Главной технологией социализации ребёнка из неблагополучной семьи является социальное сопровождение. Социальное сопровождение семьи это форма поддержки семьи в интересах ребёнка. Цель социального сопровождения – обеспечение и защита прав и интересов ребёнка, оптимальных условий жизни и развития с учетом индивидуальных потребностей каждого ребёнка путём предоставления социальных услуг. Реализация социального сопровождения направлена на решение определённых задач:
создание позитивного психологического климата
обеспечение оптимальных жизненных условий
обеспечение прав ребёнка
создание условий для развития ребёнка путём предоставления комплекса
качественных социальных услуг
проведение психодиагностики, направленной на изучение социально –
психологических характеристик личности с целью его психологической
коррекции или психологической реабилитации [32,с.254].
Реализация социального сопровождения неблагополучной семьи предусматривает периодическое планирование социальной работы с ребёнком, родителями, членами семьи, социальным окружением. План социального сопровождения содержит комплекс услуг для повышения воспитательного потенциала семьи и создания условий для успешной социализации ребёнка. Планом предусматриваются конкретные мероприятия предоставления социально – экономических, социально – бытовых, психологических, социально – медицинских, социально – педагогических и информационных услуг. План социального сопровождения разрабатывается на основе информации индивидуальных потребностей конкретного ребёнка [32,с.271].
Методы работы:
1. диагностические:
наблюдение – общенаучный метод исследования, предполагает
|
целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);
опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью,
беседы по заранее составленному плану;
тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в
диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и
вновь приобретенных знаний;
2. управленческо – воспитательные методы (активные), ситуационно –
ролевые игры, социально – психологические тренинг [32,с.279].
Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция) [11,с.78].
Консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме.
Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
|
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей. Обучающий и развивающий тренинг – это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности [34,с.143].
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.
Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности [32,с.71].
Для выявления проблем в социализации ребёнка в плане представлены различные диагностики:
|
1. Наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.
2.Опрос, анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.
3. Проективная методики, направленные на изучение детско – родительских взаимоотношений; определение поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованный [32,с.82].
Разработка плана работы с семьей, направленной на корректировку отношение к ребенку, происходит с учетом типа внутрисемейного воспитания.
Для этого можно организовать:
родительски собрание для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;
тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:
коммуникационные умения и навыки: умение "активного слушания", представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку "Я – сообщения", выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др.;
психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др.;
психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.
деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания [21,с.86].
4. При любом типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты. Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.
5. "Стенд для родителей", где изложены основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы.
6. Патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещения на дому с диагностической, контрольной и адаптационно – реабилитационной целями. Патронаж проводиться со следующими целями:
диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций;
адаптационно – реабилитационные – оказание конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи [21,с.95].
При разработке плана работы с детьми, направленной на корректировку отношения к взрослым могут быть организованы следующие мероприятия:
классный час с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации.
ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации.
упражнения для выявления и развития воображения детей, способности к вербализации их фантазий;
индивидуальные консультации для более открытого и доверительного разговора.
Динамику изменений, происходящих в семье в результате проведения мероприятий, просматривают с целью отслеживания и корректирования работы, по каждому отдельному случаю ведется документация, которая описывается в программе.
Для контроля по реализации плана должны быть организованы контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия. Если при подведении итогов проведения плана заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность программы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме [21,с.101].
Формы работы с семьей.
Для семей с потворствующим типом воспитания конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. Исходя из этого можно организовывать общеклассные собрания на тему "Наказания и поощрения", на котором рассматривались методы наказания и виды поощрения, а так же поступки, за которые можно и нужно наказывать и поощрять.
Для семей с повышенной морально ответственностью детей организовать родительское собрание "Взаимодействие родителей и детей".
Для семей с гиперпротекцией в стиле воспитания организовать посещения на дому, так как на родительские собрания эти родители приходили редко и без особого интереса. В основном это родители старшеклассников, поэтому, по мнению взрослых, дети сами должны решать свои трудности в школе, а к ним обращаться только в крайнем случае.
Для работы с семьями в которых присутствует неустойчивый стиль воспитания организовать родительские собрания на тему "Проблемы общения родителей и детей".
В семьях с недостаточной требовательностью к ребенку организовывать родительские собрания на тему "Противостояние или сотрудничество". В ходе беседы родители могут активно принимать участие и охотно делится родительским опытом.
Работа с семьями, в которых присутствует эмоциональное отвержение, совпадает с мероприятиями, проводимыми с семьями с жестким стилем воспитания. Организовать совместные лектории на темы: "О Вас и для Вас родители": роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка, знают ли они нас?"
Взаимодействие школы и семьи. Это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса социализации ребенка. В чем конкретно могут выражаться связи школы и родителей? Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая культура родителей. Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого – педагогического просвещения. Формы просвещения родителе: лектории, конференции, поклассные объединения родителей и т.д.
Выводы по второму разделу Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы. На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию – первичной базисной социализации личности ребенка – в силу разного рода причин или социальных дефицитов (деформация взаимоотношений в подсистемах, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения [25,с.67]. Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом. Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роли субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как показало исследование, способствует повышению её воспитательного потенциала. Проанализировав современное состояние проблемы негативных детско – родительских отношений можно констатировать, что данная проблема очень актуальна.
Выявив виды дезадаптации ребенка, мы пришли к выводу, что причины не в структуре семьи, а в неправильном стиле семейного воспитания и нарушении типа родительско – детских отношений.
ВЫВОДЫ
В ходе работы над проблемой " социализации ребенка из неблагополучной семьи" нами были поставлены и решены следующие задачи исследования.
Проанализировано современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.
Изучив проблемы социализации детей из неблагополучных семей, мы вывялили, что дети строят свои дальнейшие жизненные планы, основываясь на модели собственной семьи и это порождает увеличение неблагополучных семей.
Выявив виды дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи, мы пришли к выводу, что причины не в структуре семьи, а в неправильном стиле семейного воспитания и нарушении типа родительско – детских отношений.
Обобщив научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка, а так же изучив исследования М. Галагузовой и А. Мудрика по вопросам социально – педагогической помощи различным типам семей, мы выделили следующие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу. Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
определение причин неблагополучия семьи;
осуществление информационной помощи семье;
организация профилактики нарушений воспитания в семьях "группы
риска";
организация координационно – организационной помощи со стороны
социального педагога.
В основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе "семья - ребенок". Для решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, нужно раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье "группы риска", оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998, – 184с.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. М., 1988, - 208 с.
3. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.,2003, -208с.
4. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9. 1971. – 97 с.
5. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
6. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6, -76с.
7. Дементьева И.Ф.«Негативные факторы воспитания детей в неполной семье» Жур. Социс № 11, 2001. –73 с.
8. Игнатьев В.«Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе» Журнал: Социальная работа, № 1, 2003, - 45с.
9. Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 2003, - 98с.
10. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000, - 123с.
11. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы Издательство ДВГТУ, Владивосток 2002.- 92 с.
12. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага,1984, - 112с.
13. Личко А.Е. Подростковая психиатрия - М., 1985, -153с.
14. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков.- М., 2004 – 86 с.
15. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987, - 95с.
16. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4, - 73 с.
17. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2003, - 305с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2006, - 263с.
19. Пивоварова Н. «Комплексная помощь семьям с детьми» Журнал: Социальная работа, № 3, 2003г., - 61с.
20. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб, 2003, - 110с.
21. С.Организационнаяи социально - педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.-М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В., - 174с.
22. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительств. - М. 2003, - 112с.
23. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981, - 228с..
24. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994., - 248с.
25. Саготовская С.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. - Томск, 1971, - 124с.
26. Сатир В. «Как построить себя и свою семью» - М.: Педагогика - Пресс, 1992 – 192с.
27. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. - Мн., 1998., - 343с.
28. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. - М., 1987.- 345с.
29. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000., - 392с.
30. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы. 1998 №3, - 98с.
31. Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.,- 336с.
32. Теория и методика социальной работы. // Под общ. ред.академика Академии соц-х наук Жукова В.И. – М.: Изд. “Союз”.1994., - 325с.
33. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. // Учебное пособие для студентов ВУЗ. Москва. 2001., - 201с.
34. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. - Л.,1968, - 134с.
35. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д, 2004,- 93с.
36. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.:
37. Питер, 1999. - 656с.
38. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапии. СПб.: Речь, 2003., - 385с.