Основные методы денежной оценки природных ресурсов




Экономическая оценка природных условий и ресурсов

Очень сложно оценить значение ОС и реальную стоимость природных ресурсов. Занижение этой цены приводит к занижению экологического ущерба и экстернальных (внешних) издержек для ОС.

Экологические издержки включаются в число общих затрат предприятия, т.е. являются для него внутренними (интернальными) издержками. Издержки, вызываемые загрязнением и деградацией ОС, являются для предприятия-загрязнителя внешними (экстернальными). Они проявляются в увеличении затрат других предприятий и общества в целом на очистку воды, воздуха и др.сред от загрязнений. Также эти издержки приводят к снижению урожайности, ускорению коррозии металлов, ухудшению здоровья населения. Поэтому общество в целом заинтересовано в снижении экстернальных издержек.

Чтобы заинтересовать предприятие в снижении прессинга на ОС необходимо экстернальные издержки превратить в интернальные, тогда руководителям придется бороться с ними! Наиболее перспективным методом интернационализации экстернальных издержек считается введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал природной среды, тогда экстернальные издержки общества превращаются в интернальные издержки владельца ассимиляционного потенциала. Эффективным также считается введение рентной оценки природных ресурсов, т.к. это позволит учесть все выгоды и затраты от их использования.

 

Основные методы денежной оценки природных ресурсов

1. Рыночные методы основаны на использовании данных рынков (цены продаж, тарифы и платежи, аукционные цены и т.д.).

1.1. Рыночная (рентная) оценка возобновимых ресурсов основана на определении дохода (ренты) от эксплуатации, определенного с использование данных рынка.

1.2. Рыночная оценка невозобновимых ресурсов основана на определении стоимости существующих запасов угля, газа, металлов и т.д. с учётом их истощения. Применяются: метод издержек пользователя и метод текущей стоимости)

1.3. Оценка через товары-заменители. Например, искусственные бассейны могут до определенной степени заменить природные озёра. Товары-заменители частично могут понизить цену природного ресурса.

 

2. Нерыночные прямые методы оценки ресурсов позволяют определить их ценность в ситуациях, когда не существует рынков этих ресурсов или они ещё плохо развиты. Тогда стоимость ресурсов определяется его ценностью для конкретных потребителей, т.е. в принципе не должно превышать стоимость, которую в пределе может платить покупатель.

2.1. Метод субъективной оценки стоимости (СОС) – опрос потребителей для выявления реакции на предполагаемый товар и его цену. Лицензия на китов

2.2. Метод транспортно-путевых затрат – потребители несут прямые транспортные расходы или тратят своё время, чтобы посетить природный объект. На основе расходов посетителей складывается стоимость ресурса (объекта) и выгода его использования минус средства по «уходу» или обслуживанию объекта. Поездка в Антарктиду

2.3. Метод гедонического ценообразования – определяется по тому насколько население готово платить за экологичность товара. Например, в одном районе за землю и дом платят гораздо дороже, чем в других регионах. Так определяется величина стоимости качества среды.

2.4. Метод превентивных расходов – это расходы на смягчение ущерба от загрязнения в качестве заменителя спроса на оцениваемое благо.

 

3. Методы нерыночной косвенной оценки – основаны на использовании данных об издержках на устранение последствий ухудшения качества ОС. Например, загрязнение почвы оценивается через уменьшение урожайности с/х культур, очистка водоёма от ила – через затраты на эти работы.

3.1. Метод функции ущерба – применяется подход «доза-эффект» для оценки экономической стоимости экологического изменения.

3.2. Метод функции производства – сопоставление процесса производства с затратами на факторы производства (земля, рабочая сила, капитал). Экологические факторы производства – плодородие почв, качество воды и воздуха и т.п., определяются качеством семян, количеством и качеством вносимых удобрений, рабочей силой.

3.3. Метод человеческого капитала – основан на оценке стоимости ухудшения состояния здоровья населения в негативной среде обитания.

3.4. Метод стоимости восстановления – основан на оценке затрат, необходимых для предотвращения, ликвидации или смягчения последствий деградации среды.

 

Включение оценки природных ресурсов и условий в состав национальных богатств страны. Для очень многих природных благ и условий нет традиционных способов оценки, нет соответствующих рынков, стандартных спроса и предложения и т.д. Но эти ресурсы всё равно надо оценивать т.к. у них есть стоимость. Некоторые страны уже создали национальные эколого-экономические счета, включающие физические и стоимостные оценки ресурсов и состояния ОС. Они используются для оценки экологических издержек и устойчивости экономического развития. В 1993 г. для сопоставления таких оценок на межстрановом уровне Статистическое бюро ООН разработало руководство для подготовки национальных эколого-экономических интегральных счетов.

 

Экономические меры регулирования ПП и охраны ос

1. Налоги. Налогообложение – введение особых экологических налогов для установления зависимости между отчислениями с предприятий в доход бюджетов и степью вреда, наносимого ими ОС. Они делятся на 2 группы: регулирующие налоги – направлены на предотвращение вреда ОС; финансирующие налоги – используются для финансирования природоохранных мероприятий.

Различают прямые налоги (за выбросы), они являются стимулом для предприятия снижать загрязнения и косвенные – платежи за экологически грязную продукцию, они поощряют снижение потребления такой продукции.

Налоговое стимулирование может быть: негативным - дополнительное налогообложение экологически вредной продукции (опасные технологии); позитивным – частичное или льготное за экологически более чистые технологии в производстве.

Исчерпаемые ПИ со временем сокращаются, поэтому при их разработке предусмотрены разнообразные виды налоговых скидок за: 1) «истощение по издержкам» (т.е. рост издержек на разведку); 2) снижение качества ресурса; 3) уменьшение годового производства.

Неисчерпаемые ресурсы – налог с дохода не учитывает истощение ресурса.

 

2. Платежи. Платежи за природные ресурсы делятся на 2 группы.

1. Платежи, покрывающие административные расходы на функционирование управленческих структур и контроль деятельности предприятий. Они уплачиваются за предоставление или возобновление права на ПП; за лабораторные анализы; за геологические исследования; за топографическую съёмку местности; за оценку природного объекта; за регистрацию и сертификацию документов.

 

2. Платежи за изъятие дифференциальной ренты

2.1. арендная плата или земельная рента – плата за исключительное право использования природного ресурса на данной территории. Рассчитывается за единицу территории и уплачивается собственнику земли – правительству.

2.1. дифференциальная рента – платёж государству за привилегию использовать истощаемые (ограниченные) ресурсы.

2.3. пошлины – устанавливаются при экспорте или импорте продукции ПП. Экспортны пошлины изымают доходы, возникающие за счёт различия в мировых ценах на сырьё и товары. Но эти пошлины не должны ослаблять позиции местного производителя на мировом рынке, а импортные пошлины – на внутреннем рынке сырья и продукции.

 

Платежи за виды ресурсов:

Платежи за землю зависят от типа отношений собственности: землевладение, бессрочное (постоянное) или временное пользование, аренда участка. В России от платы за землю полностью освобождены 23 категории землепользователей: ООПТ, дендрологические парки, ботанические сады, земли для с/х нужд особенно нарушенные и малопродуктивные.

Платежи за пользование недрами:

разовый сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе, тендере) за право пользования недрами;

периодический сбор (плата) за лицензию на недропользование;

регулярные платежи за пользование недрами;

отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

акцизы – косвенный налог на отдельные виды минерального сырья на месторождениях с относительно лучшими условиями добычи;

плата за геологическую информацию о недрах;

платежи за землю или за акваторию и участок дна территориального моря;

др. налоги, сборы и платежи, предусмотренные конкретным законодательством.

 

Платежи за водные ресурсы (водопользование): плата на содержание гос. учреждений, управляющих водными ресурсами и их использование в пределах конкретного водного источника (бассейна). Существует 2 схемы взимания платы:

1) жёсткое гос.регулиррование размеров платы. Все платежи направляются в гос. бюджет и расходуются в дальнейшем на эту же отрасль (Россия, Австралия, Азия, Африка);

2) корпоративное управление использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользоателей, объединяющихся в бассейновые объединения (Зап. Европа, США, Канада). Государство получает налоги от бассейновых объединений, которые потом используются для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсаций льготным категориям водопользователей.

 

Платежи за лесопользование: за заготовку древесины, отпускаемой на корню; за заготовку живицы; за заготовку второстепенных лесных материалов; за побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, заготовка древесных соков для продажи, заготовка трав, ягод, мёда, плодов, грибов, орехов, размещение ульев, пасек и т.п.). Платежи осуществляются в виде лесных податей (при краткосрочном пользовании) или арендной платы за длительное пользование участком леса.

 

Платежи за объекты животного мира: платежи за изъятие объектов охоты и рыболовства; за краснокнижные виды. Вредоносные виды в случае угрозы могут уничтожаться бесплатно, а иногда за это даже объявляется вознаграждение (отстрел ворон, лисиц, диких кабанов, лосей и волков).

 

Платежи за загрязнение среды и вредные воздействия на природные ресурсы и условия: налоги в виде сборов гос. налоговой системы и вненалоговые сборы, поступающие во внебюджетные специализированные фонды.

 

Плата за нормативное загрязнение ОС определяется с учётом объёмов отходов, уровня шума, радиации, теплового воздействия и т.п. принцип «загрязнитель платит».

 

Плата за сверхлимитное (сверхнормативное) загрязнение ОС определяется путём умножения соответствующих ставок платы за загрязнение на величину повышения фактической массы выбросов или сбросов ЗВ, объёмов размещаемых отходов или уровней вредного воздействия над установленными лимитами.

 

3. Субсидии – это специальные выплаты предприятиям-загрязнителям, которые сами пытаются снижать загрязнения.

Система обязательной ответственности (вариант страхования), когда загрязнитель рассчитывает предполагаемый ущерб ОС, тогда он оплачивает страховой полис или страхуется активами своего предприятия. Другой вариант, когда загрязнение прогнозируемо заранее (добыча ПИ), тогда в качестве гарантий выступает денежный депозит (вклад), вносимый предприятием-загрязнителем.

 

4. Система целевого резервирования на утилизацию отходов (система депозит-выплата): покупатель, приобретая «эк. грязный» товар платит как бы большую цену, которая пойдёт на его утилизацию (пустые бутылки или жест. банки). Иногда сами корпорации для «озеленения» имиджа и снижения налогового бремени предлагают программы утилизации своего же использованного товара при приобретении у них нового товара (обмен старых авто на новые).

 

Рыночные методы управления ПП

Это самые «молодые» методы.

Рынок квот на выбросы ЗВ, если предприятия или регионы не выбрали свои квоты по выбросам определённых веществ (переоснастились), то они могут их продать другим, но заменять виды выбросов на другие нельзя. В США этот метод используется с 70-х гг. ХХ в.

Принцип «пузыря» - установка допустимого объёма загрязнения для определённой территории. Тогда все ПП объединяются для решения проблемы снижения загрязнения и кто больше, кто меньше её финансирует.

Банки прав на загрязнение, когда предприятия успешно сокращают свои выбросы, вкладывают сэкономленные права на загрязнение в специальный банк, являющийся посредником и распорядителем «прав на загрязнение», продающим и покупающим их, он же осуществляет их учёт. Банки могут предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты – временные права на увеличение выбросов.

Биржи прав на загрязнение – это посреднические организации для осуществления сделок по торговле квотами на выброс.

 

Распределение доходов от отраслей ПП в федеративных государствах

В унитарных государствах бюджетная система имеет 2 уровня – центральный и местный. В федеративных государствах бюджеты разделяются на 3 уровня: федеральный, региональный (субъектов федерации) и местный.

На федеральный уровень перечисляются прямые налоги на прибыль корпораций, косвенные налоги типа акциза и экспортные пошлины.

В Канаде большая часть доходов остаётся в распоряжении провинций, в Бразилии 60% аккумулируется в центре. В США на федеральный уровень, кроме приведённых выше, перечисляется большая часть платежей за добычу ПИ с федеральных земель, где государство выступает собственником недр.

Конечно, регионы могут вводить свои налоги, косвенно перераспределяющие часть рентного дохода от ПП.

Налоги регионального уровня:

Налоги субъекта федерации на ресурсы, находящиеся в собственности региона;

Налоги на выпуск («налог суверена») или роялти, подобие экспортной пошлины, гарантируют государству получение дохода пока предприятие не вышло на проектную мощность. Рассчитываются, ка процент от стоимости произведённого сырья и составляют 4-10% стоимости добытого металла и 10-20% стоимости нефти и газа. высокие ставки этого налога сдерживают расширение разработки месторождений, это сокращает местные налоги.

Российские «фонды развития» аналогичны зарубежным траст-фондам (Якутия, Сахалин), но они пока абсолютно не сопоставимы с зарубежными (Аляскинский траст-фонд). Если бы у нас действовали и СОБЛЮДАЛИСЬ такие же правила их формирования, то в России з последние 25 лет в них могло бы накопиться 200 млрд долл, что способствовало бы постоянному повышению уровня жизни местного населения в районах добычи ПИ (на региональном уровне).

 

Налог на выпуск обычно дополняется уплатой бонуса при выигрыше тендера, он большой, т.о. отсеиваются финансово несостоятельные компании. Если производитель так и не достигнет проектной мощности, то владелец прав на разработку ПИ несёт убытки, а государство уже получило свою долю. В США бонус на разработку месторождений угля достигают 25 млн долл. за месторождение.

 

Платежи за загрязнение являются важными внебюджтеными источниками получения средств регионами. Однако проблема заложена в распределении этих средств. Например, Свердловская область перечисляет в федеральный бюджет 93,5% от собранных на её территории экологических платежей, а Татарстан, Якутия, Чечня и Ингушетия всего по 0,6%. Т.е. проблема заложена в неравенстве прав субъектов федерации на общефедеральные и региональные природные ресурсы, поэтому и финансовые отчисления за них разные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: