Рис. 241. Вилка
Условности и упрощения
На сборочных чертежах
Чтобы правильно прочитать сборочные чертежи, нужно знать условности и упрощения, применяемые при их выполнении. Рассмотрим некоторые из них.
Крайнее или промежуточное положение детали. На рисунке 232 изображение толкателя продолжено вверх штрих- пунКтирной с двумя точками тонкой линией. Что это означает?
Толкатель движется вверх и возвращается обратно в исходное положение. На сборочных чертейсах крайнее или промежуточное положение детали показывают штрихпунктйрной с двумя точками тонкой линией.
Обратите внимание, что на виде А (см. рис. 232) ручка (дет. 2) не показана. Форма этой детали определяется по другим изображениям. На данном виде она закрывала бы часть рукоятки, имеющей отверстие с резьбой. В таких случаях деталь не показывают, а на чертеже делают надпись: «Ручка (дет. 2) не показана».
Изображение пограничных деталей. Иногда на сборочном чертеже надо показать детали, не входящие в данное изделие — пограничные. Часть такой детали показана на рисунке 248. Пограничные деали изображают сплошной тонкой линией. Это дает возможность отличить их от деталей, входящих непосредственно в изделие.
Изображение уплотнительных устройств. Для предотвращения просачивания жидкости, пара или воздуха между подвижными деталями различных кранов, вентилей и трубопроводов применяют уплотнительные устройства.
Одно из них — сальниковое устройство (рис. 242). Для уплотняющей набивки в нем использована просаленная пенька, сдавленная при помощи нажимной втулки. Втулка (она указана стрелкой с цифрой /) соединена с корпусом детали резьбой. Затягивая втулку, можно сжимать набивку, для того чтобы она плотно прилегала к цилиндрической оси. На чертеже набивка (она обозначена стрелкой с цифрой 2) заштрихована в клетку как неметаллический материал (см. рис. 198).
|
При вычерчивании сальниковых устройств нажимную втулку всегда изображают в верхнем (исходном) положении.
Сокращение количества и размера изображений. На сборочных чертежах, как и на чертежах деталей, для сокращения количества изображений можно соединять половину вида с половиной разреза (рис. 242 и 243). Можно также соединять часть вида с частью разреза.
Чтобы сократить размер изображения, не уменьшая масштаба, применяют обрыв (см. рис. 242, вид сверху).
4 отд. Ф10 |
Рис. 242. Сальниковое устройство |
Изображение одинаковых элементов. Допускается вместо нескольких одинаковых элементов изображать на сборочных чертежах только один из них. Так, например, на рисунке 243 изображен только один болт с гайкой (дет. 3 и 4). Положение остальных показано пересечением центровых линий. А на рисунке 242 показано лишь одно из четырех одинаковых отверстий под болты.
Рис. 243. Условное изображение повторяющихся элементов |
70. Какой линией показывают на сборочных чертежах крайнее или промежуточное положение детали? Когда применяют такое изображение?
71. Как понимать надпись на сборочном чертеже: «Ручка (дет. 2) не показана»?
72. Когда на сборочном чертеже деталь обводят не основной, а тонкой линией? Что это значит?
73. Как сокращают количество изображений на сборочном чертеже, если надо показать и наружный вид, и внутреннее устройство изделия?
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18 Чтение сборочных чертежей
1. На рисунках 244—248 приведены сборочные чертежи пяти различных изделий, а на рисунке 249 — наглядные изображения шести изделий. Некоторые из них даны на рисунках 244—248, но не все. Определите, на каких наглядных изображениях, обозначенных буквами, представлены именно те изделия, которые содержатся и на сборочных чертежах. Запишите в рабочей тетради, на каком из наглядных изображений какое изделие представлено. Форма записи: «На наглядном изображении А вычерчено...» (название изделия взять со сборочного чертежа).
Не забудьте, что не ко всем сборочным чертежам даны наглядные изображения.
2. Прочитайте сборочные чертежи, указанные учителем на рисунках 244—248, придерживаясь последовательности, данной в § 35. На вопросы (в том числе дополнительные) ответьте письменно.
Дополнительные вопросы к сборочным чертежам
К рисунку 244
1) Почему не заштрихована деталь 37
2) Почему деталь 2 заштрихована крест-накрест?
К рисунку 245
1) Изображение Б — Б является разрезом или сечением?
4» |
® |
2) Для чего оно дано?
Поз. | Наименование | Кол. | Материал | Примеч. | |||
Основание | Сталь | ||||||
Рукоятка | Пластмасса | ||||||
Болт Мб *55 | Сталь | ||||||
1* | Кольцо | Сталь | |||||
Чертил | Ийаной | ЮМ.06 | Ручка дверная | ||||
Проверил | Зайарихин | т.об | |||||
Школа 52 кл. 8Б | Сталь | 1:1 \ШЗ | ||||||
7 Черчение
А поз. 1 |
Б-Б
Поз. | Наименование | Кол | Материал | Примеч. |
Коромысло | Сталь | |||
Винт нажимной | Сталь | |||
Захват | Сталь | |||
Ограничитель | Сталь | |||
Винт М8х 12 | Сталь |
Чертил Ибаноб ЮЖ06 ПроверилЗаЬарихин Ш06 |
|
Съемник |
Школа N*52 кл.вБ |
Сталь | 1:1 | №3
Поз. | Наименование | Коп. | Материал | Примеч. |
Основание | Чугун | |||
Ролик | Сталь | |||
J | Шина | Резина | ||
Болт М 10*60 | Сталь | |||
Гайка | Сталь | |||
Шайба | Сталь |
Чертил | Ибаноб | тоь | Ролик |
Проверил | ЗаОарихин | mm | |
Школа52 кл. 8В | Сталь | 7'7 |w»J |
Поз. | Наименование | Кол. | Материал | Примеч. | |||
Плита | Сталь | ||||||
Втулка | Сталь | ||||||
3 | Винт специальный | Сталь | |||||
и | Крюк | Сталь | |||||
Винт М8*4 | Сталь | ||||||
Чертил | Ибаноб | mm | Кондуктор | ||||
Проверил | Забарихин | %ш | |||||
Школа 52 кл. 8Б | Сталь \ 1:1 I Н'З | ||||||
Рис., 24», Задание для упражнений |
К рисунку 246
1) Зачем выполнен фронтальный разрез?
2) Какова форма детали 5?
К рисунку 247
1) Почему деталь 3 заштрихована крест-накрест?
2) Почему штриховка деталей 1 и 2 имеет разное направление?
К рисунку 248
1) Какой линией изображена обрабатываемая деталь?
2) Почему специальный винт (дет. 3) на разрезе А — Л не заштрихован, а на разрезе Б — Б заштрихован?
3. Выполните технические рисунки одной-двух деталей, предложенных учителем. Выполнить работу вам поможет соответствующее наглядное изображение.
Назначение и устройство сборочных единиц, входящих в практическую работу № 19.
1. К дверному полотну ручку (рис. 244) крепят с помощью шурупов, для которых на основании (дет. /) предусмотрены отверстия. Состоит ручка из основания и рукоятки, соединенных с помощью винта (дет. 3).
2. Съемник (см. рис. 245) — приспособление для съемки шкивов, подшипников и других деталей с валов.
Основные детали съемника: коромысло (дет. /), на которое надеты захваты (дет. 3) и нажимной винт (дет. 2). Предотвращает соскальзывание захвата с коромысла ограничитель (дет. 4), закрепленный винтами (дет. 5).
Демонтируемое устройство устанавливают на выступы захватов. Съемка деталей осуществляется путем вращения нажимного винта, в отверстие которого с этой целью вставляют стержень (рычаг).
3. Приспособление (см. рис. 246) — кондуктор применяется при сверлении отверстий на плитках, в данном случае имеющих прямоугольный выступ.
Основание (дет. /) кондуктора соединено с плитой (дет. 2) штифтами (дет. 5) и винтами (дет. 6). Сверху в плите находится направляющая втулка (дет. 3), сбоку ввинчена рукоятка (дет. 4).
При сверлении отверстия выступ обрабатываемой детали вставляют в прямоугольное отверстие основания, сверло направляется через втулку сверху.
4. Ролик (см. рис. 247) служит опорой для перемещения тяжелых предметов. Его используют наборами по нескольку штук. Ролик (дет. 2) с резиновой шиной (дет. 3) крепят к основанию (дет. /) при помощи болта (дет. 4) и гайки (дет. 5) с шайбой (дет. 6).
5. Кондуктор накладной (см. рис. 248) применяют при сверлении, в данном случае двух отверстий 0 4,2 в обрабатываемой детали. Винт специальный (дет. 3) кондуктора крепят к столу сверлильного станка. После установки обрабатываемой детали на нее накладывают плиту (дет. /), которая закрепляется крюком (дет. 4). Крюк обеспечивает легкое и быстрое крепление плиты кондуктора.
Втулка (дет. 2), запрессованная в плиту, направляет сверло.
Понятие о деталировании
Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Но сначала изготавливают детали, а для этого требуется обеспечить производство их чертежами. Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей, называют деталированием.
Суть процесса деталирования будет ясна из сопоставления рисунков 250 и 251. Упор, для которого чертеж и наглядное изображение приведены на рисунке 250, мысленно расчленен на отдельные детали (рис. 251, а). На рисунке 251, 6 даны чертежи двух деталей, как правило, они содержат различные указания, в том числе связанные с технологией изготовления детали. Здесь эти обозначения не приведены. Их изучают на занятиях практикума по машиностроительному черчению.
Чтобы облегчить работу, рекомендуем придерживаться следующего порядка деталирования:
1. Прочитать чертеж изделия в последовательности, приведенной в § 35, обратив особое внимание на форму деталей, их назначение и взаимодействие.
2. Мысленно разобрать изделие на отдельные детали.
3. Выделить стандартизованные детали, на которые не составляют чертежи.
Поз | Наименование | Кол. | Материал | Примеч. | |||
1 | Корпус | 1 | Сталь | ||||
2 | Сухарь | 2 | Сталь | ||||
3 | Винт М12x60 | 1 | Сталь | ||||
Шпилька М12х60 | 2 | Сталь | |||||
Гайка М12 | 2 | Сталь | |||||
Чертил | Иванов | 1005.06 | Упор | ||||
Проверил | Заварихин | U.05.06 | |||||
Школа 52 кл 8Б | Сталь | 1:1 | №3 | ||||||
Рис. 250. Сборочный чертеж и наглядное изображение упора
Рис 251. Детали упора: а - наглядное изображение; б - чертеж детали «корпус»; в — чертеж детали «сухарь»
Рис. 252. Шплинт |
4. Определить число изображений, необходимых при вычерчивании каждой детали. Нельзя при этом копировать его с чертежа, подлежащего деталированию. Винт (дет. 3), например, на рисунке 250 представлен тремя видами. На чертеже этой детали достаточно двух видов. И наоборот, стойка (дет. /) на рисунке 232 показана тремя видами и сечением, хотя чертеж этой детали должен содержать не меньше пяти изображений.
5. Найти сопрягаемые поверхности деталей, т. е. поверхности, взаимодействующие с поверхностями других деталей. К таким относятся, например, поверхности штифта и отверстия для него (см. рис. 246).
Для сопрягаемых поверхностей надо согласовать размеры. Это значит, что одинаковыми по величине должны быть, например, наружные диаметры втулки и отверстия, куда она запрессовывается (см. рис. 248).
При деталировании, особенно при нанесении размеров, надо пользоваться справочниками. Так, размеры пазов для шпонок должны быть выбраны и нанесены в соответствии с рекомендациями, данными в разделе 33.1; размеры резьбовых изделий — в соответствии с рекомендациями, данными в разделах 31.3 и 32.2. Наконец, справочником целесообразно воспользоваться, когда что-либо забыто или встретилось впервые. Например, в спецификации сборочного чертежа встретилось обозначение: «Шплинт 1,5 х 15 ГОСТ 397 — 79». Вы не знаете, какую форму имеет деталь и что означают цифры в этой записи. Из справочника узнаем, что деталь имеет форму, показанную на рисунке 252. Обозначение надо понимать так: шплинт для отверстий диаметра d = 1,5 мм, длина шплинта 15 мм.
Использование справочников при чтении и составлении чертежей, в том числе и во время контрольных работ, разгружает память, позволяет получить больше новых сведений, ускоряет выполнение работы.
Выполняя деталирование, надо каждую деталь вычерчивать на отдельном листе, формат которого зависит от выбранного масштаба. Большую часть данных для основной надписи берут из спецификации сборочного чертежа.
Рассмотрим пример деталирования. На рисунке 253 дано наглядное изображение кривошипа. Кривошип передает движение от шатуна к валу, превращая поступательное движение поршня во вращательное движение вала. На рисунке 254
приведен чертеж кривошипа. Он представляет собой эксцентрично расположенный палец (дет. 2), соединенный посредством плеча (дет. /) с валом (дет. 3), которому сообщает вращательное движение. С пальцем кривошипа шарнирно соединяется шатун, идущий от поршня.
Прочитав чертеж (рис. 254), устанавливаем по спецификации, что на нем изображен кривошип. Даны главный вид и разрез. Главный вид содер-
Рис. 253. Кривошип жит местный разрез. Изобра
жение детали 3 также содержит местный разрез.
Деталь 6 — болт имеет головку в виде шестиугольной призмы. Основные размеры болта: резьба Мб, длина стержня 25 мм. Это мы узнаем из спецификации. Зная номер стандарта, можно определить «размер под ключ» (он равен 10 мм), высоту головки (4 мм) и другие размеры.
Деталь 5 — гайка с резьбой Мб имеет форму шестиугольной призмы.
Деталь 2 называется «палец». Он состоит из трех цилиндров и усеченного конуса. Конический конец детали 2 расклепан, что обеспечивает неподвижность соединения с деталью 1.
Шпонка (дет. 4) призматическая. Высота и ширина шпонки по 6 мм, длина 14 мм. Это мы также узнаем из спецификации.
В детали «плечо» четыре отверстия: одно коническое, второе цилиндрическое под вал 0 21 мм и два также цилиндрических под болт Мб. Болт и гайка служат для стягивания лапок плеча, которое зажимает вал. Детали 1 и 3 соединяются призматической шпонкой.
Размеры 0 16 и 24 являются присоединительными, размер 160 габаритный.
На детали 4, 5 и в составлять чертежи не надо, так как они стандартизованы.
Расклепать |
Поз. | Наименование | Кол. | Материал | Примеч. | |||
Плечо | Сталь | ||||||
Палец | Сталь | ||||||
Вал | Сталь | ||||||
Шпонка 6 | Сталь | ||||||
Болт Мб у 25 | Сталь | ||||||
Гайка Мб | Сталь | ||||||
Чертил | Ибаноб | 10.05.06 | Кридошип | ||||
Принял | Забарихин | U.0S.06 | |||||
Школа 52 |
кл. 8Б |
Сталь |
ГШ |
Рис. 254. Сборочный чертеж кривошипа
ff3 |
Таким образом, чертеж прочитан. Изделие мысленно разобрано на отдельные детали. Выделены те из них, на которые нужно составить чертежи, определив необходимое количество
Рис. 255. Схема работы кривошипа |
изображений, положение для главного вида, отметив сопрягаемые поверхности и выбрав масштаб.
На рисунке 256 дан чертеж детали 2 — пальца. На чертеже, где он представлен в соединении с другими деталями, палец показан на двух изображениях, а здесь на одном, так как форма его полностью выявляется одним видом.
Палец
Школа |
кл. |
Сталь | |
R11 Размер для справок I ЧертилI Ибаноб ШЩ' ПлвЧО I Школа 52 кл. 8Б | Сталь | 11 | УЗ |
Рис. 257. Чертеж детали 1 кривошипа
На рисунке 257 дан чертеж детали 1 — плеча. Размеры, которых не было на рисунке 254, определены с помощью углового масштаба (см. указание к практической работе № 19). Размеры шпоночного паза — 6 и 2,8 мм — взяты из справочной таблицы (см. § 33).
© |
Размеры сопрягаемых поверхностей (для 0 16 и 0 21) взаимно согласованы.
1. Что называется деталированием?
2. Для чего выполняют деталирование?
3. В чем заключается процесс деталирования?
4. Перечислите этапы деталирования.
5. Можно ли, составляя чертежи деталей, копировать с рассматриваемого чертежа количество видов, положение для главного вида? Обоснуйте свой ответ.
6. Что значит согласовать размеры?
® |
ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19 Деталирование
Рис. 258. Угловой (пропорциональный) масштаб
Выполните по указанию учителя чертежи одной-двух деталей (рис. 240, 244, 245, 246, 247, 248).
Указания к работе № 19.
1. В соответствии с рекомендациями, данными в § 37, выполните чертежи
следующих деталей:
1) рисунок 240, детали 2, 4;
2) рисунок 244, детали 1, 3;
3) рисунок 245, детали 2, 3;
4) рисунок 246, детали 3, 4;
5) рисунок 247, детали 1, 2;
дейстбительный размер |
6) рисунок 248, детали 1, 3.
2. Для определения размеров деталей можно воспользоваться пропорциональным масштабом (рис. 258). Например, на рисунке 254 расстояние между центрами отверстий 45 мм. Откладываем эту величину на горизонтальной прямой. Из конца отрезка проводим перпендикуляр. На нем от вершины угла откладываем расстояние между центрами отверстий, но взятое с чертежа в книге. Концы отрезков соединяем прямой (на рисунке она показана другим цветом).
® |
Чтобы определить размер любого отрезка на данном чертеже, откладываем этот отрезок от вершины на вертикальной стороне угла и проводим линию, параллельную ранее построенной прямой. Она отметит на горизонтальной стороне угла действительную величину определяемого отрезка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 20