Пушкинская «Капитанская дочка»?




Что есть для нас, граждан 21-го века

Практически всем гражданам бывшего СССР старшего поколения помнится повесть Пушкина «Капитанская дочка». Её настолько тщательно изучали на уроках литературы, что многие и не возвращались к ней никогда в зрелом возрасте. Настолько она «надоела» в детстве. И даже возникал вопрос, имеет ли смысл это фундаментальное произведение (а это ведь отголосок гигантской работы Александра Сергеевича над историей Пугачёвского бунта) изучать в четырнадцать-пятнадцать лет, а может быть, и раньше?

Есть три вопроса почти загадочных.

Почему бунтовщик Пугачёв, нещадно казнивший сотни и даже тысячи дворян, не только снисходительно отнёсся к Гринёву, но и даже лично поехал устраивать его жизнь?

Почему майор Зурин, командир карательного отряда, наверняка имевший уже десятки казнённых предателей-дворян, взяв с поличным Гринёва (напомним, что тот разъезжал на личной кибитке Пугачёва), узнав в нём случайного давнего биллиардного сотоварища, вдруг проникся к нему доверием?

Почему Государыня Императрица, вначале жёстко отнёсшаяся к просьбе по поводу помилования Гринёва, затем изменила своё решение?

И ещё один вопрос к тем, кто читал дополнительные главы повести, исключённые самим Пушкиным из основного текста. Случайно ли там командир императорского карательного отряда носит фамилию Гринёв, а тот, от чьего имени ведётся повествование, Зурин?

Наверное, все обращали внимание, что эпиграфом к повести Пушкина является народная присказка: «Береги честь смолоду». Почему мы в книге, посвящённой вопросам выживания и безопасности, уделяем столько внимания этому вопросу? Ведь казалось бы, главный вопрос выживания и безопасности – это сохранение жизни.

«Самое дорогое у человека – это жизнь, и надо прожить её так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Все, наверное, помнят текст этой советской атеистической «молитвы». Казалось бы, что с утратой жизни все остальные ценности просто перестают для человека существовать. Однако есть известная категория людей, для которых есть нечто, что при принципиальном выборе встаёт выше жизни. Это понятие – Честь. Оно тесно связано с понятием воинской чести, но ещё более – с понятием чести мужской. Само понятие «мужество» в последние годы и десятилетия, с расцветом военно-патриотического воспитания, как правило, связывали с поведением воина на поле боя. Забывая при этом, что в жизни мирной мужество требуется ещё, может быть, больше. На поле боя практически всегда мужество проявляется при исполнении задачи, поставленной сверху. В жизни же мирной мужество проявляется в принятии самостоятельных решений.

Кстати, если говорить о чести женской и девичьей, то не трудно заметить, что, так или иначе, её защита была связана, прямо либо косвенно, с поведением мужчины, который в этот момент находился рядом, и мужество его заключалось именно в принятии самостоятельного решения по поводу бездействия либо активного вмешательства.

И в этом смысле повесть Пушкина (как и всё у истинно гениальных людей) даёт такую кладезь для размышления, что сейчас не поленимся обратить внимание на некоторые полускрытые сюжетные линии.

Вспомним первый выход молодого офицера Гринёва в свет. Офицером (воином) был он всего лишь формально. Напомним для непосвящённых, что по дворянской традиции дворянских же детей ещё до рождения зачисляли рядовыми на службу, при рождении ему уже присваивалось очередное воинское звание, которое автоматически возрастало, и в восемнадцать лет без всякой учёбы мужчина-дворянин объявлялся офицером и по воле родителей мог быть направлен на реальную службу. Если родитель, мужчина-воин, так распоряжался своим сыном, то воином же Гринёв и обязан был быть.

И каково же первое воинское испытание для Гринёва? А он ещё в дороге к месту службы встречается с майором Зуриным, скучающим старшим офицером, который рад офицера молодого поучить уму-разуму. И в числе прочего под пьяный разговор предлагает сыграть на биллиарде, и Гринёв проигрывает ему сто рублей.

А утром Гринёв с больной головой просыпается, собирается ехать дальше, почти забыв о вчерашних мужских шалостях, и вдруг мальчик-посыльный приносит от майора Зурина записку с просьбой срочно, по якобы имеющейся потребности, «внести» проигранные вчера сто рублей. Согласимся, глядя из нашего времени, с наших сегодняшних «привычных» норм, какие сто рублей? Да пьян был, не помню! Да ну его! Охмурил вчера, заболтал меня, неопытного, пусть теперь, мол, сам и разбирается! Да и, в конце концов, я совсем молодой, неопытный, мне даже отец и денег-то не доверяет, мою же кассу мой денщик Савельич держит при себе, да и какой мой доход, молодого офицера, по сравнению с майорским жалованием. Да пусть он забудет об этом! И я забуду.

Однако ж нет, Гринёв в жёсткой форме, несмотря на категорические возражения Савельича, отправляет Зурину эти самые сто рублей. Задумаемся всерьёз, неужели бы майор Зурин «умер» бы без этих самых ста рублей? Да ещё и проснувшись утром с больной головой? Был ли у него смысл вспоминать вчерашнего мальчишку? Да забыть его, и ехать дальше! Почему же он счёл необходимым отправить посыльного?

Мы вернёмся к этому вопросу в конце нашего повествования, а сейчас проследим за дальнейшей судьбой нашего героя. Заблудилися они в оренбургской степи зимой в метель, совсем уж «помирать собрались», да вдруг случайный попутчик, мужик, Богом посланный, вывел их к постоялому двору.

Событие тоже рядовое, и обычный дворянин принял бы это как должное. Мужик, мол, для того и существует, чтобы мне, барину, служить. Распорядился через денщика дать ему рубль, да и забыл. Ан, нет. Гринёв на постоялом дворе приглашает этого мужика за свой «барский» стол (событие для тех нравов немыслимое), угощает его чаем, этим самым уравнивая его с собой. Мужик благодарит, отказывается от чая, просит налить ему водки (а это уже принципиально новый уровень общения), кое-кто из тогдашних бар мог бы и в морду дать мужику за подобную наглость, Гринёв же исполняет его просьбу, ещё раз подчёркивая свою благодарность и равенство своё с ним на человеческом уровне.

Более того, утром расставаясь, ещё и дарит ему тот самый заячий тулупчик.

Что дальше в крепости, в «хозяйстве капитана Миронова»? Служба их больше похожа на обычную захолустную жизнь, но и здесь для молодого воина есть поле для мужества. Он не может простить Швабрину даже намёков гнусных по поводу Маши Мироновой и вызывает его на дуэль.

Мог ли он пройти мимо? Нет. Потому как дуэль – это не поединок. Поединок – это способ ликвидации соперника, во много аналогичный драке двух самцов в зверином мире. Дуэль же – это способ восстановления чести, причём не только и не столько оскорблённого, сколько самого оскорбителя.

 

 

Пройдёмся дальше до следующей встречи Гринёва с Пугачёвым. Почему разбойник, ещё раз подчеркнём, казнивший сотни и тысячи дворян, бросает свои дела и едет устраивать личную жизнь этого мальчишки? Ответ же прост. Он тогда в пургу встретился с честным дворянином. И уничтожая дворян бесчестных (на его взгляд), он не мог не оказать внимания юноше – истинному мужчине, который когда-то проявил своё мужество. Оказал честь спасителю, несмотря на социальное неравенство.

Ещё более разительный пример во второй встречи Гринёва и Зурина. Взят Гринёв с поличным, ярче не придумаешь, на личной кибитке Пугачёва. По меньшим уликам казнили дворян-предателей направо и налево. Майор же Зурин, встретив его, сразу проникается к нему доверием. Неужели они когда-то «пуд соли вместе съели»? Была-то всего лишь мимолётная встреча. А потому Зурин верит Гринёву, что тогда, во время первой мимолётной встречи тот выдержал его воинскую проверку на честь. На те самые проигранные сто рублей. И теперь Зурин знает, уверен, что воин, проявивший честь в мелочи, предателем быть не может.

Конечно, Зурин, как опять честный воин, присягавший Императрице, получив через несколько дней предписание по поводу Гринёва, приходит к нему, лично приносит извинения и заявляет, что как истинный воин вынужден передать его в руки правосудия. Гринёв, поняв, в какой переплёт попал, начинает искать сам пути спасения.

Он сразу же понимает, что против него никаких прямых улик нет. Отсутствуют доказательства службы Пугачёву, перед Богом и совестью он также чист, ведь в своё время на предложение Пугачёва служить ему, он перед всем миром ответил категорическим отказом.

Единственный факт – это его присутствие в Белогорской крепости вместе с Пугачёвым. Но, судьи вроде адекватные люди…. Если они поймут, что единственная цель у него была - спасти свою невесту, то наказание будет совершенно символическим. Судьи ведь тоже мужчины, воины….! Но, как прямо говорится в повествовании, кто это докажет? Исключительно сама Маша, будучи вызвана в суд.

Кстати, вернёмся в сегодняшнюю жизнь. Ныне по пресловутому «ящику» идёт гигантское количество передач, в которых обыгрываются судебные процессы. И практически в каждом из этих «судебных заседаний» мужчины и женщины дают друг на друга показания, впрямую касающиеся их личной жизни. По замыслу авторов этих программ, этим хотят внушить нам мысль, что в истинном правосудии таковое вполне возможно.

Вернёмся к Гринёву. Для него одна только мысль о том, что Маша будет вызвана сюда и будет вынуждена рассказывать о их личных отношениях, невыносима, и он молчит, молчит, как истинный мужчина-воин. Одно ужасает его, что буквально за стенкой идёт допрос Швабрина, которого наверняка спрашивают и о мотивах его, Гринёва, поездки с Пугачёвым в Белогорскую крепость. Гринёва потрясает сама вероятность того, что Швабрин, многократно униженный отказом Маши, назовёт её имя.

Но даже этот предатель Швабрин оказывается в этом моменте на высоте. У него нашлось мужество промолчать о девушке, к которой он когда-то питал чувства. Откуда оно взялось, это мужество? А это результат той дуэли. Честь самого Швабрина была восстановлена тогда пролитой кровью Гринёва.

И они оба молчат. Дело автоматически катится к смертельному приговору. И здесь, как видно, по Божьему же промыслению, мужскую роль начинает играть сама Маша. Она едет в столицу к Императрице, которая тоже, вдумаемся, в этот момент играет мужскую роль, она вынуждена казнить своей самодержавной властью изменников.

И вспомним, что происходит. Познакомившись и даже понравившись друг другу на личностном уровне, узнав, за кого приехала просить Маша, услышав фамилию Гринёва, Императрица сразу же становится жёсткой. По всему видно, дело Гринёва на её особом счету, как-никак «личная кибитка бунтовщика…».

 

И она жёстко отказывает Маше, это её государственная работа. Но что далее…. Вдруг её осеняет – Миронова, а не дочь ли ты того самого капитана Миронова, коменданта одной из оренбургских крепостей?

А что, в сущности, совершил этот самый капитан Миронов? Организовал героическую оборону крепости? Никак нет. Сдалась эта крепость Пугачёву так же, как сдались десятки и сотни иных.

И почему Императрица отмечает именно этого капитана? Да всего лишь навсего, потому, что именно этот капитан в ответ на «милостивое» предложение бунтовщика служить ему не постарался сохранить свою жизнь «ради семьи» или ещё чего-то, а прямо при всём честном народе заявил о своей верности Государству. И был немедленно казнён.

Всё, что успел сделать капитан Миронов за всю свою воинскую жизнь – это всего один раз продемонстрировать свою честь. И вот здесь Государыня, великая женщина, в своей скромной мужской ипостаси принимает тоже воинское решение, решение внутреннее. Что дочь истинного воина не могла полюбить изменника. На основании вот таких «косвенных» данных она и принимает решение о помиловании. И, прощаясь с Мироновой, Государыня произносит чисто женские слова: «Любовь – главное богатство нашей жизни, а может быть, и единственный смысл её».

Нет этих слов в оригинале «Капитанской дочки», откуда её взял Александр Прошкин, режиссёр фильма XXI века «Русский бунт», поставленного по мотивам «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва»? Может быть, углубился в некие исключённые Пушкиным главы повести, а может быть, просто, творческой своей фантазией ушедши в обстановку того времени, приписал Государыне таковые слова.

Как и во всех Пушкинских творениях «информация» в «Капитанской дочке» «упакована» максимально. Кем был Пугачёв, и кем была Екатерина – разговор отдельный. Не рискнул Александр Сергеевич открывать их очень тонкие «дистанционные», как бы ныне сказали, отношения. Несомненно, были они оба личностями масштаба Государства Российского. Трагедия Пугачёва, сторонника восстановления Древлеправославной России, с том, что пришёл он оссиина триста лет раньше своего срока. До XXI века было слишком далеко. Это было время Екатерины, немецкой принцессы родом из Баден-Вюртемберга. А отличалась земля данная от других немецких княжеств именно тем, что их древним гербом был орёл трёхглавый. И роль самой Екатерины в России в том и заключалась, чтобы научить Древлеправославную Россию европейским приёмам. Для чего это было, мы уже говорили.

Можно посочувствовать самой великой этой женщине. Не нашлось рядом с ней достойного мужа её уровня. Но и её окружение, согласимся, хилым не было. Личность князя Потёмкина (Таврического) таит много загадок. Достаточно напомнить, что его «крестником» был не кто иной как адмирал Фёдор Ушаков, ныне канонизированный в Лике Святых.

Но и к самой Екатерине судьба оказалась благосклонна. Вознаграждена она была великим сыном (Павлом I) и тремя ещё более великими внуками, Александром, Константином и Николаем. Личность Александра в рекламе не нуждается. Освободитель Европы (победитель Наполеона), в расцвете своей силы, могущества и здоровья вдруг неожиданно «ушедший» при загадочных обстоятельствах в городе Таганроге. Легенды о появившемся практически тотчас в России «старце Фёдоре Кузьмиче» получают всё больше и больше подтверждений.

Ó Чеурин Г.С. 2012

 

 

(Продолжение следует)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: