Профессиональная этика журналиста




План

Вступление

Коммуникационная теория журналистики

Социология журналистики

Психология журналистики

Профессиональная этика журналиста

Право и "Право массовой информации"

Политология журналистики

Список использованной литературы


Вступление

 

Журналистика - это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио, телевидение, интернет. А потому она охватывает практически все сферы жизни.

Многоаспектность функционирования СМИ, отсутствие четко обозначенных границ их влияния, разносторонность деятельности сотрудников газет, журналов, теле - и радиостудий порождают мнение о том, что журналистика не является самостоятельной профессией. Ее называют субпрофессией, квазипрофессией, занятием, ремеслом, призванием, не нуждающимся в образовании и особых знаниях. Есть и другие, прямо противоположные точки зрения, согласно которым журналистика требует специальной подготовки, широких познаний, навыков, обладает некими организационными характеристиками и нацелена на служение обществу, а значит у нее есть все признаки профессии.

Журналистика предполагает большую или меньшую координированность между потребностями и ожиданиями общества от СМИ, с одной стороны, и профессиональной готовностью журналиста к реализации этих запросов, с другой. Поэтому изучение журналистики связано с такими социально-гуманитарными дисциплинами, как социология, психология, экономика, право, этика, теория коммуникации, политология. У науки журналистики собственная теория, закономерности, понятия, - объясняет профессор Сергей Григорьевич Корконосенко, - у других наук - свои. Но можно найти зоны пересечения, где они работают вместе. Так возникает, скажем, социология журналистики, коммуникационная теория журналистики, психология журналистики, экономика журналистики. Или - политология журналистики.

Рассмотрим подробнее связь с каждой из дисциплин.


Коммуникационная теория журналистики

Для журналистики массовая коммуникация - это главное поле ее функционирования. Бо́льшая или ме́ньшая пространственно-временна́я отдаленность автора от читателя, слушателя, зрителя - отличительная черта журналистского общения с аудиторией, не лишающая, однако, профессию ее человечески ориентированного смысла. Будучи частью культуры, СМИ призваны содействовать взаимопониманию и связи между людьми. Каким же образом происходит общение через СМИ? Сравним две схемы. Модель системы средств массовой информации включает в себя источники сведений, журналиста, сообщения, каналы передачи информации, аудиторию. Модель процесса коммуникации выглядит так: социальная действительность - коммуникатор - редакция - текст - аудитория - преображенная действительность. Отчетливо видно совпадение основных компонентов: главными фигурами в той и другой моделях служат журналист (редакция) и аудитория (читатели, зрители и слушатели), общение которых невозможно без текста.

Социология журналистики

 

Журналистика как социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на чётко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Однако, не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Действие любого социального института невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и отношения не будут объяснены с позиций общества и составляющих его социальных общностей. В отношении журналистики эту функцию выполняет социальная социологическая теория - социология журналистики.


Психология журналистики

 

Основная задача курса психология журналистики состоит в том, чтобы сформировать у студентов-журналистов системное понимание закономерностей психологических процессов, лежащих в основе важнейших феноменов индивидуального творчества и массовой коммуникации. А если говорить проще, то нам нужно знать психологию и для того, чтобы "достать" необходимую информацию и для того, чтобы лучше её подать.

Экономика журналистики (СМИ) - это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования" (В. Ворошилов). Необходимо учесть, что экономика исследует поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов (К. Макконнел, С. Брю). В свою очередь, журналистика и система СМИ представляют собой социальный институт, который фигурирует в качестве специфической области духовного производства (С. Гуревич), где происходит аккумуляция, обработка и трансляция на массовую аудиторию социально значимой информации, преображенной творчеством журналиста. Курс " Экономика и менеджмент СМИ" вырабатывает знания о принципах функционирования предприятий в отрасли СМИ и книгоиздательской деятельности, а также об особенностях управленческой деятельности в этой сфере.

Профессиональная этика журналиста

 

Профессия представляет журналисту право и обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характера ситуации, даже построение материала - в каждой из этих "технологических" операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. То есть, моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Следовательно, журналистскую мораль можно рассматривать и как форму общественного сознания, и как субъективное состояние личности, и как реальное общественное отношение.

Потому необходимо изучение правил нравственного поведения, систем норм определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, которые согласно словарям иностранных слов, называются моралью. Она считается одной из форм общественного сознания, а учение о морали, нравственности как одной из форм общественного сознания - этикой. Она же (как и мораль) представляет собой систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг к другу. Профессиональная мораль - это модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой. Нравственные аспекты журналистской деятельности привлекают общественное внимание потому, что в условиях вседозволенности участились случаи использования СМИ для сведения групповых и личных счетов, для выражения разного рода амбиций и пристрастий. Издания разных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики, искажают позицию оппонента, демонстрируют стойкое неприятие чужих мнений.

Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы. Нормы могут быть обязательными (к примеру, запрет плагиата), допустимыми (требования проверять сведения менее категорично), дискуссионными (нет единого мнения, например о допустимости совмещения некоторых профессий или о пользовании диктофоном скрытно от собеседника).

политология журналистика курс беларусь


Право и "Право массовой информации"

 

В правовой системе Беларуси комплексный правовой институт, имеющий в своей основе конституционное право на свободное выражение мнений и убеждений уже в нынешних условиях по широте своего применения, многообразию проявления, важности и уровню системности права вполне может быть выделен в новую комплексную отрасль права. Отрасль права в правовой системе - группа норм, которая регулирует определенный комплекс общественных отношений.

Новая отрасль права включает в себя отдельные институты, в том числе институт свободы печати, институт правового регулирования электронных СМИ, институт правового регулирования Интернета, мультимедиа и другие. Она представляет собой “систему охраняемых силой государства социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации. Основные объекты правового регулирования - информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов создания, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Основополагающим предметом, по поводу которого или в связи с которым возникают информационные отношения, является информация во всех ее видах и формах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: