Основными видами аварий с обсадными колоннамиявляются:
1. Прихваты обсадныхколонн.
2. Падение отдельных труб и секций колонн вскважину.
3. Смятие обсадныхколонн.
4. Разъединение обсадной колонны по резьбовомусоединению.
5. Прочиеаварии.
Прихваты обсадных колонн происходят по следующим причинам:
1. Плохая подготовка ствола скважины перед спускомколонны.
2. Применение раствора при подготовке ствола и его промывке, параметры которого не соответствуютГТН.
3. Резкие изменения зенитного и азимутального угловскважины.
4. Остальные причины прихватов обсадных колонн аналогичны причинам прихватов БК (гл.10).
Падение отдельных труб и секций колонн в скважину обусловлено:
1. Неисправностью спуско-подъёмного оборудования (элеваторы, спайдер- элеваторы, клинья из-за несвоевременной проверки их состояния ультразвуковой де- фектоскопией не позволяют своевременно выявить развитие усталостныхтрещин).
2. Наличием уступов в скважине, в результате чего на них возможна останов- ка обсадной колонны и открытиеэлеватора.
3. Вырывом труб из муфт, чемуспособствуют:
- некачественная нарезкарезьбы;
- недостаточное крепление трубы вмуфте;
- свинчивание резьбовых соединений с перекосом ихосей;
- приложение растягивающих нагрузок, превышающих допустимые(например,
при натяжении колонны при прихвате);
- отсутствие контроля затяжки резьбы моментомерами, устанавливаемыми на ключах.
Смятие обсадных колонн характерно:
1. При несвоевренной доливке обсадных колонн при ихспуске.
2. При чрезмерной разгрузке колонны на забой, особенно в кавернозных ин- тервалах и большой разнице диаметров скважины иколонны.
3. При опорожнении колонны в процессе подъёма БК наружными давлениями в местах отсутствия цементногокольца.
|
4. При обратном промерзанииММП.
К прочим авариям с обсадными колоннами относятся:
1. Отсоединение нескольких нижних труб от обсадной колонны после цемен- тирования или во время работы в ней. Как правило, это происходит, если колонна спущена не до забоя, а также при установке башмака в кавернозных мягких несвязан- ных породах и большой кривизне стволаскважины.
2. Невозможность отсоединения колонны БТ от секции обсаднойколонны.
3. Прорезание «окна» в обсадной колонне и забуривание нового ствола при разбуривании цементногостакана.
Предупреждение аварий с обсадными колоннами:
1. Перед спуском колонны обязательная проверка всего оборудования, в том числе ультразвуковойдефектоскопией.
2. Опрессовка обсадных труб; их осмотр; проверка номинальных диаметров и размеров, конусности резьб; контроль качества труб дефектоскопами; сортировка и маркировка обсадныхтруб.
3. При транспортировке обсадных труб на буровую применять специальный транспорт. Запрещается сбрасывать трубы и транспортировать их волоком. На каж- дые 1 000 м обсадных труб доставляется 50 мзапасных.
4. Осуществление повторного осмотра на буровой для выявления вмятин, дефек- товицарапин.Передспускомвскважинуобязательнаяшаблонировкатруб(табл.11.1).
5. Приведение параметров бурового раствора требованиям ГТН. Обязательная проработка ствола скважины перед спуском обсадной колонны. Проведение полного комплекса геофизическихисследований.
6. Применение специальных смазок при спуске обсадныхколонн.
|
7. Докрепление ключами обсадных труб, особенно нижних. Использование специальной технологической оснастки (башмак, обратный клапан, центраторы, тур- булизаторы, скребки, пакеры и т.д.).
8. Производить своевременный долив обсадной колонны приспуске.
9. В процессе спуска обсадной колонны осуществлять постоянный контроль за характером вытеснения бурового раствора из скважины. Ограничивать скорость спуска обсадной колонны. При остановках производить периодическое расхаживание колонны.
10. Цементирование колонн осуществлять в подвешенном состоянии для избе- жания её изгиба. Разгрузка колонны осуществляется только послеОЗЦ.
11. Разбуривание цементных стаканов производить только после установки ПВО и приведении параметров раствора требованиям ГТН. Монтаж ПВО произво- дится не ранее чем через 12 ч послецементажа.
12. После ОЗЦ и установки ПВО обсадную колонну испытывают на герме- тичность.
Таблица 11.1 – Размеры шаблонов
Диаметр обсадных труб, мм | Длина шаблона, мм | Наружный диаметр шаблона, | мм |
114-219 | D – 3 | ||
245-340 | D – 4 | ||
D – 5 |
Примечание: D – номинальный внутренний диаметр обсадной трубы, мм
Ликвидация аварий с обсадными колоннами. При прихвате колонны следует восстановить интенсивную промывку и одновременно расхаживать колонну. Расхажи- вание производится без резких посадок, усилие при натяжении колонны не должно пре-вышать 50-100 кН от веса колонны до прихвата. В случае неуспешности этих мерколонну цементируют в месте вынужденной остановки. Когда требуется в обязательном порядке доспустить колонну, то пытаются её освободить при помощи ванны или сплош- ной промывки скважины водой, нефтью или кислотой. При отсутствии циркуляции в ко- лонне выше стоп-кольца простреливают 15-20 отверстий, через которые пытаются восстановить циркуляцию. В случае неудачи с помощью прихватопределителя или АКЦ определяют интервал прихвата. Затем над верхней границей прихвата простреливают 15-20 отверстий и опять восстанавливают циркуляцию. Если после этого колонна не освободилась, то, как правило, колонну цементируют в данном интервале.
|
Кроме этого, возможно извлечение прихваченной колонны по частям. Извлече- ние упрощается, если можно произвести обуривание прихваченной обсадной колон- ны. В этом случае обуривают часть колонны, спускают преимущественно наружную труболовку или наружный ловитель, соединяют её или его с извлекаемыми трубами и
пытаются извлечь трубы расхаживанием. Если это не удаётся, то в скважину спуска- ют труборез и срезают обуренную часть колонны. Затем операцию повторяют. При- менение последовательного обуривания со срезанием колонны труборезкой позволяет извлечь всю прихваченную обсадную колонну.
Возможно также применение следующего метода ликвидации аварии. Обреза- ют прихваченную обсадную колонну над местом прихвата и последующими спуска- ми труборезки с силовым конусом разрезают прихваченные трубы на части. Длина вырезаемого участка трубы составляет 1,5-2,0 метра. Этот метод целесообразно при- менять, если длина прихваченных труб небольшая. Помимо этого можно небольшие участки колонн в подобных случаях разрушать забойными фрезерами.
Упавшую в скважину часть колонны обсадных труб извлекают ловителем или труболовкой для обсадных труб (в основном типа ТВО). Использование неосвобож- дающихся ловильных инструментов нежелательно. Обсадные трубы и часть обсадных колонн большого диаметра, как правило, не поддаются извлечению.
При смятии обсадных колонн спускают печать или скважинный фотоаппарат для выяснения формы и степени смятия колонны. Для выправления колонны исполь- зуют оправки, диаметр которых должен быть на 5-10 мм меньше внутреннего диметра колонны. Желательно, чтобы оправки, спускаемые в скважину диаметром более 190 мм, для ликвидации нарушений в обсадных колоннах имели направляющую го- ловку меньшего диаметра по типу пилот-долота. Направляющая головка проходит ниже места нарушения и исключает зарезку ствола за обсадной трубой. В случае необходимости интервал выправления цементируют или используют перекрыватели (гофрированныетрубы).