Антикризисное управление.




Содержание.

Введение. 3

Антикризисное управление. 4

Сущность, виды и процедуры банкротства. 11

Koнкypcнoe пpoизвoдcтвo как oднa из пpoцeдyp бaнкpoтcтвa. 13

Конкурсная масса и расчеты с кредиторами. 18

Заключение. 19

Список литературы. 20

 


 

Введение

Развитие рыночной экономики, процесс приватизации, приведший к увеличению доли частной собственности, общий спад производства в российской промышленности выявил необходимость возрождения института несостоятельности, который был забыт советским правом.

Причины, приводящие конкретные предприятия в разряд неплатежеспособных, довольно разнообразны, однако их можно разбить на несколько групп.

Во-первых, экономические, то есть спад производства, утрата связей между регионами, в результате чего многие предприятия лишились своих постоянных поставщиков, покупателей и заказчиков. Отсутствие инвестиционных вложений, необходимых для реорганизации производства, зачастую приводит к тому, что устаревшие технологии остаются невостребованными на рынке товаров и услуг. В такой ситуации в настоящее время оказалось большинство предприятий промышленного и строительного комплекса. Нередко становятся банкротами предприятия, выполняющие государственные заказы, а также обслуживающие различные бюджетные организации. Происходит это в основном из-за недополучения бюджетных ассигнований или неоплаты выполненных работ. Ведь за выполнение работы на предприятие начисляются налоги, а за задержку их выплаты накручиваются пени и штрафы. Когда из-за того, что бюджет должен предприятию, у предприятия возникает задолженность перед бюджетом, которая по сумме штрафных санкций в несколько раз превышает первоначальную задолженность бюджета. И как следствие - предприятие становится банкротом по вине государства.

Ко второй группе можно отнести причины психологического свойства. На многих предприятиях остались руководители, которые привыкли работать в условиях административно-командной системы, когда они получали императивные указания сверху, когда не было конкуренции, а потому и не было необходимости проявлять инициативу. Отсюда их нерешительность и неработоспособность, которая в условиях рыночной экономики ведет к отсутствию заказов, остановке производства и возникновению больших задолженностей по обязательным платежам в бюджет, главным образом за счет налога на имущество.

Кроме того, при переходе к рыночной экономике российским законодателям пришлось полностью обновлять нормативную базу в области хозяйственного права, а недостатки новых законов стали видны только в процессе их применения, когда уже было сделано много ошибок, приведших впоследствии предприятия в кризисное состояние.

 


Антикризисное управление.

Целью антикризисного управления является разработка и реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных путей, приводящих предприятие к, кризису. Рассмотрим характер норм, выведенных Федеральным законом Российской Федерации от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Закон определяет несостоятельность (банкротство) как признанная арбитражным неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом сумма платежа должна составлять не менее 100 тысяч рублей.

Процедуры применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на две группы: реорганизационные и ликвидационные.

К реорганизационным процедурам относятся:

· внешнее управление

· финансовое оздоровление

· досудебная санация

· наблюдение.

Внешнее управление - процедура направленная на сохранение деятельности предприятия. Внешнее управление вводится на предприятии решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется путем передачи функций по управлению несостоятельным предприятиям арбитражному управляющему.

Внешнее управление продолжается 18 месяцев. Па этот период предприятие получает отсрочку по погашению обязательств, льготы по начислению штрафов и пеней по налоговым платежам.

Досудебная санация - процедура, согласно которой собственник предприятия, кредитор и заинтересованный в деятельности предприятия инвестор оказывает финансовую помощь предприятию-должнику. Ходательство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд.

Арбитражный суд удовлетворяет ходатайство о санации, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия.

Реорганизационные процедуры применяются с целью сохранения предприятия-должника и обеспечения его вывода из неплатежеспособного состояния.

К ликвидационным процедурам относятся:

· принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

· добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация несостоятельных предприятий осуществляется в процессе конкурсного производства, при котором определяется конкурсная масса — стоимость ликвидируемого имущества должника, распределяемая между кредиторами в порядке очередности.

Ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятия, поэтому они отражают содержание банкротства в узком смысле.

В широком смысле процедуры банкротства рассматриваются в российском законодательстве как антикризисные процедуры, которые должны быть направлены на сохранение предприятий, выпускающих конкурентоспособную, социально значимую продукцию.

Предприятие может быть выведено из кризиса посредством мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть заключено между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности. Суть мирового соглашения заключается в достижении договоренности должника и кредиторов относительно отсрочки или рассрочки платежей или о скидках с долгов. Иными словами, кредиторам, акционерам и менеджеру предоставляется возможность восстановить платежеспособность предприятия самостоятельно. При этом, по сути, будущее благополучие, будущие дивиденды, прибыли и рост рыночной стоимости предприятия решаются за счет компромисса и больших потерь в текущем периоде. Это означает распределение платы за неэффективное хозяйствование между акционерами и кредиторами.

Остановимся подробнее на таких взаимосвязанных режимах работы предприятия, как санация и банкротство. В связи с этим выделяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Наблюдение. Если несмотря на проведение досудебной санации заявление о признании должника банкротом было принято судом, то в течение недели вводится процедура «наблюдение», которая может длиться до трех, а иногда до пяти месяцев.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя предприятия-должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

В ходе наблюдения должник вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных Федеральным законом, - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании ходательства должника по оканчанию наблюдения, либо на основании решения собрания кредиторов

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению предприятием внешнему управляющему.

Внешнее управление имуществом должника состоит в назначении арбитражным судом специального управляющего, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения предприятия-должника является неудовлетворительное управление, и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность должника с целью продолжения его деятельности путем осуществления соответствующих организационных и экономических мероприятий.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Если цель внешнего управления достигнута и платежеспособность восстановлена, то арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может прекратить процедуру банкротства; в противном случае — либо продлить внешнее управление, либо начать конкурсное производство.

Конкурсное производство (процедура банкротства) - применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

В процессе конкурсного производства конкурсная масса продается на аукционной основе. Полученные средства используются в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

Анализ норм, введенных Законом о банкротстве, и режимов деятельности предприятия позволяет выделить три хронологически связанные его состояния (режима).

Введем их условные названия:

· самостоятельное хозяйствование (самостоятельная санация);

· принудительная реструктуризация (досудебная и судебная санация);

· банкротство.

Самостоятельная санация. Речь идет о таком контроле за уровнем эффективности менеджмента, который не позволяет переходить рубежные значения финансово-экономических показателей. Ухудшение рубежных показателей ведет к установлению уровня эффективности хозяйствования, который признан неудовлетворительным. Следствием такого развития внутриэкономических процессов становится разрушение субъекта хозяйствования.

Важнейшей особенностью этого периода является то, что контроль за мерой эффективности хозяйствования лежит на менеджере (генеральном директоре) предприятия. Более того, вывести предприятие из ухудшившегося экономического состояния менеджер должен за счет как повышения эффективности управления организацией, так и за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов, отсрочки платежей, уменьшения дебиторской задолженности. По сути, это задачи любого руководителя, стремящегося не допустить кризисных режимов работы предприятия как низкоэффективных и порождающих новые организационные, экономические и социальные проблемы.

Досудебная санация. Это внешняя по отношению к менеджеру (генеральному директору), акционерам и кредиторам поддержка. Внешней стороной выступает арбитражный суд. Его действия направлены на восстановление предприятия. Главным способом восстановления платежеспособности предприятия является помощь в поиске компромиссов между претензиями акционеров, инвесторов и менеджера, а также способов привлечения дополнительных финансовых ресурсов для предприятия-должника. При этом должен быть достигнут главный показатель ликвидности, обеспеченности собственными средствами — удовлетворительная структура баланса, Арбитражный суд создает условия для того, чтобы заинтересованные лица могли прийти к компромиссу.

Судебная санация. Это внешняя по отношению к предприятию мера. Данное воздействие арбитражный суд вводит в форме, установленной нормами закона. Это прежде всего помощь руководителю и только затем замена его на специального (внешнего) управляющего. Цель действий арбитражного суда и назначенного им управляющего — добиться восстановления платежеспособности предприятия-должника. Главным критерием выступает уровень удовлетворительности структуры баланса.

Банкротство. Это внешнее воздействие на должника с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов и изъятие хозяйствующего субъекта из экономической жизни. На данном этапе развития кризисных процессов на предприятии задачу восстановления платежеспособности решить уже невозможно. По сути, речь идет о выполнении установленной законом процедуры продажи имущества должника и распределении вырученных средств среди кредиторов.

 


 

Таблица 1 Содержание процедур по антикризисному управлению.

 

Факторы антикризис но го управления   Этапы кризиса
самостоятельная санация   досудебная санация   судебная санация   банкротство  
I. Продолжительность/ уровень неплатежеспособности   До трех месяцев/ до 500 МРОТ   Продолжительная   Как мера санации множества хозяйствующих субъектов для поддержания общей эффективности рыночной системы  
2. Распределение ответственности   Генеральный директор предприятия-должника   Внешнее наблюдение параллельно с действиями генерального директора   Назначение внешнего управляющего  
3. Развитие кризисных явлений   Кризисные явления нарастают при отсутствии (недостаточности) мер антикризисного управления  
4. Предел уменьшения не платежесп особности/ возможность ее восстановления   Не ниже уровня удовлетворительной платежеспособности /восстанавливаемая Ниже уровня удовлетворител ьной платежеспособности/ восстанавли ваем ая Глубокая степень падения/ восстановление платежеспособности с помощью арбитражного суда Невосстанавливаемая платежеспособность
5. Характер антикризисных мер Самостоятельные Рекомендательные   Принудительные   Конкурсное производство
6. Характер деятельности Самостоятельные действия руководителя и акционеров (собственников) в соответствии с уставом организации Обязательные совместные действия руководителя, акционеров (собственников), кредиторов Вмешательство арбитражного суда Формирование конкурсной массы, выставление на продажу
7. Характер деятельности по реструктуризации предприятия и бизнеса Самостоятельная реструктуризация и реинжиниринг Внешняя поддержка со стороны арбитражного суда с целью восстановления предприятия   Принудительная реструктуризация   Удовлетворение имущественных требований кредиторов  
8. Лица, ответственн ые за рыночные результаты Генеральный директор   Генеральный директор (должник), федеральные органы ис пол нительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (постоянный анализ и принятие мер по предупреждению банкротства), кредиторы (до подачи заявления в арбитражный суд), учредители или участники Внешний управляющий   Конкурсный управляющий  
9. Меры предупреждения кризисных мероприятий Мониторинг финансового состояния предприятия      
10. Задачи ФСФО России   Создание условий для всех хозяйствующих субъектов. Учет неплатежеспособности предприятий   Разработка стандартных процедур и контроль за их испол­нением   Контроль за исполнением стандартных процедур, установленных нормативно-правовыми актами   Контроль за исполнением стандартных процедур выявления конкурсной массы, ее продажи и распределения полученных средств
11. Принимаемы е меры   Исправление ошибок, рационализация бизнес-процессов   Финансовая помощь для погашения денежных обязательств и обязательных платежей   Внешнее управление имуществом должника   Соразмерное удовлетворение требований кредиторов  
12. Источники средств на санацию   Привлечение дополнительных финансовых ресурсов   Привлечение средств из бюджетов разных уровней на основании законов о бюджете и решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления   Средства должника   Средства должника  
             

Таким образом, разрешение проблемы антикризисного управления гложет быть растянуто до полутора лет. Установленная Законом о банкротстве процедура, с одной стороны, предусматривает поэтапное ужесточение контроля за работой предприятия, с другой — предоставляет возможность участникам предприятия прийти к компромиссу на любой стадии развития кризисных процессов. Неумение (нежелание) находить компромисс наказывается банкротством, при котором неизбежны потери для каждого участника. Однако, как показывает российская правоприменительная практика в сфере антикризисного управления, несмотря на это удельный вес предприятий, восстановивших платежеспособность с помощью данной процедуры, еще очень низок.

Такой результат не только обусловлен низким уровнем менеджмента, неумением идти на компромиссы, отсутствием эффективного собственника, но и является характеристикой структурных изменений российской экономики, когда из хозяйственной жизни изымаются предприятия, продукция которых не имеет спроса, т.е. не нашла потребителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: