ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ




Можно по-разному классифицировать экономические системы. Это зависит от выбора критериев. В современной экономической литературе основным критерием различия систем является идея экономического равновесия в качестве организующего и определяющего фактора. Исходя из принципа равновесия. Можно выделить следующие виды экономических систем: традиционная и командная; рыночная и смешанная. Кроме того, в настоящее время еще выделяют системы переходного типа. Куда относят бывшие социалистические страны. Однако это деление носит теоретический характер, поскольку в реальной действительности чистых систем не существует. [6. С.20]

Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах централизованной экономики диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью. [7. С.182]

Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.

Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства. [8. С.32] Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии – дети должны наследовать занятие отца.

Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры.

В этих странах в условиях относительно слабого развития национального производства большую роль играет иностранный капитал.

Наличие специфических ресурсов так же обуславливает традиционность в решении экономических задач. Например, если Бразилия в прошлом году выращивала в основном кофе, то и в этом году она будет выращивать кофе, и теми же технологическими приемами, и для тех же потребителей-импортеров.[9. С.37]

Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения. [10. С.15]

Также для этих стран характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

Интересно, что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях Африки. [11. С.71]

Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными чертами системы выступают:

– прямое управление предприятиями из центра;

– полный контроль государства за производством и распределением;

– управление с помощью административно-приказных методов.

Централизованный план в условиях монополизма государственной собственности является обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных производств, включая сельское хозяйство.

Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.

Материальное богатство и социальный статус человека зависят от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе. Это воспроизводит принципы феодального устройства общества и есть огромный шаг назад в магистральном движении человеческой цивилизации к свободе и автономности индивида. [12. С.756]

Фактически для командной экономики характерен натуральный тип производства. В сельском хозяйстве крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт и часть необходимого продукта изымается государством.. Происходит строгое регламентирование со стороны государственных органов объема и ассортимента продукции (Госплан), цен (Госкомцен), потоков продукции (Госснаб) и т. д., что ведет к отсутствию самостоятельности предприятий. Приоритет принадлежит натуральным показателя, затраты факторов производства, эквивалентность в обмене не играет существенной роли. В основе экономической деятельности лежит затратный механизм

Командная система базируется на государственной форме собственности, вся экономическая деятельность планируется и координируется из единого центра, где происходит согласование объемов производства и потребностей через количественные балансы; выполнение единого общегосударственного плана контролируется многочисленными чиновниками. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя.

Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. В такой системе у покупателя отсутствует свобода выбора и возможность воздействовать на цены, качество и др.

Приказное управление оправдано при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. В этих условиях оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках, успешно решать актуальные народнохозяйственные задачи. В экстремальных условиях данный тип может отказаться единственно возможным и по-своему эффективным. [13. С.338]

В XХ веке командно-административный тип экономики был достаточно широко распространен, попытки реализовать его осуществлялись в СССР, Китае, странах Восточной Европы и др. однако в конце ХХ века эти попытки потерпели крах и ортодоксальные коммунистические режимы сохранились у власти лишь в КНДР и на Кубе. [14. С.12]

Противоположностью командной системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. Здесь все решения отдельными лицами, домашними хозяйствами, предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами в процессе их взаимодействия на рынке.

Рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку.

Инициатива сосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением.

Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния.

Рыночной экономикой управляют, по меткому выражению великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены, конкуренция. [15. С.53]

Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Экономическая власть здесь широко рассеяна, здесь мала или вовсе отсутствует необходимость в правильном вмешательстве в экономический процесс и в правительственном контроле. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Особенности современной рыночной экономики: гибкое адаптивное производство; целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса (производит до 30% ВВП США);государственное регулирование конкуренции; формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности, в управлении производством рабочих. [16. С.83]

В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. [17. С.22]

Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами: эффективное распределение ресурсов; возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках; гибкая приспособляемость к изменениям (70-е гг. – рост цен на энергоносители разработка альтернативных источников, ресурсосбережение); оптимальное использование результатов НТР; свобода выбора и действий; способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Отрицательными сторонами рыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности, циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества. Практика современной экономики предполагает использование гибкой фискальной политики, формирование стратегических переходящих запасов для стабилизации развития национальной экономики в кризисных ситуациях.

Проявление монополистических тенденций, ведущих к повышению цен, сокращению производства и ухудшению качества предполагаемых услуг, предполагает проведение государством взвешенной антимонопольной политики и стимулирование конкурентной борьбы на товарных рынках.

Значительная дифференциация доходов, их неравномерное распределение. Поэтому одной из функций государства является проявление эффективной налоговой политики и осуществление социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. [18. С.35]

В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективно требует вмешательство государства в процесс регулирования экономических процессов. Причем усложнение механизмов рыночной системы ведет к расширению этого вмешательства как методами экономического характера, так и административными методами.

В ней с одной стороны, большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка, свобода частной инициативы гарантирует право на частную собственность, самостоятельность в хозяйственной деятельности, свободные цены, конкуренция, свобода торговли.

В то же время, с другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы. При этом забота иных государств о развитии столь значительна (как скажем, в Германии, Швеции), что хозяйство таких стран часто называют социально-рыночной экономикой.

В разных странах и регионам складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своим специфическим сочетанием разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, включая США, Англию, Францию, Германию, имеют смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы совсем уничтожить регулирующую роль рынка.

Таким образом, можно сделать вывод, что в независимости от вида экономической системы, она никогда не может быть идеальной, то есть – без проблем. Совершенные, общества не существуют. Любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно убедиться на опыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность, отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: