Образы главных героев
По мнению самого автора в романе наличествует три главных действующих лица: бабушка, Райский и Вера.
Борис Павлович Райский
Райский – человек возвышенный, с тонкой душевной организацией, наделен разного рода талантами и не меньшей ленью. Его любимое занятие – коротать время за наблюдением, он любит созерцать все, что его окружает, особенно восхищаясь красотой женского тела и лица. Действовать он любит и стремиться намного меньше, чем размышлять о высоких материях. Он ничего не может довести до конца, нигде не достигает успеха. Вообще, стоит отметить, что Райский является прямым развитием образов Обломова и Адуева-младшего, появившихся в остальных частях трилогии Гончарова. Райский – еще один типичный представитель лишнего человека в отечественной литературе. Созерцание окружающего мира его любимое занятие.
Татьяна Марковна Бережкова или бабушка
Бабушка, как все называют героиню Бережков, - типичный представить старого сословия, консервативной и патриархальной России. Она на удивление гармоничная личность, точно знающая, чего она хочет от жизни. В ней сочетается и присущая ее семье дворянская гордость, некоторый деспотизм, и чувство глубокого уважения к мнению других людей. Тогда как она завышено строга к окружающим, требуя беспрекословного выполнения всех правил и норм, внучек она буквально боготворит, любит их трепетно и нежно. Гончаров явно отождествляет образ бабушки с образом старой патриархальной России, уже отжившей свое.
Вера
У Веры довольно сложный тип личности, Райский говорит о ней, что она «тайна». Она не разделяет взглядов своей бабушки, имея свое мнение на все вокруг. Она увлечена чтением, со временем вырабатывая для себя недостижимый и не до конца понятный для нее самой идеал жизни. Неудивительно, что ее так быстро увлекают смелые идеи Марка, его презрение к идеалам и попрание всяческих ценностей существующего жизненного уклада. Жаль, что ее любовь Марк не может оценить по достоинству и не соответствует ее высоким моральным требованиям. Вере остается пережить лишь горькое разочарование. Разочаровывается она и в своих прежних взглядах, и в конце вроде бы даже смиряется с тем существующим строем и окружающей ее реальностью, признает ее хоть и не идеальной, но истинной.
|
Другие персонажи романа «Обрыв»
· Марк Волохов — молодой человек, одержимый нигилистическими идеями, то есть отрицающий опыт предков и их традиции, откровенно не уважающий чужого мнения, чувств и личного пространства. Пользы от таких людей нет — сплошной шум, злые шутки и революционные волнения на пустом месте. В самой юности Марка выгнали из университета за развязное поведение и фамильярность с преподавателями. Затем случилась нехорошая любовная история с дочерью влиятельного лица Марфа Васильевна, и неугодный ловелас ушёл служить Родине в полк.
· Марфа Васильевна или Марфенька — сестра Веры и полная её противоположность. В облаках эта девица не летает, во всём послушна бабушке, погружена с головой в хозяйственные работы при имении.
· Иван Иванович Аянов — приятель Райского.
· Софья Пахотина — дочь Пахотина в доме, которого частенько встречаются друзья Райский и Аянов, чтобы поиграть в карты. Софья недавно овдовела.
|
· Вдова Крицкая — кокетка, безрезультатно флиртующая с Райским.
· Леонтий Козлов — университетский приятель райского, сын дьяка.
· Викеньтьев — ухажер Марфы.
· Нил Тычков — важный старик. Председатель в отставке.
Цитаты
1. «Я бьюсь, – размышлял он, – чтобы быть гуманным и добрым: бабушка не подумала об этом никогда, а гуманна и добра. Я недоверчив, холоден к людям и горяч только к созданиям своей фантазии, бабушка горяча к ближнему и верит во все. Я вижу, где обман, знаю, что все – иллюзия, и не могу ни к чему привязаться, не нахожу ни в чем примирения: бабушка не подозревает обмана ни в чем и ни в ком, кроме купцов, и любовь ее, снисхождение, доброта покоятся на теплом доверии к добру и людям, а если я… бываю снисходителен, так это из холодного сознания принципа, у бабушки принцип весь в чувстве, в симпатии, в ее натуре! Я ничего не делаю, она весь век трудится…»
2. Страсть – это море. Сегодня буря, завтра штиль
3. – Мудрость… это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни… – определил Райский, – это гармония идей с жизнью!
4. Страстно! Страсти мешают жить. Труд – вот одно лекарство от пустоты: дело, – сказал Аянов внушительно.
5. Что фантазия создает, то анализ разрушает, как карточный домик.
6. Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.
7. Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь — не сад, в котором растут только одни цветы.
8. Что фантазия создает, то анализ разрушает, как карточный домик.
9. Да, эта «святая, глубокая, возвышенная любовь» – ложь! Это сочиненный, придуманный призрак, который возникает на могиле страсти. Это люди придумали, как придумали казенную палату, питейные конторы, моды, карточную игру, балы! Возвышенная любовь – это мундир, в который хотят нарядить страсть, но она беспрестанно лезет вон и рвет его
|
10. Страсть – это постоянный хмель, без грубой тяжести опьянения, – продолжал он, – это вечные цветы под ногами. Перед тобой – идол, которому хочется молиться, умирать за него.
11. Ее нет – вот моя болезнь! Я не болен, я умер: и настоящее мое, и будущее – все умерло, потому что ее нет! Поди, вороти ее, приведи сюда – и я воскресну!.. А он спрашивает, принял ли бы я?
12. Да так: сильный сильного никогда не полюбит; такие, как козлы, лишь сойдутся, сейчас и бодаться начнут!
13. А мне и умереть нельзя: у меня на руках две внучки, давно невесты. Пока не пристрою их, буду молить Бога продлить мне веку, а там – его святая воля!