К авариям при проведении геофизических исследований относятся: прихват или оставление в скважине кабеля, геофизических приборов, радиоактивных источ- ников и других предметов. Основными причинами аварий при проведении геофи- зических исследований являются:
1. Большая скорость подъёма геофизическихприборов.
2. Применение изношенногокабеля.
3. Плохое крепление кабеля иприборов.
4. Оставление в скважине приборов бездвижения.
5. Нахлёстывание кабеля приторпедировании.
6. Самопроизвольные взрывы торпед и выстрелыперфораторов.
7. Неудовлетворительная подготовка ствола скважины перед проведением гео- физических исследований.
Предупреждение аварий при проведении ГИС:
1. ТщательнаяподготовкастволаскважиныпередпроведениемГИС(приведе-
ние параметров раствора согласно ГТН, проработка интервалов сужений и уступов).
2. Перед проведением ГИСпроверяется:
- состояние бурового оборудования (при неисправностях работы проводить за- прещается);
- состояние пола буровой и приёмных мостков (убрать все инструменты и предметы);
- степень освещённости рабочих и опасныхмест;
- наличие запаса бурового раствора и его уровень вскважине.
3. Проведение геофизических работ сразу после окончания подъёмаинструмента.
4. При проведении геофизических работ всё электрооборудование на буровой обесточивается.
5. Применение противоприхватных рессорныхцентраторов.
6. Контроль за уровнем раствора в скважине при спуске и подъёмеприбора.
Ликвидация аварий при проведении ГИС. В случае прихвата спускают ка- наторезку, которая обрезает кабель по верхней границе прихвата или в месте его крепления к прибору. В случае неудачи кабель обрывают лебедкой. Далее с помощью прихватоопределителя или микроамперметра определяют местонахождение кабеля. Затем, используя ловители кабеля (вилки, удочки, ерши), извлекают кабель на по- верхность. При образовании пробки из кабеля и невозможности его извлечь на по- верхность для предупреждения заклинивания инструмента пробку закрепляют цементным мостом и разбуривают фрезером.
|
Оставленный в скважине прибор можно разбурить забойным фрезером со шламо- металлоуловителем, но первоначально следует определить его местоположение в стволе и если он находится в каверне на стенке скважины, то его необходимо столкнуть на забой с помощью эксцентричного долота или кривой трубы. Запрещается разбуривать прибор с радиактивным источником. В этом случае прибор извлекается на поверхность с помощью специального ловильного инструмента. Если прибор с радиактивным источником извлечь не удаётся, то над ним либо устанавливается цементный мост высотой 50 м и забуривается второй ствол, либо скважина ликвидируется.
Оставленную в скважине аппаратуру со взрывчатым веществом уничтожают торпедами.
Падение и разрушение вышек и элементов талевойсистемы
Падение и разрушение вышек встречается относительно редко, но представля- ют опасность, связанную обычно с травмированием членов буровой бригады и загро- мождением устья скважины деформированной вышкой и бурильными свечами. Падение элементов талевой системы встречается на практике относительно часто.
Основными причинами падения и разрушения вышек являются:
1. Перегрузка фонаря вышки при расхаживании прихваченной бурильной или обсаднойколонны.
|
2. Длительная эксплуатациявышки.
3. Проседание фундамента вышки, происходящее в результате растепления ММП или длительного воздействия воды и буровогораствора.
4. Установка оснований под ноги вышки не на одном уровне (разница должна составлять не более 5мм).
5. Применение неисправногоГИВ.
Основными причинами падения элементов талевой системы являются:
1. Неисправностьпротивозатаскивателя.
2. Невнимательностьбурильщика.
3. Изношенность талевогоканата.
4. Плохая освещённость фонарявышки.
Предупреждение падения и разрушения вышек:
1. Осмотр вышки буровым мастером и механиком не реже 1 раза в 2месяца.
2. Обязательный осмотр вышки комиссией предприятия до и после перетаски- вания вышки, перед вводом в эксплуатацию, перед спуском обсадной колонны, перед началом и после ловильных работ, после открытыхфонтанов.
3. Центрированиевышки.
4. Недопущение перегрузок вышки при расхаживанииинструмента.
Предупреждение падения элементов талевой системы:
1. Проверка при приёме вахты состояния талевогоканата.
2. Проверка исправностипротивозатаскивателя.
3. Обеспечение требуемой освещённости рабочей площадки ифонаря.