждение, не уходя, однако, при этом в нирвану. Ко времени достижения высших ступеней бодхисаттва приобретает огромное могущество (в одной сутре говорится, что бодхисаттва такого уровня может жонглировать мирами, как фокусник жонглирует цветными шариками). Со временем поэтому махаянисты стали называть, как правило, бодхисаттвами не просто верующих, стремящихся к бодхи, как это было в ранней Махаяне, а великих святых, уже реализовавших в полной мере идеал бодхисаттвы и неустанно пекущихся о всех живых существах. Культы таких великих бодхисаттв, как Авалокитешвара (символ сути великого сострадания), Маньджушри (воплощения трансцендентной премудрости), Тара (Тара дала обет стать Буддой в женском теле, чтобы показать, что женщина ни в чем не уступает мужчине), Самантабхадра, Кшитигарбха (в народном буддизме распространено предание, что он обещал заполнить своим телом все ады, чтобы там уже более никто не поместился) и многих других, стали центральными культами махаянского буддизма во всех странах его распространения.

Бодхисаттва означает "просветлённое (бодхи) существование (саттва)" или "просветлённое существо" или "существо, стремящееся к пробуждению". Другой перевод: "мудрое существо". Этим именем называют каждого, кто, движимый великим состраданием, развил в себе бодхичитту, добровольное желание достичь состояния Будды ради блага всех живых существ.

Различные течения буддизма понимают слово Бодхисаттва по-разному. Тхеравада и некоторые источники Махаяны считают Бодхисаттвой того, кто стоит на пути становления буддой, в то время как другие источники Махаяны говорят о бодхисаттвах, отрицая их связь с состоянием будды. Именно в буддизме Махаяны это понятие в основном относится к существу, которое из сострадания воздерживается от входа в Нирвану ради спасения других. Таким образом, Бодхисаттва это человек, который уже достиг значительной степени просветления и стремится использовать свою мудрость, чтобы помочь другим живым существам освободиться.

В то время как Тхеравада не настаивает на этом, Махаяна призывает всех следовать пути бодхисаттвы и принять обеты Бодхисаттвы. Согласно этим обетам человек обещает трудиться ради полного просветления всех живых существ.

Путь Бодхисаттвы:

Он следует пути Дхармы.

Вдохновленный Дхармой, он творит благие деяния и принимает благодать других (учителя, Бодхисаттвы), тем самым извлекая пользу из их добродетели и накапливая собственные заслуги.

Он взращивает "Идею Просветления" (бодхичитта), которая

отменяет прежнюю негативную карму

стимулирует накапливание заслуг

способствует благоприятным перерождениям.

Он принимает обеты Бодхисаттвы, которые становятся движущей силой - его собственной судьбой, которая ведёт всё выше и выше.

Он практикует шесть добродетелей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: