Детально, в письменном виде опишите свои ощущения и эмоции в каждом конкретном случае.
Например, когда вы испытывали:
· одобрение
· нежность
· страх
· гнев
· беспокойство
· интерес
· скуку
· соперничество
· смущение
· желание защититься
· отчаяние
· разочарование
· свободу и раскованность
· расстройство планов
· вину
· надежду
· боль
· унижение
· заинтересованность
· половой интерес
· ревность
· радость
· одиночество
· любовь
· ненужность
· уважение
· печаль
· удовлетворение
· шок, удар
· робость
· превосходство
· подозрительность
· доверие
Цель данного упражнения - самому прочувствовать, что клиенты испытывают в той или иной ситуации; умение прислушиваться к жизненному опыту клиента и анализировать
его поведение, основываясь на его рассказе.
Не следует придавать слишком большое внимание чувствам и ощущениям клиентов, хотя они и играют важную роль в анализе их мироощущения. Социальный работник должен помочь клиенту разобраться в том, что тот ощущал и переживал в конкретных жизненных ситуациях, и проанализировать источник как негативных, так и позитивных эмоций. Одновременно с этим необходимо помочь клиенту раскрепоститься и научиться как выражать свои эмоции, так и владеть ими.
2. Социальный работник, слушая клиента, должен уметь выявлять главное в его ситуации, его поведении и в его чувствах и переживаниях.
Эмоции и чувства всегда возникают и проявляются в, конкретной обстановке. Поэтому данное упражнение поможет вам научиться слушать и определять источник эмоционального состояния клиента. Вы должны сделать следующее:
· Внимательно выслушать все, чем хочет поделиться с вами клиент.
|
· Выделить основное из его рассказа о случившемся с ним.
· Выявить основные моменты его поведения и определить, что он должен был сделать и чего не сделал.
· Определить главное направление его переживаний в связи с тем, что с ним произошло.
Пример.
27-летний молодой человек рассказывает социальному работнику о том, как накануне он обидел свою мать. Они живут отдельно. У него своя семья и маленький ребенок. Он работает на двух работах и еще учится в заочном институте. Времени ни на что катастрофически не хватает. Мать, же постоянно упрекает его в том, что он редко ей звонит и навещает. Она - здоровая 56-летняя женщина, которая могла бы вполне еще работать, но не хочет, и предпочитает жить на пенсию, но хочет, как она говорит, быть «свободной» и ничего не делать. В очередной раз, когда она стала его упрекать в невнимании, не понимая, как ему трудно в жизни все достается, он не выдержал и назвал ее эгоисткой и старой ведьмой.
Ключевой момент случившегося: упреки матери.
Ключевое поведение: потеря самообладания, крик, оскорбления.
Эмоции и ощущения: чувства неловкости, вины, стыда за то, что не смог сдержаться; угрызения совести.
Необходимо принять во внимание тот факт, что молодой человек испытал вышеперечисленные чувства во время разговора с социальным работником, а не во время ссоры с матерью.
Проаналuзuруйте следующую cuтуацuю
Замужняя сорокалетняя женщина пришла к социальному работнику за советом по поводу своих частых ссор с мужем. Из-за них ей в жизни все стало не мило, и ей даже стало казаться, что из нее стала утекать «жизненная энергия». Детей у них нет и, практически, ничего их не объединяет - ни общие интересы, ни духовные ценности, ни любовь. Ничего, кроме домашнего хозяйства. Но после нескольких встреч с социальным работником она смогла критически пересмотреть свою модель поведения с мужем, стала следить за собой, более внимательно относиться к его интересам и не спорить по мелочам. В итоге, по ее словам, муж стал к ней относится даже с прежней лаской и любовью, они перестали постоянно ссориться и кричать друг на друга. И, главное, она научилась управлять собственными эмоциями и поэтому стала вести себя более раскрепощено и свободно.
|
Дайте ответ:
А) ключевой момент случившегося с клиенткой;
Б) ключевое поведение;
В) чувства и эмоции, порожденные в результате данной ситуации.
Проаналuзuруйте следующую cuтуацuю
Женщина 50-десяти лет из Вязьмы, потерявшая в автокатастрофе мужа и единственного сына, никак не может найти ответа на вопрос: «Почему это произошло со мной? Почему погибли именно мой муж и сын? Что мне теперь делать? Больше детей я уже не смогу иметь, да и замуж, вряд ли выйду - в маленьком городе трудно найти мужа вдове. Я чувствую себя совершенно опустошенной и морально и физически подавленной. Я была привлекательной женщиной и никто не давал мне моего возраста. Теперь же, я - старуха с седыми волосами. Я потеряла цель в жизни. У меня к тому же нет работы и возможностей найти ее. На какие же средства я буду жить? Да и что всем до меня? Я теперь никому не нужна».
Ответьте:
А) ключевой момент случившегося с клиенткой;
Б) ключевое поведение;
В) чувства и эмоции, порожденные пережитой ситуацией.