Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона




 

Понятие «конкурентоспособность» применительно к конкретным хозяйствующим субъектам непостоянно и меняется в зависимости от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Для этого исследуем каждый субъект отдельно.

Изучая факторы конкурентоспособности фирмы, необходимо отметить, что категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия (производителя)» тесно взаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув о другом просто не возможно. Конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Ведь естественно, что фирма не может быть конкурентоспособной, если ее товар не имеет сбыта. Поэтому целесообразно, прежде чем раскрыть понятие «конкурентоспособность предприятия», необходимо выяснить, в чем заключается сущность его и каким свойством он обладает. Для этого следует дать как можно полное представление о продукции (товаре), выпускаемой конкурирующим предприятием.

Как известно, товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость, потребительскую стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями, показателями эффективности в производстве и потреблении, и другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре отражаются, все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар, является точным индикатором активности и экономической силы предприятия на рынке, в чем и заключается их взаимосвязанность. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара, от товара – конкурента, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно, можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Учитывая приведенные выше доводы, мы понимаем, что конкурентоспособность товара не является решающим фактором конкурентоспособности предприятия (фирмы), так как конкурентоспособность предприятия – характеристика многофакторная, а конкурентоспособность продукции – это лишь один из факторов.

Теперь рассмотрим конкурентоспособность на уровне фирмы (предприятия) более подробно.

Для исследования сущности конкурентоспособности предприятия или фирмы необходимо начать с изучения конкурентной стратегии этого предприятия. Одновременно мы будем рассматривать и конкурентоспособность отрасли, так как она является основной единицей конкуренции, а это значит что конкурентоспособность на уровне фирмы и на уровне отрасли тоже взаимосвязаны.

Ещё в начале своей деятельности, фирма должна выбрать свою стратегию, в основе которой будет лежать идея, основанная на конкурентном преимуществе и его достижении.Разрабатывая её, фирмы стремятся найти и воплотить способ, выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Для успешных действий в длительной перспективе фирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбрать позицию в отрасли. Именно такое понятие, как позиция в отрасли, включает в себя подход фирмы в целом к конкуренции. Каждый из этих моментов сам по себе недостаточен для выбора стратегии. Например, фирма в очень прибыльной отрасли может не получить большой прибыли, если неправильно выберет позицию в отрасли или же фирмы, у которых дела идут успешно, реагируют не только на изменения «окружающей среды», но и стараются сами изменить её к своей выгоде. Поэтому следует не оставлять без внимания те силы, которые влекут за собой изменение положения в конкурентной гонке или появление новых основ конкурентного преимущества.

В любой отрасли экономики – не важно, действует она только на внутреннем или внешнем рынке, суть конкуренции выражается пятью силами, наиболее верно предложенные, по моему мнению, американским ученым-исследователем Майклом Портером, это:

1) угрозой появления новых конкурентов;

2) угрозой появления товаров или услуг – заменителей;

3) способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;

4) способностью покупателей торговаться;

5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, их прибыльность, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимых для того, чтобы конкурировать. Через свою стратегию, фирмы могут также изменять все пять сил в ту или иную сторону (например, введение новых технологий).

Так же значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть её основными экономическими и техническими характеристиками.

Подводя итоги, проделанного нами исследования конкурентоспособности на уровне фирмы и отрасли можно сделать следующие выводы:

ü в случае активных экономических объектов – предприятий и организаций, представленных на рынке – конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне;

ü рейтинг предприятий определяется на основе расчетамодели, основанной по двум аспектам: эффективности хозяйственной деятельности и финансовой стабильности;

ü при выборе стратегии фирма должна решить, какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это возможно, учитывая не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка (монополия, олигополия или монополистическая конкуренция);

ü существенное влияние на выбор стратегии оказывает возможность адаптации стратегии к меняющимся условиям.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Оговоримся, что под эффективностью в данной работе не обязательно понимается получение высокой прибыли. Эффективность в данном случае всего лишь соответствие результатов функционирования и поставленной конечной цели или системы целей. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и фирмы имеют существенные различия. Во-первых, по своей структуре конкурентоспособность фирмы значительно сложнее конкурентоспособности продукции, так как объектом ее приложения является вся производственно-экономическая деятельность предприятия. Во-вторых, конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а исследованиям конкурентоспособности предприятия соответствует период времени, равный периоду функционирования фирмы. В-третьих, конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, в то время как конкурентоспособность фирмы охватывает всю номенклатуру выпускаемой продукции. В-четвертых, анализ уровня конкурентоспособности фирмы осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – потребителем.

Из рассмотренного нами выше материала, мы выяснили, что универсальным требованием, предъявляемым открытым хозяйством к любому экономическому субъекту, выступает конкурентоспособность. Быть конкурентным – значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего или внешнего.

Принципиально важным представляется положение о том, что конкурентные преимущества могут иметь и регионы. Каждый регион выступает как форма определенной пространственной организации производства, основанной на отраслевом и территориальном разделении труда в рамках всего народного хозяйства страны. В то же время он представляет собой относительно самостоятельное экономическое целое. Целостность оказывается тем более высокой, чем разнообразнее структура хозяйственного комплекса региона и чем более слабыми и менее развитыми являются его коммуникационные связи с внешней средой.

Практика мировой экономики свидетельствует о том, что субъекты предпринимательства функционируют в условиях ограниченных ресурсов. Регион не является и не может являться исключением. Каждый элемент хозяйственной системы обладает определёнными видами преимуществ, для региона следует выделить следующие пять типов конкурентных преимуществ:

1. благоприятного налогового и бюрократического режимов, создаваемых правительством страны, размещения капитала и позволяющих фирмам получать экономию на налоговых платежах, а также трансакционных издержках;

2. выгодного местоположения (близости к транспортным и информационным коммуникациям, торговым узлам и другим элементам инфраструктуры);

3. благоприятного условия доступа к природным ресурсам и недвижимости;

4. низких процентных ставок (дешевизны заемного капитала);

5. дешевизны, а значит доступности природных ресурсов, а также ресурсов литосферы и гидросферы, рабочей силы.

Совокупность этих преимуществ называют «региональной средой». Региональная среда выступает как совокупность конкурентных преимуществ, влияющих на эффективность деятельности предприятий региона. При этом предполагается, что регион специализируется на тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или относительные преимущества. Уточним, что абсолютные преимущества складываются из географических, природно-климатических, демографических условий. Относительные преимущества обусловлены производственным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегии снижения издержки или дифференцировать выпуск.

Например, экспортный потенциал региона зависит не от относительных преимуществ, как это имеет место в международной торговле, а от абсолютных (уровень затрат труда на единицу произведенной продукции).

В рамках единой экономической системы регионам приходится конкурировать и за факторы производства, которые в долгосрочном плане являются высокомобильными. Естественно, что мобильные факторы производства устремляются на ту территорию, где выше их возможность воспроизводства.

Глобализация мировой экономики видоизменяет течение процессов конкуренции, делая все более доступными факторы производства, информационные и финансовые связи. Поэтому эпицентром зарождения конкурентоспособности предприятия, которое представляет страну на мировых рынках, становится местоположение и образуемая им региональная среда, которую невозможно переместить в другое место. Она сама постоянно меняется в зависимости от состояния и исчерпаемости ресурсов (факторов производства), а также от количества участников, ведущих производство, структуры населения, действующего законодательства.

Однако даже в этой, равно как и многих других концепциях, представления о конкурентоспособности регионов в условиях трансформирующейся экономики развиты явно недостаточно. Мы можем, впрочем, руководствоваться базовым положением, сформулированным М. Портером. Он отмечал, что «…в отличие от межгосударственной торговли (страна практически всегда имеет относительное преимущество в производстве, хотя бы какого-то одного товара), в межрегиональной торговле может возникнуть ситуация, при которой определенный регион вовсе не имеет абсолютных преимуществ».

Важнейшая возможность эффективного развития связана с усилением региональных конкурентных позиций за счет налаживания межрегиональных экономических связей. В чем заключаются эти возможности развития и размещения предприятий народного потребления, для которых территория может стать емким рынком, чего невозможно добиться в рамках отдельного региона:

· в маневрировании ресурсами, запасами, тарифами;

· в развитии транспорта межрегионального значения;

· в формировании и использовании научно-образовательного потенциала для эффективных инвестиций в инновационные процессы технического перевооружения регионов;

· в повышении образовательного уровня населения с использованием созданной сети учреждений образования всех уровней;

· в сохранении и эффективной эксплуатации экологических систем;

· в формировании межрегиональных систем современной связи и телекоммуникации для поддержания современного состояния информационной среды;

· в налаживании рациональных межрегиональных поставок природных ресурсов, сырья, материалов для конечного производства товаров за счет снижения издержки их производства и повышения конкурентоспособности на региональном и мировом рынках;

· в развитии межрегиональных маркетинговых центров как основного звена оптовой торговли для крупных экономических регионов.

Производственные (транспорт, связь, геологоразведка) и непроизводственные услуги жестко привязаны к местоположению и могут конкурентно развиваться при наличии платежеспособного спроса со стороны предприятий и населения, поэтому достижение высокого уровня доходов населения и мобилизация его финансовых ресурсов – одно из условий поддержания конкурентоспособности региона.

Накопление факторов производства приводит к росту конкурентоспособности выпускаемой продукции и снижению относительных цен. При этом регион стремится экспортировать продукцию, в производстве которой интенсивно используются избыточные мобильные факторы производства. Динамика экспорта увеличивает инвестиционную привлекательность территории. Рост мобильных факторов производства приводит к сдвигу границ производственных возможностей в сторону экспортных отраслей, что создаёт кумулятивный эффект в накоплении капитала и снижении удельных издержек.

Например, рассмотрим конкуренцию между российскими регионами. С началом процесса присоединения России к ВТО, конкуренция между регионами за факторы производства и за место на национальном рынке, скорее всего, еще более обострится. Так, предприятия региона конкурируют:

· внутри региона;

· на российском рынке;

· на мировом рынке,

т.е. поэтапно проходят все возможные уровни конкуренции, что приводит как бы к положительному эффекту. Но существует и оборотная сторона. Оборотной стороной стремления к экономической эффективности становится углубление разрыва в экономическом развитии регионов. Более того, этот негативный эффект в результате «открытия» российской экономики даже усилится за счет инерционности в межрегиональной торговле. При разных количественных объемах ресурсов, обусловленных географическим разделением труда, регионы ведут соревнование между собой за привлечение мобильных факторов производства, которые в долгосрочном периоде задают параметры и масштабы производственного потенциала территории. На уровне региона объём привлекаемых факторов в значительной мере зависит не от относительных, а от абсолютных преимуществ. Речь идет об особенностях размещения мировых транспортных путях, количестве и качестве трудовых ресурсов. Мы видим, что у конкурентной борьбы между регионами есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Особый вопрос связан с ролью структур управления. Региональная власть, хотя и не может формировать или оказывать влияние на институциональные структуры, в окружении которых работают фирмы, все же должна создать условия, позволяющие предприятиям достигать конкурентного преимущества. Регионы достигают преимуществ благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой набор конкурентных отраслей. В результате, можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения, тем самым, способствуя росту показателей конкурентоспособности региона.

Достаточно интересен вопрос об измерении конкурентоспособности региона. Из вышеизложенного очевидно то, что на региональном уровне конкурентоспособность товара будет определяться комплексом факторов, обусловливающих как абсолютные, так и относительные преимущества регионов. Все эти факторы можно разделить на общие, имеющиеся во всех отраслях и регионах, и специфические, действующие в ряде отдельных отраслей и регионов. Каждая группа факторов подразделяется на экономические, природно-географические, социально-культурные. Успехи отраслей и фирм в соперничестве с конкурентами, если следовать фундаментальному исследованию М. Портера, во многом связаны с состоянием экономической среды в стране их базирования, характеризуемой четырьмя основными параметрами («детерминантами») конкурентных преимуществ:

· факторными условиями (природными, трудовыми, технологическими и инвестиционными ресурсами, инфраструктурой и т.д.);

· условиями спроса в стране на продукцию и услуги отрасли,

· наличием родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;

· стратегией фирмы, ее структурой и характером конкуренции на внутреннем рынке.

Если буквально следовать данному подходу, то мы увидим, что измерение конкуренции означает измерение всех факторов (территориальных, экономических, социальных), характеризующих регион и отрасль. Ясно, что привлечение всех параметров чрезвычайно усложнит ситуацию и сделает реальное измерение конкурентоспособности региона невозможным. В качестве важного индикатора, вероятно, следует использовать показатель сравнительной производительности труда, взятый как в отраслевом, так и в региональном разрезе.

Существует еще один косвенный показатель, характеризующий отрасль, - конкурентоспособность, которой мы пытаемся просчитать коэффициент специализации, понимаемый как соотношение удельного веса отрасли в общем объеме производства данного региона, разделенное на удельный вес данной отрасли в производстве всей страны. Однако подобное измерение специализации характерно и для внутреннего рынка. Таким образом, только опираясь на коэффициент специализации, мы не увидим участие региона в международном разделении труда. Именно поэтому в дополнение к упомянутым показателям целесообразно проанализировать:

· объем, динамику, отраслевую структуру экспортно-импортных связей района с соответствующей страной и место этих связей в районном экспорте и импорте, и в общегосударственном экспорте (импорте). Большое значение имеют показатели прямого и косвенного экспорта и импорта региона;

· место экспортно-импортных производств в региональном народно-хозяйственном комплексе. Степень соответствия отраслевой структуры экспортного производства (поставок) общей отраслевой структуре производства (межрайонного вывоза) района, анализ показателей удельного веса экспорта (импорта) в соответствующую страну в районном производстве (потреблении);

· для отдельных экспортирующих отраслей района коэффициенты экспортной специализации, исчисляемые с учетом места отрасли в районном производстве и межрайонном вывозе;

· уровень развития предметной и технологической специализации района в международном и межрайонном (внутригосударственном) разделении труда, понимаемый как доля региона в мировом производстве однотипной продукции;

· вспомогательные технико-экономические показатели: экономическую эффективность производства и внешних отраслевых связей (фондо-, капитало-, трудоемкость и рентабельность производства, региональные коэффициенты и индексы народно-хозяйственной эффективности экспортно-импортных поставок и т. д.), соответствие национальным и международным стандартам.

Подводя итоги, дадим полное определение конкурентоспособности на уровне региона и определим, по каким стадиям следует пройти региону, чтобы стать конкурентным.

Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Развитие конкурентоспособности региона, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства — конкуренция на основе инвестиций — конкуренция на основе нововведений — конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя стадия обусловливает застой и спад.

Прежде чем приступить к рассмотрению конкурентоспособности на примере России, мы попробуем ответить на вопрос, что же такое конкурентоспособная страна?

До настоящего времени нет внятной теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого определения термина конкурентоспособности применительно к стране. Если понятие конкурентоспособной компании достаточно ясное, этого не скажешь о понятии конкурентоспособной страны, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей. Рассмотрев множество концепций международной конкуренции, следует выделить одну единственную и разумную концепцию на национальном уровне – это производительность. Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны. Производительность – это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

В международной конкуренции по ряду причин важна структура отрасли.

Во-первых, учитывая разную структуру в различных отраслях, для успешной конкуренции надо выполнить разные требования. Условия в стране для конкуренции более благоприятны в одних отраслях, чем в других.

Во-вторых, зачастую отрасли, важные для высокого уровня жизни, - это как раз те, которые имеют привлекательную структуру. Отрасли с привлекательной структурой и с посильными условиями для новых конкурентов (в отношении технологии, специализированных навыков, доступа к каналам сбыта, репутации торговой марки и т.п.) часто связаны с высокой производительностью труда и дают большую прибыль от вложенного капитала.

И, в-третьих, наиболее важная причина, когда изменение структуры создает реальные возможности для страны внедриться в новые отрасли.

То, как условия в стране указывают фирмам путь или вынуждают их распознавать изменения структуры и реагировать на них, крайне важно для понимания «моделей успеха» в международной конкуренции. Наличие в стране базы для компании мирового уровня оказывает сильное положительное воздействие на смежные отрасли, тем самым, давая дополнительные преимущества национальной экономике. Для приобретения и поддержания конкурентоспособности на мировом уровне национальные компании должны постоянно совершенствовать производство в уже существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции и повышения эффективности производства. Они должны развивать необходимые качества для конкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментов, производительность в которых, бывает обычно высокой. И, наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых сложных отраслях.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: