Методика создания коллективов художественной самодеятельности
Художественнаясамодеятельность представляет собой большое общественное явление в жизни нашего народа. Исходя из содержания и воспитательного назначения художественной самодеятельности, ее следует определить как организационно-оформленное художественное творчество широких масс в различных областях искусства. Это творчество не является основным видом их занятий (профессий), а выполняется в часы досуга. Искусство призвано служить источником радости и вдохновения для миллионов людей. Чем сильнее чувство эстетической радости и наслаждения, доставляемое искусством, тем выше его воспитательная и познавательная ценность.
Многие люди хотят не просто наслаждаться художественными произведениями, но и практически заниматься пением, музыкой, живописью, танцами, участвовать в работе драматического коллектива. И задача художественной самодеятельности как раз и заключается, в том, чтобы помочь массам выявить свои художественные задатки, развить их способности путем предоставления каждому человеку реальной возможности для достижения этой благородной цели. Поэтому в самодеятельные коллективы надо привлекать не только одаренных, но всех желающих, в особенности молодежь. Участие в творческом процессе самодеятельных художественных коллективов усиливает социальную активность человека. Сам факт, что человек отдает искусству свободное время и сумел достигнуть в художественном творчестве известных успехов, свидетельствует, что он взял на себя нелегкую обязанность развивать свои художественные способности и нести людям радость. Немаловажное психологическое значение имеет и тот факт, что нередко самодеятельные артисты хорошо знакомы зрителям по совместной работе и восприятие их выступлений в качестве певца, танцора повышает социальный престиж и усиливает воспитательную функцию художественной самодеятельности.
Основные принципы организации художественной самодеятельности.
1. Массовость и доступность.
2. Учет индивидуальных особенностей участников коллектива.
3. Систематичность и планомерность занятий.
4. Сочетание и взаимодействие учебно-творческой и воспитательной работы.
5. Ведущим средством творческого процесса является репертуар.
Учитывая эти принципы, существует методика создания коллективов художественной самодеятельности. Вот основные ее этапы:
1. Изучение запросов и интересов населения с целью определения, какой коллектив художественной самодеятельности создать, организовать (анкеты, опросы, голосование и т.д.)
2. Состояние материальной базы (подготовка помещения, музыкальное оснащение и т.д.).
3. Приглашение квалифицированного руководителя (требование: среднее профессиональное/высшее образование, стаж работы 3 года).
4. Организовать набор в коллектив участников (реклама).
5. Подготовить программу-план, по которому будут заниматься участники данного коллектива.
6. Составить график занятий.
7. Выбрать старосту.
8. Начать учебно-творческий процесс.
9. Итоги работы коллектива - концертная деятельность.
Как пример рассмотрим методику создания детского театрального коллектива.
Организационная деятельность проводится и осуществляется педагогом театрального коллектива совместно с администрацией.
а) Подготовка к работе с театральным коллективом: проводится агитационная работа, афиширование; если есть основной состав, проводятся показательные выступления, концерты, т.е. делается все, чтобы заинтересовать, как можно больше детей и родителей, чтобы их потянуло к этому виду искусства.
б) Подготовка помещения: занятия проводятся в специальном зале. Необходимы сценическое пространство и пространство зрительного зала. На сцене должна быть одежда сцены. В зрительном зале кресла (стулья) желательно разборные, чтобы их можно было убрать или выставить в нужное время. Так же необходимы помещения для изготовления и хранения реквизита и декораций, костюмерная, гримерная со столами, зеркалами.
в) Комплектование коллектива. Проведение смотра способностей и возможностей будущих участников коллектива. Можно провести конкурсный отсмотр:
1тур - Внешний вид. Физические данные (т.к. в дальнейшем будут персонажи с разной характерностью)
2 тур – проверка творческих способностей: чтение стихов, прозы, басни, проверка чувства ритма и музыкальности, исполнение песни, танца.
3 тур сценические этюды или сценические импровизации по заданию педагога. Так же можно провести тестовый тренинг на выявление воображения, фантазии, творческой смелости.
д) Формирование групп с учетом возрастных особенностей и способностей (в группе должно быть не менее 10 и не более 20 человек).
е) Проведение организационного собрания, на котором с родителями обговаривается все, даже маловажные детали, выбирается родительский комитет, обговариваются дни и время занятий. Такое же занятие можно провести и с участниками, где выбирается староста коллектива, помощники старосты, оговариваются требования к посещению занятий и внешнего вида на занятиях. Если коллектив платный, то оговариваются размер и сроки оплаты, родители знакомятся с организационно-правовыми документами платного коллектива.
Большое значение в создании и деятельности коллективов художественной самодеятельности играет руководитель коллектива. Так как социально - педагогический смысл худ.самодеятельности в органичном сочетании художественно-исполнительском и воспитательном процессе, решение этой задачи осуществляет руководитель коллектива. Руководитель является учителем, педагогом, т.к. должен научить, развить творческие способности участников, он должен еще воспитать в участниках нравственно-этическую культуру. Поэтому к руководителю предъявляются следующие требования:
1. Профессионализм (высшее образование и стаж работы не менее 3 лет).
2. Организаторские способности.
3. Высоко-художественный вкус.
4. Чувство нового, современного, актуального
5. Умение планировать деятельность коллектива.
6. Быть постановщиком, репетитором.
7. Быть воспитателем.
Руководитель занимается организацией деятельности коллектива, организует учебно-творческий воспитательный процесс, и концертную деятельность.