Мцыри как романтическая поэма.




 

Воображение Лермонтова бескрайние и богато. Любое его произведение заставляет сердце замирать, "проглатывая" то или иное произведение, сошедшее с перо великого русского поэта. Он нашел и создал для себя образ пылкого, мятежного бореца Мцыри, о котором и пойдет речь в сочинении. Образ Мцыри очень близок личности поэта близок. То же неистовое желание обрести свободу, воли, находясь при этом в полном заточении и одиночестве. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.

Прошлое Мцыри раскрыто не полностью.

<...> Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребенка пленного он вез...

Известно, что он попал в монастырь, где за ним ухаживал старый монах:

<...> Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит...

Мцыри сбегал из монастыря два раза и последний оказался для него смертельным. Он хотел на волю, к себе на Родину, но никого у него не было:

<...> Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ - могил!

Мцыри, не имевший ни только семьи, но и даже имени, был полностью обречен умереть в "сумрачных стенах". Мцыри очень хочет выяснить, что же значит жить по-настоящему.

Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну". Это лежит в основе самой поэмы, но почему именно монастырь взят как тот самый символ неволи?Монастырь принято считать местом, куда уходят от мирской и светской жизни, но главным условием было то, что уход должен быть сознательным и добровольным. Мцыри был отдан туда, потому что не был никому не нужен. Никто не знал, кто он и откуда. Лермонтов имел сложные отношения с христианством и религией в целом, и, чтобы сбежать от светского общества, он отправляется на Кавказ. Сам поэт принимал свой дом, как монастырь. Монастырь, который был и описал в поэме:

<...> Столпы обрушенных ворот,

И Башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадилиц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа:

<...>Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок..

Юношу привлекает размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром.

<...> Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок...

 

В своей исповеди Мцыри можно заметить его отношение к людям и самому монаху. К монаху он испытывает уважение и благодарность, но также и ненависть.Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

<...> Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней...

Итогом трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом. Он мечтал о битве с достойным соперником. Барс и стал для него этим противником. В этом эпизоде раскрылось бесстрашие Мцыри, жажда борьбы, презрение к смерти. Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.

Но все же это романтический герой. Его речь точно и прямо описывает мир. Образ героя очень тесно связан с природой. Убежав из монастыря, герой попал в незнакомый мир.

За эти три дня, проведенные на воле, юноша понял, что все люди рождены свободными. В ответ на увещевания старого монаха звучит исповедь Мцыри. Стены монастыря – это иллюзия жизни, настоящая жизнь может быть только на воле. Теперь, когда он это испытал, умирать совсем не страшно, единственно чего жаль, так это умирать молодым.

<...>Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной, вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне.

Я молод, молод…

"Вкушая, вкусих маор меда, и се аз умираю".

Лермонтов использовал эпиграф для того, что бы показать, как его герой, прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край и много вещей, принадлежащих обычным людям, погиб в молодом возрасте. Поэт провёл скрытую параллель своей жизни с жизнью лирического героя; написал это произведение накануне смерти, которую он как бы предчувствовал.

Внутренний мир юноши был также своеобразен, как и мир Лермонтова. Но у Мцыри были все качества, необходимые для победы,но он был лишен связи с близкими людьми, это обрекло на одиночество. Нельзя сказать, что героя-борцы судьба растоптала, не оставив даже шанса жить, как он хочет, но уже одно то, что он не побоялся бросить вызов и сумел прожить несколько дней именно так, как хотел — в борьбе, поиске, в стремлении к свободе и счастью, — говорит о том, что в поединке с судьбой он все - таки одержал некую победу.

Лермонтов восхищается и сочувствует Мцыри, его любовью к жизни и свободе. Лермонтову не хватало этой свободы, которая так ярко досталась Мцыри на столь короткое время. Он также был безумно одинок, несчастен в любви, находился в постоянном поиске.

Многие критики с восхищением оценивают это поэму. Белинский описывал ее так:"Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и короткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!..." Максимов не только возлюбил саму стиховую форму "Мцыри", но и выразился о поэме так: "В русской и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы - "мира восторг беспредельный" - были доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме".

Мцыри мне близок своей любви к свободе и к природе. Сам Мцыри силен духом и имеет невероятную волю - это и заставляет меня восхищается самой поэмой. Но Мцыри мне не так близок, как сам Лермонтов, ведь это его образ, его судьба и желание быть свободным от мирской жизни были перенесены на страницы поэмы.

"Мцыри" является традиционной романтической поэмой, рассказывающей о неволи и жажды свободы, о протесте против " смиренных рабов" и о одиночестве в чужом окружении. В своей поэме Лермонтов стремился противопоставить своим безвольным и бессильным современникам смелого и свободолюбивого человека, готового пойти на всё для достижения поставленной цели, готового до конца отстаивать свою свободу. Люди замыкаются в себе, а Мцыри уже побыл в этом удручающем состоянии и хочет вернуться к прежней жизни, его страдания подчеркивают это как нельзя лучше. До сих пор общество остается таким. Поэтому многие прочитавшие внимательно эту поэму,смогли увидеть в образе Мцыри самого себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: