С.А. Минюрова. Диагностика развития внимания у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)




Развитие внимания у дошкольников

 

Что значит быть внимательным?

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. [1]

К. Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»[2].

Выделяют несколько свойств внимания: устойчивость, концентрацию, объем, переключаемость, распределяемость и избирательность. Рассмотрим их подробнее.

Устойчивость - это длительность привлечения внимания к одному и тому

 

 

же объекту или к одной и той же задаче. Максимальная устойчивость внимания взрослого человека без переключений составляет 2-3 минуты.

Объем внимания - количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов - может колебаться от 5 до 7 объектов.

Под распределением внимания, как правило, понимают способность человека удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов одновременно. Историки любят рассказывать о феноменальных способностях Юлия Цезаря, Наполеона, которые по приданиям, могли выполнять семь не связанных между собой дел. Их внимание, безусловно, было очень развито, но, кроме того, часть действий была отработана до автоматизма, т. е. не требовала к себе внимания. Таким образом, распределяемость внимания является обратной стороной его переключаемости.

Переключаемость внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Это свойство теснейшим образом связано с концентрацией внимания, которое можно рассматривать как степень погружения человека в проблему.

Еще одно свойство внимания - избирательность. Человек обращает внимание на то, что его отвечает его потребностям, желаниям, интересам. перечисленные выше характеристики внимания свойственны всем людям, но степень их развития существенно различается.

Высокий уровень развития основных свойств внимания приводит к появлению произвольного внимания. В этом случае субъект самостоятельно

 

 

регулирует свою психическую активность. Последнее хорошо известно всем педагогам и родителям по тем ситуациям, когда ребенок знает правило, но пишет

с ошибками, когда часто отвлекается при выполнении задания, когда смотрит на вас и как бы слушает, но... ничего не слышит. Эту проблему мы и рассмотрим, а именно: способы и формы, направлениям развития произвольного внимания детей.

Перевод из зрительной в речевую модальнось: развитие памяти. Упражнения связаны с запоминанием и последующим воспроизведением последовательности элементов в определенном порядке. [3]

Считается, что объем внимания дошкольника практически не отличается от объема его восприятия, или объема непосредственной кратковременной памяти, и составляет в среднем 2-3 объекта.

Понимание потребностей ребенка и учет его возрастных особенностей позволяют правильно предсказать то, на чем будет концентрироваться внимание. Ребенок воспринимает лишь то, что отвечает его интересам. Поэтому в ряде случает родителям стоит тревожиться скорее по поводу интереса ребенка, а особенностей его внимания.

ВНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ РЕБЕНКА.

Научная цель моей работы понять работают ли закономерности

 

 

развития памяти у детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. Эта

работа адресована воспитателям и родителям.

Дошкольник - существо энергичное, буйное, активное. Характеризовать особенности его внимания - занятие неблагодарное. Внимание, как известно, представляет собой способность регулировать собственную интеллектуальную активность, управлять своим сознанием и поведением.

А что мы видим, глядя на ребенка 3-4 лет? Его притягивает любая лужа, грязный фантик и все то, что так не нравится взрослым. По мнению психологов, это закономерная стадия нормального развития ребенка. Его возможности выросли: он ходит, бегает, может дотянуться, подползти. И ребенок использует свои энергетические, интеллектуальные и физические ресурсы так, как и задумано Природой. Для того, чтобы освоить мир. Для того, чтобы научиться способам с предметами и овладеть способами поведения, принятыми во взрослом мире.

Надо ли удивляться и раздражаться когда ребенок не может спокойно пройти мимо чего-то незначительного, по мнению взрослых. Другого пути развития личности ребенка просто не существует. Нельзя научиться правильно и красиво держать ложку, не изучив всех ее свойств. Отсюда следует совершенно банальный вывод: ребенок должен быть активен в познании мира, а взрослые призваны помогать ему, создавать для этого условия.

Увлекаясь, ребенок погружается в исследовательскую деятельность, в процесс познания, и его внимание начинает меняться: теперь оно

 

 

концентрируется не только на ярком, необычном предмете окружающего мира, но и на собственных действиях. Ребенок затихает, успокаивается, в его

поведении появляется нечто, напоминающее логику действий. В этот период ребенок внимателен, он сосредоточен на собственных действиях. Это и есть нормальный, естественный путь развития произвольного (как любят говорить психологи) внимания.

Начинается процесс развития произвольного внимания приблизительно поле 10 месяцев. Когда мама показывает ребенку игрушку и называет ее, а потом указывает на нее жестом, тем самым помогая ребенку выделить данный предмет из среды, начинается перестройка внимания. Оно перестает подчиняться только естественным ориентировочным реакциям, которые управляются либо силой, либо новизной раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту. Всю оставшуюся жизнь произвольное внимание будет сосуществовать с непроизвольным. По-настоящему о произвольном внимании можно говорить лишь в 6-7 лет.

Этому есть физиологическое объяснение. Нервная система ребенка к 6-7 годам созревает настолько, что процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения. Наступает период, когда нельзя сказать, что ребенок неуправляем. Многое меняется. Ребенок способен самостоятельно управлять не только своими действиями, поступками, речью, но и мыслями. Правда, на весьма незначительный временной промежуток, который пока еще измеряется минутами.

 

 

Исследователи считают, что развитие устойчивости произвольного внимания детей надо изучать, определяя максимальное время, которое могут

провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре. По некоторым данным максимальная деятельность одной игры у полугодовалого ребенка составляет 14 минут, но к полутора годам оно возрастает до полутора часов. Исследования последних лет были направлены на изучение устойчивости внимания дошкольника в разных видах деятельности: учении, игре и других занятиях. Оказалось, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом около 10-15 минут. Концентрация внимания развивается аналогично. Шестилетки довольно редко (приблизительно в 4 раза реже), по сравнению с детьми 3лет, отвлекаются на посторонние, т. е. не связанные на прямую с актуальным занятием, объекты.

Считается, что объем внимания дошкольника практически не отличается от объема его восприятия или объема непосредственной кратковременной памяти, и составляет в среднем 2-3-объекта.

 

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.

Методы и приемы по организации учебного процесса детей дошкольного возраста обусловлены, в основном, особенностями их внимания. Считается, что занятия, в зависимости от возраста, целесообразно проводить от 15 до 25 минут.

 

 

Эффективность внимания человека зависит в значительной степени от функционального состояния его организма. Исследования показали, что

наивысшая работоспособность детей дошкольного возраста наблюдается во вторник и среду. В эти дни наиболее целесообразно устраивать уроки повышенной сложности, интенсивные занятия, можно осуществлять диагностические процедуры, направленные на определение уровня развития интеллектуальных способностей детей.

Всем известно, что монотонные занятия отрицательно сказываются на работоспособности детей.

Способы уменьшения утомляемости от монотонности требуют:

-замены слуховой информации на зрительную и наоборот;

-изменение на короткое время темпа работы;

-наличия творческих заданий с установкой;

-создание ситуации ответственного отношения к результату.

Перечисленные здесь способы управления вниманием не единственные.

 

. СПОСОБЫРАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста произвольно управлять сосредоточением сознания на предметах и явлениях окружающего мира предопределяется двумя обстоятельствами:

-созревание мозга, приведшем к большому уравновешиванию

 

 

процессов возбуждения и торможения;

-развитие познавательных способностей ребенка: мышления, памяти,

восприятия, представления и воображения.

Отсюда следует, что если у здорового ребенка будут развиваться мыслительные операции:

-анализ,

-синтез,

-сравнение,

-классификация,

-группировка,

-обобщение,

-абстрагирование,

-конкретизация;

если ребенок способен мысленно оперировать образами предметов или явлений:

-повернуть,

-перевернуть,

-разрезать,

-раскрасить,

-перекрасить,

-сложить,

-свернуть и т. д.;

 

 

если ребенок способен вглядываться, вслушиваться в окружающий мир, настраиваться на него, соизмерять предметы и соотносить их по форме,

цвету и т. д., то его внимание будет развиваться нормально.

Произвольное внимание в этом случае будет следствием развития познавательных способностей. Вышесказанное приводит к выводу, который можно использовать как рекомендацию педагогам и родителям.

Для того, чтобы совершенствовать способности дошкольника к саморегуляции своей психической активности необходимо:

а) Развивать все его познавательные способности:

мышление: учить устанавливать причинно-следственные связи;

память: учить запоминать, сохранять и воспроизводить информацию;

восприятие: учить быстро точно отражать окружающий мир (видеть, слышать, осязать и т. д.);

представление: учить оперировать вторичными образами т.е. образами без наглядной основы;

воображение: учить создавать новые образы не базе известных.

б) Тренировать способности к сосредоточению сознания:

быстро переключаться с одного предмета на другой;

успешно распределять внимание между малоизвестной деятельностью и хорошо знакомой;

развивать устойчивость внимания, т. е. длительность сосредоточения сознания на одном предмете или деятельности;

 

 

совершенствовать объем внимания, т. е. увеличивать объем предметов, осознаваемых одновременно.

Отмечая объем внимания как характеристику психической активности, требующую совершенствования или развития, необходимо сделать одно замечание. Существует довольно распространенное мнение, что объем внимания - характеристика индивидуально фиксированная и, скорее всего, не поддается заметному регулированию с помощью тренировки.

Избирательность внимания, скорее всего, не нуждается в каком - то особом развитии, ибо представляет собой проявление потребностей и интересов личности, ее влечений и желаний и, следовательно, будет зависеть от изменений мотивационной сферы личности.

Предлагаемые ниже игры, задания и упражнения направлены на развитие и тренировку основных свойств внимания.

 

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

С поступлением в школу для ребенка начинается новая эпоха, новая жизнь, основное условие которой – соблюдение большого количества разнообразных правил. Ребенок стремится выполнить задание и очень хочет получить хорошую оценку. Он проявляет усидчивость, настойчивость, а, следовательно, активное, произвольное внимание. Но полученный результат не дает нам основания судить о преобладании произвольного внимания над непроизвольным. Психологический анализ поведения ребенка с большей

очевидностью позволяет констатировать наличие сильной мотивации,

мотивации соответствовать правилам нового статуса, правилам более

взрослой жизни, чем умением управлять своим вниманием. [4]

Для того, чтобы ребенок умнел и развивался, необходима внутренняя регуляция интеллектуальной активности, саморегуляция,.проявление которой можно назвать произвольным вниманием.

Саморегуляция интеллектуальной активности складывается из умственных действий любого характера и содержания.

Например, мысленное разложение целого на части, мысленное переворачивание предмета, сложение двух чисел не с помощью палочек, лежащих на парте, а мысленно, «про себя», мысленное увеличение или уменьшение вещи, явления в размерах, мысленное дорисовывание или раскрашивания какого-либо предмета и т. д. и т. е., любое действие «про себя», без наглядной основы.

Развитие, как известно, - процесс исключительно преемственный, начало этому процессу должно быть положено в младшем школьном возрасте.: именно они в младшем школьном возрасте способствуют совершенствованию и развитию основных свойств внимания человека.

В первую очередь к концу младшего школьного возраста заметно меняется устойчивость внимания. Дети активно могут заниматься одной задачей минут 30. Изменяются и способности к концентрации внимания,

 

 

вследствие возросших способностей. Объем внимания младших школьников увеличивается, и связано это, в первую очередь, с развитием основных свойств

восприятия и всех его видов.

Развитие способностей распределять внимание и переключать его связано с тем, что появляется большое количество действий, способов поведения не требующих концентрации внимания. Они начинают выполняться автоматически, без участия сознания.

. ПУТИ И СПОСОБЫРАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных аттенционных умений.
1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.
Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: "Сейчас мы будем это рисовать". У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого

 

 

он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.

2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия. Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.

3.Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля. В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы. Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания. - Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь. - Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят. - Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого. - Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет. - Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.

 

- Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же

картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания. - Сколько ступенек на лестнице? - Сколько окон в комнате? - Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки и произнести "му-му").

Работу по развитию внимания я вела по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2.Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, [5]фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

 

 

Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим событиям, сформировать готовность к пониманию и анализу сообщения. Для этого инициатору необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием человека. Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств5

В моей работе были использованы некоторые упражнения на развитие внимания:

"Что изменилось?".

Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается

 

 

из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не

перекладывался на другое место.

Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Картинки "Найди отличие".

Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

 

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет Предлагаемые задания для диагностики развития внимания можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки внимания. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий. Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день. 1. К первому типу методик относятся всевозможные задания на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений: 2. Ко второй группе относятся задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось): 3. Третий тип заданий: нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных"накартинке. 4. Всевозможные лабиринты. Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами: 5. Задания на нахождение нелепиц, несоответствий на картинках ("Что перепутал художник?"). Здесь также диагностируется уровень развития мышления ребенка, его знания о мире. 6. Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением различных предметов либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов..или их изображений. Например: После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы: - Какие предметы нарисованы на картинке? - Сколько вишен ты видел на картинке? - Что ты видел, ручку или карандаш? - Сколько конфет на картинке? 7. Ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней изображено: Ответь на вопросы: - Какие животные нарисованы на картинке? - Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах? - Каких животных на рисунке два? - Какое животное из тех, которых ты видишь, ходит на двух ногах? В этом задании (впрочем, как и в большинстве остальных, описанных в данном разделе методик) для более полной характеристики уровня концентрации внимания фиксируется характер процесса рассматривания (целенаправленность, активность, заинтересованность работой и пр.), сосредоточенность и наблюдательность. 8. Задание на диагностику избирательности внимания:
 

 

В заключение хочу сказать, что в результате исследования было установлено, что развитие свойств внимания составляет основу развития процесса внимания. Но, кроме этого, существует ряд факторов и условий, которые влияют на устойчивость и объем, распределяемость, концентрацию и переключаемость внимания.

Лучшие друзья эффективного внимания:

-наличие осознанной личность цели деятельности;

 

 

-наличие плана деятельности;

-умение самостоятельно принимать решение;

-умение контролировать свои действия;

-умение оценивать свои действия;

-умение предвосхищать (предчувствовать, предугадывать) возможные результаты;

-умение быстро и точно ориентироваться в окружающем мире - наблюдательность;

-наличие желания выполнять то или иное действие.

Враги эффективного внимания:

1. Незнание эталонов, образцов, ориентиров, правил выполнения того или иного действия. Это приводит к сужению объема внимание, ухудшение способностей переключать и распределять внимание, так как субъект не знает, на основе чего себя контролировать.

2. Утомление - состояние сниженной работоспособности. Оно является следствием естественного истощения сил в результате интенсивной и продолжительной работы. По виду нагрузок выделяют физическое (мышечное), умственное, сенсорное (например, зрительное или слуховое), двигательное, позотоническое и некоторые другие виды утомления. К сожалению, учебная деятельность способствует развитию всех видов утомления. Симптомы: раздражительность, нервность, апатичность, чувство бессилия, иногда агрессивность, нежелание продолжать деятельность и неустойчивое, хаотичное внимание. Способы борьбы известны всем - это

 

 

отдых.

3. Монотония. Это состояние развивается вследствие однообразной или неинтенсивной деятельности, частого повторения скучных действий. У детей период привыкания к выполнению однообразных действий составляет 8-10 минут, затем: уменьшается скорость работы, увеличивается количество ошибок - главным образом из-за невнимательности. Причем, для состояния монотонии характерно "отключение"внимания, и действия осуществляются неосознанно.

Способы борьбы с монотонией: смена форм занятий, объяснение содержательной стороны занятий.

4. Стрессы. Стресс - это общая для различных ситуаций приспособительная реакция на воздействие экстремального фактора. Она проявляется в мобилизации защитных сил организма для того, чтобы правильно отреагировать на непредвиденную трудность или найти приемлемый способ ее преодоления. Причинами стресса могут быть любые ситуации, угрожающие как биологической цельности организма, так и психологическому статусу человека.

В первые моменты действия стрессора происходит увеличение эффективности интеллектуальной деятельности, в основном - за счет большей концентрации внимания. В дальнейшем ситуация меняется. Если действие этого фактора не прекращается, то стресс прекращается в дистресс, при котором резко снижается эффективность деятельности, в основном из-за снижения устойчивости внимания, трудностей с концентрацией,

 

 

переключением и распределение внимания.

Поэтому, строго говоря, отрицательно влияет на эффективность внимания не сам стресс, а слишком частые стрессы и дистрессы.

5. Сильные эмоции разрушают процессы сосредоточения сознания, внимание становится неустойчивым, уменьшается объем внимания, субъект не способен сконцентрироваться, погрузиться в задачу.

Для нормализации процессов внимания необходимо дать возможность человеку пережить эмоции, сделать данное переживание менее актуальным; при очень сильных положительных эмоциях, когда субъект может от радости сорвать занятие, лучшее средство: занять его физической деятельностью, например, послать его за мелом.

6. Сильные желания, как и сильные эмоции, разрушают процессы произвольного внимания. Человек совершает большое количество ошибок, так как перестает думать о том, что делает.

Для нормализации интеллектуальной деятельности можно предпринять следующее:

-подумать не только о плюсах, но и о минусах возможного результата;

-подумать о своих действиях в случае неудачи.

Проблема до конца не исследована, нуждается в дальнейшем исследовании, потому что сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на

 

 

невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.

 

Литература.

1 Л.В. Черемошкина. «Развитие внимания детей». 1997., Ярославль, Академия развития, стр.49.

2 Ушинский К.Д. Избранные. педагогические. сочинения. Москва, 1954,том. II.— стр.339.

3. Л.Н.Лебедева. «Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста», 2002, 2004г., стр.7(26 стр.), издательство Школьная пресса.

С.А. Минюрова. Диагностика развития внимания у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)

5.Сайт «Психологический центр АДАЛИН».

6. Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru).

7. Ядэшко В.И. СохинаФ.А, Дошкольная педагогика. 1986. Москва. Просвещение.

8. Р.С. Немов. Психология 2 том. 2003. Москва. Владос.


[1] Сайт «Психологический центр АДАЛИН».

2. Ушинский К..Д. Избранные. педагогические. сочинения. Москва, 1954,том. II.— стр.339.

 

3 Л.Н.Лебедева. «Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста», 2002, 2004г., стр.7(26 стр.), издательство «Школьная пресса»,

[4] 1 Л.В. Черемошкина. «Развитие внимания детей». 1997., Ярославль, «Академия развития», стр.49.

 

5 Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: