Бухгалтерский учет денежных средств на расчетном счете




 

Учет операций по расчетному счету регламентируется Положением Центрального банка РФ от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (ред. от 06.11.2015).

Для открытия расчетного счета в банк были представлены следующие документы:

- заявление на открытие счета установленного образца;

- заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

- справка налогового органа о регистрации организации;

- копии документов о регистрации в качестве плательщиков во внебюджетные фонды РФ;

- карточка с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации, заверенную нотариально.

К основным обязанностям Предприятия, как клиента банка, относятся:

- внесение оплаты за открытие расчетного счета;

- своевременная оплата предоставляемых банком услуг;

- правильное оформление представляемых в банк расчетно-платежных документов.

На расчетный счет Предприятия зачисляется выручка за выполненные работы и предоставленные услуги от заказчиков, а также другие поступления. Наличные деньги для зачисления на расчетный счет (выручка, не выданная заработная плата и др.) банк принимает от кассира предприятия.

Перечень документов, используемых для оформления операций движения денежных средств на расчетном счете, приведен в таблице 4.

Таблица 4

Перечень документов по оформлению безналичных расчетов

Вид расчетных операций
Безналичные расчеты Наличные расчеты
Платежные поручения Аккредитивы Чеки Платежные требования Инкассовые поручения Объявления на взнос наличными Чек (денежный)

 

В расчетных документах должны содержаться следующие реквизиты: наименование расчетного документа, его номер, число, месяц и год его выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и место нахождения банка плательщика (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и место нахождения банка получателя (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; назначение платежа с выделением отдельной строкой налога, подлежащего уплате, либо с указанием того, что налог не уплачивается; сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами.

Платёжное поручение представляет собой распоряжение плательщика его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).

В основном платёжное поручение составляется в четырёх экземплярах. Первый экземпляр находится в банке плательщика для списания средств со счёта плательщика и остаётся в документах дня банка. Четвертый возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приёме платежного поручения к исполнению, а второй и третий экземпляры платёжного поручения отсылаются в банк получателя платежа. При этом второй вариант служит поводом для зачисления средств на счёт получателя и остаётся в документах дня этого банка, а третий в свою очередь прилагается к выписке банка как основание для подтверждения банковской проводки. Платёжные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счёте плательщика, но при этом исполняются они только при достаточном наличии денежных средств на расчетном счете.

Общие положения о расчётах платёжными поручениями определены ст. 863 ГК РФ, в которой говорится, что платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счёта, либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Используя платёжные поручения, Предприятие осуществляет следующие безналичные денежные операции:

1.оплата поставщикам за поставленные материальные ценности, выполненные работы или услуги, в качестве предоплаты за товары, работы, услуги;

2.оплата налогов в бюджеты разных уровней, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3.оплата долговых обязательств (суммы основного долга и процентов по взятым кредитам).

Хозяйствующие субъекты могут использовать в безналичных расчетах платежные требования. Платёжное требование - это расчётный документ, содержащий требование кредитора (поставщика) к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк. Для расчётов по платежному требованию необходим акцепт плательщика. Однако в определённых случаях (если это оговорено в договоре плательщика и получателя или если такой случай оговорён в законодательстве) возможно проведение расчётов без акцепта.

Бланк платежного требования имеет форму № 0401061 по ОКУД и содержит, кроме реквизитов, указываемых в платежном поручении, следующие моменты:

- условия и срок оплаты;

- дата вручения плательщику предусмотренных договором документов

- наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг);

- номер, дату договора;

- номера документов, подтверждающих поставку товара (оказание услуг, выполнение работ);

- дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);

- способ поставки и другие реквизиты.

Заполнение платежного требования должно быть выполнено безукоризненно. Исправления, применение корректирующей жидкости, помарки и подчистки в бланке платежного требования не допускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.

Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом плательщика или в безакцептном (бесспорном) порядке. Акцепт – это есть согласие должника удовлетворить платежное требование, то есть перечислить поставщику предусмотренную договором сумму.

При расчетах платежными требованиями с акцептом плательщика в поле «Условие оплаты» получатель средств ставит пометку «с акцептом», а в поле «Срок для акцепта» указать количество рабочих дней (обычно, согласно договору или не менее 5-и рабочих дней), в течение которых должен последовать ответ плательщика. Акцепт платежного требования или отказ от него (полный или частичный) оформляется соответствующими заявлениями.

Взыскать через банк задолженность в безакцептном порядке можно в случаях, предусмотренных основным договором, по решению суда, либо по основаниям, утвержденным в законодательстве.

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счета плательщика на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта» и делает ссылку на закон. В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле «Условие оплаты» указывает «без акцепта», а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются в следующих случаях:

1) когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, право на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Банк в трехдневный срок со дня получения от взыскателя или судебного пристава - исполнителя инкассового поручения с приложенным исполнительным документом исполняет инкассовое поручение. Ответственность за правомерность выставления инкассового поручения и правильность указания основания взыскания средств несет получатель (взыскатель) средств.

Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях: по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством; при наличии судебного акта о приостановлении взыскания; по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Аккредитив — это условное денежное обязательство осуществить платеж в пользу получателя средств, которое банк принимает по поручению плательщика.

Основное преимущество, которым обладают аккредитивы - это участие банка в качестве независимого гаранта осуществления платежа после выполнения сторонами по сделке всех оговоренных в аккредитиве условий.

Когда предприятие открываете аккредитив, денежные средства в сумме аккредитива депонируются в Банке на специальном счете. Получатель средств представляет в Банк документы, подтверждающие исполнение обязательств сторонами по договору; соответствующие условиям, на которые указывает аккредитив и в сроки, которые указывает аккредитив. После этого получателю выплачиваются денежные средства.

Ежедневно банк выдает предприятию выписку из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывается наименование банка, его банковский идентификационный код (БИК), счет организации, затем указывают за какой день выписка и дата предыдущей выписки. Выписка представляет собой таблицу со следующими показателями: номер документа, БИК банка, счет отправителя-плательщика, счет получателя, дебетовые и кредитовые и обороты. Выписки указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Основанием для формирования выписок является – платежные поручения, платежные требования, мемориальные ордера и другие документы. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Получение денежных средств с расчетного счета осуществляется по чеку. При получении денежных средств в чеке указывается какая сумма, на обратной стороне указывается на какие цели (цели расхода): на зарплату, хозяйственные расходы, командировочные расходы и т.д. Подписывают чек директор лица, подпись которых указана в карточке, хранимой в банке. При получении денежных средств чек остается в банке, а корешок - на предприятии в чековой книжке.

С расчетного счета банк оплачивает обязательные расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды.

Для учета движения денежных средств по расчетному счету применяется счет 51 «Расчетные счета».

По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетный счет организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетного счета организации.

Для учета операций со счетом 51 «Расчетные счета» используется журнал-ордер № 2 «Расчетные счета», отражающий обороты по кредиту счета за месяц. Все записи в журнале-ордере № 2 ведутся на основании выписок из банка с расчетного счета и приложенных к ним документов, полученных от других предприятий, на основании которых списаны или зачислены средства, а также документы, выписанные предприятием. Итоговые обороты и сальдо по журналу-ордеру и ведомости переносятся в конце месяца в Главную книгу на счет 51 «Расчетные счета».

В таблице 5 приведена типовая корреспонденция счетов бухгалтерского учета по фактам поступления на расчетный счет и списания с него денежных средств.

Таблица 5

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по фактам поступления и списания денежных средств с расчетного счета

 

Содержание операций Дебет Кредит
Поступление денежных средств на расчетный счет
Суммы налогов или сборов, излишне уплаченные в бюджет возвращены на расчетный счет    
Внесены на расчетный счет наличные денежные средства из кассы организации    
Поставщик вернул на расчетный счет ранее полученный аванс    
Денежные средства, поступившие от покупателя, либо аванс зачислены на расчетный счет    
Денежные средства, поступившие по договору долгосрочного кредита, поступили на расчетный счет    
Поступили на расчетный счет денежные средства за предоставленные услуги   90.1
Выбытие денежных средств с расчетного счета
Получены денежные средства с расчетного счета, по чеку и поступили в кассу    
Погашена задолженность перед поставщиком безналичными денежными средствами    
Списаны с расчетного счета денежные средства в погашение краткосрочного кредита и процентов    
Уплачены с расчетного счета налоги в бюджеты различных уровней    
Уплачены с расчетного счета страховые взносы в государственные внебюджетные фонды    
Перечислена с расчетного счета заработная плата    
Учтены расходы на оплату услуг банка согласно договору на расчетно-кассовое обслуживание 91.2  

 

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете предприятия на основании выписок банка и приложенных к ним платежных документов.

Составить бухгалтерские проводки на основании данных, приведенных в таблице 6 и заполнить таблицу.

 

Таблица 6

Отражение в учете операций по счету 51 «Расчетные счета»

в Предприятие (февраль 2018 г.)

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, тыс. руб.
Поступила оплата от покупателя за реализованную продукцию     14,5
Оплачен счет поставщика за товарно-материальные ценности     1,3
Перечислена на банковские счета работников заработная плата     520,0
Налог на имущество перечислен в областной бюджет     3,2
Страховые взносы перечислены в Пенсионный Фонд России (ПФР)     198,0

 

Предприятие осуществляет операции по расчетному счету в соответствии с нормативно-правовыми актами Российского законодательства.

Регистром синтетического и аналитического учета по счету 51 «Расчетные счета» в Предприятие является карточка счета и анализ счета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: