Занятие №30 Тема 6.1. Виды технического обслуживания средств связи и управления




Тема 6. «Основы эксплуатации средств связи и управления»

Под термином эксплуатация понимают комплекс мероприятий, направленных на технически правильное использование объектов (прибо­ров, машин, устройств, установок и т. п.), качественное и своевременное техническое обслуживание и ремонт для поддержания их в работоспособ­ном состоянии и правильное хранение.

Общие понятия о техническом обслуживании и надежности средств связи и управления. ГОСТ 18322-2016 определяет термин техническое обслуживание как комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия (технического устройства). Существуют 10 видов технического об­служивания, представленные на рис. 6.1: периодическое, сезонное, в особых условиях, регламентированное, с периодическим контролем, с непрерывным контролем, при использовании, ожидании, хранении и транспортировке.

Рис. 6.1. Виды технического обслуживания

 

В системе технического обслуживания можно выделить две важней­шие подсистемы: профилактику и восстановление (ремонт), которые тесно связаны между собой.

Профилактика – это группа операций (имеющая планово­-предупредительный характер) для поддержания технического устрой­ства в работоспособном состоянии при заданном уровне надежности. Профилактику, как правило, осуществляют в заранее намеченные сроки, однако она может производиться и в незапланированные сроки – одно­временно с восстановлением работоспособности технического устрой­ства после отказа.

Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности технических устройств (или их составных частей), по восстановлению их ресурса.

Следует отметить, что надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации характеризуется следующими показателями: безотказностью, долговечно­стью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.

Все перечисленные характеристики из общего понятия надежности, структурная схема которой представлена на рис. 6.2, можно также отнести и к средствам связи и управления пожарной охраны.

 

Рис. 6.2. Структурная схема надежности

 

Безотказность – свойство системы или технического устройства сохра­нять работоспособность в течение установленного времени эксплуатации.

Долговечность – свойство системы сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленном техническом об­служивании и ремонте.

Ремонтопригодность – свойство системы в приспособлении ее к пре­дупреждению и обнаружению причин возникновения ее отказов, к устра­нению их последствий путем проведения технического обслуживания.

Сохраняемость – свойство системы непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение времени ее хранения и после него, а также во время транспортирования и после него.

К характеристикам надежности относятся также понятия работоспо­собности и отказа.

Работоспособность – состояние системы, при котором она в данный момент времени способна выполнять заданные функции согласно требова­ниям, установленным технической документацией.

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособности изделия.

Все перечисленные выше характеристики надежности являются каче­ственными показателями. Однако для оценки надежности и планирования эксплуатации используются и количественные критерии надежности. Эти характеристики позволяют оценить надежность системы или элемента в течение всего срока их службы.

Коэффициент готовности К г – вероятность того, что устройство (система) окажется работоспособным в произвольный промежуток време­ни, кроме времени плановых ремонтов,

 

 

где Т о – время наработки на отказ (время работы до первого отказа); Т в – время восстановления отказа (время восстановления работоспособности).

Для систем оперативной связи целесообразно использовать коэффици­ент оперативной готовности, К o – вероятность того, что система, находясь в режиме ожидания, окажется работоспособной в произвольный момент и, начиная с него, будет работать безотказно в течение заданного интервала времени. Режим ожидания (дежурства) – это такой режим, когда система включена, но не занята переработкой поступающей информации. Если ве­роятность безотказной работы системы P(tp) в течение времени t р не зависит от момента начала работы, то коэффициент оперативной готовности

 

Зная коэффициент готовности, можно определить коэффициент простоя

 

Коэффициенты готовности и простоя являются вероятностями проти­воположных случайных событий.

Методы технического обслуживания средств связи и управления. Техническое обслуживание как система осуществляется путем ис­пользования ряда методов. Так, существуют поточный метод технического обслуживания (см. ГОСТ 18322-2016), централизованный и децентрализо­ванный методы, метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом, метод технического обслуживания специализированным пер­соналом, метод технического обслуживания эксплуатирующей организа­цией, метод технического обслуживания специализированной организаци­ей, метод технического обслуживания предприятием-изготовителем. Все эти методы технического обслуживания применимы и к ССУ, используе­мым в пожарной охране.

В периоды ожидания и хранения ССУ их техническое обслуживание должно осуществляться путем создания таких условий, которые бы не рас­ходились с требованиями, изложенными в технической документации на данную аппаратуру. Как правило, в этой документации указывается допу­стимое время хранения, после которого аппаратура еще должна сохранять заданный гарантийный срок службы.

При использовании по прямому назначению ССУ могут находиться в двух состояниях: включенными под напряжением (при выполнении ос­новных функций) и обесточенными (при хранении, транспортировке, ожи­дании и др.). Следует отметить, что использование ССУ по прямому назначению зависит от многих причин, неразрывно связанных между со­бой. Анализируя надежность ССУ, можно выявить ряд факторов, которые условно следует разделить на две группы: субъективные и объективные (рис. 6.4).

Рис. Факторы, влияющие на надежность ССУ

 

Субъективные факторы определяются деятельностью человека, начиная с момента проектирования аппаратуры. Особенно важными этапами с точки зрения обеспечения надежности являются проектирование и изготовление. На стадии конструирования и изготовления надежность технического устройства обеспечивается путем выбора рациональных схемных и конструктивных решений; выбора эле­ментов и материалов; технологии сборки и настройки; тренировки узлов и элементов; путем выбора объемов и методов необходимого контроля изго­товления и сдачи готовой продукции. Надежность технического устрой­ства зависит от числа входящих в него элементов. Уменьшение их приво­дит к повышению надежности.

Существенное влияние на надежность технических устройств оказы­вают объективные факторы: длительность и условия эксплуатации (ста­рение и изнашивание); воздействие окружающей среды (температура, влажность, давление, солнечная радиация, механические нагрузки, биоло­гическая среда).

Особенно отрицательное влияние оказывают резкие колебания темпе­ратуры. Так, при низких температурах изоляционные материалы из пласт­масс, резины теряют свою прочность, становятся хрупкими, трескаются, а заполненные влагой разрушаются. При повышенной температуре пере­греваются и выходят из строя полупроводники, электронные лампы, сни­жаются изоляционные свойства диэлектриков. Увеличение влажности снижает поверхностное сопротивление изоляторов, увеличивает утечки токов на межэлементных соединениях. Высокая влажность приводит к возникновению коррозии на металлических частях, окислению контактов электромеханических реле и др.

На аппаратуру, эксплуатируемую в полевых условиях, влияет солнеч­ная радиация (тепловые и ультрафиолетовые лучи), а также различного рода примеси, содержащиеся в воздухе в виде пыли, загрязняющей элек­трические переключающие контакты, ухудшающие стабильность парамет­ров чувствительных трактов электросхем, а также механические нагрузки.

Виды и методы ремонта средств связи и управления. Как было сказано выше, система технического обслуживания включа­ет две подсистемы – профилактику и ремонт, которые очень тесно связаны между собой. Рассмотрим виды ремонта: капитальный, средний, текущий, плано­вый, внеплановый, регламентированный, ремонт по техническому состоя­нию (рис. 6.5).

Капитальный ремонт – это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса из­делия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделия (технического устройства) с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры, носит название среднего. Значение частично восстанавливаемого ресурса опреде­ляется нормативно-технической документацией.

Текущий ремонт – это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене или вос­становлении его отдельных частей.

 

Рис. 6.5. Структурная схема видов ремонта

 

Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требо­ваниями нормативно-технической документации, носит название планового.

Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установ­ленном в эксплуатационной документации (независимо от технического со­стояния изделия в момент начала ремонта), называется регламентированным.

Различают следующие методы и способы ремонта: обезличенный, необезличенный, агрегатный, поточный, эксплуатирующей организацией, специализированной организацией, предприятием-изготовителем (рис. 6.6).

 

 

Рис. 6.6. Структурная схема методов ремонта

 

Говоря о методах ремонта, следует особо отметить агрегатный, при котором сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаме­няемости и самостоятельного выполнения определенной функции, заменя­ется новой или заранее отремонтированной.

Задачи технического обслуживания средств связи и управления. Задачи технического обслуживания ССУ в общем виде можно сфор­мулировать как профилактику (в целях предупреждения отказов) и ремонт (в целях восстановления работоспособности) неисправной аппаратуры.

Профилактические мероприятия осуществляются в основном в три этапа:

– При обесточенной аппаратуре производятся: разборка, осмотр со­стояния креплений, паек и монтажа; чистка элементов и блоков, замена смазки; проверка качества изоляции монтажа, кабелей; проверка утечки конденсаторов; проверка надежности срабатывания контактов и реле с по­мощью соответствующей контрольно-измерительной аппаратуры.

– При испытаниях аппаратуры под током осуществляется: проверка и подбор режимов работы; проверка работоспособности элементов и узлов при различных режимах; регулировка и настройка отдельных параметров элементов и узлов.

– При контроле функционирования аппаратуры производятся: кон­троль работоспособности при различных режимах работы: комплексная отладка и проверка основных параметров в целом.

Объем и периодичность выполнения профилактических работ опреде­ляются специально разработанным применительно к данному типу техни­ческих устройств регламентом, т. е. сводом правил, устанавливающих со­ответствующий порядок работ.

По времени исполнения профилактические работы подразделяются на ежедневные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. По степени сложности – на внешний осмотр и чистку, контрольно-регулировочные ра­боты; сезонные смазочные и крепежные работы.

В большинстве случаев внешний осмотр, чистка, смазочные и кре­пежные работы выполняются персоналом, непосредственно использую­щим аппаратуру. Контрольно-регулировочные работы выполняются спе­циально подготовленными лицами службы связи гарнизона. Во время внешнего осмотра аппаратуры связи проверяется общее состояние кон­струкций, полнота ее комплектации запасными частями, а также наличие и правильность ведения технической документации. На данном этапе можно вскрыть неопломбированные защитные кожухи и произвести внутренний осмотр аппаратуры, в процессе которого следует заменить явно видимые неисправные элементы и узлы, например обуглившиеся резисторы, кон­денсаторы с вытекшим электролитом, неработающие радиолампы, обго­ревшие трансформаторы и т. п.

В процессе внешнего осмотра определяется целостность сигнальных ламп, а также их наличие, плавность хода и четкость срабатывания ручек управления и регулировки (при необходимости осуществляется их регулиров­ка или замена). Кроме того, проверяется надежность соединений, выполнен­ных с помощью разъемов и фишек, состояние источников питания и устройств крепления - от отдельных блоков до всей конструкции в целом. Выявленные в процессе осмотра неисправности корпусов и панелей аппаратуры ис­правляются, поржавевшие места зачищаются, грунтуются и окрашиваются. Металлические (незащищенные краской) части аппаратуры покрываются тон­ким слоем смазки ЦИАТМ-201. Дата и перечень работ, выполненных в период внешнего осмотра, заносятся в эксплуатационный журнал.

Контрольно-регулировочные работы выполняются в соответствии с указаниями технического описания для конкретного вида аппаратуры. Выявленная в процессе подготовки к использованию неисправная аппара­тура подлежит ремонту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: