Железнодорожный транспорт, пожалуй, самый популярный вид транспорта в РФ при перевозках на дальние расстояния. Круглосуточно по железной дороге перемещаются составы, перевозя пассажиров и различные грузы. На протяжении долгих лет вокзал считался одним из криминогенных очагов. Благоприятной почвой для развития криминала послужили большой пассажиропоток и место ночевки граждан «на чемоданах». Среди добропорядочных пассажиров на вокзалах всегда вращались мошенники, воры и бездомные. Последние считали вокзалы своим законным местом жительства. Выселить их оттуда не мог никто – ни начальник вокзала, ни полиция; разве только другие бездомные, метящие на их место. На привокзальных площадях и перронах картина тоже не радовала: эти территории оккупировали нелегальные таксисты, стихийные торговцы и прочие не чистые на руку граждане.
Теперь на вокзалах и прилегающих к ним территориях стало гораздо безопаснее. Таксистам, занимающимся незаконным извозом, перекрыли кислород. Въезд и парковка около вокзала осуществляются через шлагбаумы с фиксированием номерных знаков и регламентируются по времени. Главные возмутители спокойствия – выпивохи, бомжи, попрошайки и маргиналы − немедленно выдворяются с территории транспортного узла. Всюду висят видеокамеры, ограничивающие соблазн поживиться чужим имуществом.
Эти положительные перемены произошли благодаря другой, куда более серьезной проблеме – угрозе терроризма. Железнодорожные вокзалы и пассажирские поезда как места массового скопления людей являются потенциально уязвимыми объектами для террористических атак.
Участившиеся случаи терроризма послужили причиной усиления надзора за обстановкой на вокзалах и оснащения их техническими средствами безопасности. Явление терроризма на транспорте для нашей страны не новое, и законопроекты по борьбе с ним разрабатываются уже давно. Однако внедрить все предписанные меры для обеспечения на транспорте спокойной обстановки удается разве только в авиации. Основная причина такого положения дел – недостаток финансирования.
|
На железной дороге более-менее тщательное оснащение техническими средствами безопасности выпадает на долю вокзалов, расположенных в мегаполисах. При оборудовании системами безопасности на вокзалах основная ставка сделана на видеонаблюдение, и это не случайно. В местах большой проходимости и массового скопления людей из всех средств безопасности – охранных датчиков, турникетов, детекторов движения – видеокамеры наиболее эффективны. Во избежание мертвых зон и для получения наиболее детальной картины их можно устанавливать сколь угодно часто; они не препятствуют перемещению и не требуют специальных карт-пропусков, как турникеты; как охранные извещатели, не выдают сигналы тревоги при появлении в охраняемой зоне посторонних (а на вокзале посторонних – большинство). С помощью системы видеонаблюдения осуществляется контроль над происходящим на всем пути следования пассажиров от привокзальной площади до вагонов. Сигналы от видеокамер способны мгновенно доносить информацию об инцидентах в пункты охраны транспортного узла.
Но одной системы видеонаблюдения, даже самой совершенной, недостаточно для обеспечения безопасности на таком объекте, как вокзал. Операторы, наблюдающие за изображением от видеокамер, далеко не всегда могут разглядеть среди людского потока потенциального нарушителя или преступника, находящегося в розыске. Кроме видеонаблюдения, необходимы другие технические средства, а также административные меры по обеспечению безопасности. К последним стоит отнести специальную подготовку персонала для наблюдения за пассажирами, в его обязанность будет входить выборочная проверка документов. Такие специалисты должны обладать знанием психологии, уметь распознавать в толпе подозрительных лиц.
|
Хорошим решением задачи безопасности явился бы 100%-ный досмотр на входе в здание вокзала. Для этого нужно установить стационарные металлоискатели, интроскопы, а также оснастить персонал ручными металлоискателями, детекторами взрывчатых веществ и средствами радиосвязи. Но тщательно досмотреть всех людей, проникающих на вокзал в часы пик, невозможно.
Для проведения даже поверхностного досмотра пассажира с багажом требуется около одной минуты. Пропускная способность одной точки прохода в лучшем случае составляет 60 человек в час. Через крупные железнодорожные узлы во время пиковых нагрузок пассажиропоток превышает 1000 человек в час. Придется увеличивать количество входов, что едва осуществимо, – большинство вокзалов было построено давно, их архитектура не позволяет вносить в планировку здания существенные изменения. Пунктами досмотра придется оборудовать входы на вокзал не только со стороны города, но и со стороны перронов, поскольку поезд не самолет, в него можно проникнуть не только из пункта отправления, как правило, крупного транспортного узла, оборудованного системами досмотра, но и с полустанков, где в лучшем случае из всех технических средств безопасности установлен только турникет, преграждающий дорогу безбилетникам. Это в большей степени касается пригородных электропоездов. Пассажиры всех железнодорожных составов – и экспрессов, и электричек – в итоге попадают на один вокзал.