Длительность переходного такта должна обеспечивать безопасное завершение фазы. В этот период времени происходит передача права движения от одной выделенной группы транспортных потоков к другой.
Транспортное средство, находящееся в момент выключения зеленого сигнала на расстоянии от стоп-линии, равном или меньшем, чем его остановочный путь, должно иметь возможность, двигаясь безостановочно со средней скоростью транспортного потока, миновать все возможные конфликтные точки. Это точки возможной встречи с транспортными средствами, начинающими движение по зеленому сигналу в следующей фазе.
, (4.5)
где
- время проезда расстояния до стоп-линии, равного остановочному пути, без снижения скорости с момента выключения разрешающего сигнала светофора, с;
- время проезда расстояния от стоп-линии до самой критической конфликтной точки при выезде с перекрестка (с добавлением длины транспортного средства), с;
- время от момента включения зеленого сигнала в следующей фазе до момента прибытия к самой критической конфликтной точке транспортного средства, начинающего движение по этому сигналу, с.
По-видимому, самой критической можно считать точку, в которой выполняется условие
.
Величины
определяются по формулам:
, (4.6)
где
- время подготовки тормозной системы: реакция водителя при смене сигнала светофора, срабатывание тормозного привода, нарастание эффективного замедления, с (можно принять
- скорость транспортного средства на подходе к перекрестку, км/ч (задается);
- рабочее замедление транспортного средства, максимально возможное с точки зрения комфортных условий замедления автомобиля, м/с²(принимается
= 2,5 – 3,0);
=2+(60/3.6)/2*3 = 4,76 с » 5 с.
, (4.7)
где
- расстояние от стоп-линии до самой критической конфликтной точки. Определяется по схеме пересечения с учетом ширины и количества полос движения транспортных потоков, ширины пешеходных переходов, расстояний от пешеходного перехода до стоп-линии (около 1м) и до границ проезжей части перекрестка (около 5м). Можно исключить из рассмотрения правоповоротные потоки, м;
- габаритная длина приведенной транспортной единицы, м (принимается
= (15,375+6)/(25/3,6) = 3,09 с » 3 с;
, (4.8)
где
- расстояние от стоп-линии до той же критической конфликтной точки при начале движения конфликтующего потока в следующей фазе, м;
- ускорение транспортного средства при разгоне после трогания с места, м/с² (принимается
» 3 с.
Необходимо учитывать, что при расчете
следует принимать скорость лево- и правоповоротных потоков 25 км/ч.
Окончательные расчетные значения переходных тактов округляются до целых секунд.
Для каждого подхода, обслуживаемого данной фазой, может быть получено несколько значений
- по прямому и левоповоротному движению. Из совокупности значений
= 5 + 3 – 3 = 5 с.
Во время вспомогательного такта заканчивают движение и пешеходы. За время этого такта пешеход должен или вернуться на тротуар, или завершить переход проезжей части, или дойти до разделителя встречных потоков. Максимальное время для этого
, (4.9)
где
– ширина проезжей части, пересекаемой пешеходами, м;
– расчетная скорость движения пешеходов, м/с (если не задана в исходных данных, то принимается 1,3 м/с).
= 15/(4*1,3) = 2,88 » 3 с.
В качестве вспомогательного такта принимают наибольшее значение.
t' = 5 c.
Переходные интервалы не следует назначать длительностью менее 3 с. Если найденное значение t´ не превышает 4 с, то переходный интервал состоит из одного такта (желтый сигнал). При t´ = 5-8 с переходной интервал должен быть составлен из двух вспомогательных тактов ("желтый-красный" сигнал включается в момент выключения желтого). Допустимые значения длительности горения красного и желтого ("желтый-красный") - 2, 3 и 4 с.
, (4.10)
где L - сумма всех вспомогательных тактов, с;
- фазовые коэффициенты.
= (1,5*11+5)/(1-0,36) = 21,5/0,64 = 32 с
После расчета длительности цикла определяется длительность основных тактов по схеме
, (4.11)
, (4.12)
где
- длительность основных тактов фаз, с.
= (33-11)/(33-1,5*11-5) = 1,9 с.
= 0,21*1,9*33 = 13 с.
= 0,15*1,9*33 = 9 с
Затем длительность основных тактов проверяется на обеспечение пропуска в соответствующих направлениях пешеходов по формуле
, (4.13)
где
- ширина проезжей части, пересекаемой пешеходами за время основного такта, м;
- скорость движения пешеходов, м/с.
= 5+15/1,3 = 16 с.
Если такт обслуживает два или более пешеходных переходов, то необходимо длительность разрешающего сигнала
рассчитать по каждому из них и выбрать наибольшее.
, (4.16)
где
- интенсивность пешеходного движения в обоих направлениях, пеш./ч;
- ширина пешеходного перехода, м;
- площадь, занимаемая одним пешеходом на островке безопасности, м² (принимается
= (500*33*0,3)/(3600*1) = 1,3 м
= (300*33*0,3)/(3600*1) = 0,825м
, (5.1)
где n0, пc, пп - количество точек ответвления, слияния и пересечения;
N0i, Nci, Nпi – меньшие интенсивности из каждой пары конфликтующих между собой транспортных потоков.
m1 = 0,01*[1*(195+130) +5*(195+98)] = 22
m2 = 0,01*[1*(130+130) +5*(65+65)] = 9
, (5.2)
где
– основание натурального логарифма;
- интенсивность транспортного потока на главной дороге в обоих направлениях, авт./с;
- интенсивность транспортного потока, приходящаяся в среднем на одну полосу второстепенной дороги в рассматриваемом направлении, авт./с;
– граничный интервал времени, с (при пересечении двухполосной дороги равен 6-8 с; при левом повороте –10-13 с; при правом повороте –4-7 с);
– скорость потока на подходе к перекрестку, км/ч;
и
– замедление и ускорение автомобиля, м/с2 (можно принять
=3,0-4,0 м/с2,
5.2.2 Определение задержек на регулируемых перекрестках
Среднюю задержку транспортных средств определяют для каждого подхода в каждой фазе с учетом разрешенных для движения направлений по формуле
, (5.3)
где
- длительность цикла регулирования, с.
- эффективная доля разрешающего сигнала в цикле регулирования.
- продолжительность разрешающего сигнала, с;
- степень насыщения фазы регулирования,
- поток насыщения для данного подхода в этой фазе,
- суммарная интенсивность транспортных потоков, которым разрешено движение на разрешающий сигнал с данного подхода.
= 13/33 = 0,39
= 9/33 = 0,27
= 1138*33/13*5393 = 0,5
= 910*33/9*5760 = 0,6
5.2.3 Определение средней задержки транспортного средства
Средняя задержка одного транспортного средства на нерегулируемом и регулируемом перекрестках при данном варианте схемы пофазного разъезда определяется по формуле
, (5.4)
где
– число выделенных групп транспортных потоков.
Сравнивая эти показатели до и после введения светофорной сигнализации и по вариантам, делают выводы об эффективности проведения данного мероприятия.
Результаты расчетов свести в таблицу.
Регулируемый перекресток:
7,8 c
Не регулируемый перекресток:
???




