Этапы изучения и ритм комплекса




Первый принцип отработки тао – постепенность и тщательность. Нормативные китайские программы отводят на изучение этого комплекса 12–16 часов, не считая времени для самостоятельной работы. Время изучения обычно распределяется таким образом: при 12‑часовой программе (6 занятий) четыре занятия посвящены заучиванию движений и по одному занятию на повторение и небольшой экзамен. На первом занятии изучаются движения первой части комплекса, на втором – до 22‑го движения, на третьем – до 32‑го, на четвертом – до конечной позиции. При 16‑часовой программе (8 занятий) на первом занятии изучаются первые десять движений, на втором – до 18‑го движения, на третьем – до 25‑го, на четвертом – до 32‑го, на пятом – до заключительной позиции, два занятия отводятся на повторение и одно – на экзамен.

Выполнение комплекса не должно превращаться в монотонный повтор движений. Изучив основные технические действия, старайтесь понять внутренний ритм тао, чередуя движение и покой, медленные и быстрые, мягкие и жесткие движения.

Трудно показать ритм тао заочно, не видя перед собой ученика, однако дадим несколько наиболее общих советов. Самые продолжительные паузы выполняются после окончания каждой из частей. Внутри частей ритм также неравномерен. Движения 6 и 7 выполняются как одно слитное без паузы и в позиции бинбу.

Слитно выполняются также движения 13–16. После 18 и 20 движения – небольшие паузы, 21–24 движения выполняются слитно, после 24 движения – пауза, вместе выполняются движения 25–28, 29–32, 34–35, 36–38, (после 33 движения – небольшая пауза). Только при соблюдении правильного ритма ваше тао будет выглядеть как комплекс боевых искусств, а не как ганец.

Не старайтесь изучить тао полностью в надежде затем проработать его до конца. Китайские учителя многократно повторяют: "Изучать кулачное искусство легко, исправлять ранее изученное трудно". Один раз неправильно закрепленное движение может оставить отпечаток на много лет, равно как и неправильное внутреннее состояние может в течение долгого времени влиять на ваше гунфу. Прежде чем переходить к постижению нэйдун – "внутреннего движения" – тщательно проработайте форму. Существует четыре этапа отработки комплекса:

1. Отработка отдельных движений и связок. Каждое движение должно иметь законченный характер и в то же время быть включено в связку с другими. Наиболее сложные связки можно отрабатывать отдельно в качестве разминочных упражнений.

2. Отработка частей комплекса. Части могут отрабатываться как по отдельности, так и в последовательности 1–2 и 3–4, 1‑2‑3 и 4, 1 и 2‑3‑4 и т. д. в зависимости от степени проработки отдельных движений. На этом этапе особое внимание следует обращать на то, что взгляд следует за руками (суйши) или смотрит в направлении удара (чжуши), как это требуется в предписаниях к тао. Одновременно с этим необходимо сочетать движения с четырьмя типами дыхания, в противном случае движения в частях тао окажутся смазанными, а выброс силы будет полностью отсутствовать.

3. Отработка полного тао. На этом этапе тао может отрабатываться как в обычном темпе, так и в несколько убыстренном или замедленном. Обращайте внимание на ритм движений и на четкость позиций во время остановок.

4. Повторение комплекса несколько раз подряд. Этот этап наиболее сложен, так как требует прекрасной выносливости и четкого знания всех движений. Не стоит злоупотреблять такой формой отработки по причине того, что с усталостью приходит и неправильное выполнение движений. Особенно это проявляется в позициях тела – спина сгибается, грудь втягивается, плечи поднимаются. В чанцюань говорят: "Наклонил голову и согнул поясницу как кошка – значит твое кулачное искусство невысоко". Это прекрасный способ проверки вашего мастерства – гунфу.

 

 

 

Гармония поединка

 

Выполнение парных комплексов (дуйлянь) является высшей точкой занятий ушу. Они требуют прекрасной координации, чувства ритма, скорости, сочетания движений всех частей тела, понимания партнера. Дуйлянь – это еще не свободный бой, однако после продолжительного периода занятий удары могут наноситься с полной силой и скоростью, так что малейшая ошибка или недоработка в базовой технике может привести к травме. Поэтому к дуйлянь следует приступать лишь после того, как вы научитесь уверенно и без ошибок выполнять все базовые упражнения и одиночные тао, а ваши движения будут сочетать в себе мощь атаки и мягкую силу отпора.

Тренировка в дуйлянь обычно разбивается на несколько этапов:

1. Отработка комплекса или отдельных связок без партнера.

Оптимальным вариантом является разучивание нескольких движений, а затем – отработка их в парном варианте.

2. Отработка связок в паре.

Первоначально все связки отрабатываются медленно. При этом следует обращать внимание на следующие моменты:

– расстояние между партнерами должно быть таким, чтобы оно обеспечивало реальность проводимых действий, т. е. удар рукой или ногой мог достичь партнера в том случае, если он не заблокирует удар или не сделает отход;

– следить за правильностью стоек и располагаться по отношению к друг другу таким образом, чтобы при технических действиях, особенно при ударах ногами, не терять равновесия. Начинающие обычно не соблюдают принцип стабильности стоек. Старайтесь с самого начала не допускать этой ошибки;

– делая заломы суставов, следует проводить их плавно, без рывков, особенно на начальных этапах обучения.

При этом надо следить, чтобы залом мог вызывать реальный болевой эффект в том случае, если бы он был проведен до конца;

– проводя блокирующе‑отводящие движения (лошоу, гоушоу), выбирайте наиболее подходящие места для соприкосновения блокирующей руки с конечностью противника. Например, при ударе гоушоу рука обычно накладывается на запястье партнера, а отводящее движение ладонью лошоу проводится на центральной части предплечья партнера;

– каждый блок необходимо сочетать с легким уходом корпусом. Помните, что блок всегда отводит конечность за себя в сторону и никогда не встречает ударную конечность соперника жестко. В этом – принцип ушу: "Мягкость преодолевает грубую силу, дуга побеждает прямую траекторию".

– в начальном периоде все движении в связках проводится расслабленно, отрабатывается качество выполнения движений и лишь затем обращается внимание на выброс силы в ударе.

3. Медленное выполнение всего комплекса, направленное на сочетание действий обоих партнеров.

Комплекс старайтесь выполнять без лишних остановок (можно в небыстром темпе). Не напрягайтесь ни физически, ни психически, сохраняя состояние естественного чередования расслабления и концентрации. Рассматривайте своего партнера не как соперника, но как вашего помощника и учителя, заранее договоритесь с ним, на что будет направлено выполнение комплекса: на отработку скорости, силы ударов и точности блоков, координацию движений и т. д.

4. Выполнение всего комплекса с нормативной скоростью и соблюдением всех требований.

Это – высший этап отработки дуйлянь. В начале каждой тренировки делайте комплекс медленно и лишь затем переходите к скоростной отработке. В дуйлянь, так же как и в одиночных таолу, необходимо соблюдать особый ритм, сочетая быстрые и медленные движения. Общие требования к ритму те же, что и в одиночных комплексах.

Существует несколько типов дуйлянь: парный поединок двух партнеров без оружия; поединок, при котором один партнер безоружен, а второй – с копьем, мечом, трехзвенной цепью и тд.; поединок, при котором оба партнера вооружены одинаковым или различным оружием.

Ниже приводится один из парных комплексов по стилю чанцюань, содержащий в себе все четыре типа основных технических действий ушу: удары руками, ногами, захваты и броски. Хотя комплекс и считается одним из простейших, он требует хорошей технической подготовки. Именно в простоте и заключен его глубинный смысл: надо прежде всего научиться как эхо откликаться не только на удары, но даже на мысли и чувства партнера, интуитивно определяя, какой удар последует вслед за первым.

В этом – гармония поединка, при котором бой превращается из хаотичного нагромождения бессвязных ударов в чистое и высокое боевое искусство ушу.

Данный комплекс состоит из двух частей (лу). Вторая часть сложнее первой и содержит помимо ударов и блоков заломы суставов и захваты. Комплекс построен таким образом, что, проделав его один раз, можно выполнять его вновь, поменявшись ролями. Для удобства объяснения правый партнер обозначен буквой А, левый – Б.

 

 

Часть I

Начальная позиция.

Партнеры стоят на расстоянии одного шага друг от друга в стойке бинбу, руки опущены вдоль бедер. Одновременно поднять левое колено. Правая ладонь описывает дугу в сторону‑вправо‑вверх, затем вниз и снова вверх, производя движение лянчжан. Левая рука в крюке описывает дугу от поясницы вверх, а затем за спину вниз (рис. 1). Опустить левую ногу на полшага впереди правой, сделать шаг вперед правой ногой и приставить левую ногу к правой. Одновременно ладони скрещиваются перед грудью, правая перед левой, затем разводятся по дуге вверх через стороны, опускаются вниз на уровень поясницы и сжимаются в кулаки (рис. 2).

1. Ачабу – чунцюань – гэчжан. Б – лошоу – гунбу.

Партнер А делает заднескрестный шаг чабу, одновременно нанося чунцюань влево, Б производит отводящий блок рукой лошоу наружу (рис. 3). Б разворачивает корпус влево, делает шаг вперед левой ногой и принимает левую гунбу, одновременно нанося правый чунцуань в грудь А. А делает шаг назад левой ногой, принимая правую гунбу и – блок правой ладонью (гэчжан), описывая дугу вниз‑вверх‑наружу, отводя удар в сторону (правая рука немного согнута в локте) (рис. 4).

Важнейшее требование: А, выполняя гэчжан, должен следить за тем, чтобы амплитуда движения ладони не была слишком широкой и ладонь не выходила за линию груди.

 

 

2. Блошоу – гунбу – чунцюань. Агунбу – гэчжан.

Правый кулак Б раскрывается в ладонь и отводит правую ладонь А немного вовнутрь и вниз. Б делает шаг вперед, принимая правую гунбу. Одновременно Б наносит левый чунцюань на уровне груди А. А делает шаг назад и принимает левую гунбу, одновременно производя отводящий блок гэчжан левой рукой изнутри наружу (рис. 5).

3. Бтаньтуй – чунцюань. А – мабу – гэгоу.

Б наносит правый чунцюань на уровне лица А. Одновременно Б начинает наносить удар таньтуй в пах А, который стремительно делает шаг назад левой ногой и принимает мабу. Правой рукой А делает блок от удара в лицо ладонью вовнутрь (рис. 6). Не прекращая движения внутрь правой рукой, А собирает пальцы правой ладони в крюк.

Крюком А подхватывает левую ногу Б, тем самым блокируя удар. Левая ладонь А производит лянчжан (рис. 7).

Важнейшие требования: блок, проводимый А от удара рукой и ногой, должен идти одним движением и в быстром темпе. При блоке от удара ногой А крюком не только отводит ногу в сторону, но также делает продергивающее движение за спину, чтобы вывести Б из равновесия.

4. Бтаньтуй – чунцюань. Амабу – гэгоу.

Б опускает левую ногу на пол, принимая левую гунбу.

Затем Б наносит левой рукой чунцюань, а правой ногой – таньтуй. Защита А аналогична предыдущему движению (рис. 8–9).

 

 

5. Агунбу – чунцюань. Бмабу – цзнда.

А подтягивает левую руку в крюке к пояснице и сжимает ее в кулак, одновременно разворачивает корпус влево, принимая левую гунбу и наносит правый чунцюань в лицо Б. Б быстро ставит правую ногу на пол, принимая мабу или баньмабу, одновременно отводит левой ладонью правый кулак А вверх и наносит правый чунцюань в грудь А. Одновременные блок и удар называются цзнда (рис. 10).

Важнейшее требование: принимаемая Б мабу должна быть как можно ниже, блок и удар производятся одновременно.

6. Агоушоу – чуйчжан. Бмабу – цзяда.

А сгибает правую руку в локте и правым крюком отводит удар Б (локоть А направлен в сторону и немного вверх) (рис. 11). Не прекращая движения, А наносит горизонтальный рубящий удар ребром левой ладони (чуйчжан) в шею Б. При этом А делает шаг назад левой ногой, принимая правую гунбу. Б делает шаг вперед левой ногой, принимая мабу и проводя блок‑удар цзнда (рис. 12).

7. Бгоушоу – чуайтуй. Ачайшоу – тиси – лянчжан.

Б делает шаг назад правой ногой, принимая левую гунбу. Одновременно А сгибает левую руку в локте и делает отводящий наружу блок левым крюком (рис. 13).

 

 

Б разворачивает корпус влево и делает правым крюком сбив левого крюка партнера, левой рукой проводит лянчжан (рис. 14). Продолжая разворот корпуса влево, Б ногой наносит удар чуайтуй в ребра А. А быстро поднимает левое колено (тиси), прикрывая им нижнюю часть живота, одновременно левым крюком подхватывает изнутри правую ногу партнера и отводит ее наружу. Правая ладонь по дуге делает лянчжан (рис. 15).

Важнейшие требования: принимая положение тиси – гоушоу А должен сохранять равновесие. Чтобы удар ногой Б не привел к падению А, необходимо отводить удар ногой в сторону, а не на себя.

8. Агунбу – чунцюань – сюйбу – тяочжан. Бгунбу – цзяда.

Не останавливая предыдущего движения, А опускает левую ногу на пол и принимает левую гунбу, разворачивая корпус на 90 градусов влево. Одновременно правая ладонь сжимается в кулак. Правым кулаком А наносит удар в грудь Б. Левая рука собирается в кулак и идет к пояснице (рис. 16). Развернув корпус право, Б принимает правую гунбу. Одновременно он блокирует удар, наносимый партнером, делая отводящее движение наружу правой ладонью широким махом и наносит левый чунцюань в грудь А (рис. 17). А подтягивает на полшага левую ногу к себе, принимая сюйбу. Одновременно ребром левой ладони он делает блокирующее движение наружу (тяочжан).

9. А – гунбу – чунцюань – цзячжан. Бтиси – чуань‑чжан.

Левой ладонью А отводит в сторону левый кулак партнера, одновременно делает шаг вперед левой ногой, принимает гунбу и сразу же наносит чунцюань правым кулаком. Б правой ладонью делает давящий блок, левый кулак подходит к поясу (рис. 18). А наносит чунцюань левой рукой, Б вновь делает давящий блок левой ладонью, правый кулак подходит к поясу (рис. 19).

 

 

Б поднимает левую ногу, согнутую в колене (тиси) и одновременно наносит колющий удар пальцами правой ладони в лицо А (чуаньчжан). А раскрывает правый кулак и проводит блок правой ладонью снаружи‑вовнутрь (цзячжан) (рис. 20).

10. Асаотан – вайбайтуй – тиси – чунцюань. Бпубу – чуаньчжан – тиси – тяочжан.

А разворачивает корпус влево на 90 градусов и делает подсечку (саотан) правой ногой снаружи‑вовнутрь под опорную ногу Б, стоящего на одной ноге. Одновременно А захватывает правой ладонью правое запястье Б и тянет его за себя назад. Б ставит левую ногу за спину А, а правой ногой делает небольшой прыжок вперед. Таким образом Б должен прийти в пубу. Левой рукой Б делает колющее движение (чуаньчжан) вдоль левой ноги (рис. 21).

Разворачивая корпус влево, А наносит вайбайтуй левой ногой по левой ладони. Б еще ниже садится в пубу, чтобы уйти от удара (рис. 22). (Партнеры поменялись местами).

Продолжая вращение корпусом влево, А совершает поворот на 180 градусов, сгибая левую ногу в колене, но не опускает ее на пол. Одновременно А наносит правый чунцюань в лицо Б. Б выпрямляет правую ногу и поднимает левую, согнутую в колене. Одновременно Б делает отводящий наружу блок ребром левой ладони (тяочжан) (рис. 23).

 

 

11. Атяобу – чунцюань. Бсюйбу – гэцюань.

А опускает левую ногу на пол и делает отскок назад правой ногой, принимая гунбу. Одновременно он наносит левый чунцюань в грудь Б, правый кулак оттягивается к поясу. Б опускает левую ногу на пол, затем, поворачивая корпус влево, делает шаг вперед правой ногой и принимает правую сюйбу. Правым запястьем Б блокирует удар партнера (рис. 24).

12. Бгунбу – мабу – чунцюань. А – сюйбу – погэчжан.

Раскрыв правый кулак, Б правой ладонью отводит левый кулак партнера внутрь‑вниз. Одновременно Б делает полшага вперед правой ногой и принимает правую гунбу и наносит левый чунцюань в грудь партнера. А быстро подтягивает левую ногу к себе, принимает левую сюйбу и одновременно делает накрывающий сверху блок правой ладонью с хлопком о руку партнера (погэчжан) (рис. 25). Б поворачивает корпус на 90 градусов и принимает мабу. Одновременно он наносит чунцюань правой рукой в грудь партнера. А блокирует удар движением левой ладони снаружи‑вовнутрь с хлопком о руку партнера (рис. 26).

13. Агунбу – чунцюань. Бсюйбу – гэцюань.

А делает отводящее движение левой ладонью влево‑вниз по дуге, одновременно он делает шаг левой ногой назад и принимает правую гунбу. Вместе с шагом назад А наносит правый чунцюань в грудь партнера. Б делает шаг вперед левой ногой и принимает левую сюйбу, левой рукой, согнутой в локте, делает блок снаружи‑вовнутрь, (рис. 27).

14. Бгунбу – мабу – чунцюань. Асюйбу – погэчжан.

Выполнить комбинацию, описанную в "4". На этот раз партнеры меняются местами (рис. 28–29).

 

 

15. Ачжэнпцзяо – мабу – фань цзацюань. Бгоушоу – гоутуй.

А делает левой ладонью накрывающее движение, захватывая сверху левый кулак партнера. Левой ногой он делает полшага к правой с громким хлопком – "топчущая нога" (чжэньцзяо). Правая ладонь сжимается в кулак, кулак описывает дугу вниз‑к себе‑вверх‑вперед, нанося удар тыльной стороной в голову партнера. Вместе с ударом А переходит в мабу или баньмабу. Б внешним ребром левой ладони делает блокирующее движение наружу (рис. 30–31). Б сжимает правый кулак и наносит правой ладонью удар по дуге в правую сторону шеи партнера.

Левой рукой он захватывает правую руку партнера и производит подсечку подушкой стопы (гоутуй) в нижнюю часть голени партнера (рис. 32). Не останавливаясь, А приподнимает правую ногу, пропуская под ней ногу партнера, затем подцепляет внутренней стороной правой голени ногу соперника, левой рукой захватывает правую руку партнера и наносит правый туйчжан в грудь Б (рис. 33).

16. Бсночай – чжэньцзно – мабу – чунцюань. Атуйчжан – гуата.

Б сгибает правую руку в локте и подводит кулак к груди. Левую ладонь, согнутую в запястье, Б помещает на правое запястье А, таким образом захватывая его руку.

Одновременно внешнее ребро правой ладони, сгибаясь вокруг запястья партнера, давит вправо‑вниз. Корпус Б чуть разворачивается вправо, усиливая импульс движения. Это – один из приемов раздела цинна (захватов и заломов), называемый "малое обертывание" (сяочай). Б переносит правую ногу через правую голень партнера, уходя от броска и несильно наносит удар в правую голень А (рис. 34).

Б с притоптыванием ставит правую ногу на пол, а левой ногой делает шаг вперед, принимая мабу, руки по‑прежнему проводят прием цинна (рис. 35, а, б – вид спереди).

 

 

А левой рукой захватывает левое запястье Б, с усилием тянет на себя правую руку, срывая захват. Одновременно А поворачивает корпус на 90 градусов влево. Левой рукой, продолжая захватывать левую руку Б, он тянет влево, одновременно правой рукой толкает партнера в правое плечо. А переносит центр тяжести на левую ногу, а правую, не сгибая в колене, подает назад, подсекая левую ногу партнера (гуата) (рис. 36). Б с усилием выпрямляет корпус и делает левой ногой небольшой шаг за правую ногу А, принимая мабу или гунбу. Чуть сгибая левую руку в локте, Б наносит удар левым локтем в грудь А (рис. 37).

 

 

 

Заключительная позиция.

А делает шаг назад правой ногой, Б – шаг назад левой.

Оба возвращаются в исходную позицию, После этого весь комплекс можно повторить вновь, поменявшись ролями.

 

 

 

Из истории ушу

 

 

 

Базовое понятие китайской философии о взаимопереходе и взаимопроникновении двух противоположных начал Инь (темного, слабого, женского, негативного, луна, вода) и Ян (светлого, мужского, позитивного, солнце, огонь) нашли свое отражение и в ушу. Однако непосредственное проявление Инь и Ян в тао (комплексах) во всей их полноте мог воплотить лишь истинный мастер. Более простыми их проявлениями были движение и покой, проявляющиеся как во внешнем, так и во внутреннем состоянии. Грациозность и эффективность приемам ушу придавали резкие остановки (покой) и стремительные переходы в движения: "Движение доходит до предела, и наступает покой, когда покой доходит до предела – начинается движение". В каждый момент исполнения тао необходимо четко разделять эти два момента.

Например, встав в стойку (обретя состояние покоя), не следует делать лишних переступаний, т. е. смешивать покой с движением. А во время ударов и блоков надо включать в движение не только все тело, но и "использовать сердце". Правильное сочетание движения и покоя позволяет расслаблять те мышцы, которые непосредственно не участвуют в выполнении приема, что снимает излишнее напряжение и увеличивает выносливость.

В старом Китае преподавали ушу в специальных школах, которые назывались мэнь – врата. Это означало, что, поступая в них, человек входил в новую жизнь, оставляя за воротами все вредное – страх, злобу, ненависть, зависть. Иногда во время ритуала приема сжигалась старая одежда ученика или бумажка с его именем, что символизировало рождение нового человека.

Школой руководил учитель – шифу, которому ученик стремился подражать во всем: его походке, манере говорить, поворачивать голову и т. д. Занятия не были похожи на тренировки в нашем понимании – ученик старательно повторял го, что делал шифу, как бы пытаясь породить образ учителя в себе. Поэтому ученик назывался туди – дословно "последователь", "тот, кто ступает в след".

Шифу воплощал в себе мудрость ушу. Для него оно было не просто видом физической культуры или средством боя, но становилось целью, смыслом и символом жизни, каждый момент его жизни был наполнен ушу. Движения шифу полны внутренним содержанием, которое нельзя передать словами, но можно почувствовать сердцем, находясь рядом с мастером. Некоторых лучших учеников шифу тренировал отдельно, это были "ученики внутренних покоев" – нэйши туди. Самому лучшему учитель передавал все секреты школы и тот становился его преемником.

Таким образом воплощалась жизненная миссия китайского мастера – не дать угаснуть физической и духовной традиции его школы.

 

 

Школа была невелика пять‑восемь человек. Шифу с туди денег не брал, но они преподносили ему подарки, кормили, убирали в его доме. Ученик был готов отдать за шифу все, даже свою жизнь, и это, безусловно, налагало большую ответственность на мастера.

В Китае полагали, что учитель, ежедневно совершенствуясь, сам постоянно учится. Человек, объявлявший себя "законченным мастером", не вызывал доверия. Поэтому считалось, что учитель – это не тот, кто лучше всех учит, а тот, кто больше других учится.

Одним из крупнейших направлений ушу является Шаолинь‑пай. Оно ведет свое название от монастыря Шаолинь в провинции Хэнань на горе Суншань. По легенде, уже в VII монахи монастыря практиковали приемы ушу. Однако быстрое распространение этого направления начинается лишь в XIV–XV вв. Шаолинь‑пай включает около четырехсот основных стилей, среди них "шаолиньский кулак" (шаолиньцюань). Он сравнительно несложен технически, хотя включает в себя 16 больших комплексов, каждый из которых распадается на несколько малых: "сливы мэйхуа", "семи звезд", "черного дракона, выходящего из моря", "кулака падающей звезды", "длинного кулака" (прообраза современного гимнастического стиля) и т. д.

Особое внимание уделялось отдельному комплексу приемов, подражающих движениям пяти животных: дракону, змее, барсу, тигру и журавлю. Для укрепления и закалки тела, выработки спокойствия и непоколебимости духа существовали специальные системы шаолиньского цигун. Среди них знаменитые комплексы, применяемые сейчас в лечебно‑оздоровительных целях, – "цигун (трактат об изменениях в мышцах – ицзинцзин)", "цигун начал Инь‑Ян" и др. Традиционный стиль включал работу с 18 видами древнего классического оружия: короткого (мечи, крюки), длинного (копья, алебарды), мягкого (плети), твердого (кольца), но главным оружием считалась палка.

Тактика шаолиньцюань предполагала огромное количество передвижений, ударов ногами, блоков‑ловушек.

О приверженцах этого стиля говорили: "Грациозен, как кошка, нападает, как тигр, передвигается, как дракон, движения быстры, как удары молнии, голос – будто гром". Отработка техники стиля заключалась в пяти основных аспектах: движении, спокойствии, дыхании, циркуляции энергии ци по телу для его укрепления и использовании ци для атаки и защиты. Если комплексы стиля показывались всем желающим, то значение движений и методы их отработки держались в тайне.

 

 

Рассуждения об "ударах и защитах" не должны заслонять главного качества ушуиста – "удэ" ("боевого благородства" или "боевой добродетели и морали"). "Сила побуждает к мудрости", – говорили в Китае. Человек, изучающий ушу, совершенствует прежде всего свою сущность, улучшает окружающий мир, поэтому и говорят: "Боевое искусство – для мира". Примечательно, что в старом Китае мастера не участвовали в поединках.

Зачем? Истинное мастерство не нуждается в формальных подтверждениях. Ибо "боевая добродетель" в ушу – это огромная драгоценность, которую носят в душе, не пятная ее "показным мастерством", драками, ссорами. Вежливость, терпение, душевная чистота, бесконечное уважение и преданность делу, которым занимаешься, – в этом суть "удэ".

Начинающие в ушу больше внимания уделяют движению, а опытные мастера – спокойствию. Считается, что ушуист должен снять малейший барьер между собой и окружающим миром, слиться с ним, это позволит ему четко реагировать на все изменения. "Пусть ваше внимание проникает в кости нападающего. Если противник использует силу, то и я использую силу, но делаю это раньше его. Если противник не использует силу, я тоже не пользуюсь ей, но мои разум и воля опережают его", – писал один из мастеров ушу. А другой добавил: "Не умеющий драться учится бить людей. Умеющий драться не бьет людей".

Нередко сейчас можно услышать мнение, что современное ушу полностью утеряло характерные черты боевого искусства и превратилось в форму показательных выступлений или спортивно‑оздоровительной гимнастики. Чаще всего это говорят люди, которые сами не занимались ни современным, ни традиционным ушу. Не случайно в правилах соревнований по таолу особо оценивается использование и выброс силы, хлесткость и точность удара, обращается внимание на "лндянь" – точки приложения силы В ушу рассматриваются два вида силы – "ли" и "цзинь".

"Ли" – это обычная физическая сила, исходящая от мышц, которая недостаточна для занятий ушу. Другой вид силы – "цзинь" – обозначает импульс, исходящий от всего тела, а по китайским понятиям – от костей, мышц, сухожилий, стимулируемый усилием воли или мыслью – "и". В ушу, в частности, в чанцюань говорят о "цунь‑цзинь" – "силе в один цунь". Это короткий резкий выброс силы, направленный внутрь противника, при этом рука должна быть полностью расслаблена, а напрягаться вместе со всем телом лишь в момент контакта. Для выброса "силы в один цунь" не требуется большой физической силы, наоборот, излишнее напряжение вредит правильному удару и наносит лишь так называемый "поверхностный удар". "Цунь‑цзинь" зависит от четкого перехода от медленных движений к быстрым, от мягких к жестким, от покоя к движению (1 Цунь – 2,5–3,3 см).

Важно, чтобы выброс силы шел не из руки или, например, поясницы, но от всего тела. В древнем трактате Шаолиньского монастыря "Трактат о кулачном искусстве" весьма образно описывается этот принцип: "Используй силу всего тела… Наноси удар рукой, будто толкаешь каменную колонну, отдергивай руку, будто натягиваешь узду норовистой лошади, наноси удар ногой, будто раскалываешь камень в десять тысяч цзиней, ставь ногу на место, будто опускаешь дверной засов… Тело недвижимо, будто великая гора Тайшань. В этом заключен утонченный смысл использования силы всего тела". Выброс силы должен начинаться с волевого усилия, с мысленного обозначения точки удара. Однако все это постигается лишь в процессе долгой тренировки. О принципе "цуань‑цзинь" в шаолиньском трактате говорится так: "Это должно постигаться мыслью и не может быть передано словами!".

 

«Двенадцать форм»

 

Сейчас термин "длинный кулак" рассматривается» в двух аспектах. Первое значение этого слова – обобщающее название ряда традиционных стилей (шаолиньцюань, чанцюань, хунцюань, паоцюань), в которых использовались широкие амплитудные движения, многочисленные удары ногами, стремительные вращения, броски и захваты.

Второе – это современный стиль, созданный на основе народного традиционного ушу Хотя ряд приемов в современном стиле отличается от традиционного, разнятся и методы обучения, однако в основе лежит ряд базовых принципов, традиционно называемых "Двенадцать форм".

Они заключаются в следующем:

1. Двигайся будто волна – движения должны быть подобны набегающей волне, мощно накатывающей на берег.

2. Будь покоен подобно горе – статичные позиции должны быть устойчивыми и должно казаться, будто никакая сила не может сдвинуть бойца с места.

3. Прыгай как обезьяна – прыжок должен быть быстрым и легким.

4. Опускайся будто журавль – приземление после прыжка должно быть легким и плавным, без тяжелого хлопка о землю.

5. Будь устойчивым как петух, стоящий на одной ноге, – важнейшее требование к статичным позициям – устойчивость. Когда удар рукой наносится из положения стойки на одной ноге (тиси), его сила прежде всего зависит от сохранения равновесия.

6. Стой как сосна – стоящая сосна вызывает ощущение покоя и силы. Она не ломается даже под сильным ветром, так как верхушка дерева гнется, но низ его стоит неподвижно.

7. Поворачивайся будто колесо – любое вращение должно идти по окружности, не прерываясь и не ломая траекторию дуги, будь то поворот корпусом или вращение рукой. В этом – залог мощной силы, исходящей от всего тела.

8. Сгибайся будто лук – в натянутом луке чувствуется упругая сила. Он сгибается, но не ломается, его гибкость позволяет противостоять жесткой силе. Тело, согнутое в пояснице, должно таить в себе мощный импульс, как игла, затаившаяся в вате.

9. Будь легким будто лист лист падает с дерева легко и плавно, описывая круги в воздухе. Он кажется невесомым и почти незаметным в буйстве осенней природы. Боец также легок и незаметен в своих передвижениях, идущих по дуге.

10. Тяжелый будто железо – большинство ударов, особенно топчущие удары ногами или "толкущий удар" рукой, должны падать на противника, будто кусок железа – неожиданно, тяжело и резко.

11. Медленный будто парящий орел – медленно парящий орел всегда готов стремительно упасть камнем на добычу, перейти от медленного движения к быстрому.

12. Будь быстрым будто ветер – порыв ветра налетает внезапно, резко. Он пролетает так быстро, что можно лишь ощутить его воздействие, но самого вихря заметить нельзя. При этом надо помнить правило: "Будь быстрым но не суетливым".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: