КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
по дисциплине
«Медико-социальная реабилитация»
Выполнил: студент(ка)__3___курса группы _312-1СДИП__________ очной формы обучения с применением дистанционных технологий Ф.И.О.Рахметова Г.Е Проверил: Малеева Н.П |
Оренбург 2020.
Задания для контроля самостоятельной работы по модулю 2
Структура и содержание индивидуальной программы реабилитации
I.Тестовые задания
1.Медико-социальная экспертиза выступает гарантом поддержки инвалида
а. медицинской, финансовой, социальной;
б. финансовой, реабилитационной;
в. медицинской, реабилитационной, социальной;
г. медицинской, финансовой, реабилитационной, социальной.
2.Целью направления на медико-социальную экспертизу не является:
а. установление инвалидности;
б. установление степени ограничения способности к трудовой деятельности;
в. изменение причины инвалидности;
г. оценка тяжести состояния больного.
3.Комплекс мер, которые включает в себя социально-экономическая реабилитация:
а. оказание помощи в само-обеспечении пожилого человека;
б. социально-средовая ориентация и социально-бытовое устройство;
в. организация различных форм социальной помощи (общественной и частной), их координация;
г. социальные пенсии и компенсационные выплаты, натуральная адресная поддержка в виде помощи продуктами, одеждой, другими предметами обихода, техническими средствами.
4.Cоциально-бытовая реабилитация включает в себя:
а. социальные пенсии и компенсационные выплаты;
б. социально-средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию;
в. социально-средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство;
г. организация различных форм социальной помощи (общественной и частной), их координация
5.Медицинская реабилитация включает в себя:
а. методы медикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры,
лечебное питание, санацию очагов хронической инфекции, хирургическую коррекцию патологических изменений;
б. профилактику и лечение психических нарушений;
в. профилактическое лечение хронических заболеваний либо нарушений
психического здоровья;
г. лечебную физкультуру, лечебное питание, а при особых показаниях физиотерапию
6.Психологическая реабилитация включает в себя:
а. корректирование психологических аспектов здоровья;
б. индивидуальные занятия с психологами;
в. поднятие самооценки и других возможных психологических проблем;
г. мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических
нарушений, по формированию у пациентов сознательного и активного участия в реабилитационном процессе
7.Профессиональная реабилитация включает в себя:
а. профилактическое лечение хронических заболеваний либо нарушений здоровья, связанных с профессиональной деятельностью;
б. восстановление соответствующих профессиональных навыков или переобучение пациентов, решение вопросов их трудоустройства;
в. разработку, принятие на государственном уровне соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих укорочение рабочих часов определенных профессий
г. восстановление утраченного здоровья, связанного с профессиональной деятельностью путем выдачи льгот.
8.Cоциальная реабилитация включает в себя:
а. разработку, принятие на государственном уровне соответствующих нормативно-правовых актов, гарантирующих инвалидам определенные социальные права и льготы;
б. мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациентов сознательного и активного участия в реабилитационном процессе;
в. юридическую поддержку инвалидов в случае проблем с социумом;
г. возвращение (реинтеграцию) больных и инвалидов в общество, с приобретением рабочего места в любой специализации.
9.Целью социальной реабилитации является:
а. предупреждение возникновения заболеваний;
б. возвращение к профессии;
в. борьба с факторами риска
г. ресоциализация с восстановлением социального статуса личности
10.Задачи социальной реабилитации:
а. спасение жизни больного и предупреждение осложнений;
б. развитие коммуникативных навыков;
в. ликвидация остаточных явлений болезни и восстановление функциональной активности организма;
г. профилактика рецидивов болезни, связанных с проф. деятельностью.
II. Контрольные вопросы
1. Программа реабилитации инвалида: цель, принципы составления.
Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; · осуществление мероприятий по реализации реабилитационного потенциала инвалидов в рамках индивидуальных программ реаби - литации; · динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов. Основные принципы медико-социальной реабилитации инвалидов: · государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области медицинской, профессиональной и социальной реабилита - ции; · приоритет интересов инвалидов при осуществлении реабилитаци - онных мероприятий.
Основные принципы реабилитации инвалидов. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет одну десятую часть жителей Земли.... Это обусловлено тем, что цель реабилитации возвращение пострадавшего в коллектив. 6. Возвращение инвалидов к активному общественно-полезному труду.... Реабилитация инвалидов - комплексный процесс, включающий различные направления и методы реабилитационной работы, рассмотренные во второй и третьей лекции.
2. Разделы индивидуальной программы реабилитации инвалида, условия реализации.
В случае необходимости при разработке ИПР ребенка-инвалида специалистами учреждения МСЭ могут применяться следующие организационные решения:
1) привлечение консультантов: по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) в формировании индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида могут участвовать с правом совещательного голоса специалисты учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты; сфера профессиональной компетенции консультанта определяется документами, которыми он ее подтверждает;
2) программа дополнительного обследования: в случаях, требующих специальных видов обследования ребенка в целях уточнения структуры и степени ограничений жизнедеятельности, реабилитационного прогноза и реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений. Программа дополнительного обследования утверждается руководителем соответствующего бюро (Федерального бюро, главного бюро) и доводится до сведения ребенка-инвалида (его законного представителя) в доступной для него форме;
3) направление на консультацию или освидетельствование в вышестоящее учреждение МСЭ: в случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, гражданин может быть направлен для разработки индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Технология разработки ИПР состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих ребенку-инвалиду сформировать или восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению образовательной, досугово-игровой, бытовой, общественная и иной деятельности.
ИПР ребенка-инвалида разрабатывается всем детям, признанным инвалидам при первичном или повторном освидетельствовании.
В случае отказа ребенка-инвалида (его законного представителя) подписать сформированную индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида она приобщается к экспертной документации учреждения МСЭ.
3. Оценка результатов проведения индивидуальной программы реабилитации
Эффективность проводимых реабилитационных мероприятий в значительной степени зависит от таких факторов, как пол, возраст, длительность инвалидизации, образовательный уровень, профессиональная принадлежность больного.
Использование единого алгоритма оценки эффективности реабилитации включает несколько последовательных элементов:
1. Первичная оценка (функциональная, профессиональная, социальная) статуса пациентов, с ограничением жизнедеятельности, и его реабилитационного потенциала.
2. Определение и оценка реабилитационного прогноза.
3. Определение цели реабилитации (ожидаемых результатов).
4. "Заключительная" оценка статуса пациента, с ограничением жизнедеятельности.
5. Оценка динамики показателей.
6. Оценка индивидуальной эффективности реабилитации пациентов, с ограничением жизнедеятельности, в плане соответствия целевой установке.
7. Комплексная оценка эффективности реабилитации на основе индивидуальных оценок.
Очень важно корректно и правильно определить прогнозируемые конечный результат реабилитации в каждом конкретном случае, поскольку на этом строится впоследствии комплексная оценка эффективности реабилитации.
Эффективность реабилитации оценивается по единой бальной системе:
0 баллов - ухудшение,
1 балл - без перемен,
2 балла - улучшение незначительное,
3 балла - улучшение (увеличения объема движения, улучшение функции различных органов, улучшение общего самочувствия),
4 балла - значительное улучшение (появление новых навыков и функций),
5 баллов - выздоровление.
При оценке эффективности реабилитационных мероприятий, наряду с оценкой ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности, проводится оценка реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза на данном этапе, в данный период времени. Принимается решение о дальней тактике веления пациента, о необходимости продолжения или завершения реабилитационных мероприятий.
Если необходимо дальнейшее проведение реабилитационных мероприятий, то вновь определяется цель и задачи реабилитационных мероприятий, в каких условиях они должны проводиться, и составляется новая индивидуальная программа.
В случае завершения программы реабилитации оформляется выписной эпикриз. В котором, подробно, описываются рекомендации по дальнейшему ведению пациента, его образу жизни.
ВЫПИСНОЙ ЭПИКРИЗ:
По окончании проведения реабилитационной программы оформляется выписной эпикриз, в котором должно быть отражено:
- Ф.И.О. пациента;
- время пребывания в стационаре, санатории и т. п;
- заключительный диагноз;
- уровень достижения цели реабилитации;
- выполненная программа восстановительного лечения;
- оценка эффективности реабилитации;
- изменение реабилитационного потенциала;
- состояние пациента при выписке;
- рекомендации по диете, физической активности и другие мероприятия на дальнейшем периоде наблюдения.
Все рекомендации пациенту должны быть зафиксированы в карте реализации программы реабилитации на стационарном (поликлиническом, санаторно-курортном) этап
4. Функции специалиста по социальной работе Бюро медико-социальной экспертизы.
Руководитель филиала (первичного бюро) выполняет в первую очередь функции организатора деятельности экспертов и представляет бюро в отношениях с другими учреждениями и с гражданами, проходящими освидетельствование (или их законными представителями) при обсуждении возникающих по ходу освидетельствования проблем.
Руководитель ведет обсуждение полученных результатов, принимает решение, вносит решение в медицинские документы. Руководитель бюро может по совместительству выполнять функции врача-эксперта по одной из специальностей, включенной в состав бюро.
Традиционно в состав врачей-экспертов входят терапевт, невропатолог и хирург. Среди них и распределяются обязанности по освидетельствованию граждан с различной патологией. Как правило, это соответствует классификации болезней, принятой в практической медицине: нервные болезни и неврологические состояния входят в компетенцию невропатолога; нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы — в компетенцию хирурга; внутренние болезни — в компетенцию терапевта.
Врачи-эксперты имеют равные права и обязанности, а их деятельность отличается только по виду болезни клиента.
Это разделение связано с так называемой «инвалидизирующей болезнью», т. е. заболеванием, последствиями травм, дефектов развития, которые признаются (или выбраны клиентом вместе со своим лечащим врачом) главными в возникновении ограничений функций организма.
В обязанности врача-эксперта входит:
· изучить медицинские документы, представленные освидетельствуемымгражданином,
· собрать анамнез больного (собственная характеристика состояния клиента),
· провести личный осмотр,
· доложить результаты на обсуждении членов экспертной комиссии,
5. · сделать необходимые записи в медицинских документах комиссии.
При необходимости врач-эксперт может запросить дополнительные сведения или направить клиента (освидетельствуемого) на дополнительное обследование в другие учреждения.
В обязанности эксперта входит также сбор и оформление статистических сведений о гражданах, прошедших освидетельствование в бюро.
Врач-эксперт обязан поддерживать на высоком уровне свою квалификацию, заниматься профессиональной самоподготовкой и самообразованием. С точки зрения профессиональной деятельности врачи-эксперты принципиально должны занимать иную позицию в работе с клиентами, чем врачи лечащие, т. е. врачи системы здравоохранения. Их усилия направлены не столько на выявление наличия болезни, дефекта, сколько на определение остаточных возможностей освидетельствуемого лица, стойкости его патологических отклонений, ограничивающих жизнедеятельность.
Врач-эксперт не устанавливает методы лечения, он рассматривает патологическое состояние гражданина и на основании своих наблюдений определяет степень тяжести и стойкость нарушения функций.
В экспертный состав кроме специалистов-врачей, принимающих экспертное решение, входят специалист по социальной работе, психолог и реабилитолог.
Это — новые для экспертных комиссий специалисты, поэтому их Функции и должностные обязанности еще не устоялись. Более того, появились объективные противоречия между старыми и новыми специальностями в рамках одной экспертной комиссии. Они вытекают из того, что в прежних врачебно-трудовых экспертных комиссиях роль исследователя социальных проблем освидетельствуемого гражданина выполняли врачи-эксперты, поэтому с введением новых должностей замещающие их специалисты как бы вторглись в старую сферу деятельности экспертов. По-видимому, со временем распределение функций станет более определенным, и каждый специалист в рамках бюро займет только ему отведенное место.
Некоторыми учеными обязанности и технологии работы специалистов бюро видятся следующим образом.
Задачи специалиста по реабилитации:
проводить социальную диагностику — оценку профессионально-трудового статуса (нарушен, не нарушен, трудовая деятельность невозможна, возможна со снижением интенсивности, возможна в другой профессии, возможна в специально созданных условиях); образовательного (нарушен, не нарушен, образование возможно в обычных или в специально созданных условиях), социально-бытового (самообслуживание не утрачено, частично утрачено, полностью утрачено; социальные навыки не утрачены, частично утрачены, полностью утрачены, персональная сохранность не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена) и социально-средового статусов (нарушен, не нарушен, социальная независимость не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, социальное общение не утрачено, частично утрачено, полностью утрачено, возможность решения круга личных проблем не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, возможность заниматься спортом утрачена, частично утрачена, не утрачена), возможность заниматься культурно-досуговой деятельностью (не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, возможность заниматься общественной деятельностью не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена);
· проводить оценку реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности;
· определять потребность лица в реабилитации.
Задачи специалиста по социальной работе:
· проводить социальную диагностику,
· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности,
· принимать участие в определении реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
· определять потребность лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию;
· определять возможность проведения реабилитационных мероприятий ИПР;
· устанавливать условия предоставления реабилитационных услуг;
· определять круг учреждений для реализации ИПР;
· определять место и условия приобретения технических средств реабилитации.
Его технологии — определение ряда социальных характеристик освидетельствуемого: анализ дохода, семейного положения, роли семьи в помощи инвалиду, наличие технических средств и приспособлений и потребность в них, оснащенность жилья для инвалида.
Специалист по социальной работе должен оценить возможность выполнения инвалидом социально-бытовой и социально-средовой деятельности, включая:
· оценку возможности обеспечения персонального ухода;
· оценку возможности персональной сохранности (пользования газом, электричеством, водопроводом, транспортом, лекарствами и т. д.);
· оценку владения социальными навыками (возможность приготовления пищи, уборки помещения, стирки белья, посещения магазинов и пр.);
· оценку возможности обеспечения социальной независимости (возможность самостоятельного проживания, пользования гражданскими правами, соблюдения ответственности, участия в общественной деятельности), — оценку возможности социального общения;
· оценку возможности решения личных проблем (контроль рождений, контроль отношений полов).
Задачи психолога:
· психодиагностика умственного развития;
· определение структуры и степени выраженности нарушений высших психических функций;
· оценка профессионально значимых психических функций, обучаемости, эмоционально-волевой сферы, личностных и социально-психологических особенностей и возможностей коррекции деформаций личности;
· оценка социальной адаптации;
· проведение оценки социально-психологического, социально-бытового и др. статусов;
· проведение оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
· проведение оценки структуры и степени ограничения жизнедеятельности инвалида;
осуществление психологического сопровождения процедуры освидетельствования, разработки ИПР и ее реализации, определение мер психологической реабилитации.
К этому распределению обязанностей можно добавить следующий комментарий. Психолог является ведущим при определении реабилитационного прогноза для данного инвалида, поскольку от желания гражданина и его готовности приложить усилия для привлечения своего потенциала зависит реабилитационный эффект.
Надо сказать, что работа психолога в бюро медико-социальной экспертизы больше всего нацелена именно на установление тех качеств личности клиента, которые будут способствовать его реабилитации. При этом другие стороны личности освидетельствуемого приходится оставлять без внимания. Может быть, выводы психолога в небольшой степени могут влиять на факт признания его инвалидом и устанавливаемую ему группу, однако это не должно снимать его ответственности за принимаемое коллегиальное решение.
Специалист по социальной работе должен со временем стать ключевой фигурой в процессе медико-социальной экспертизы, так как даже в законодательстве подчеркивается, что конечной целью экспертизы является оказание гражданину, обратившемуся в бюро, социальной помощи.
В самом общем виде решение бюро распадается на два блока:
1. признание гражданина инвалидом и установление ему группы инвалидности;
2. определение реабилитационного потенциала и разработка мер реабилитации (индивидуальная программа).
С первым блоком решения лучше справляются врачи-эксперты, определяющие степень ограничения жизнедеятельности, при содействии специалиста по социальной работе, который определяет степень социальной недостаточности.
Но второй блок решения более квалифицированно может быть исполнен усилиями реабилитолога, психолога и специалиста по социальной работе. При этом главная и очень важная роль психолога — установить, а может быть, и сформировать у инвалида психологическую готовность к осуществлению реабилитации.
Роль остальных сотрудников бюро медико-социальной экспертизы сводится к созданию необходимых условий деятельности экспертов:
медсестра — обеспечивает материально-техническую основу экспертной процедуры;
медрегистратор — оформляет всю необходимую документацию, ведет протоколы заседаний комиссии, выписывает соответствующие справки.
Переосвидетельствование инвалидов: порядок направления, место проведения, кратность проведения для различных групп инвалидности.
III. Ситуационные задачи
Задача №1
Больной И., 54г. находился на лечении с диагнозом мелкоочаговый инфарктом миокарда, после стационара отправлен на долечевание в кардиологический санаторий
Задания:
1.На каком этапе реабилитации находится пациент?
2.Какие виды медицинской реабилитации показаны данному больному?
3.Какое санаторно-курортное лечение показано данному больному?
Ответ:
Санаторно-курортный этап.
Поддерживающий этап Включает в себя соблюдение диеты, ведение правильного образа жизни, физические нагрузки, прием поддерживающих медикаментозных препаратов, а также регулярное наблюдение у специалистов. Данный этап реабилитации продолжается всю последующую жизнь: следование предписанным рекомендациям позволяет снизить риски повторных приступов.
Реабилитационный период длится несколько месяцев, и начинается он еще в больнице. После выписки из лечебного учреждения рекомендуется пройти курс реабилитации в санатории, специализирующемся на лечении сердечно-сосудистых заболеваний.
Почему нужно ехать в санаторий? Здесь грамотно подберут диету, рекомендуют подходящий режим физической активности, назначат лечение, будут постоянно следить за состоянием пациента. Большую роль в постинфарктный период играет соблюдение режима, отсутствие стрессовых ситуаций и дозированная, постепенно увеличивающаяся физическая нагрузка.
Кроме того, в санаторно-курортных учреждениях есть комплекс процедур, направленных на восстановление работоспособности сердца:
- общий массаж;
- подводный душ-массаж;
- инфракрасная сауна;
- сухая углекислотная ванна;
- лечебная физкультура (ЛФК).
Задача №2
Больной В. 72 года. Диагноз: Хронический обструктивный катаральный бронхит в стадии обострения. ДН II.
Задания:
1. Разработайте план реабилитационных мероприятий.
2. Какие методы реабилитации могут быть рекомендованы в данном случае (диета, ЛФК, массаж, физиотерапевтические процедуры).
Ответ:
Бронхит - это воспалительное заболевание. Данное воспаление поражает слизистую оболочку легких и бронхиального дерева. Бронхит бывает двух видов: острый и хронический. Симптомы острого бронхита длятся от нескольких дней до трех-четырех недель. Такие симптомы характерны для всех ОРЗ-заболеваний, которые проходят с поражением бронхиального дерева. Симптомом хронического бронхита является непрекращающийся кашель. Причиной развития данного вида бронхита является продолжительное курение и поражение дыхательных путей.
Кчастным задачам реабилитации при большинстве заболеваний оранов дыхания можно отнести:
– ликвидацию воспалительного очага;
– улучшение бронхиальной проходимости;
– увеличение вентиляции легких;
– устранение несоотвствия между альвеолярной вентиляцией и леочным кровотком;
– улучшение дренажной функции легких;
– экономизацию работы дыхательных мышц путем усиления их мощности и содружественности.Сюда же можно отнести мероприятия, направленные на улучшение работы нейрогуморальных механизмов регуляции внешнего дыхания
Физиотерапия при бронхите позволяет ускорить процесс выздоровления, способствуя уменьшению воспаления и болевых ощущений, усилению сопротивляемости организма инфекции.
ЛФК (лечебная физкультура). Кроме физических упражнений, данное направление также включает лечебный массаж.
Другие методы физического воздействия с применением электромагнитного поля, тока низкого напряжения, ультразвука, аэрозолей, пресной или минеральной воды, давления, холода или тепла и т. д.
Перечисленные методы используются при лечении самых разных заболеваний. Физиолечение при бронхите включает следующие процедуры:
Ингаляции.
Массаж.
УВЧ.
Электрофорез.
Магнитотерапия.
Аэрозоль-терапия.
Лечение парафином, грязями.
Галотерапия.
Показания для физиотерапии при бронхите
Развитие воспалительного процесса в слизистых бронхов чаще всего обусловлено размножением патогенных микроорганизмов. Когда организм не может самостоятельно справиться с инфекцией, кроме лекарственных препаратов, пациентам назначают физиотерапию.
Физиопроцедуры при бронхите помогают избавиться от болезненных ощущений при кашле, предотвратить развитие гипоксии и уплотнение бронхиальных стенок, усилить защитные функции организма, нормализовать кровообращение.
Больным, страдающим бронхитом, такие процедуры показаны в следующих случаях:
фаза обострения, сопровождающаяся сильным кашлем, скоплением в бронхах густой мокроты и нарушением дыхания;
хронический бронхит, который не удается вылечить на протяжении длительного времени;
развитие обструктивных процессов в бронхах.
При остром течении заболевания физиопроцедуры показаны только в случае, если у больного отсутствует высокая температура.
Людям, склонным к частым бронхитам, такие процедуры могут быть назначены в профилактических целях, для предотвращения развития повторного воспаления.
Виды физиопроцедур при бронхите у взрослых
Одни виды перечисленных выше процедур допускается применять в домашних условиях, другие требуют применения специального оборудования, поэтому их проводят в медицинских учреждениях.
Каждая процедура направлена на достижение определенных целей и имеет свои особенности выполнения.
Массаж Застойные процессы в бронхах, сопровождающиеся затруднением выведения слизи, устраняются при помощи массажа грудной клетки. Такую процедуру должен проводить опытный массажист, хотя в ряде случаев ее можно выполнять и в домашних условиях.
Для существенного улучшения состояния больного требуется не меньше 5 сеансов массажа, длительность каждого из них составляет 5-10 минут.
Чтобы достичь максимального терапевтического эффекта, рекомендуется проводить процедуру с использованием теплого масла.
Массаж способствует:
улучшению кровообращения;
расширению бронхов;
выведению остатков мокроты из дыхательных путей;
восстановлению дыхательной функции.
Ингаляции К одному из наиболее простых и распространенных методов физиотерапии относится ингаляция с применением отхаркивающих, противовоспалительных и разжижающих мокроту растворов.
Процедуру можно проводить с использованием как специального ингалятора, так и любой емкости, в которую наливается горячий лечебный раствор.
Физиотерапия, заключающаяся во вдыхании пара, эффективна и при остром, и при хроническом бронхите. Чаще всего для ингаляций используют:
отвары лекарственных растений;
физраствор;
минеральную воду;
эфирные масла;
отхаркивающие препараты.