Характеристика и решение проблем социального развития ребёнка в неблагополучной семье




 

Согласно А. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией [17,с.69].

Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка – физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением [17, с.22].

Социальный педагог кроме педагогических проблем и работы с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Задача социального работника в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи.

Кроме того, социально-педагогическая деятельность осуществляется на трех уровнях: диагностическом, профилактическом и реабилитационном.

Любую работу с семьей социальный работник начинает с её изучения, то есть на диагностическом уровне. Здесь возможны два варианта деятельности:

при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов [4,с.83].

Методологические принципы:

объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный работник видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный работник останавливает диагностическое исследование) эффекту;

множественность источников информации;

достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента) [4,с.92].

Этические принципы: конфиденциальность, степень открытости – право клиента; невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);

беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);

анкета;

тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик) [4,с.93].

В диагностике широко используются:

шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой члены семьи должны отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному работнику. Этот показатель можно сравнивать только с показателями этой же семьи в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;

карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположит карточки по времени – настоящее, прошлое, будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнутые), оказывает успокаивающее действие; проективные методики – разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание); ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе законченных предложений; экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом; анализ документации.

Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов - важный аспект деятельности социального работника, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов.

Метод социальных биографий – сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях [3,с.89].

При постановке диагноза, обработке информации удобно использовать таблицы. Это помогает систематизировать материал, сделать выводы.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком. Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка.

Оценка физического, эмоционального и психического развития детей происходит по следующим критериям Д.Барнз:

отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;

серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;

отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;

наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);

полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;

отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);

отсутствие или избыток дисциплинарных методов [3,с.78].

После проведения диагностики можно приступать к осуществлению всех видов социально педагогической работы с семьей.

Образовательная составляющая включает в себя два направления: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. В связи с этим, деятельность социального работника предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

педагогическая и социальная подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

воспитание детей с учетом пола и возраста;

социально-психологические проблемы воспитания "трудных" подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности на психику ребенка;

сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве самовоспитанием;

поощрение и наказание в воспитании, наиболее распространенные ошибки родителей;

особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и т. д. [3,с.81].

Помощь в воспитании предполагает консультирование родителей, создание специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье. Родительский долг, любовь, ответственность, интерес входят в ту сферу семейной жизни, которая обеспечивает воспитательную функцию семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному работнику следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение. Социальному работнику при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить более адекватные. Такая работа с семьей осуществляется на профилактическом и реабилитационном уровнях [3,с.86].

Профилактический уровень социально-педагогической деятельности с семьей реализуется в пропаганде ненасильственного воспитания, в повышении педагогической культуры родителей. Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя трудный разговор, социальный работник должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы [3,с.97].

Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным работником и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный работник помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала [1,с.73].

Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный работник должен постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. Таким образом, профилактический уровень работы с семьей в процессе помощи в воспитании и обучении предполагает разработку специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Психологическая помощь семье включает социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса. Поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный работник может осуществить, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того, эту работу могут выполнять психологи, психотерапевты [1,с.163].

Коррекция межличностных отношений происходит тогда, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. Это запугивание, оскорбление, унижение чести и достоинства, нарушение доверия. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. Отдельные данные (бытовые убийства, свидетельства социальных работников, медиков, педагогов, МВД) доказывают его возрастание. Остановимся подробнее на видах внутрисемейной жестокости.

Формы жестокого обращения – это любое насильственное посягательство на личность члена семьи. Это могут быть: запрет общаться с друзьями, соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика [6,с.35].

Наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни физическое и сексуальное насилие. Сексуальное насилие – это развратные действия. Нередко для принуждения к ним используется и физическое насилие. однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для "подкупа" взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Такое специфическое поведение с трудом поддается коррекции. Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.

Защита детей от жестокого обращения – одна из важнейших задач социального работника. Порой такие дети запуганы и не в состоянии рассказать, что с ними происходит. Такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя осведомленность, уступчивость или осторожность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой, беспокойный сон, энурез. Кроме того, может присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх перед каким-либо членом семьи, нежелание оставаться с ним наедине. Все это – причина для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании социального работника, психолога, врача, сотрудника ОВД должно дать объективную картину происходящего, помочь пресечь жестокое обращение с ребенком, а также послужить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного [6,с.47].

Психологическая помощь осуществляется на реабилитационном уровне работы с семьей. Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней – индивидуального, группового и общинного. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий [8,с.45].

Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности [32,с.49].

Методы, приемы консультирования:

беседа;

включенное наблюдение;

убеждение;

одобрение или осуждение – находить компромисс, обсуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;

прием активного слушания;

прием перефразирования – проверка правильности высказывания другого человека при помощи повторения его идей другими словами;

использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);

прием конфронтации – заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;

прием Я – послания, это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента;

метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации;

телефонное консультирование – при использовании этой технологии отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения [33,с.61].

Этапы телефонного консультирования:

приветствие, знакомство;

принятие – профессионал показывает, что он готов принять информацию;

предложение своей помощи;

исследование проблемы клиента. Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;

выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;

поиск согласия;

подведение итогов, совместный план действий;

расставание, выражение благодарности за звонок [33,с.106].

Задача социального работника – способствовать созданию в семье ощущения безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: