АВАРИИ С ОБСАДНЫМИКОЛОННАМИ




Основными видами аварий с обсадными колоннамиявляются:

1. Прихваты обсадныхколонн.

2. Падение отдельных труб и секций колонн вскважину.

3. Смятие обсадныхколонн.

4. Разъединение обсадной колонны по резьбовомусоединению.

5. Прочиеаварии.

Прихваты обсадных колонн происходят по следующим причинам:

1. Плохая подготовка ствола скважины перед спускомколонны.

2. Применение раствора при подготовке ствола и его промывке, параметры которого не соответствуютГТН.

3. Резкие изменения зенитного и азимутального угловскважины.

4. Остальные причины прихватов обсадных колонн аналогичны причинам прихватов БК (гл.10).

Падение отдельных труб и секций колонн в скважину обусловлено:

1. Неисправностью спуско-подъёмного оборудования (элеваторы, спайдер- элеваторы, клинья из-за несвоевременной проверки их состояния ультразвуковой де- фектоскопией не позволяют своевременно выявить развитие усталостныхтрещин).

2. Наличием уступов в скважине, в результате чего на них возможна останов- ка обсадной колонны и открытиеэлеватора.

3. Вырывом труб из муфт, чемуспособствуют:

- некачественная нарезкарезьбы;

- недостаточное крепление трубы вмуфте;

- свинчивание резьбовых соединений с перекосом ихосей;

- приложение растягивающих нагрузок, превышающих допустимые(например,

при натяжении колонны при прихвате);

- отсутствие контроля затяжки резьбы моментомерами, устанавливаемыми на ключах.

Смятие обсадных колонн характерно:

1. При несвоевренной доливке обсадных колонн при ихспуске.

2. При чрезмерной разгрузке колонны на забой, особенно в кавернозных ин- тервалах и большой разнице диаметров скважины иколонны.

3. При опорожнении колонны в процессе подъёма БК наружными давлениями в местах отсутствия цементногокольца.

4. При обратном промерзанииММП.

К прочим авариям с обсадными колоннами относятся:

1. Отсоединение нескольких нижних труб от обсадной колонны после цемен- тирования или во время работы в ней. Как правило, это происходит, если колонна спущена не до забоя, а также при установке башмака в кавернозных мягких несвязан- ных породах и большой кривизне стволаскважины.

2. Невозможность отсоединения колонны БТ от секции обсаднойколонны.

3. Прорезание «окна» в обсадной колонне и забуривание нового ствола при разбуривании цементногостакана.

Предупреждение аварий с обсадными колоннами:

1. Перед спуском колонны обязательная проверка всего оборудования, в том числе ультразвуковойдефектоскопией.

2. Опрессовка обсадных труб; их осмотр; проверка номинальных диаметров и размеров, конусности резьб; контроль качества труб дефектоскопами; сортировка и маркировка обсадныхтруб.


3. При транспортировке обсадных труб на буровую применять специальный транспорт. Запрещается сбрасывать трубы и транспортировать их волоком. На каж- дые 1 000 м обсадных труб доставляется 50 мзапасных.

4. Осуществление повторного осмотра на буровой для выявления вмятин, дефек- товицарапин.Передспускомвскважинуобязательнаяшаблонировкатруб(табл.11.1).

5. Приведение параметров бурового раствора требованиям ГТН. Обязательная проработка ствола скважины перед спуском обсадной колонны. Проведение полного комплекса геофизическихисследований.

6. Применение специальных смазок при спуске обсадныхколонн.

7. Докрепление ключами обсадных труб, особенно нижних. Использование специальной технологической оснастки (башмак, обратный клапан, центраторы, тур- булизаторы, скребки, пакеры и т.д.).

8. Производить своевременный долив обсадной колонны приспуске.

9. В процессе спуска обсадной колонны осуществлять постоянный контроль за характером вытеснения бурового раствора из скважины. Ограничивать скорость спуска обсадной колонны. При остановках производить периодическое расхаживание колонны.

10. Цементирование колонн осуществлять в подвешенном состоянии для избе- жания её изгиба. Разгрузка колонны осуществляется только послеОЗЦ.

11. Разбуривание цементных стаканов производить только после установки ПВО и приведении параметров раствора требованиям ГТН. Монтаж ПВО произво- дится не ранее чем через 12 ч послецементажа.

12. После ОЗЦ и установки ПВО обсадную колонну испытывают на герме- тичность.

Таблица 11.1 – Размеры шаблонов

 

Диаметр обсадных труб, мм Длина шаблона, мм Наружный диаметр шаблона, мм
114-219   D – 3
245-340   D – 4
    D – 5

Примечание: D – номинальный внутренний диаметр обсадной трубы, мм

 

Ликвидация аварий с обсадными колоннами. При прихвате колонны следует восстановить интенсивную промывку и одновременно расхаживать колонну. Расхажи- вание производится без резких посадок, усилие при натяжении колонны не должно пре-вышать 50-100 кН от веса колонны до прихвата. В случае неуспешности этих мерколонну цементируют в месте вынужденной остановки. Когда требуется в обязательном порядке доспустить колонну, то пытаются её освободить при помощи ванны или сплош- ной промывки скважины водой, нефтью или кислотой. При отсутствии циркуляции в ко- лонне выше стоп-кольца простреливают 15-20 отверстий, через которые пытаются восстановить циркуляцию. В случае неудачи с помощью прихватопределителя или АКЦ определяют интервал прихвата. Затем над верхней границей прихвата простреливают 15-20 отверстий и опять восстанавливают циркуляцию. Если после этого колонна не освободилась, то, как правило, колонну цементируют в данном интервале.

Кроме этого, возможно извлечение прихваченной колонны по частям. Извлече- ние упрощается, если можно произвести обуривание прихваченной обсадной колон- ны. В этом случае обуривают часть колонны, спускают преимущественно наружную труболовку или наружный ловитель, соединяют её или его с извлекаемыми трубами и


пытаются извлечь трубы расхаживанием. Если это не удаётся, то в скважину спуска- ют труборез и срезают обуренную часть колонны. Затем операцию повторяют. При- менение последовательного обуривания со срезанием колонны труборезкой позволяет извлечь всю прихваченную обсадную колонну.

Возможно также применение следующего метода ликвидации аварии. Обреза- ют прихваченную обсадную колонну над местом прихвата и последующими спуска- ми труборезки с силовым конусом разрезают прихваченные трубы на части. Длина вырезаемого участка трубы составляет 1,5-2,0 метра. Этот метод целесообразно при- менять, если длина прихваченных труб небольшая. Помимо этого можно небольшие участки колонн в подобных случаях разрушать забойными фрезерами.

Упавшую в скважину часть колонны обсадных труб извлекают ловителем или труболовкой для обсадных труб (в основном типа ТВО). Использование неосвобож- дающихся ловильных инструментов нежелательно. Обсадные трубы и часть обсадных колонн большого диаметра, как правило, не поддаются извлечению.

При смятии обсадных колонн спускают печать или скважинный фотоаппарат для выяснения формы и степени смятия колонны. Для выправления колонны исполь- зуют оправки, диаметр которых должен быть на 5-10 мм меньше внутреннего диметра колонны. Желательно, чтобы оправки, спускаемые в скважину диаметром более 190 мм, для ликвидации нарушений в обсадных колоннах имели направляющую го- ловку меньшего диаметра по типу пилот-долота. Направляющая головка проходит ниже места нарушения и исключает зарезку ствола за обсадной трубой. В случае необходимости интервал выправления цементируют или используют перекрыватели (гофрированныетрубы).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: