Система конституционного права в зарубежных странах




 

Национальное конституционное право каждой страны обладает некоторыми общими характеристиками, свойственными ему как определенной отрасли права. Образующие эту отрасль правовые нормы имеют единый объект и предмет, т. е. определенную сферу приложения, и регулируют строго определенную область общественных отношений. Конечно, общие правила и требования, предъявляемые к нормам права вообще, приложимы и к конституционному праву. К ним относятся, например, требования обеспечить их юрисдикционную применимость, коими являются ясность, четкость, недвусмысленность и непротиворечивость.

Однако конституционно-правовые нормы и в этом отношении обладают некоторой спецификой. Прежде всего, это находит свое выражение в том, что в конституционном праве важное место занимают нормы-принципы, конкретное содержание которых необязательно и не всегда детально раскрывается в нормативном акте.

Среди таких принципов фигурирует приверженность определенным ценностным ориентациям, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, призванной предопределить построение и функционирование государственного механизма. В основном законе провозглашаются принципы господства права, создания правового государства, светский и социальный характер государства, построение и функционирование механизма власти на основе принципа разделения властей. Нередко в новейших конституциях встречается также заявление о приверженности идеалам мира, а иногда и более конкретные постановления антимилитаристского характера.

В большинстве случаев речь идет о правовой формулировке тех ценностей, которым привержены соответствующие государства и которые они стремятся реализовать в своей практической деятельности.

Одна из особенностей, скорее, правда, технического порядка норм конституционного права, состоит в том, что они не обязательно содержат все три составные части правовой нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Подавляющее большинство конституционно-правовых норм не содержит указание на санкцию. В крайнем случае, в них устанавливается правило, в соответствии с которым то или иное нарушение может преследоваться по закону. Санкции за нарушение конституционно-правовых норм обычно содержатся в нормах иных отраслей права, таких, как административное право, уголовное право и др.

Как и любая другая отрасль права, конституционное право представляет собой строго урегулированную систему, строение которой отражает основное предназначение конституционного права, сферу его приложения, принципы, лежащие в основе конституционно-правового регулирования, внутреннюю взаимосвязь и иерархию норм, образующих данную систему права. Внутренне построение конституционного права в зарубежных странах отличается спецификой и своеобразием, которые предопределены особенностями и уровнем развития данной страны, характером ее правовой системы в целом.

Нормы конституционного права группируются обычно в правовые институты в зависимости от того, к какой именно сфере конституционно-правовых отношений они относятся, т. е. в зависимости от того, какие именно конкретные конституционно-правовые отношения эти нормы регулируют. Основными элементами конституционного права выступают закрепляемые в нем принципы конституционного строя, правовой статус личности, принципы и нормы, регулирующие основные параметры государственного устройства, а равно нормы, регламентирующие порядок формирования, структуру и функционирование механизма государственной власти. Нередко сами эти институты отличаются сложной внутренней структурой.

Например, институт личных прав и свобод, институт гражданства и другие, которые охватываются более общим понятием — правовой статус личности. Механизм государственной власти включает такие институты, как глава государства, правительство, парламент, судебная система. Иногда отдельные институты объединяют столь значительное число правовых норм и настолько сложны, что к ним самим применяется термин "право". Например, избирательное право, парламентское право.

Перечень и характер этих институтов, их внутренняя взаимосвязь и даже иерархия во многом зависят от особенностей политического режима и от принятой в стране формы правления.

Так, во французской Конституции 1946 года, оформившей создание парламентской республики, на первом месте фигурировали применительно к механизму власти постановления, относящиеся к парламенту. В Конституции 1958 года, оформившей переход к смешанной республиканской форме правления, на первом месте среди институтов власти фигурирует институт Президента Республики.

Изменения, происходящие в общественной жизни и находящие свое отражение в конституционном праве, могут приводить к появлению и утверждению новых институтов конституционного права. Так, в послевоенный период весьма широкое распространение получает институт конституционного контроля. В последние годы все шире распространяется институт омбудсмана — уполномоченного по правам человека.

Таким образом, строго научная систематизация конституционного права позволяет более точно разобраться в иерархии и соподчиненности отдельных элементов этой отрасли права, следовательно, может способствовать более правильному и эффективному применению норм конституционного права.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: