АВАРИИ ПРИЦЕМЕНТИРОВАНИИ




Основные виды аварий из-за неудачного цеметирования обусловлены:

1. Разрушением обсадных колонн под действием внутреннегодавления.

2. Спуском секций обсадной колонны на неопрессованныхБТ.

3. Цементированием без продавочныхпробок.

4. Ошибками в расчётах объёма цементного раствора ипродавочной жидкости.

5. Несоответствием качества цементного раствора требованиямГОСТ.

Нарушение и разрывы обсадных колонн под действием внутреннего давления могут произойти в результате:

1. Восстановления циркуляции раствора после спуска обсаднойколонны.

2. Продавки цементного раствора, особенно в затрубноепространство.

3. Преждевременного схватывания цементногораствора.

4. Создания внутреннего давления при испытании колонны нагерметичность.

5. Ликвидациигазонефтеводопроявлений.

Создаваемые давления в момент аварии, как правило, бывают больше допусти- мых. В противном случае разрушение связано с заводскими дефектами (браком).

Спуск секции обсадной колонны на неопрессованных БТ может привести во время продавливания цементного раствора к продольному разрыву БТ и последую- щему их зацементированию.

Цементирование без продавочных пробок может явиться причиной образова- ния цементных стаканов высотой до нескольких сот метров, при разбуривании кото- рых возможно нарушение обсадной колонны.

Ошибки в расчётах объёма цементного раствора и продавочной жидкости мо- гут привести к оголению башмака обсадной колонны или к недоподъёму цементного раствора в затрубье.

Несоответствие качества цементного раствора требованиям ГОСТ обусловлено:

1. Использованием цементного раствора для других температурных условий в скважине.

2. Использованием залежалого, старого цемента, не соответствующего требо- ваниямГОСТ.

3. Применением для затворения цемента воды, загрязнённойпримесями

(например, с поверхностных водотоков), что может ускорить сроки схватывания.

Предупреждение аварий при цементировании:

1. Подъём тампонажного раствора в затрубье должен удовлетворять следую- щим требованиям[59]:

- занаправлениемикондукторомцементныйраствордолженподниматьсядо

устья;

- за промежуточной и эксплуатационной колоннами цементный раствордолжен

перекрывать башмак предыдущей колонны не менее чем на 150 м.

2. Использование буферныхжидкостей.

3. Перед цементированием обязательное проведение лабораторного анализа цементного раствора и жидкости затворения на предмет наличия примесей и соответ- ствия требованиям ГОСТ. При этом должно обращаться особое внимание на совме- стимость тампонажного раствора с буферной и промывочной жидкостями. Время начала схватывания тампонажного раствора должно в 1,5-2,0 раза превышать время, необходимое дляцементирования.


4. Расчёт объёмов цементного раствора и продавочной жидкости производить с учётом данных геофизических исследований(кавернометрия).

5. Разбуривание цементных стаканов осуществлять забойнымифрезерами.

6. Опрессовка бурильных труб на поверхности перед спуском секции обсад- ной колонны на 1,5-кратное давление от максимально ожидаемого при креплении скважины, но не превышающее допустимое для данного типоразмератруб.

7. Использование при креплении продавочных пробок и постоянный кон- троль за давлением при промывке, цементировании и испытании колонны на гер- метичность.

Ликвидация аварий при цементировании:

1. Разрушенное при цементировании тело труб практически нельзя восстано- вить, поэтому вначале нарушенный интервал необходимо выправить оправкой и пе- рекрыть его другой обсадной колонной или перекрывателем. Возможно также в зависимости от степени разрушенности обсадной колонны нарушенный участок про- работать фрезером со шламометаллоуловителем. Затем для закрепления нарушенного участка ствола рекомендуется либо установить в этом интервале цементный мост, ли- бо использовать профильный перекрыватель (гофрированныетрубы).

2. При оставлении цементного раствора или значительного его количества в обсадной колонне необходимо поднять её, если позволяет грузоподъёмность буровой установки, или приступить к вымыванию цементного раствора из колонны пока он не успел схватиться. Иначе либо прийдётся ликвидировать скважину, либо приступить к разбуриванию цементного стакана – работе достаточно длительной и не всегда даю- щей положительныерезультаты.


АВАРИИ СДОЛОТАМИ

Основными видами аварий с долотами являются:

- отвинчивание;

- поломка;

- заклинивание.

Отвинчивание долот происходит в результате нарушения правил крепления или спуска долота, а также при использовании переводников с несоответствующей резьбой.

Поломка долот осуществляется по следующим причинам:

1. Бурение с нагрузками и частотами вращения, превышающимидопустимые.

2. Удар долота озабой.

3. Разбуривание пород долотами, не соответствующей имкрепости.

4. Дефекты и брак при изготовлениидолот.

5. Малая прочность опор, лопастей, корпуса, сварныхшвов.

6. Работа долотами пометаллу.

7. Передержка долота назабое.

8. Заклиниваниедолот.

В результате аварий в зависимости от типа долота на забое чаще всего остают- ся шарошки, подшипники (тела качения и скольжения), зубья (фрезерованные, твер- досплавные, алмазы или алмазосодержащие композиции), лопасти, секции.

Заклинивание долот происходит в результате:

1. Резкой посадки долота на забой илиуступ.

2. Отсутствия или недостатка промывкидолота.

3. Попадания на забой инороднихпредметов.

4. Образованиясальников.

5. Длительной работы другого долота с потерей диаметра или другого типо- размера.

Предупреждение аварий с долотами:

1. Правильный подбор типов долот и параметров режима бурения в пределах допустимых нагрузок и частотвращения.

2. Аккуратная транспортировка долот и их хранение. Запрещается хранение и транспорт долот навалом, а также их сбрасывание на металлическиепредметы.

3. Перед присоединением долота к колонне в зависимости от его типа бу- рильщик обязан проверить: чистоту резьбы, наличие насадок и надёжность их креп- ления, отсутствие внешних дефектов, свободное и плавное вращение шарошек (кроме опор типа НУ и АУ), диаметр. После проверки бурильщик должен полностью запи- сать в буровой журнал клеймодолота.

4. Не использовать долота с износом диаметра более чем на 3мм.

5. Крепление долота к колонне осуществляется с помощью специального при- способления для навинчивания долота. Запрещается крепления долота с помощью ро- тора. Докрепление долота осуществлять с помощью двухключей.

6. Перед спуском долота и БТ в скважину надо освободить защёлку крепления крюка к блоку, чтобы обеспечить свободное вращение крюка и исключить отвинчи- вание долота или других элементов БК приспуске.

7. Спуск долота и БК должен замедляться в местах уступов, сужений, интер- валах обвалообразований, набора кривизны и резкого изменения азимутального угла, при подходе к башмаку спущенной обсадной колонной. При спуске долота нельзядо-


пускать его удары и посадки более 30-40 кН. Проработка интервалов посадок осу- ществляется при нагрузке не более 30 кН. Проработка на одном месте более 15 мин. запрещается во избежание зарезки нового ствола.

8. Не вращать БК, если долото находится в обсаднойколонне.

9. Обязательная проработка и расширка интервалов бурения, в которых раз- рушение породы осуществлялось изношенным по диаметру долотом, после бурения алмазными долотами ибурголовками.

10. Перед бурением обязательно производится приработка долота. Шарошеч- ные долота с опорами типа В и Н при роторном способе бурения прирабатываются в течение 15-30 мин. при нагрузке 20-30 кН, при бурении с забойными двигателями – в течение 3-5 мин. Шарошечные долота с опорами типа НУ и АУ спускаются на забой без вращения, создается нагрузка 30-100 кН и только после этого включается ротор. Приработка осуществляется в течение 20-40 мин. Лопастные и алмазные долота при- рабатываются в течение 10-15 мин. при нагрузке 20-40кН.

11. Запрещается бурение и проработка ствола скважины безпромывки.

12. Забой скважины необходимо периодически (каждые 10-15 СПО) очищать от шлама с использованиемшламометаллоуловителя.

Признаки аварий с долотами:

1. Повышение вращающегомомента.

2. Падение механической скоростибурения.

3. Падение давления нанасосе.

Ликвидация аварий с долотами:

1. При отвороте долота первоначально печатью следует определить его поло- жение в скважине. Если резьбой вверх, то пытаются навернуться по замковой резьбе, если вниз, то долото разрушают фрезером со шламометаллоуловителем. Согласно опыта бурения долото диаметром 295,3 мм разрушается за 2-3 рейса с фрезером [60]. Запрещается извлекать долото метчиком, так как либо произойдёт раскол долота, либо плохое закрепление по сварномушву.

2. При поломке долот оставленные в скважине части можно разрушить фрезе- ром со шламометаллоуловителем либо использоватьпаук.

3. При заклинивании долота возможна установка жидкостных ванн, встряхи- вание колонны торпедами или ударнымимеханизмами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: