ИСТОРИЯ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСТНЫХ ВОСПОМИНАНИЯХ




ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В УСТНЫХ ВОСПОМИНАНИЯХ ЖИТЕЛЕЙ ЮЖНОГО УРАЛА

ВВЕДЕНИЕ

28 июня 2010 г. при кафедре Истории России Южно-Уральского государственного университета был создан Научно-образовательный центр «Устная история». Цели создания центра заключаются в следующем. Во-первых, выявить новые исторические факты с помощью людей, которые являлись свидетелями или современниками событий прошлого. Во-вторых, создать базу устных воспоминаний и сохранить ее для будущих исследователей. В-третьих, на основе полученных данных проводить сотрудниками центра научно-исследовательскую работу. И наконец, с помощью проведения устных интервью приобщить студентов к научному поиску, развить в них соответствующие умения и навыки.

В рамках проекта предполагается провести целую серию интервью с бывшими гражданами СССР. На основе устных воспоминаний планируется выявить многочисленные факты повседневной жизни советских людей, их представления об окружающей действительности, определенные стратегии поведения в тех или иных случаях. Кроме этого в ходе проведения исследовательской работы по данному проекту можно определить систему ценностей советских граждан, ее эволюцию в разные периоды. Отношение советских людей к политике государства также будет в центре внимания исследователей по данному проекту. Такая исследовательская работа, предполагающая антропологический подход в реконструкции прошлого, позволит сделать более убедительные выводы по заявленным целям.

Директор Е.В. Волков,

НОЦ «Устная история» доктор исторических наук

 

ВОПРОСЫИНТЕРВЬЮ

Общие вопросы

Преставьтесь, пожалуйста, как вас зовут?

Когда и где вы родились? Чем примечательны места, в которых вы родились и выросли?

Кем были Ваши родители, их социальное происхождение, образование?

У Вас есть братья и сестры? Как складывались Ваши отношения с ними?

Детство

Что вы помните из своего детства? Ходили вы, в детский сад или нет? Вы, помните, какие у вас были игрушки в детстве?

Помните ли Вы какие-то семейные традиции? Как в Вашей семье относились к религии (были атеистами, или втайне верили, помните ли свое первое посещение церкви)?

Где вы учились? В какой школе? Какие были порядки в вашем учебном заведении?

Ваш любимый предмет в школе? Почему?

Что можете сказать о Ваших школьных учителях?

Ваши одноклассники, кто они?

Какой язык Вы учили в школе? Какое отношение к нему было? Как относились вообще к иностранцам?

На каких примерах, на каких героях Вас воспитывали?

Были ли у Вас друзья, как сложились отношения с ними. Кому Вы стремились подражать в детстве? Почему?

В какие игры Вы любили играть?

Какую Вы предпочитали слушать музыку?

Какие Вам запомнились интересные (особенные) случаи Вашего детства?

Вы были членом пионерской организации? Какие у Вас остались впечатление об этой организации?

Чем, кроме учебы, занимались члены пионерской и комсомольской организаций в Вашей школе?

Какими были Ваши мечты в детстве? Насколько они являлись реалистичными?

Юность и зрелые годы

Профессиональное, средне-специальное или высшее образование

Вы продолжали свое образование после школы или нет?

В каком высшем учебном заведении Вы учились? Какие порядки существовали в учебном заведении, где Вы учились?

Вы жили во время учебы в общежитии или с родителями? Вы бывали в общежитии? Что там Вам запомнилось больше всего?

Что можете сказать о Ваших преподавателях, об их квалификации?

Расскажите о Ваших сокурсниках? Кто они были?

Чем занимались активисты комсомола и коммунистической партии в Вашем учебном заведении? Участвовали Вы в такой общественно-политической деятельности? Как вы ее оцениваете?

Какие интересные случаи из Вашей студенческой жизни Вы можете вспомнить? Самое большее достижение? Самый большой провал?

Вы состояли в ВЛКСМ? Ваши самые яркие впечатления о работе в этой организации?

Вы были членом КПСС? В какой период? Ваши самые яркие впечатления о работе в этой организации?

Армия

Вы служили в армии?

Если да, то где? Какой род войск? Сколько времени Вы служили?

Какими были Ваши командиры? Что положительного или отрицательного Вы можете сказать о них?

Была ли у Вас «дедовщина», т.е. неуставные отношения среди военнослужащих? Если да, то в чем она проявлялась?

Были в вашем подразделении (воинской части) межнациональные конфликты?

Что Вам больше всего запомнилось из армейской жизни?

Насколько расширились Ваш кругозор и личный опыт за период службы в армии?

Если бы у Вас была возможность не служить, пошли бы в армию?

Работа

Как Вы устраивались на работу?

Где и кем вы работали? В каких местах, на каких должностях, по какой профессии?

Каким образом Вы добирались до работы? Каким был маршрут?

Как складывались отношения в Вашем рабочем коллективе?

Были ли у Вас друзья в рабочем коллективе? Кто они?

Как вы относились к своему начальству?

Как начальство относилось к Вам?

Устраивала Вас или нет заработная плата?

Приходилось ли Вам подрабатывать? Где и кем?

Какие интересные (особенные) случаи, связанные с Вашей работой, Вы можете вспомнить?

Быт и досуг, личная жизнь

Что помните о советском быте?

Каким было Ваше жилье (собственный дом, кооперативная или служебная квартира и др.)?

Как Вы жили, что помните о благоустройстве квартиры (дома)?

Когда у Вас впервые появился телефон, холодильник и другие технические новшества, необходимые в быту?

Насколько часто Вы меняли места жительства?

Как складывались у Вас отношения с Вашими соседями?

Какие из вещей советского периода Вы храните до сих пор? Почему?

Как вы питались? Наиболее распространенные блюда вашего рациона питания? Какие периоды советской эпохи, на Ваш взгляд, являлись наименее и наиболее благополучными в плане питания?

Часто ли Вы употребляли алкогольные напитки? Что из алкогольных напитков вы предпочитали? Что обычно служило мотивом для застолья?

Каким образом Вы приобретали дефицитные товары? Что для этого приходилось делать?

Как Вы отдыхали?

Какие были праздники? Как Вы их проводили? Если да, то какие?

Любили Вы спортивные состязания?

Много ли Вы читали? Какие литературные произведения, прочитанные в советское время, запомнились больше всего?

Ваши любимые авторы?

Помните ли Вы фильмы, которые смотрели в советское время? О чем рассказывали эти фильмы? Какие из них Вам нравились больше всего? Как выдумаете, какое место занимало кино в жизни советского общества?

Какие пели песни? Ваши любимые песни? Когда и при каких обстоятельствах звучали песни?

Часто ли Вы посещали театр? Какие постановки запомнились?

Какую роль в Вашей жизни играл телевизор? С какого времени он у Вас появился? Часто Вы смотрели телевизионные программы? Ваши любимые телепередачи советского времени?

Какие анекдоты, о чем (о ком), были наиболее популярными в кругу Вашего общения?

Часто ли Вы выезжали в дома и базы отдыха? Как Вам доставались путевки? Насколько они были благоустроены? Каким был сервис?

Были ли Вы в советское время за границей? Если да, то где? Что удивило? Что понравилось, а что нет? Каково было Ваше общее впечатление?

С какими неформальными явлениями (стиляги, фарцовщики, панки и др.) Вам приходилось сталкиваться? Как Вы к ним относились?

Как складывались Ваши отношения с родителями?

Как сложилась Ваша личная жизнь? Вы были счастливы в браке? Откуда Вы получали информацию о том, каким образом складывается интимная жизнь между мужчиной и женщиной?

Если ли у Вас дети? Как вы воспитывали своих детей? На каких примерах?

Отношение к политическому режиму

Какое время из советской эпохи Вы считаете самым благополучным и стабильным? Почему?

Какие вы помните «политические» анекдоты советского периода? Когда и в каких ситуациях Вы их слушали или рассказывали?

Какой из политических лидеров советской эпохи, на Ваш взгляд, наиболее соответствовал своему высокому посту? Почему?

 

ИСТОРИЯ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСТНЫХ ВОСПОМИНАНИЯХ

ВВЕДЕНИЕ

28 июня 2010 г. при кафедре Истории России Южно-Уральского государственного университета был создан Научно-образовательный центр «Устная история». Цели создания центра заключаются в следующем. Во-первых, выявить новые исторические факты с помощью людей, которые являлись свидетелями или современниками событий прошлого. Во-вторых, создать базу устных воспоминаний и сохранить ее для будущих исследователей. В-третьих, на основе полученных данных проводить сотрудниками центра научно-исследовательскую работу. И наконец, с помощью проведения устных интервью приобщить студентов к научному поиску, развить в них соответствующие умения и навыки.

Данный проект предполагает провести целую серию интервью с учеными, преподавателями и сотрудниками Южно-Уральского государственного университета. На основе их устных воспоминаний планируется выявить многочисленные факты повседневной жизни ученых, преподавателей, сотрудников одного из вузов нашей страны, их представления об окружающей действительности, определенные стратегии поведения в тех или иных условиях. Этапы развития истории Южно-Уральского государственного университета также будут в центре внимания данного проекта. Кроме этого на основе данной исследовательской работы можно определить систему ценностей работников высшего профессионального образования, ее эволюцию в разные периоды. Планируемая масштабная исследовательская работа, предполагающая антропологический подход в реконструкции прошлого, позволит раскрыть многие аспекты истории Южно-Уральского государственного университета.

 

Директор Е.В. Волков,

НОЦ «Устная история» доктор исторических наук

 

ВОПРОСЫИНТЕРВЬЮ

Общие вопросы

Преставьтесь, пожалуйста, как вас зовут?

Когда и где вы родились?

Кем были Ваши родители, их социальное происхождение, образование?

У Вас есть братья и сестры? Кто они?

Где вы учились? В какой школе?

Учеба в вузе

Вы продолжали свое образование после школы или нет?

В каком высшем учебном заведении Вы учились? Какие порядки существовали в учебном заведении, где Вы учились?

Вы жили во время учебы в общежитии или с родителями? Вы бывали в общежитии? Что там Вам запомнилось больше всего?

Что можете сказать о Ваших преподавателях, об их квалификации?

Расскажите о Ваших сокурсниках? Кто они были?

Чем занимались активисты комсомола и коммунистической партии в Вашем учебном заведении? Участвовали Вы в такой общественно-политической деятельности? Как вы ее оцениваете?

Какие интересные случаи из Вашей студенческой жизни Вы можете вспомнить? Самое большее достижение? Самый большой провал?

Работа в вузе

Когда Вы первый раз узнали о существовании в нашем городе ЧПИ (ЧГТУ, ЮУрГУ)?

Кто и что Вам рассказывал об этом вузе?

Когда Вы первый раз пришли в институт?

С кем и о чем Вам удалось тогда поговорить?

На какой кафедре, и в какой должности Вы начали работать?

Какую заработную плату Вы получали в первые месяцы своей работы?

Где и как проходили занятия?

Как были одеты студенты?

Как были одеты Вы?

Где Вы завтракали, обедали, ужинали?

Сколько мог стоить «поход в столовую»?

Сколько занятий в день Вы обычно проводили?

Какие общественно-политические мероприятия проходил в институте в то время?

Кто и почему в них участвовал?

В каких мероприятиях участвовали лично Вы?

Вы были членом ВЛКСМ? КПСС? Когда и почему вступили в ряды этой организации?

Кто возглавлял комсомольскую или партийную организацию у Вас на кафедре, на факультете, в вузе?

Какую роль занимал спорт в Вашей жизни? А в жизни института? В каких спортивных соревнованиях Вы участвовали? Какие награды получили? Как проходила процедура награждения?

Каким образом была организована научная работа на Вашей кафедре?

Какое участие Вы в ней принимали?

Когда вы приняли решение выполнить диссертационное исследование?

Кто помогал Вам выбрать и сформулировать тему?

Как отнеслись Ваши друзья и знакомые к Вашему решению «заниматься наукой»?

В каких библиотеках, архивах, лабораториях Вам приходилось работать?

Где и когда состоялась защита диссертации?

Что изменилось для Вас после защиты в плане организации научной и преподавательской деятельности?

Как сложились Ваши отношения с научным руководителем после защиты диссертации?

В работе каких научных сообществ Вы принимали участие?

В каких городах проходили конференции, в которых Вы принимали участие?

Удалось ли Вам сохранить связи со своими научными коллегами в других вузах?

Где и как проходил Ваш отпуск?

Какую сумму Вы могли потратить на отпуск в первые годы своей работы в вузе? А в более поздний период?

В отпуске Вы делали фотографии? Вы приносили эти фотографии на кафедру? В ваши коллеги?

Как часто Вы обсуждали с коллегами учебные вопросы? А бытовые проблемы? Политические события?

Как относились в Вашем коллективе к тем, кто «подрабатывал» вне вузовской системы?

Вам приходилось обращаться в т.н. «студенческую поликлинику»?

Как относились к Вам врачи, другие сотрудники поликлиники?

Приходилось ли Вам выезжать вместе с коллегами на сельхозработы, для прочтения лекций и т.д.?

Как часто Вы видели руководителей вуза: ректора, проректоров, декана?

Какими наградами Вы награждены за работу в вузе?

Какое событие Вы могли бы назвать главным событием, связанным с вузом для Вас лично? Для Вашей семьи?

«НАША ЗАГРАНИЦА» ГЛАЗАМИ СОВЕТСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

ВВЕДЕНИЕ

28 июня 2010 г. при кафедре Истории России Южно-Уральского государственного университета был создан Научно-образовательный центр «Устная история». Цели создания центра заключаются в следующем. Во-первых, выявить новые исторические факты с помощью людей, которые являлись свидетелями или современниками событий прошлого. Во-вторых, создать базу устных воспоминаний и сохранить ее для будущих исследователей. В-третьих, на основе полученных данных проводить сотрудниками центра научно-исследовательскую работу. И наконец, с помощью проведения устных интервью приобщить студентов к научному поиску, развить в них соответствующие умения и навыки.

В рамках данного проекта планируется провести целую серию интервью с офицерами и солдатами Советской армии, ранее служившими в отдельных социалистических странах (Германской Демократической Республике, Польше, Чехословакии, Венгрии, Кубе и др.). На основе этих устных воспоминаний намечено выявить многочисленные факты процесса межкультурной коммуникации и влияния на советских людей культуры тех стран, где им пришлось провести длительное время в период воинской службы. Предполагается проанализировать полученные данные с точки зрения определения последствий иностранного культурного влияния на жизнь советских граждан. Кроме того с помощью данной исследовательской работы появиться возможность обозначить и проследить тенденции развития советских Вооруженных сил, в частности их контингентов, находившихся за рубежом, а также политику советских властей в отношении своих военнослужащих, находившихся в социалистических странах. Повседневная жизнь советских офицеров и солдат за рубежом, а также их близких, непременно будет в центре внимания данного проекта. Планируемая масштабная исследовательская работа, предполагающая антропологический подход в реконструкции прошлого, позволит дать убедительные результаты по данному исследованию.

 

Директор Е.В. Волков,

НОЦ «Устная история» доктор исторических наук

 

 

ВОПРОСЫИНТЕРВЬЮ

Общие вопросы

Представьтесь, пожалуйста, как вас зовут?

Когда и где вы родились?

Кем были Ваши родители, их социальное происхождение, образование?

У Вас есть братья и сестры? Кто они?

Где вы учились? В какой школе?

Военная карьера

Почему Вы решили стать военным?

Где вы учились, в каком военном училище?

Как складывалась Ваша военная карьера? Что Вам нравилось, а что – нет в военной службе?

Ваше воинское звание на данный момент?

 

Служба за рубежом

Каким образом Вы оказались на службе за границей?

В каком году Вы приехали в эту страну? Сколько времени Вы служили там?

В каком Вы были звании и Ваши обязанности?

Каков был режим в Вашей части? Насколько часто Вы выезжали за ее пределы?

Что Вам говорили замполиты об этой стране и о том, как следует себя вести в ней?

Как складывались отношения среди солдат и среди офицеров в Вашей части? Можете вспомнить какие-либо трагичные или комичные случаи из жизни Вашей части?

Была ли у Вас «дедовщина», т.е. неуставные взаимоотношения среди солдат?

Как обеспечивалась Ваша часть всем необходимым? Такая ситуация отличалось от той, что была в Советском Союзе?

Известны ли Вам случаи дезертирства советских военнослужащих в этой стране?

Что Вы ранее знали о той стране, где пришлось служить?

Ваши первые впечатления об этой стране?

Какое у Вас сложилось впечатление о людях в этой стране? Расскажите, об их отношении к советским военным, к Советскому Союзу в целом?

У Ваших сослуживцев или у Вас завязалась дружба с кем-либо из жителей этой страны?

У Ваших сослуживцев были интимные отношения с женщинами в этой стране? Каковы были последствия?

Где и как учились дети военнослужащих в этой стране?

Случались ли конфликты между советскими военнослужащими и гражданами этой страны?

Можете Вы назвать культурно-исторические достопримечательности этой страны, о которых Вы узнали или которые посетили?

Чем быт и образ жизни граждан этой страны, на Ваш взгляд, отличался от жизни в СССР?

Что больше всего понравилось в этой стране?

Что больше всего не понравилось в этой стране?

Вам приходилось попробовать блюда национальной кухни этой страны? Какое у Вас сложилось о них мнение?

Сталкивались ли Вы по службе с военнослужащими армии этой страны? Какое у Вас сложилось о них впечатление?

Как повлияла служба в данной стране на Вашу дальнейшую жизнь?

Как часто Вы вспоминаете эту страну?

Хотели бы Вы вновь посетить те места в этой стране, где служили?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: