Развитие образования в местах лишения свободы России и зарубежных странах




 

Конституция Российской Федерации предоставляет каждому человеку право на образование (ст. 43). В отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации уголовно- исполнительная система (далее – УИС) обязана обеспечить общее образование осужденных. В исправительных учреждениях (далее – ИУ) создаются необходимые условия для получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования (ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)).

С этой целью в ИУ организуются вечерние (сменные) общеобразовательные школы (далее – школы) или учебно-консультационные пункты (далее – УКП). В своей деятельности школы и УКП при ИУ руководствуются «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-1, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) обще- го образования регулируется совместным приказом Министерства юстиции и Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 № 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы».

Получение общего образования, с одной стороны, выступает как конституционное право осужденных, с другой – наряду с режимом, воспитательной работой, общественно полезным трудом, профессиональным обучением и общественным воздействием является одним из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ). Обучение осужденных во многом способствует выполнению цели, стоящей перед ИУ, – исправление осужденных, возвращение их к законопослушной жизни после освобождения. В условиях лишения свободы общеобразовательные школы и УКП выступают одним из важных институтов ресоциализации личности осужденных.

Важность и значимость общего образования в процессе исправления осужденных осознавались на протяжении всей истории развития УИС. Так, известный ученый-пенитенциарист С.В. Познышев еще в 20-е годы ХХ столетия, подчеркивая позитивное воздействие обучения на исправление осужденных, писал: «Образование в пенитенциарном учреждении должно иметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, в котором порок и преступление скрывают свои глубокие корни…

Образование, даваемое в школе мест заключения, должно, насколько это возможно, затрагивать мир нравственных понятий и жизненных идеалов». В нашей стране особое внимание стало уделяться проблеме обучения осужденных в период широкой кампании борьбы с неграмотностью. Обучение осужденных закреплялось рядом нормативных актов. Изданные Декреты «О мобилизации грамотных» (1918 г.) и «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.) имели прямое отношение и к образованию лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Во временно принятой Инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918 г.) предусматривались вопросы организации общего образования, снабжения учебными материалами и формирования учительских кадров для мест лишения свободы.

Принятое Наркоматом юстиции 15 ноября 1920 года «Положение об общих местах заключения» устанавливало, что в исправительно-трудовых учреждениях необходимо организовывать школы для всех неграмотных заключенных, не достигших пятидесятилетнего возраста. На учителей школ возлагалась обязанность проведения воспитательной работы как среди осужденных учащихся, так и освобожденных от учебы.

Успехи в учебе наряду с примерным поведением рассматривались как показатели исправления заключенных. Их отношение к учебе отражалось в характеристиках и учитывалось при решении вопросов об условно-досрочном освобождении или о предоставлении заключенным тех или иных льгот. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года в качестве задачи минимум школьной работы определял ликвидацию неграмотности и обучение политической грамоте осужденных.

Исправительно-трудовой кодекс 1933 года предусматривал проведение культурно- просветительной работы, в сферу которой включалось и общеобразовательное обучение осужденных. В это время проблема неграмотности не являлась для большинства населения, в том числе и заключенных, актуальной. Поскольку в это время страна нуждалась в подготовке грамотных кадров для развивающейся экономики, выдвигалась задача формирования политической грамотности, а также трудовых навыков путем общеобразовательного и профессионального обучения. В 1958 году было принято «Положение об общеобразовательных школах при исправительно- трудовых учреждениях МВД СССР». Все осужденные имели возможность получить среднее образование в школе при колонии.

В этот период значительно расширяется сеть образовательных учреждений в местах лишения свободы. Наибольшее распространение получили вечерние (сменные) восьмилетние, а затем и средние школы, которые открывались местными Советами депутатов трудящихся по согласованию с органами образования. В дальнейшем согласно статье «Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» (1969 г.) общеобразовательное обучение осужденных признавалось одним из основных средств их исправления и перевоспитания. Подобное признание нашло отражение и в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации 1997 года.

Новое отечественное уголовно-исправительное законодательство рассматривает уголовное наказание не только как кару за содеянное преступление, но и, в первую очередь, как процесс исправления осужденных, как возможность предотвращения рецидивной преступности. Таким образом, на разных этапах истории страны общеобразовательная школа выполняла конкретные, соответствующие времени социально значимые задачи. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее – Концепция) в сфере образовательной работы предполагает «дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработку и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных».

Личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых меняются ее ценности и ход жизни. В связи с этим важно, на каком этапе и как происходит социальная адаптация, какие методы используются при ее проведении.

Осужденный по окончании срока отбывания наказания попадает в общество, где он должен соблюдать закон, но из-за трудностей в социальной адаптации, ряда негативных последствий (разрыв социально полезных связей с родственниками, знакомыми, трудовым коллективом) не всегда может ему следовать[19]. Именно поэтому перед учреждениями, исполняющими уголовное наказание, стоит задача подготовки осужденных к освобождению.

Одним из эффективных методов социальной адаптации является регулярное посещение тюрем социальными работниками, постоянный контакт с социальными службами города (службы занятости, пенсионного обеспечения, надзора) для проведения систематических консультаций по вопросам, которые интересуют осужденных. При возникновении каких-либо трудностей после освобождения гражданин Швейцарии имеет право обратиться в администрацию с заявлением о просьбе встретиться с социальным работником, который предложит комплекс мер по разрешению конкретной проблемы (например, поиск квартиры, работы).

В Швейцарии осужденные в дневное время работают на производстве и только ночью содержатся в камерах, в свободное время они учатся в школе, занимаются спортом. Необходимо отметить, что на базе швейцарских тюрем и колоний (в отличие от российских исправительных учреждений) создается не одно монопроизводство (например, деревообработка, металлообработка), а большое количество мастерских. В таких мастерских осужденные имеют возможность выбрать интересующую их работу, а также овладеть новыми профессиями, которые окажутся весьма полезными после освобождения или будут востребованы в обществе. В Швейцарии процесс социальной адаптации начинается с поступления осужденного в места лишения свободы, для каждого осужденного разрабатывается индивидуальная программа.

Одной из первых стран, организовавших в своих исправительных учреждениях работу, направленную на полную образовательную адаптацию, является Великобритания. Каждый заключенный в Великобритании имеет право получить образование; во всех тюрьмах разработаны образовательные программы вечерних занятий и созданы условия для получения профессионального образования. При реализации социальных программ тюремный персонал Великобритании руководствуется следующими Европейскими пенитенциарными правилами:

1. В каждом учреждении должны быть разработаны социально-образовательные программы, обеспечивающие развитие способностей заключенных. Цели программ: совершенствование перспектив, ресоциализация, развитие самоуважения, нравственное воспитание.

2. Образование должно рассматриваться как форма организации свободного времени заключенных, обладать таким же статусом, как и труд, быть составной частью программ исправления.

3. Заключенные имеют право обучаться вне тюрьмы. В условиях уголовно-исполнительной системы действуют общегосударственные социальные программы по ликвидации безработицы (для профилактических целей). В соответствии с ними безработным предоставляется возможность приобрести профессиональные навыки. Для молодежи, беременных женщин, инвалидов и других категорий граждан существуют отдельные программы и курсы, т.е. работа с ними ведется по индивидуальным программам. В тюрьмах и колониях проводится разъяснительная работа в рамках программы «Планирование освобождения». Сотрудники уголовно-исполнительной системы дают осужденным исчерпывающую информацию по вопросам обучения, трудоустройства, жилья.

Представляет интерес опыт Великобритании в области попечительского надзора. Институт попечительского надзора существует с 60-х гг. XX в. и вполне оправдал себя. Работники попечительского надзора оказывают серьезную помощь в социальной адаптации, они проводят работу по трудоустройству освободившихся осужденных. В США для успешной социальной адаптации в пенитенциарный период проводится работа, результатом которой является анализ заключенными своих противоправных поступков и потребностей и осознание необходимости изменить свою судьбу. В исправительных учреждениях США разработан целый ряд программ, направленных на снижение уровня преступности. Работа с осужденными начинается сразу же после поступления в исправительное учреждение. Проводится диагностика вновь прибывшего осужденного для подбора индивидуальной программы. Уголовный кодекс США регламентирует права осужденных на социальную адаптацию. Так, в соответствии со ст. 304.6 УК США «Программа социального восстановления личности», «директор ведомства исправительных учреждений устанавливает для каждого учреждения соответствующую программу, рассчитанную, насколько это осуществимо, на то, чтобы подготовить каждого заключенного к принятию на себя ответственности за свое дальнейшее поведение и к тому, чтобы он мог сообразовывать свое поведение с требованиями закона, и содействовать ему в этом.

При разработке такой программы директор стремится сделать доступными для каждого заключенного, способного извлечь из этого пользу, общее или профессиональное обучение, участие в производительном труде, религиозную и культурную деятельность и такие терапевтические мероприятия, которые могут быть осуществлены».

Указанная норма помогает в работе с лицами, совершившими преступления против свободы, чести и достоинства, а также преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Опыт США можно внедрить и успешно использовать в отечественной пенитенциарной системе. Одним из признанных в Европе является опыт обращения с осужденными в Германии, где срок заключения используется для подготовки правонарушителя к возвращению в нормальную жизнь. В пенитенциарный период осужденных учат подчиняться законам, нести ответственность за поступки, обеспечивать свое существование. По мнению специалистов, указанные цели не могут быть достигнуты, если в тюрьме осужденный окончательно утратит человеческое достоинство.

Только сведение к минимуму различий между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе может предотвратить полный распад личности, снизить уровень рецидивной преступности. В уголовно-исполнительном законодательстве Германии говорится о таком исполнении наказания, которое с помощью процесса ресоциализации формировало бы у осужденных социальную ответственность. По требованию осужденного ему оказывается помощь специалиста по социальной работе, священника и психолога. Как и в других странах, в Германии осужденные вовлекаются в трудовую деятельность, школьное обучение, а также профессиональную подготовку.

Немецкий опыт рожден дальновидностью, в тюрьмах Германии заключенных обучают современным специальностям, которые востребованы обществом, чтобы после освобождения они нашли свое место и смогли плодотворно трудиться, обеспечивая себя. По справедливому убеждению немецких специалистов, такая организация работы с заключенными является одним из способов борьбы с рецидивной преступностью. В тюрьмах Германии активно используется такая форма дистанционного обучения, как ТВ-учеба, однако возникают сложности при сдаче зачетов и экзаменов в связи с изоляцией осужденных.

Предоставление исправительным учреждением осужденному возможности работать направлено на реализацию естественных прав личности и ее ресоциализацию. Осужденных в ФРГ помещают в тюрьмы, расположенные ближе к их дому, что способствует минимизации разрыва социальных связей между осужденными и их окружением. Применение таких методов в уголовно-исполнительной системе позволяет уменьшить количество общественных и личных конфликтов, способствует коммуникации, согласию и терпимости, получению образования осужденными.

В Германии в процессе социальной адаптации принимают активное участие общественные организации и попечительский совет. Попечители помогают администрации исправительного учреждения приблизить обстановку в заключении к жизни на свободе. Проводится так называемая групповая психотерапия, организуются беседы, помогающие сглаживать конфликты между тюремным персоналом и осужденными. В соответствии с законодательством Германии освобождаемым оказывается материальная помощь, содействие в трудоустройстве.

К моменту освобождения им помогают найти работу и жилье, а также выделяют денежные средства на проезд и одежду. Помощь осуществляется за счет средств, которые осужденный, отбывая наказание, вносил на свой счет. В исправительных учреждениях Германии осужденным оказывается помощь на протяжении всего срока отбывания наказания, что способствуют успешной интеграции освободившегося в общество.

Образование в немецких тюрьмах в настоящее время находится на паритетных началах с работой, которую заключенные обязаны выполнять. Уголовное право в данном контексте предоставляет особые льготы для заключенных, особенно для тех, у кого нет аттестата зрелости. Данные об условиях жизни правонарушителей в Германии отсутствуют. Федеральная Рабочая Группа в 2003/2004 годах провела специальный анализ по правонарушителям, который оказался достаточно глубоким и выявил значительные отличия в условиях жизни законопослушных граждан по сравнению с правонарушителями. 14,2% опрошенных правонарушителей не получили базового образования, по сравнению с 3% такой же категории среди опрошенных законопослушных граждан. 49,3% правонарушителей по данным опроса не имеют аттестата зрелости, тогда как среди законопослушных граждан – 44,6%.

Из опрошенных правонарушителей 36,5% имеют сертификат по дополнительному обучению, среди законопослушных граждан эта доля составляет 48%. Среди преступников старше 25 лет 28,9% не имеют никакого сертификата о профессиональной подготовке, в то время как у законопослушных граждан этот показатель меньше наполовину: 10,1% мужчин и 16,3% женщин не имеют сертификата о профессиональной подготовке.

Таким образом, можно предположить, что из 56 562 заключенных, которые в настоящее время находятся в немецких пенитенциарных учреждениях, многие нуждаются в обучении грамоте и получении базового образования. Все они имеют право на доступ к образованию во время своего отбывания наказания, вместо выполнения трудовых обязательств. На основании подтвержденных данных роста перспектив на рынке труда, после отбывания наказания за счет улучшения условий обучения облегчается переход из заключения в повседневную жизнь. Создание этих возможностей для заключенных получает все большее признание и поддержку. В дополнение к программам профессиональной подготовки предложения о базовом образовании и повышении квалификации также включены в спектр образования в тюрьмах. Уже в течение нескольких лет все большее значение в данном контексте приобретает тема электронного обучения.

С 2002 года, например, заключенные JVA Берлин-Тегель могут окончить университет Хаген, используя режим онлайн. Были установлены Интернет-соединения, которые тщательно контролируются, хотя деятельность в Интернете авторизованных заключенных строго ограничена. Контакты между студентами, связанными обучением, возможны и допускаются. В земле Нижняя Саксония за последние годы проведена большая работа. В этой земле заключенные могут пользоваться отдельными сайтами, а также отправлять короткие сообщения через ПК с помощью специальной системы, однако такое обслуживание связано с существенными затратами для пользователей.

Немецкая Ассоциация Народных Университетов (DVV) с помощью своего онлайн-портала ich www.ich-will-lernen.de предлагает универсальное и давно проверенное приложение, которое увеличивает возможности для получения базового образования на Интернет основе в тюрьмах. При финансовой поддержке Федерального министерства образования и научных исследований (BMBF), DVV разработал учебный портал для обучения взрослых. Сайт www.ich-will-lernen.de впервые был запущен в 2004 году, и с тех пор постоянно развивается. Сегодня он предлагает более 31 000 упражнений по обучению грамоте, подготовке к сдаче экзамена на получение документа об окончании школы, доступен для использования в любом месте.

С 2007 года интернет-портал www.ich-will-lernen.de стал доступен для заключенных и преподавателей в пенитенциарных учреждениях как привлекательный и современный способ обучения. Обучающий портал был отмечен несколькими наградами, и подходит как для начинающих, так и для учащихся с базовым уровнем знаний. Пользователи могут зарегистрироваться анонимно в режиме онлайн, и их обучение сопровождается преподавателями в режиме реального времени. Учебные заведения могут использовать портал в качестве комбинированного учебного инструмента и создавать онлайн-курсы для поддержки их обучения.

Сайт www.ich-will-lernen.de предназначен как для функционально неграмотных, так и для учащихся или других лиц, которые были вы- нуждены прервать обучение, а теперь хотят получить свой аттестат зрелости. Концепция портала включает в себя в общей сложности 16 уровней обучения. Начиная от индивидуального обучения алфавиту, до восстановления обучения на получение аттестата зрелости, любой человек может постепенно передвигаться на следующий уровень обучения. После сдачи квалификационного теста могут быть завершены еще шесть уровней обучения грамоте.

После этого любой обучающийся автоматически переходит на уровень получения школьного образования. В то время как упражнения по обучению грамоте имеют конкретные ссылки, уровень получения школьного образования имеет практическую направленность и вместо строго управления пользователем при обучении грамоте здесь сферы обучения и упражнения можно выбирать автономно. Дизайн этих двух сфер обучения тесно взаимосвязан. 5 и 6 уровни обучения грамоте постепенно готовят обучающихся к последующим изменениям. Первый уровень направлен на получение школьного аттестата и используется для повторения, укрепления и углубления основных знаний. Весь материал обучения состоит из 57 различных типов задач, таких как приключения, домино, кроссворды, пирамиды чисел, быстрое вычисление, коэффициенты, математические карточки и многое другое. Имеется широкий спектр программных свойств, дизайн которых настолько отличается различными рисунками и графи- кой, что вряд ли найдешь хоть одно упражнение похожее на другое. Различные элементы дизайна сочетаются с интуитивно понятным управлением, поэтому обучающимся быстро становится ясно, какие действия требуются от них. Обучение грамоте включает модули письма и счета, дополнительные задания, например, «организация повседневной жизни и обучение», в котором практикуются такие задачи, как «организовать переезд».

Упражнения имеют звуковые подсказки и ссылки на повседневную жизнь в различных сценариях. Предлагаются разные темы, например, «Посещение банка» или «Покупки в супермаркете». Упражнения представлены в сценариях, связанных с организацией повседневной жизни, например, «Жизнь и деньги» – тема обучения для получения базового экономического образования, которая соединяет раздел «чтение и письмо» с разделом «вычисления».

В ходе подготовки к получению школьного аттестата предлагаются упражнения по английскому языку, математике и немецкому языку, а также темы, связанные с профессиональным обучением. Упражнения подходят для использования, как в обучении взрослых, так и школьников. Содержание предлагаемого обучения учитывает требования учебных программ средних школ и может быть использовано по всей стране. В разделе «Жизнь и деньги» дается всесторонняя информация и учебные материалы для экономического обучения, которые подходят как для обучения грамоте, так и для получения школьного аттестата. Эта тема очень актуальная, разработана специально для заключенных, потому что, согласно анализу, проведенному Техническим Университетом города Дармштадт, более 60% из них имеют долги. Упражнения по таким темам как потребление, коммунальные обязательства или пенсии связаны с конкретными жизненными ситуациями из жизни обучающихся.

Навыки ежедневной экономики укрепляются и инициируются по собственной инициативе, поддерживается обучение ответственному управлению собственными ресурсами. Обучающиеся учатся лучше оценивать свою сферу деятельности и опыт работы, чтобы активно и ответственно управлять своей экономической жизнью. В дополнение к фактическим сферам обучения предлагаются и развлечения: игры, различные тексты для чтения и ежедневные новости, которые предоставляются агентством Agence France-Presse GmbH, и которые постоянно обновляются и автоматически импорти- руются в систему.

В заключение следует отметить, что реформирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации невозможно без учета методов и форм работы зарубежных стран при рассмотрении вопросов социальной адаптации осужденных. Считаем необходимым ч. 1 ст. 112 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции: «В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования (при его отсутствии), а также профессионального образования с учетом личной заинтересованности осужденных и востребованности профессий в обществе».

Статью 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации целесообразно дополнить п. 1.1 следующего содержания: «1.1. Администрация исправительных учреждений должна обеспечить осужденных профильными рабочими местами для закрепления профессиональных навыков, полученных в местах лишения свободы». Для реализации указанных положении необходимо на базе колоний создавать не одно монопроизводство, а нескольких мастерских с учетом интересов осужденных в рамках полученного профессионального образования.

Также целесообразно включить в Уголовно- исполнительный кодекс РФ статью, закрепляющую за осужденными, склонными к употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ, ВИЧ-инфицированными, право на специальную помощь (трудоустройство, медицинское обслуживание, жизнеобеспечение).

Существуют такие основные этапы процесса исправления в воспитательных колониях[20]:

1. Подготовительный этап.

Поступая в места лишения свободы для того, чтоб отбывать срок наказания, проводится беседа с заключенным, изучается его личное дело и с помощью беседы проводится педагогическая диагностика. Во время которой выясняется, что представляет собой осужденный как индивид. Какие причины его девиантного поведения. Существуют ли положительные моменты личности, какое его отношение к решению суда, к сроку и т.д.

Эти данные помогают педагогам выделить определенные цели и задачи в перевоспитательной работе на первичный и последующие периоды срока наказания. Также учитываются особенности взаимодействия с заключенным и возможности для их реализации.

Такая база определяет вариант или методику реализации действующей в данной воспитательной колонии технологии, которая может применятся для перевоспитания каждого осужденного индивидуально.

2. Этап непосредственной реализации.

Начинать реализовывать технологию стоит с работы по оказанию помощи заключенному, в адаптации к новым для него условиям жизни. Работая с рецидивистами, стоит учитывать особенности их вхождения в окружение и учитывать возможность появления конфликтной ситуации между осужденным и коллективом, группой и другими заключенными. В таких вариантах и характер педагогической работы наполняется специфическим содержанием, которое определяется при помощи опыта воспитателей и окружающей среды.

Поэтапно заключенный вливается в общий, уже сложившийся исправительно-воспитательный процесс на срок, который был осужден. Завершается период адаптации медленным втягиванием заключенного в общий ритм отдыха и труда, а также во взаимоотношения с окружающими заключенными. Сам исправительный процесс имеет свой ряд подэтапов.

Чтоб реализовать технологию исправления, в общем процессе, педагогу необходимо иметь огромное терпение, гибкость, творчество, инициативу, оптимизм, уверенность в своей способности добиваться положительных результатов у каждого из осужденных.

Действенность практической реализации всего исправительного процесса обеспечивается при помощи искусства педагогической деятельности воспитателей, а эффективность можно определить степенью исправления осужденных.

Выводы к первой главе

 

Исходя из вышеописанного можно сделать выводы, что проблемами обучения и воспитания преступников, заключается в:

Недостаточно разработанной нормативно-правовой базе, которая закрепляет принципиальные различия в организации учебно-воспитательного процесса школе воспитательной колонии и в обычной общеобразовательной школе. Государственные стандарты не разработаны специально для воспитательных колоний. Они не учитывают психологические особенности контингента учащихся.

Также плохо развита государственная система подготовки специальных кадров, для работы в таких учреждениях. Поэтому колонии не имеют необходимое количество высококвалифицированных педагогов, которые имеют возможность эффективно решать возникшие перед ними задачи. Также нет специальной системы для повышения квалификации для пенитенциарных педагогов.

Нет специально разработанного учебно-методического аппарата, который необходим для того, чтоб организовать эффективный учебно-воспитательный процесс в колониях. К примеру, учебники, которые используются, не соответствуют уровню развития подростков, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Они не учитывают психолого-педагогические особенности учащихся. Не существует научно-методических рекомендаций для педагогов, работающих в местах лишения свободы.

Очень медленно совершенствуется материально-техническая база. Школы в колониях не обеспечиваются необходимым количеством учебников. Не выделяются материальные средства для комплектации компьютерных классов, мультимедийных проектицонных систем и другого учебного оборудования.

Негативное влияние на эффективность работы школы оказывает текучесть контингента. Это связывается с небольшими сроками пребывания заключенных в колонии. У поступающих не успевает сформироваться психологическая готовность к обучению в школе, а также восприятие воспитательного воздействия на них. В решении учебных и воспитательных задач не уделяется должного внимания тому взаимодействию, которое должно существовать.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что в воспитательных колониях существует огромное количество проблем. Они делают процесс воспитания заключенных не эффективным на столько, на сколько это может быть.

Именно поэтому перед педагогикой стоит задача в разработке и апробации на базе одной из колоний организационно-педагогических условий для эффективного обучения и воспитания несовершеннолетних осужденных. Они помогают смоделировать учебно-воспитательный процесс, который направляется на максимальную реализацию индивидуального потенциала каждого из воспитанников. При этом помогать накапливать подросткам положительный опыт для того, чтоб в будущем успешно социализироваться.

Решить данную задачу возможно при условии общей заинтересованности представителей педагогики, отраслевой науки т руководителей колоний. Такие попытки уже совершались, но они были малоэффективны. Именно поэтому проблемы, которые описывались выше до сих пор остаются актуальными и нуждаются в своем разрешении.

 

 

Алексашкина, Л. Н. Концепция исторического образования в средней школе / Л. Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 6. – С. 19–34.

Байбородова, Л. В. Повышение воспитательных возможностей уроков истории / Л. В. Байбородова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 1. – С. 27–32.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы»: [утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2001 № 122] // Предпринимательское право [Электронный ресурс]: портал правов. поддержки предпринимат. деятельности. – Режим доступа: https://www. businesspravo.ru.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: [утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р] // BestPavo [Электронный ресурс]: информационно-правов. портал. – Режим доступа: https:// www.bestpravo.ru.

Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года: [утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751) // Гарант [Электронный ресурс]: информационно-правов. портал. – Режим доступа: https://base.garant.ru.

О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях: письмо Минобразования России от 02.04.2002 № 13-51-28/13 // Законы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.lawrussia.ru. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации: [одобрены Правительством РФ 09.12.2004 г., протокол заседания № 47, разд. I] // Школа радости, творчества, успехов [Электронный ресурс] / А. А. Киреева. – Режим доступа: https://kireeva.friendstv.ru.

Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2013

Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки / С.В. Познышев. М.: Минкомпрос, 1923. С. 218.

Закон СССР от 11.07.1969 «Об утверждении основ исправительно-трудового законодатель- ства Союза ССР и союзных республик».

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации № 1-ФЗ 0. Принят 18 декабря 1996 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.

Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости ВС СССР. – 1976. – №17. – Ст. 291.

Конвенции МОТ №29 «Относительно принудительного или обязательного труда» // Ведомости ВС СССР. – 1956. – №13. – Ст. 279.

Багреева Н. Пенитенциарная система Финляндии / Н. Багреева // Преступление и наказание. – 1995. – №8. – С. 11-17. 28.Бегишева К.А. Организация труда осужденных в уголовно- исполнительной системе: направление деятельности: дис.... канд. экон. наук/ К.А. Бегишева. – Томск, 2012. – 200 с. 29.Белова С.Н. Правовые аспекты привлечения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, к оплачиваемому труду / С.Н. Белова, В.В. Волкова // Вестник института: преступление, наказание, исправление. –2017. – № 3 (39). – С. 39-43.

Воронина Н.П. Правовое регулирование отношений по привлечению лиц, осужденных к лишению свободы, к труду: российский и зарубежный опыт / Н.П. Воронина // Сборник материалов II Международной научно– практической конференции. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 173-182.

Дерюга Н.Н. Организационно-правовые проблемы занятости осужденных, содержащихся в местах лишения свободы: дис.... д-ра юрид. наук/ Н.Н. Дерюга. – Владивосток, 2003. – 476 с.

Шлыков В.В. Начальник исправительного учреждения в механизме трудовой адаптации осужденных / В.В. Шлыков // Уголовно- исполнительная система: право, экономика, управление. – 2007. – №5. – С. 18-21.

Шлыков В.В. Организационно-правовые основы производственной деятельности исправительных колоний в целях исправления и трудовой адаптации осужденных: дис.... канд. юрид. наук / В.В. Шлыков. – Рязань, 2007. – 190 с.

Яковлев С.П. Организационно-правовые формы трудоиспользования лиц, осужденных к лишению свободы в дореволюционной России (XVII – 84 начало XX вв.): дис.... канд. юрид. наук / С.П. Яковлев. – Чебоксары, 2005. – 202 с.


[1] Алексашкина, Л. Н. Концепция исторического образования в средней школе / Л. Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 6. – С. 19–34.

 

[2] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

 

[3] Байбородова, Л. В. Повышение воспитательных возможностей уроков истории / Л. В. Байбородова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 1. – С. 27–32

[4] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы»: [утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2001 № 122] // Предпринимательское право [Электронный ресурс]: портал правов. поддержки предпринимат. деятельности. – Режим доступа: https://www. businesspravo.ru.

 

[5] Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года: [утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751) // Гарант [Электронный ресурс]: информационно-правов. портал. – Режим доступа: https://base.garant.ru.

[6] Там же

[7] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: [утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р] // BestPavo [Электронный ресурс]: информационно-правов. портал. – Режим доступа: https:// www.bestpravo.ru.

 

[8] О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях: письмо Минобразования России от 02.04.2002 № 13-51-28/13 // Законы России [Электронный ресурс]. – Режим



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: