Этические и аксеологические аспекты научного познания




 

Какова роль философии в научном познании, когда рассматривается этический аспект познания?

Философия, проявляется в научном познании, как определенная нравственная позиция ученого. Ведь этика (учение о нравственности) - это философская наука и игнорировать морально-этический аспект в научном познании нельзя. В наше время это приобрело такое большое значение, что на уровне методологии говорят об аксиологии науки. В чем же это выражается? Ученых и вообще людей, которые посвятили себя поиску знания и постижению истины, отличает от других людей чрезвычайно обостренное чувство нравственности, которое выражается в том, если можно так сказать, что они появились в этом мире именно для того, чтобы служить истине. Истина для них, безотносительно какое отношение к этой истине прожигают свою жизнь на "ниве" научного познания. Это глубинное вторжение этики в научный поиск, самоорганизующее начало в деятельности ученого.

Оглядываясь назад на историю человечества, мы видим, что величайшие умы, несмотря на то, что у них спонтанно проявлялся эгоизм в человеческих отношениях, жадность к деньгам, властолюбие и т.д., несмотря на эти проявления человеческих пороков, человеческой слабости, они что касалось истины никогда не решились бы променять её на ложь, а только "мелкие жулики" от науки способны на это, выдавая ложь за истину чтобы временно достигнуть успеха, занять определенную социальную позицию, написать определенные опусы, выдавать их за глубинные научные исследования, и затем как "пустые раздутые шары" исчезнут, лопнув от легкого соприкосновения к ним истины.

Этика ученого проявляется также в её чрезвычайном добросовестном подходе ученого к определенной научной процедуре. Допустим, что исследователь несколько десятков раз повторяет одни и те же экспериментальные операции, которые необходимы в конкретном опыте, но, достигнув этого результата, он не успокаивается. То есть у него проявляется тяга к достоверности, основанная на убеждении в том, что полученный результат не должен зависеть от его собственного мнения.

Еще одна сторона этики ученого имеет этико-социальный аспект. Она проявляется в бережливом отношении к тем открытиям, которые произведены другими учеными.

Другая сторона этического аспекта связана с тем, что научные исследования иногда затрагивают также структуры человеческой этики, нравственности, психологии, человеческого восприятия и вообще человеческого существования, как индивида, как вида, как носителя определенных социальных ценностей, которые, казалось бы не совместимы с установленными представлениями о человеке, его существования, со всем предшествующим опытом. К примеру, скажем клонирование человека в генной инженерии основано на таких экспериментах, которые кажутся современному человеку чудовищными. Есть так же ученые, которые, наоборот, основывают необходимость экспериментов над человеком. Многие люди, независимо от своего собственного желания могут стать, в современных ученых центрах, объектами научных исследований, где возможны непредсказуемые результаты.

Следующий вопрос в аксиологии науки - это как влияет философия на социальную сторону организации науки?

Современная наука - это сложнейший механизм, это определенные социальные институты, это инвестирование науки, это построение самой стратегии организации науки. В чем заключается здесь роль философии? В какой роли она выступает? Философия помогает объединению ученых различных специальностей, поскольку глобальные проблемы человечества могут быть исследованы и разрешены только усилиями множеств ученых дисциплин. Они могут быть организованы в рамках философски построенных, философски осмысленных и философски выраженных программах. Например: программа "Римского клуба", а также в рамках общественных экологических движений и объединений ученых, международных некоммерческих исследовательских объединений, в том числе под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Философия дает понять, что глобальные проблемы не могут быть осмыслены в рамках одной дисциплины, не могут быть также осмыслены в рамках самой чистой философии. Это потому, что сама философия, лишенная, так называемой "питательной средой" научных знаний конкретных научных дисциплин, такая философия остается на уровне метафизики в древнем понимании, т.е. умозрительной наукой, которая замещает отсутствующие связи вымышленными. Поэтому роль философии в научном познании в современную эпоху в наибольшей степени проявляется в руководящей роли философии в направлении поиска по разрешению глобальных проблем человечества, т.е. тех проблем, решение которых связано с выживанием человечества как рода, как биологического вида.


Выводы

 

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.


Список использованной литературы

 

1. А.Г. Агаев. Философия и методология науки. Махачкала, 1994г.

2. А. А. Радугин. Философия/курс лекций/ М., 1997г.

3. А.И. Ракитин. Философские проблемы науки. М., 1977г.

4. А.Г. Спиркин. Основы философии /учебное пособие/ М., 1998г.

5. Б. Кузнецов. Современная наука и философия. М., 198 1г.

6. В.В. Загладин, И.Т. Фролов. Глобальные проблемы и будущее человечества. // Будущее науки. Выпуск №13.М., 1985 с.15.

7. В.А. Штофер. Современные проблемы методологии научного познания. Ленинград., 1975г.

8. Вопросы причинности в квантовой механике. М., 1955, с.102.

9. В.И. Купцов. Роль философии в научном познании. М., 1972, с.55 Ю. Е.Ф. Губский, П.В. Кораблева, В.А. Лутченко. Философский энцеклопедический словарь. М., 1997г., с.255.1 1.М. Борн. Физика в жизни моего поколения.

12. М.И. Руткевич, ИЛ. Лонорман. Диалектика и теория познания. М., 1992г.

13. М.В. Мостеканенко. Философия и физическая теория. Ленинград, 1969, с.12.

14. Печчеи А. Глобальные проблемы цивилизации. // Мир философии. М. Д991г., т.2, с.558.

15. На пути к теории научного знания. М., 1987г., с.8.

16. П. Кууси. Этот человеческий мир. М., 1988 г. с.27. И.Ф. Бекон. Сочинения в 2т., М., 1977, т.1, с.210.18. Антология мировой философии. М., 1070, т.2, с.231.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: