Организация экспериментального исследования.
Экспериментальное исследование организованно на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка – детский сад № 3», Еврейской Автономной Области, города Биробиджана. В эксперименте принимало участие 10 дошкольников средней группы в возрасте от 4 до 5,5 лет.
Цель экспериментального исследования: изучение особенности развития наглядно-образного, схематического, логического мышления у младших дошкольников.
Задачи экспериментального исследования: изучение особенностей мышления у младших дошкольников.
В экспериментальном исследовании использованы диагностические методики: «Рыбка» (автор В. В. Холмовская); «Определение уровня схематического мышления у детей 4-6 лет» (тест Когона).
Методика 1
Тест Когона – определение уровня схематического мышления у детей 4-6 лет.
Материал: матрица – таблица с разными геометрическими фигурами
и образцами разных цветов сектора – всего 25 карточек (5-кругов разного цвета; 5-квадратов разного цвета; 5-треугольников разного цвета; 5- овалов разного цвета; 5- трапеций разного цвета).
Этапы исследования: 1-разложи картинки по цвету; 2-разложи картинки по форме; 3-разложи так, чтобы карточка попала в свою клеточку.
Обработка: все правильно – высокий уровень; Затруднение и незначительные ошибки – средний уровень; Не выполнил задание – низкий уровень.
Методика 2
«Рыбка» (автор В. В. Холмовская)направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности.
При конструировании предмета дети проявляют умение ориентироваться по схеме, планировать свои действия анализа схемы и воспроизведения ее в конструкции. В качестве материала предлагают набор строительных элементов, из которых ребенок должен построить рыбку, изображенную на цветной расчлененной схеме.
|
В начале обследования взрослый спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Взрослый помогает ребенку, если тот затрудняется ответить: «Может, это рыбка? Это похоже на рыбку?» после того, как выяснилось, что на схеме изображена рыбка, взрослый говорит: «Построй из кубиков такую же рыбку».
1. Если ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе этого анализа без затруднений воспроизводит конструкцию, то это соответствует высокому уровню выполнения задания. При высоком для данного возраста уровне допустимы лишь затруднение в развороте строительных деталей (например, развороте призм при построении хвоста или плавников), с которыми ребенок справился, обратившись (по указанию взрослого) к схематическому изображению.
2. Средний уровень определяется недостаточно полным и точным анализом схематического изображения. В этом случае взрослый организует последовательное конструирование рыбки, поэтапно обращая внимание детей на схему. При этом построение может осуществляться путем проб и с помощью взрослого, без прямого показа образца действия.
3. Выполнение на низком уровне – это построение конструкции путем неоднократных проб и ошибок, которые исправлялись только при прямом показе взрослым образца действия. Взрослый устанавливает одну из пары деталей и говорит: «Я поставлю тебе одну фигурку, как нарисовано, а ты сам поставь другую» (это возможно благодаря симметричности конструкции).
|
Результаты исследования.
Таблица 1
Определение уровня схематического мышления.
№ | Ф.И. ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Оля Б. | + | |||
Даниэла К. | + | |||
Саша Б. | + | |||
Вика Р. | + | |||
Игорь Г. | + | |||
Ксения Л. | + | |||
Егор К. | + | |||
Никита Ф. | + | |||
Софа З. | + | |||
Дима У. | + |
Интерпретация результатов: высокий уровень – 20%
средний уровень – 60%
низкий уровень – 20%
Таким образом, развитие схематического мышления в данной экспериментально группе находится на среднем уровне.
Таблица 2
Определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности.
№ | Ф.И. ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Оля Б. | + | |||
Даниэла К. | + | |||
Саша Б. | + | |||
Вика Р. | + | |||
Игорь Г. | + | |||
Ксения Л. | + | |||
Егор К. | + | |||
Никита Ф. | + | |||
Софа З. | + | |||
Дима У. | + |
Интерпретация результатов: высокий уровень – 30%
средний уровень – 50%
низкий уровень – 10%
Таким образом, развитие наглядно-образного мышления в данной экспериментально группе можно оценить как среднеразвитая., хотя 30% испытуемых находятся на высоком уровне.
Вывод по 2 главе.
Познание связей и отношений между предметами и явлениями происходит в процессе мышления. При, этом в зависимости от средств и способов решения дошкольниками мыслительных задач, выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.
|
При наглядно-действенном мышлении для решения задач привлекаются внешние двигательные пробы осуществляются в уме, в виде образов. Однако эти образы отличаются от тех, что служат восприятию. Это отвлеченные и обобщенные образы, в которых выделены только те признаки и отношения предметов, которые важны для решения той или иной мыслительной задачи. Средством такого рода познавательных действий выступают наглядные модели – выработанные человечеством различные наглядные формы, передающие отношения между предметами или явлениями. Модельные образы напоминают используемые взрослыми схемы, планы, чертежи, диаграммы и другие виды схематического изображений. Они могут достигать высокой степени условности и символичности. Так же отображаются и явления, которые увидеть или представить себе не возможно (например, отношения между главными и второстепенными ролями в игре.).
Ребенок выполняет различные действия с моделями, но результат действий относит к замещаемым ими предметами и явлениями. Образ-представления наглядно и обобщено отражает предмет или ситуацию при решении той или иной познавательной или практической задачи. Действия наглядно-образного мышления это построение и применение схематизированных образов, отображающих связи и отношения между объектами, явлениями в реальной действительности.
С помощью данных диагностических методик определился сравнительный уровень умственного развития ребенка, т.е. его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей дошкольного возраста.
Заключение.
Мышление одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей, необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Без участия мышления, ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни общаться с предметами.
Мышление представляет собой высшую форму отражения мира, обобщенное познание действительности, в котором важнейшее значение имеет слово, речь.
Проанализировала теоретические источники по формированию и развитию мышления у дошкольников. Выявила особенности мышления детей дошкольного возраста. Рассмотрела комплекс мероприятий по развитию мышления детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели исследования и поставленных задач использовались следующие методы исследования:
· Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
· Психолого-педагогические диагностические методики: «Рыбка» (автор В. В. Холмовская); «Нахождение недостающих деталей» (тест Векслера); «Определение уровня схематического мышления у детей 4-6 лет» (тест Когона).
Список используемой литературы.
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд.5, «Лабиринт», М., 1999.
3. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Последствия к книге Д.Флейвела «Генетическая психология Ж. Пиаже»,. М., 1967.
4. Леонтьев А.Н. Мышление. // Хрестоматия по психологии. – М., Просвещение, 1987.
5. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. –М.: Просвещение, 1971.
6. Маклова А.Г. общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»). ISDN 5-272-00062-5 978-5-272-0062-0.
7. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1984. – 176 с., ил.
8. Марцинковская Т.Д. история детской психологии. – М.: 1988.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.:Просвещение, 1997.
10. Обухов Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
11. Обухов Л.Ф. Концепция Шана Плаже: за и против – М., 1981.
12. Немов Р.С. Психология. Кн.1. «Общие основы психологии» - М., Владос, 2003.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990.-301 с.: ил. – ISDN 5-09-001742-5.
14. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Проспект 2004.
15. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении»- М., Просвещение, 1992.
16. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. Учеб. Пособие. М., «Высш. Школа», 1977. 247 с. с ил.
17. Плаже Ш. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965.
18. Психология под ред. А.А. Зарудной, Минск, «Высшая школа», 1970.
19. Психологический словарь /под ред. А.В. Петровского/ М: 1985.
20. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с. – ISBN 5-7301-
0204-6.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). ISDN 5-314-00016-4.
[1] См.: Менчинская Н.А. Вопросы развития мышления ребенка в дневниках русских авторов // Ученые записки Гос. Ин-та психологии, М., 1941. Т. III.
[2] См.: Запорожец А.В., Луков Г.Д. Развитие рассуждений у ребенка младшего школьно возраста//Научные записи Харьковского гос. пед. ин-та. 1941. №76 (на укр. яз.).