Социальная политика Третьего Рейха была наследни-цей старой традиции; не будет преувеличением сказать, что прежняя система социальных гарантий осталась не-затронутой нацистской идеологической инструментали-зацией политики и развивалась в прежнем направлении и заранее заданными темпами. Преемственность обеспе-чили профессиональные организаторы социальной по-литики из министерства труда, сочетавшие свой профес-сиональный долг с демонстрацией лояльности к нацист-скому режиму. Имея трезвые и ясные представления об основах развития социальной политики, эти люди про-тивостояли различным фантастическим проектам наци-стских политиков140. Нацисты, однако, отличались не только бестолковой (поначалу) активностью, но и ис-кренним желанием изменить положение дел к лучшему. Им повезло в том смысле, что зимой 1933 гг. последовали первые признаки подъема конъюнктуры,; когда эти им-пульсы затухали, Гитлер прибегал к политическим рыча-гам, щедро финансируя социальные программы: только до конца 1934 г. правительство инвестировало около 5 млрд. марок на различные прОграммы занятости — в три раза болыпе, чем за это же время оно инвестировало в промышленность141. 1 февраля 1933г. Гитлер заявил, что через четыре года безработица будет ликвидирована, и обещание выполнил: когда нацисты пришли к власти, в Германии было 25,9 млн безработных (в США — 35,3 млн, во Франции — 14,1 млн), в 1934 г. в Германии — 13,5 млн (в США - 30,6 млн. во Франции - 13,8), в 1935 г. в Герма-нии — 10,3 млн (28,4 и 14,5), в 1936 г. в Германии - 7,4 млн
23,9 и 10,4), в 1937 г. в Германии - 4,1 млн (20 и 7,4), в 1938 г. в Германии — 1,9 млн (26,4 и 7,8)142. Судя по этой динамике, в то время как в других странах безработица была еще высока, в Германии она практически исчезла: действительно, здесь кризис был преодолен быстрее, чем кто-либо ожидал; за границей о «немецком экономичес-ком чуде» заговорили уже в 1936 г: именно в этом году производство промышленной продукции превзошло наи-высший довоенный уровень. Сначала положение улуч-шилось в промышленности, а затем и в аграрной сфере; хотя в сельском хозяйстве улучшение бьшо едва заметно, но угроза нищеты исчезла, а это было уже много. С дру-гой стороны, реальный социальный продукт на душу на-селения составлял всего четверть от уровня «золотых двадцатых», но немцы, напуганные кризисом, больнее всего ударившем именно по Германии, были рады даже минимальным переменам клучшему. Несмотря нато, что экономический подъем был налицо, и немцы работали много и с полной отдачей, рацион их оставался весьма скромным: еще в 1938 г. потребление мясабыло ниже, чем в 1929 п, но утроилось потребление мармелада. Если за-падные соседи ели больше мяса, белого хлеба, сахара и яиц, то в Германии на стол шли преимущественно капуста, ржаной хлеб, маргарин, картофель и фруктовый мармелад-эрзац — немцы ворчали, но терпели143.
|
Выдвинутый Геббельсом лозунг «генерального наступ-ления на безработицу» произвел неслыханный обществен-ный резонанс и имел самое сильное воздействие на немец-кий народ. Огромное значение для ликвидации социаль-' ной напряженности и сокращения безработицы имели обширные и щедро финансируемые общественные работы, среди которых особое место занимало строительство авто-банов по образцу американских Ыфмауз (хайвеев). Так, еще в последние годы Веймарской республики планировалось строительство прямой дороги от Гамбурга через Франкфурт-на-Майне до Базеля (НАГКАВА).,И февраля 1933 г. на бер-линской международной автомобильной выставке Гитлер заявил: «Если раныие жизненный уровень народа измерялся протяженностью железных дорог, то в будущем он будет определяться протяженностью автомобильных дорог»144. Честолюбивые планы строительства дорог существовали и в период Веймарской республики, но они их воплощению в жизнь мешали недостаток средств и плохое администри-рование. Гитлерприказал финансироватьстроительстводо-рог из средств на страхование по безработице145; привлека-лись и иные источники. Были отданы соответствующие рас-поряжения, и работа закипела. В Германии и до нацистов бьшо 1,5 млн автомобилей и сравнительно протяженные до-роги, но Гитлер, с присущей ему энергией и напором, смог представить проект строительства дорог как собственное изобретение и собственную инициативу. Необходимую тех-ническую поддержку и инженерное обеспечение проекта взял на себя талантливый инженер-дорожник Фриц Тодт. Американский историк У. Ширер называл Тодта «инжене-ром с воображением» (1та$та1ш еп§теег)146; к тому же у Тод-та были хорошие организаторские способности. В июне 1933 г. Гитлер назначил его «генеральным инспектором до-рог»; он руководил 15 строительными управлениями с 6000 управленцев — инженеров и администраторов. Надведом-ственный аппарат Тодта оказался чрезвычайно эффектив-ным; именно такого органа недоставало республике для ре-ализации планов дорожного строительства. Тодт планиро-вал занять 600 тыс. безработных; для максимального обес-• печения людской занятости Тодт ограничивал применение техники. Полностью осуществить свои цели по обеспече-нию занятости ему не удалось: в 1934-1935 гг. на строитель-стве было занято ЮОтыс., в 1936 г. — 250 тыс. безработных (высшее достижение)147; впрочем, пропаганде не помеша-ло объявить о 600 тыс. занятых программой строительства автобанов, что составляло всего 10 % из шестимиллионной армии немецких безработных. Несмотря на то, что в обслу-живавшей строительство дорог промышленности бьшо за-нято еще 200 тыс. человек, это не стало решаюшим факто-ром в борьбе с безработицей148. Автобаны имели, прежде все-го, пропагйндистское значение: несмотря на тяжесть рабо-ты, оплата труда была низкой, жить приходилось в бараках далеко от больших городов, вдали от родных. Очень высок был и производственный травматшм; на каждые шесть километров дороги приходилась одна смерть от несчастного случая. Поэтому на строительстве автобанов наблюдаласьг постоянная нехватка рабочей силы. Когда полная занятость была достигнута, принудить работать на автобанах стало очень сложно: отказавшихся безработных снимали с посо-бия и фозили им концлагерем. Недовольных выявляло гестапо и доверенные лица (шпионы) СА; с 1939 г. смутьянов стали отправлять в специальный лагерь СС в Хюнсрюке. Поскольку на строительстве «дброг фюрера» считалось «неуместным» занимать евреев, их отправляли на работы в каменоломни149. Тем не менее, автобаны имели большое мобилизационное и культурное значение; явившись прецедентом ланд;; шафтной архитектуры, они стали одним из символов Третьего Рейха. Иностранные туристы толпами устремлялись в Германию, чтобы полюбоваться автобанами - «чудом из гранита и асфальта»150. По-настоящему использовать автобаны начали только в 50-60-е гг. — до 1939 г на заводах. «Фольксваген» было выпущено всего несколько сотен автомобилей; потом производство было переведено на военные рельсы, да и на проданных автомобилях ездили довольно редко151. Несмотря на эти объективные показатели, гитлеровцы выжали из идеи автобанов все, что можно, и наглядно показали, что преодоление кризиса — это не только деньги и материальные ресурсы, но еще и психология идаже магия. Пропаганда называла автобаны не иначе как «пирамиды Третьего Рейха». 23 сентября 1933 г, открывая строительство перво.го автобана у Франкфурта-на-Майне (в котором было 800 тыс. безработных), Гитлер сказал: «Я знаю, что праздник пройдет и наступит время, когда дождь, снег и мороз сделают работу невыносимо тяжелой. Но никто нам не поможет, если мы сами себе не поможем»152. Как только Гитлер со своей свитой отъехал, присутствовавшие на митинге рабочие бросились к кучке земли, накопанной Гитлером, и разобрали ее на сувениры — настолько велико было воодушевление, вызванное речью фюрера. Помимо помощи в борьбе с безработицей, «пирамиды Третьего Рейха», по мысли Гитлера, должны были стимулировать моторизацию страны: «Я очень рад и горд тем, что мне. Удалось преодолеть враждебность немцев к автомобилю и зависть к его обладателям. Это мне удалось потому, что я создал на-родный автомобиль ддя рабочих»153. В самом деле, программа «народного автомобиля» была немыслима без наличия разветвленной сети дорог. По поручению Гитлера Лей со-здал «Общество подготовки к созданию немецкого народного автомобиля» (СезеШсИа/! гмг УогЬегеНип% йв5 АеигвсНвп Уо11<^а§ет тЬН), руководство которым поручили У. Лафференцу; главными конструкторами знаменитого «жука» стали Ф. Порше и Й. Верлин. У Вольфсбурга были постро-ены заводы, на которых и начали производство «фольксвагенов»; однако истинно народным автомобилем «жуку» суждено было стать только после войны, в эпоху второго «немецкого экономического чуда», отцом которого был Л. Эрхард. Облигации КДФ на личный автомобиль после войны, впрочем, не пропали, а учитывались полугосударствен-ной фирмой «Фольксваген» в ФРГ.
|
|
Тодт заставлял подчиненных искать такие технические решения, при которых техника и природа могли гармони-ровать друг с другом. «Путешественники, — писал Тодт, — должны не только максимально быстро, удобно и безопас-но перемещаться, но и наслаждаться красотой ландшафта. Быстрая езда позволяет воспринимать красоты природы в иных, более крупных масштабах. Нужно учитывать ритм простора и закрытых пространств, высоты и низин, степи и леса. Частью путешествия являются и остановки, которые должны быть оборудованы в наиболее привлекательных местах — в лесу, или на возвышенностях, дающих большой обзор»154. Интересно, что в рекомендациях Тодта звучали и экологические, как они теперь называются, мотивы; инженерам он рекомендовал обращаться за советами ученых — лесоводов и ландшафтных архитекторов. Осо-бое значение придавалось расположению и архитектуре многочисленных мостов. Их строили то в виде римских акведуков, то средневековых крепостных сооружений, то в стиле модернизма. Поэтому немецкая сеть автобанов считалась самой красивой в мире Ш^тау-ЗуМет; Гитлер был доволен деятельностью Тодта155. Правда, Тодту было с кого брать пример: «Аиго&гайа» от Милана к верхнеитальянским озерам, построенная в 20-е гг. итальянским инженером Пьеро Пуричелли при поддержке Муссолини, считалась в Европе образцовой. Немецкие автобаны состояли из двух линий прочного дорожного покрытия по 7,5 м шириной. Между ними шла трехметровая полоса, предназначенная для зеленых насаждений. Каждая линия бьша разделена на два полотна, справа от каждого из них находилась полоса для стоянки. Главным требованием было отсутствие перекрестков — прочие дороги должны были проходить либо над, либо под автобанами. В отличие от Италии, Франции или США, пользование дорогой в Германии было бесплатным. К маю 1939 г. была готова. половина из запланированных 6900 км автобанов'56. Вопреки утверждениям многих отечественных и западных ис-ториков, военное значение автобанов было невелико к тому же военные предпочитали железные дороги, да и схе-му автобанов с ними никто не согласовывал157.
Основополагающим документом, определившим раз-витие социальной сферы, был «закон об организации на-ционального труда» от 20января 1934г. Этот закон, про-возглашавший равенство прав работодателей и рабочих, сохранил свое значение и во время войны. В законе гово-рилось о планировании труда, в соответствии с которым владелец предприятия был подотчетен государственному арбитру труда, а в его лице государству во имя всеобщего благосостояния нации. Подобная интерпретация частной собственности, ориентированная на социальное благоден-ствие, не была известна в Германии в 20-е гг. Гитлер, впро-чем, не форсировал, а, напротив, тормозил ее распростра-нение, подчеркивая необходимость сохранения прежних отношений собственности при условии тотальной поли-тической мобилизации общества. Закон относился к пред-приятиям с количеством занятых не более 20 человек; в процессе разрешения трудовых конфликтов он полностью исключал стачку или локаут. В центр организации произ-водственного процесса закон ставил «вождя предприятия». Интересы трудового коллектива, который именовался в законе «дружиной» (Се/о1§зсНа/{), были представлены имеющим лишь совещательные функции доверительным советом (УеПтиепхгсИ); его важнейшей функцией было преодоление социальных конфликтов в целях наиболее полной реализации национальной общности. «Дружина» клялась «вождю предприятия» в верности и обязалась бес-прекословно повиноваться. В соответствии с принципом «фюрерства» главная ответственность за организацию и ус-ловия производстваложиласьна«вождя предприятия»; на-цисты считали, что предприниматель должен был вести себя иначе, чем в годы организованной классовой борьбы: прежде всего он должен был разумно использовать свою экономическую и социально-политическую власть на благо немецкой общности. От рабочих же не требова-лось какой-либо особенной активности — только лояльно-го поведения158. Членов доверительного совета назначал сам предприниматель, к тому же полномочия совета в тарифных вопросах и в организации условий труда были ог-раничены159. Особенноактивныхипредприимчивых «вождей предприятий» нацистское руководство морально по-ощряло, присуждая им почетный титул «новатор труда» (РютегйегАгЪеИ). (Титул присуждался в 1940—1945 гг.; на-пример, в честь 70-летия его удостоился Густав Крупп фон Болен унд Гольбах)160.
Деятельность «вождя предприятия» в социальной сфере контролировалась «имперским арбитражем труда» (КТА - Ке1сШгеиНап(Иег с1ег АгЬеИ), имевшим региональные инстанции и подчиненному министерству труда. В задачу арбитража входило разрешение спорных вопросов и формирование общих правил организации производ-ственного процесса. Крупный знаток социальной истории Третьего Рейха Тимоти Мэйсон так характеризовал положение арбитража: «арбитраж был своего рода голов-ной социально-политической инстанцией, главная задача которой состояла в том, чтобы следить за законностью и реальной необходимостью массового увольнения рабо-чих, следить за сохранением приемлемого минимума в условиях труда, постепенно трансформируя последние в сторону улучшения; чтобы издавать и утверждать новые тарифные схемы оплаты труда»161. Ясно, что арбитры чаще действовали в интересах государства и предпринимателей. Сначала правила организации труда на предпри-ятии формировал сам предприниматель (вождь предприятия), а утверждал и публиковал их уже арбитраж. Касались эти правила начала и конца рабочего дня, перерывов, периодичности выплаты зарплаты, основных правил оплаты аккордного и сдельного труда, размеров, спосо-бов и форм штрафов, если таковые были и, наконец, условий увольнения162. Сам же арбитраж был структурной частью министерства труда, представлявшего собой главное учреждение, регулируюшее трудовые отношения.
Вторым по значению (после арбитража) ведомством по регулированию трудовых отношений стала государствен-ная «администрация по оперативной организации работ» (АгЪеН5ет8а1туег№111ип%), которая финансировала общественные работы и прочие программы занятости.163. С провозглашением в 1936 г. четырехлетнего плана вмешательство государства в трудовые отношения усилилось: имен-но с 1936г. и начинается прямой государственный конт-роль за движением зарплаты и рынком труда. Предпосыл-кой для расширения контроля над структурой занятости было введение трудовых книжек и составление баз дан-ных обо всех занятых. Таким образом, свобода передвижения рабочих была сужена: дело в том, что в 1938 г. для строительства Западного вала понадобилось мобилизовать огромное количество (около полумиллиона) рабочих. 22 июня 1936 г. вступило в силу распоряжение о служеб-ной необходимости (В1еп81р/ИсИЫегог(1пип%), в соответствии с которым для выполнения важных задач рабочих на оп-ределенное время могли обязать работать только в определенном месте. Это ущемляло право на свободу передви-жения и наносило рабочим финансовый ущерб, так как зарплата на новом месте могла быть ниже прежней.
Эти и другие социальные ограничения должен был ком-пенсировать ДАФ (ОАР- ПеиКс/ге АгЬеХег/юпг) - «Немец-кий рабочий фронт». Гигантская бюрократическая маши-на ДАФ, насчитывавшая 44тыс. функционеров (во главе которой бессменно находился «коричневый коллективист» Роберт Лей), возникла уже 10 мая 1933 г., заменив разогнанные после 1 мая 1933 г. профсоюзы и узурпиро-вав их имущество. В самой массовой организации Третье-го Рейха отсутствовала система самоуправляющихся яче-ек: влиять на центральное руководство было некому, производственными ячейками ДАФ руководили назначенцы, а у самих коллективов не было возможности воздейство-вать на организацию.
По функциям ДАФ стремилась целиком «заместить» профсоюзы: не случайно символом «Немецкого рабочего фронта» стал молот и зубчатое колесо — подражание серпу и молоту. В принципе, ДАФ сыграл даже более значительную, чем прежние профсоюзы, роль: он формировал и нес ответственность за социальную политику Третьего Рейха. К началу войны в ДАФ насчитывалось 30 млн членов, од-нако вгшоть до конца войны около 10 % рабочих оставалось все же вне ДАФ164. Сначала казалось, что ДАФ со своими «пятью столпами» (рабочие, служащие, ремесленники, предприниматели, лица свободных профессий) станет фундаментом нового сословного устройства общества (какое в Италии пытались создать фашисты). Однако когда в ДАФ было введено индивидуальное членство и вышел закон об организации национального труда (20 января 1934 г.), предоставивший государству большие полномочия в регули-ровании экономики и создавший на предприятиях систему строгой иерархии во главе с «фюрером предприятия», — ДАФ постепенно стала превращаться в универсальную об-щественную организацию, занятую (кроме пропаганды) обучением и воспитанием производственных кадров, а так-же организацией отдыха и развлечений трудящихся.
В 1938 г. Лей признавался: «Я был чрезвычайно удивлен, когда фюрер назначил меня на этот участок: в тот момент у меня не было ни малейшего понятия о том, в каком порядке действовать. У нас не было никакой про-граммы, я просто получил указание взять на себя проф-союзы и стал действовать по собственному усмотрению»165. В.самом деле, если сначала казалось, что ДАФ потерялась между мощным представительством и инте-ресами промышленности и государства, то очень скоро стало ясно, что это совершенно не так и влияние ДАФ весьма существенно. Материальной предпосылкой роста могушества ДАФ стала конфискованная нацистами соб-ственность профсоюзов. Политическая же база укрепилась из-за того, что ДАФ был единственной нацистской орга-низацией в области социальной политики и обладал са-мыми устойчивыми позициями в этой важной сфере жиз-ни общества. Членский взнос в ДАФ составлял полторы-две рейхсмарки — деньги, которые не многие могли выло-жить без ущербадля бюджета семьи. Тем не менее, до 1935 г. в ДАФ было 16 млн членов166. Решающий прорыв к охвату всех рабочих и к созданию прочной финансовой базы был осуществлен, когда работодатели согласились отчислять членские взносы вместе с налогами из зарплаты рабочих. Дело в том, что прежняя организация сбора членских взно-сов местными казначеями оказалась неэффективной, и ее было трудно контролировать. В 1939 г. около 70 % пред-приятий перечисляли членские взносы ДАФ, поэтому ДАФ и получила устойчивую финансовую базу. Доход ДАФ в 1939 г. составил 539 млрд рейхсмарок — в три раза больше, чем у партии. В ДАФ было 44 500 служащих167.
Ключевые посты в ДАФ получили помощники Лея Клаус Зельцнер, Рудольф Шмеер, Отто Маренбах - опытные и жесткие функционеры, не упускавшие ни малейшей возможности для расширения компетенций ДАФ. С их помощью Лей искренне создать бесконфликтную и дружную народную общность, Главными компонентами его кредо были: развитие государства всеобщего благосо-стояния, улучшение возможностей социального роста для каждого человека, а также достижение социального согла-сия путем укрепления единства народа168. Как истинный последователь Гитлера, Лей стремился покончить с поли-тическим плюрализмом и классовой борьбой; он был убеж-денным нацистом, воспринимавшим партийную доктри-ну почти как религию и относившимся к Гитлеру, как к пророку. Однажды Гитлер назвал Лея самым большим иде-алистом среди своих соратников; это похоже на истину169. Гитлер полностью доверял Лею, неоднократно доказавше-му фюреру свою преданность: в 1926 г. во время мятежа северогерманских гауляйтеров, в 1929 г., а также во время кризиса, связанного с Грегором Штрассером в 1932 г. (В 1932 г. канцлер Ф. фон Шлейхер пытался расколоть НСДАП, создав на основе союза с «левыми» нацистами -сторонниками братьев Штрассеров — коалицию в рейх-стаге, при помощи которой консервативные силы вокруг президента Гинденбурга хотели воспрепятствовать назна-чению канцлером Гитлера. Гитлер, опираясь, на верных партайгеноссен, в том числе и Лея, дезавуировал «левых». Шлейхер и один из братьев Штрасеров был убит в «ночь длинных ножей» 30 июня 1934 г.). Гитлер прощал Лею по-стоянные эксцессы, связанные с его своеволием и само-дурством в обрашении с подчиненными (склонный к ал-коголизму, Лей в подпитии нещадно колотил жену).
ДАФ дал Лею возможность, с одной стороны, удовлет-ворить свое честолюбие, а, с другой стороны, приступить к осуществлению его социального идеала, социальной уто-пии. Руководство ДАФ часто оказывало на предпринима-телей давление, требуя более высокой зарплаты; хотя пос-ле 1933 г. зарплата была практически заморожена, но ДАФ все равно кое-что удавалось сделать: требовать более про-должительных отпусков и обеспечения лучших условий труда; по инициативе ДАФ был принят указ, в соответствии с которым с 5 декабря 1933 г. рабочие освобождались от ншгогов, если их зарплата не достигала 183 марок, — не-удивительно, что представители промышленности часто видели в ДАФ «огромный динамичный профсоюз»170. Сам Лей неоднократно спорил с предпринимателями по пово-ду своей социатъной политики, так, в 1938т. на крупном собрании ДАФ он заявил: «Не надо говорить, что наши социальные мероприятия - это излишества, наоборот, они являются проявлениями высшей степени хозяйственно-сти. Предприниматель, который не понимает этой логики, — не хозяиственник и не немец»"'.
В стремлении расположить к себе рабочих Л ей и его орга-низация успешно конкурировали с правительственными инстанциями и партией. До войны он постоянно расши-рял сферу своих компетенций, и постепенно ДАФ превра-тилась в суперведомство, целое бюрократическое государ-ство, главное орудие установления «коричневого коллективизма»: достижения ДАФ в социальной сфере бьши весьма здачительны; он действительно поднял социальный статус рабочего. В предвоенные годы ДАФ много занималась орга-низацией материального вспомоществования; важную роль в работе играла пропаганда, с помощью которой ДАФ пы-талась повысить чувство достоинства рабочих, создать для них лучшие жизненные условия и изжить у пролетариата ошущение оставленных наедине со своими проблемами па-риев общества. Организация и контроль над профобучени-ем означали, что ДАФ получил в свои руки важное средство влияния на социальный рост рабочих (это направление Лей рассматривал как одно из приоритетных). Разумеется, кро-ме заботы о рабочих, ДАФ исполняла и определенные ох-ранительные функции: в ее ряды входили так называемые «рабочие дружины» (^УегКзсИагеп) — идеологическая мили-ция Лея на предприятиях, а также доверительные советы, суды чести и юрисконсульты ДАФ.
Активность ДАФ в некоторых сферах давала положи-тельные результаты: так, программа «Красота труда» (8сНдпНвИ йег АгЪеИ) привела к облегчению условий труда на предприятиях. На собрании ДАФ в Магдебурге в 1937 г. Лей сказал: «Я буду стараться внушить народу такой рабо-чий этос, который помог бы ему узреть в труде нечто пре-красное и возвышенное. Я буду стремиться к тому, чтобы наши заводы и фабрики стали храмами труда, я буду стре-миться сделать рабочих самым уважаемым в Германии со-словием»172. Нацисты проявили исключительную изобре-тательностъ в культурном воспитании рабочих, в эстети-зации труда. При этом рационализация труда шла рука об руку с функционалистской эстетикой, получившей (ста-раниями «Баухауса») распространение еще в период Вей-марской республики. Интересно отметить, что болыпеви-ки, напротив, в этом направлении почти ничего не дела-ли, полагаясь, видимо, на то, что улучшение условий тру-да наступит само собой. Д. Шенбаум остроумно заметил, что «бытие определяет сознание — так полагали марксис-ты. Нацисты же стремились сделать наоборот»173. Разумеется, они не могли изменить действительности капитали-стических производственных отношений и социального неравенства, но они их смогли по-другому интерпретиро-вать и инсценировать. Ведомству «Красота труда» была отведена в этом важная роль; девизом этого учреждения бьши слова «немецкие трудовые будни должны стать пре-красными» — таким образом рабочим хотели вернуть чув-ство собственного достоинства, ощущение значимости своего труда'74. Прекрасной пропагандистской находкой было само сочетание несовместимых, на первый взгляд, понятий «красота» и «труд»: первая возвышенна и непос-тижима, а второй грязен и тяжел...
Шпеер вспоминал, что когда 30 января 1934 г. в рам-ках ДАФ была создана КДФ, ему был поручен отдел «Эстетика труда», созданный по предложению Лея, который, проезжая через голландскую провинцию Лимбург, уви-дел чистые и утопающие в зелени заводские здания. Тог-да-то он и сделал вывод, что в том же духе необходимо преобразовать всю немецкую промышленность. В отде-ле «Красота труда» Шпеер с коллегами вели работу с пред-принимателями, и те переоборудовали заводские корпу-са, расставляли цветочные горшки, отмывали окна и рас-ширяли их площадь, учреждали на заводах и фабриках столовые, бывшие до того большой редкостью. В отделе проектировали простую функциональную заводскую сто-ловую посуду, мебель для рабочих столовых (которую ста-ли выпускать в больших количествах), обязывали пред-принимателей консультироваться со специалистами по вопросам вентиляции и освещения рабочих мест (либо просматривать снятые для этого научно-популярные фильмы). К работе Шпеер привлек бывших профсоюз-ных функционеров и кое-кого из членов распущенного нацистами «Союза художественных ремесел», на которых в свое время большое влияние оказали мастера из «Бау-хауса» (по большей части они эмигрировали в США и за-ложили там основы современного дизайна). Шпеер, од-нако, подчеркивал, что к вопросам благоустройства на производстве Гитлер относился вполне равнодушно; его больше привлекало монументальное строительство175...
В задачу ведомства «Красота труда» входила не только забота о благоприятной психической атмосфере на производстве, но и о чистоте и о цветах на рабочем месте, о естественном и искусственном освещении. Все это бьшо призвано повысить самоуважение и самооценку рабочих. Хотя ведомство и имелолишьконсультативный статус, при необходимости оно могло оказать на предпринимателя давление; в частности, ведомство занималось организаци-ей соревнования на звание «национал-социалистическое образцовое предприятие» (это звание присваивалось КДФ на одйн год). Заключив соглашение с имперской палатой изобразительных искусств, ведомство «Красота труда» привлекало художников к оформлению возводимых про-изводственных помещений. Ведомство активно занима-лось бытовыми условиями рабочих на производстве — ги-гиеной (душ или рукомойники), питанием (качество про-дуктов, цены и оформление столовых или рабочих буфетов), а также жилищными условиями на тех производствах, где людям приходилось длительное время трудиться вда-ли от дома. Ведомство «Красота труда» предлагало улуч-шить жилищные услория строительных и дорожных (за-нятых на автобане) рабочих за счет создания и использо-вания разборных домов. Этими и подобными проектами занимался целый институт ДАФ — Институт научной орга-низации труда (АгЬеНхыйзепзсИа/ШсИе 1тШШ йег ВАР)т.
Вообще, деятельность ведомства была обширна и мно-гообразна: украшение деревенских улиц и исследования в сфере функциональной производственной эстетики; бла-гоустройство рабочих мест в шахтах и в речном судоходстве; изготовление функциональной и удобной мебели для кон-структорских бюро и хорошего слесарного и столярного ин-струмента и наведение порядка на заводских дворах. Со сто-роны руководства ДАФ постоянно раздавались призывы расставлять в заводских цехах цветы, строить при предпри-ятиях открытые бассейны и спортивные площадки ддя ра-бочих. В 1935 г. была проведена акция «хорошее освещение рабочих мест — хорошая работа», в которой улучшение трудовой гигиены связывалось с поднятием производи-тельности труда, в котором были заинтересованы и пред-приниматели. Затем последовали кампании «чистые люди на чистом предприятии», «чистый юздух на рабочем месте»,
горячая еда на предприятии». В 1935 г. ведомство «Красо-та труда» отметило 12 тысяч предприятий, на которых зна-чительно улучшились условия труда; на эти цели предпри-ниматели истратили 100 млн рейхсмарок.
Все эти мероприятия имели ясные социальные цели, сводившиеся к ликвидации социальной напряженности и, в перспективе, классового противостояния. Нацистский функдионер доктор Вагнер отмечал, что тот, кто хочет уст-ранить классовую борьбу, сначала должен позаботиться о том, чтобы с рабочих сняли упрек в неопрятности177. На са-мом.деле душевые, раздевалки, аккуратные туалеты и за-водские бассейны, может быть, и не повышали непосред-ственно производительность труда и зарплату, зато способ-ствовали депролетаризации. Помимо практического значе-ния проводимых мероприятий, рабочим пытались внушить впечатление партийной заботы о простом человеке, что и было целью Лея.
Разумеется, в деле целенаправленного улучшения усло-вий жизни и труда рабочих нацисты не были пионерами -такие попытки предпринимались еще в XIX веке в Англии, где бирмингемский шоколадный фабрикант Кэдбери ря-дом с фабрикой построил для рабочих поселок, квартиры в котором вполне соответствовали тогдашним представле-ниям о благоустройстве; в том же XIX веке немецкий про-мышленник Крупп построил для своих рабочих небольшой городок в Руре; в начале XX века около Дрездена учи-телем А. Шпеера архитектором Тессеновым был построен «город-сад». Особый размах движение «город-сад» приня-ло в США, где Ф. Тейлор и Г. Форд положили начало по-ощрению социального партнерства и оптимистически-де-ловому отношению к труду. В 20-е гг. в Германии вопросы социальной политики, вопросы технизации и модерниза-ции производства привлекали внимание общественности и политизировались. Почувствовавтенденцию, нацисты ре-шили не упустить шанса и в этой сфере социальной поли-тики: теоретические основания деятельности ведомства «Красота труда» заложил Адольф Гек — ученик основателя школы психологии производственной деятельности Гетца Брифса178. Нацисты, в отличие от социал-демократов (которые, по признанию белыийского социалиста Хендрика де Мана, совершенно игнорировали важную психологичес-кую проблему радости труда), интенсивно эксплуатирова-ли эту тему в своих социальных начинаниях. Функционе-ры из «Красоты труда» не ограничивались только устройст-вом быта рабочих — в своей политике они активно исполь-зовали понятие эстетизации труда и технической эстетиза-ции: культивировались функциональные промышленные постройки, стальные функциональные конструкции, обте-каемые формы гоночных автомобилей, подводных лодок и самолетов. Хотя внешне функционализм школы «Баухау-са» отвергался как «культурный большевизм» (особенно усердствовал в этом отношении Розенберг), но постепенно этот стиль все же стал частью технической эстетизации. Дви-жение «город-сад», рационализация, архитектурный модер-низм, культ техники, идеология эффективности были на-целены на создание индустриального общества без классо-вой борьбы, что и являлось целью нацистов.
Ведомство «Красота труда» быстро разрасталось; новые отделы выступали с разнообразными инициативами. В 1936 г. ведомство отчитывалось, что ревизовано 70 тыс. предприятий, на заводах построены десятки тысяч кухонь и столовых, комнат отдыха, бассейнов и спортивных пло-щадок на общую сумму в 1 млрд рейхсмарок (для сравне-ния - на строительство автобанов было израсходовано в 6 раз больше). Впечатляет и то, что само ведомство никаки-ми средствами не располагало, да и оказывать прямое дав-ление на предпринимателей оно тоже не могло, ему при-ходилось воздействовать лишь морально... Часть работ коллективы предприятий осуществляли бесплатно в сво-бодное время (так строили баесейны на заводах). Иногда рабочие неодобрительно смотрели на эти начинания, выс-казываясь в том смысле, что «деньги, потраченные на стро-ительства нового ватерклозета, лучше бы разделить»179; од-нако всем было ясно, что такие высказывания - пустое и никчемное критиканство.
Часто и сами предприниматели, инженеры и служащие, захваченные энтузиазмом активистов ДАФ, шли им на-встречу и проявляли инициативу. Так, Карл фон Зименс еще в 1932 г. передал «Объединению служащих Зименса» (Уегет йег 51етеп5-Веат(еп) клубное здание, в котором разместились кружок любителей чтения и разные круж-ки по интересам — шахматный, филателистский; туда же (как в английский клуб) служащие могли прийти почи-тать свежую газету и побеседовать с коллегами. После 1933 г, следуя призыву нацистов к созданию бесклассо-вого общества, в клуб служащих Сименса (переименован-ный в «Товарищество Сименса») стали приглашать и рабочих. Это, правда, не привело к массовому вступлению рабочих в клуб, но некоторые кружки (хоровой и оркестр) значительно расширились180.
Большое значение Лей придавал организации соревно-вания на предприятиях, о необходимости которого он го-ворил в 1938 п: «Немцы бедны материальными ресурса-ми, мы никогда не были богаты, у нас никогда не было достаточно даже земли, но быть бедными — это не порок, зато мы молоды и полны энергии. В борьбе за существование Германии нам нечего бросить на чашу весов, кроме прилежания, силы и способности немцев. Поэтому в Германии не должно быть ни одного необученного рабочего. Если мы говорим об обязанностях людей, то для их наиболее полного исполнения им нужны и права. Первое и самое важное правило — это открытие пути ддя самых спо-собных. До войны у нас в стране очень трудно было про-биться наверх, а сейчас ситуация радикально изменилась. Возможности для развития человека не должны зависеть от денег и происхождения. Бедный человек должен иметь такие же шансы, как и богатый....От хорошо налаженно-го труда нельзя устать морально; человек, который овла-девает своим ремеслом, не устает от него. Устает лишь тот, кто не может справиться со своей работой, у кого нет веры. Эта буржуазная "усталость" должна исчезнуть из нашего народа»'81. Важнейшим средством достижения сформули-рованных целей Лей считал соревнование.
Роль адвоката рабочих мешала ДАФ в организации со-ревнования; для Лея это было сложное и малоприятное занятие, хотя организованные на производстве соревно-вания способствовали не только увеличению объема про-
изводства (как того требовало государство), но и подъе-му отдельных рабочих по социальной лестнице и причи-ной повышения социального престижа рабочих профес-сий. Основными формами соревнования были соревно-вание по профессиям (преимущественно для рабочей мо-лодежи) и (с 1936 г.) - соревнование отдельных предпри-ятий. Достижения отдельных предприятий расматрива-лись экспертами п<5 различным параметрам — от произ-водственных до социальных вопросов. В августе 1936 г. указом Гитлера было введено награждение победителя, которому присваивалось звание «национал-социалистическое образцовое предприятие» и переходящее знамя182. В указе говорилось, что предприятия, претендовавшие на звание «образцовых», должны не только соблюдать разработанные ДАФ принципы, такие как «красота труда», но и удовлетворять требованиям к уровню профессиональной подготовки, к «степени общности» между фюрером предприятия и его подчиненными.183