Социологические функции разделяются на три укрупненные группы. Первая группа - адаптирующие, вторая - функции культу-





ронаследования и третья • функции социорегуляции.

В первую группу входят социальные роли, выполняемые общественным мнением при воздействии на индивидуальных и групповых субъектов по формированию их сопиальных качеств, привитию им норм и правил существования в обществе. Это функции, адаптирующие субъектов к среде. Сущность функции социализации заключается в том, что общественное мнение выступает одним из важнейших элементов приобретения индивидом социальных свойств и качеств, усвоения им социальных норм. Человек не рождается общественным существом. Он им становится в течение своей жизни, постепенно формируя соответствующее представление об обществе и общественных отношениях. В процессе социализации происходит усвоение индивидом ценностей, норм, традиций, обычаев, знаний, позволяющих ему стать полноправным социальным субъектом, членом общества, гражданином..Агентом этого процесса является общественное мнение, выступающее в соответствующей функции. Неявно, исподволь, посредством механизма общения в семье, на улице, в школе, в малых сообществах реализуется эта функция, обозначая для человека, что социально приемлемо, а что отвергается, за что он будет поощрен, а за что - осужден. Очень близко к функциям социализации стоит воспитательная функция. Они по существу во многих своих проявлениях неразделимы. Но если в своей социализирующей функции общественное мнение как-бы готовит индивида к жизни в обществе, прививает ему некоторые нормативы мышления, оценок, поведения, необходимые чтобы войти в социум и начать жить в нем, то воспитательная функция как-бы подхватывает ее эстафету и продолжает посредством сходных механизмов адаптировать социализированного субъекта к изменяющимся условиям его существования. Смысл воспитательной функции мнения заключается в том, что оно, сводя воедино различного рода социальные нормы, "апеллирует к сознанию людей, приводя их действия и поступки в соответствие с требованиями вырабатываемого им самим свода так называемых общечеловеческих непнсанных законов. В этих целях оно самым активным образом опирается на свой богатый нравственный потенциал, прибегает в той или иной мере к моральном) воздействию..."(4, с.216).

Сущность функции культуронаследования заключается в способности общественного мнения выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению. В силу его неразрывной связи с обыденным сознанием, с повседневной жизнью людей в нем воплощается и выражается социальная память общества. Моральные ценности, фольклорные образования, то, что называется "народной мудростью", и даже предрассудки - все это, входящее в живую ткань народной культуры, во многом неписанной, хранится в общественном сознании и в нужный


момент становится основой для социальных опенок и переходит в содержание общественного мнения. В итоге, эти элементы культуры, взаимодействуя с актуальной социально-политической проблематикой, постоянно воспроизводятся, передаются от субъекта к субъекту, от поколения к поколению. Так реализуется функция культуронаследования.

Группа функций, названных нами социорегулятивными, является наиболее представительной. Ее составляют функциональные компоненты, реализующие роль изучаемого феномена как активного участника социально-политических и управленческих процессов. В данной группе находят свое наиболее яркое проявление институциональные аспекты сущности общественного мнения как социологической категории. Социорегулятивный блок, в свою очередь, на основании содержательно-деятельностного критерия делится на три составляющих -информационная функция, целеполагающая функция и группа управленческих функций.

Смысл информационной функции заключается в том, что общественное мнение выполняет роль источника социальной информации для сопиальньк и политических институтов, органов управления. В нем аккумулируются сведения об интересах и потребностях людей, их оценках, надеждах, требованиях. В своей информационной функции общественное мнение выступает важным каналом обратной связи общественности и власти, или, как точнее выразился С. Симоненко, связи между обществом и государством (51, с.З). Выработка политического курса, его сверка с текущей общественной ситуацией, корректировка либо полное изменение невозможны без анализа реакций общественности. Возможности для этого обеспечивает общественное мнение в своей информационной функции.

Посредством функции социального целеполагания исследуемый феномен участвует в формировании содержательной стороны политики и управления. Данная функция отражает его роль в постановке целей развития общества. Разумеется она не может быть очень значительной, целеполагающая функция в большей степени принадлежит идеологии, теоретическому сознанию, но и исключать общественное мнение из этого процесса неверно. Являясь сплавом обыденного и теоретического сознания, общественной психологии и идеологии, оно выступает в качестве резервуара, из которого идеологии (и, собственно, идеологи) могут извлекать целевые установки развития. Истории известны случаи, когда оно и самостоятельно становилось генератором этих установок, как навязывая их идеологам и политикам, так и выдвигая последних из своей среды, как бы персонифицируясь в них. Целеполагаюшую функцию нельзя отождествлять с информационной, поскольку формулирование целей управления и его информационное обеспечение - это два различных вида деятельности. Нельзя отождествлять ее и с директивной или консультативной функциями, о


которых пойдет разговор позже, так как нетождественны организационный
и содержательный аспекты политики... -. ал

Группа управленческих функций состоит из регулятивной и номенклатурной функций. Данная группа обеспечивает практическое участие исследуемого феномена в организации процесса социального управления. Содержание регулятивной функции, как следует из ее названия, заключается в осуществлении регулирующих воздействий на социальные субъекты, каковыми могут быть индивиды, общности и социальные институты. Общественное мнение в своей регулятивной функции обеспечивает реализацию определенных (выработанных самостоятельно, либо привнесенных извне) норм общественных отношений. М. Горшков выделяет две стороны направленности регулятивной функции (см.4, с.215). С одной стороны оно проявляет себя как регулятор отношений между отдельными людьми, между личностью и коллективом, коллективом и обществом, между обществом и личностью. Вторая направленность ее действия - регуляция экономических, политических, социальных и других видов общественных отношений. Механизм регулятивной функции основывается прежде всего на методе общественного воздействия. Реализуясь сама по себе, она может находить свое воплощение через специфические или так называемые отраслевые функции - директивную, контрольную, защитную, консультативную. Эти функции выступают своеобразными формами, отражающими различные стороны существования общей регулятивной функции. Рассмотрим эти специфические формы.

Смысл консультативной функции заключается в том, что массовые оценочно-ценностные суждения могут выступать в качестве источников советов и рекомендаций для государственных и политических институтов, субъектов управления. Общественное мнение выступает в качестве такого партнера органов власти, который дает им консультации по выбору способов решения проблем, затрагивающих интересы масс. Данные советы, рекомендации, когда мы говорим о консультативной функции, не носят императивного характера. Субъект управления может либо прислушиваться к ним, либо нет. Но с другой стороны, и общественное мнение выступает в этой функции независимо от желания властей. Оно сначала дает оценку, реализуя соответствующую роль, а затем занимает позицию. Если его объектом является социально значимая проблема, решение которой зависит от органов власти, то в этой позиции содержатся рекомендации по направлениям, путям и способам разрешения проблемной ситуации.

Также независимо от воли и желания управленческого субъекта реализуется контрольная функция. Ее суть в том, что общественное мнение напрямую контролирует деятельность органов власти и управления в части, затрагивающей интересы его субъекта. Выделяется два типа направленности контрольной функции. С одной стороны, общественное мнение проверяет


деятельность институциональных субъектов управленческих отношений. С другой, - обектом контроля оказываются конкретные индивиды, персонифицирующие эти институты, - народные представители, депутаты или различного рода чиновники. Характер контроля общественного мнения, разумеется, не жесткий. Он, как и при реализации большинства других функций, имеет форму общественного, морального надзора. Но от этого его эффективность не становиться менее существенной. От пристального ока общественности политику, который вынужден быть постоянно на виду, практически некуда скрыться. Оно контролирует его не только когда он, как говориться, "на службе", " при исполнении", но и в свободное время, в личной жизни, в быту. Множество политических и административных карьер рухнуло только из-за того, что общественное мнение в своей контрольной функции заметило какие-либо пятна на мундире соответствующих деятелей и отказало им в доверии. Скащ№п>ный уход Ричарда М. Никсона из Белого дома после истории с подслушиваием в отеле Watergate был в итоге обусловлен не самим фактом нарушения им закона, а тем, что от президента отвернулось общественное мнение. Импичмент должен был лишь придать этому юридически безупречную форму (см. 244 р.4(ХМ12, 95 р.207-215 и др.).

Смысл защитной функции заключается в возможности общественности только посредством своих оценок и обусловленных ими действий защищать от институтов или субъектов, обличенных властью, огделъных лиц или целые институциональные образования. При этом не имеет значения, обоснованны и законны претензии власти к объектам защиты или нет. Если общественное мнение берет их под свою опеку, то оно выступает оппонентом официальных институтов. Один из ярких примеров выполнения защитной функции в истории СССР недавнего прошлого - ситуация вокруг двух следователей по особо важным делам при Генеральном прокуроре Т. Гдляна и Н. Иванова, бросивших обвинения в коррупции руководителям КПСС в конце 80-х годов Несмотря на мощное давление сверху на милицию, прокуратуру, судебные органы, прессу и т.п., именно общественное мнение на волне антиадпаратных настроений 1988-1989 годов защитило этих людей пе только ог внесудебной расправы, но даже от вполне законного разбирательства. В их поддержку собирались подписи, проводились митинги и демонстрации. В итоге, их избрали народными депутатами, защитив иммунитетом законодателей. Обшественному мнению было не важно, нарушали они закон в ходе следственных действий, или нет. Важным было лишь то, против чего они боролись, то, что они стали знаменем антипартийных и антшсремлевских настроений конца 80-х годов. Директивная (предпис'ывающая) функция заключается в выполнении общественным мнением роли прямого субъекта властных отношений, приказывающего формальным институтам власти и управления,


указывающего им направленность, пути и способы проведения политики, решения конкретных проблем Данная функция может реализовываться двояким образом. Во-первых, это происходит через референдум. Во-вторых, путем прямого, иногда крайне агрессивного морального давления на субъектов управления, либо непосредственно на лиц, принимающих решения Наиболее жесткий пример второго пути - это то, что в США называют "судом Линча", когда возбужденная толпа, застигнув кого-либо на месте преступления, явного или воображаемого, сама вершит над ним суд. В своей директивной функции общественное мнение дает такие предписания органам власти н управления, которые имеют для них императивный, обязательный характер Оно не только формулирует указание, приказ, но часто через различные формы поведенческой активности добивается их выполнения. Долгие 70-е - 80-е годы общественность СССР боролась против губительной идеи поворота сибирских рек на юг и добилась-таки отмены этих абсурдных решений Через свою директивную функцию мнение в данном случае спасло не только миллиарды рублей капитальных вложений, но и саму среду обитания российского народа В особенности это очевидно теперь, после распада СССР Что касается референдума, то это истинная, конституционная форма реализации директивной функции.

Номенклатурными мы назвали такую группу функций изучаемого феномена, которая связана с его ролями в персонификации политики, в процессах формирования и регулирования работы персонала управления. Выбранный нами термин "номенклатурные функции" близок но смыслу к понятиям "кадровые функции" или "функции персонификации", но в то же время более точен, поскольку обозначает роль общественного мнения в формирования политической и управленческой номенклатуры Номенклатуры, понимаемой в том смысле, который придавался этой категории в отечественной политической практике, а затем был блестяще операционализирован М Восленским (245) и, отчасти, М. Джиласом (246) В своей номенклатурной функции общественное мнение осуществляет поиск, селекцию, участвует в расстановке и сопровождении конкретных персоналий в политической и управленческой сфере Эта же функция отвечает за их замену, уход с политической арены Большинство авторов не выделяют эту группу управленческих функций, считая, что соответствующие роли как-бы диффузно рассеяны по оценочной, регулятивной и ее специфическим функциям, контрольной, защитной, директивной н т п В этих рассуждениях есть некоторые рациональные зерна Многие функции общественного мнения действительно переплетаются и могут реализовываться одновременно, иногда одна через другую Но это не отменяет и не ограничивает возможностей их обособленного рассмотрения если выполняемые ими социальные роли не


идентичны. Поэтому мы ес можем согласиться с упомянутой постановкой, поскольку роль общественного мнения в реализация персонального аспекта политики - это особая, специфическая роль.

В итоге схему базисной структуры функций общественного мнения можно изобразить следующим образом (см схему 36)

Базисная структура функций общественного мнения рис. 3 6.


Второй тип функциональной структуры изучаемого феномена -объектный. При его построении мы предлагаем воспользоваться критерием характера объекта, на который общественное мнение воздействует посредством своих функций. В зависимости от этого характера можно выделить различные их типы и группы. При этом, в силу того, что используется другой критерий структуризации того же самого исследуемого пространства, некоторые функции, присутствовавшие в рамках базисного (сущностного) разреза, сохранятся в объектном, другие - выпадут из данной плоскости анализа, третьи, наоборот, возникнут. В соответствии с тем, что существуют два основных типа объектов воздействия общественного мнения, во-первых, индивиды и социальные группы, и, во-вторых, социальные институты, мы предлагаем выделить институциональную и неинституциональную объектные группы функций.

Неинституциональные функции воплощают те социальные роли, в которых выступает общественное мнение, воздействуя на индивидов и группы. В рамках неинституциональной категории представлены функции социализации, воспитательная, социального контроля и регуляции и функция ориентации в мире и его объяснения (функция социальной ориентации). Первые две из них соответствуют функциям с идентичными названиями в базисной структуре. Это - те же самые по сущности и содержанию элементы, и мы не будем еще раз останавливаться на их характеристике.

Своеобразной проекцией на деятельность индивида функций социорегуляпии базисной структуры вляется функция социального контроля и регуляции. Ее смысл заключается в выполнении общественным мнением роли силы, регулирующей жизнь субъекта в обществе, контролирующей и направляющей его активность.

Важным новым элементом предлагаемой схемы является функция ориентации в мире и его объяснения. В этой роли изучаемый феномен выступает в качестве компонента механизма обеспечения психической уравновешенности индивида, его психологической устойчивости, что в целом способствует поддержанию эмоционально-психологического равновесия людей в условиях социальной напряженности. Потребность в понимании мира, его более или менее целостном объяснении, в формировании некоей, пусть иллюзорной, но непротиворечивой его картины является одной из важнейших потребностей человеческой психики (см 95) Общественное мнение выступает в качестве одного из агентов процесса удовлетворения данной потребности. О выполнении им соответствующей роли пишут М. В. Smith, J. Впшег и R. W. White (247). По образном}' выражению R. Lane, оно формирует для людей "... объяснение их положения в жизни; оно помогает объяснить порядок вещей их женам, которые


приобретают от них свой статус; оно дает каждому удовлетворение от социальной и ментальной идентичности..." (248, р.43). Если воспользоваться терминологией Дж. Гербнера, то данная функция близка к символической (по Гербперу), посредством которой общество "культивирует" определенное понимание людьми социальной реальности (см. 91, с.80-85, 249), но не идентична ей.

Институциональный компонент объектной структуры функций общественного мнения - это те функции, которые оно выполняет по отношению к социальным и пидишческим иисшгуым. Б их числе уже описанные выше оценочная, информационная, целеполагающая, регулятивная, контрольная, директивная, защитная, консуль­тативная и номенклатурная функции. Кроме них в этот же ряд следует поставить функцию легитимации. Она как бы имплицитно присутствовала и в предыдущем функциональном разрезе, будучи рассеянной среди социорегулятивных функций. Более уместным мы считаем ее относительно автономное рассмотрение именно в объектном классификационном подходе. Функция легитимации заключается в придании законного (более узко, законодательно закрепленного) статуса различным интитутам, в конституировании их. Она может реализовываться как в жестких формах типа референдума, плебисцита и других процедур, связанных с голосованием и выборами, так и в более мягких. К числу последних относится так называемая "моральная легитимация", т. е. публичное моральное одобрение и узаконивание в обыденном сознании каких-либо формально не узаконенных объектов. Спектр их может быть достаточно широким и охватывать не только политическую и управленческую, но и бытовую сферу.

Схема объектной структуры функций общественного мнения имеет вид,приведеняьш на рис 3.7.

Третий вид анализируемой функциональной структуры мы назвали системным (социетальным). Это особый способ расчленения и упорядочения функционального пространства, принципиально отличающийся от других характером применяемого классификационного критерия. В данном качестве мы предлагаем критерий функциональности. Как это показано еще Робертом Мертоном, любой элемент социальной системы не обязан с фатальной необходимостью способствовать ее интеграции, адаптации к среде, оптимальному существованию и развитию. Реальная диалектика функционализма такова, что с равной вероятностью в зависимости от характера ситуации, внешних и внутренних условий он (элемент системы) может быть фактором как стабилизации и выживания системы, так и ее дезинтеграции, деструкции. Такая постановка, по нашему глубокому убеждению, прямо относится к изучаемому феномену. Общественное мнение, как особая подсистема социума может быть в нем как функциональной, так и дисфункциональной. Верен этот тезис и для


его взаимодействия с политической системой и другими подсистемами общества В одних случаях оно способствует сплочению народа в его поддержке государства, других политических институтов, составляющих политическую систему. В противоположной ситуации оно настроено резко оппозиционно к власти, не желает диалога и компромиссов, в своей оценочной и поведенческой составляющей всеми силами старается расшатать систему

Объектная структура функций общественного мнения
*»«—— Рис 3.7/ х' " J* "


Исторические примеры подтверждают возможность как функци­ональности, так и дисфункционалъности изучаемого феномена. Агрессия нацистской Германии против СССР в 1941 году вызвала объединение и мобилизацию общественного мнения вокруг государства, организовавшего отпор врагу Об этом свидетельствуют как документы, так и воспоминания участников событий Разорванное гражданской войной, после которой не прошло и двух десятков лет, коллективизацией и репрессиями общество перед лицом внешней опасности, угрожавшей не только советскому строю, но и самому существованию нации, сумело в значительной степени собраться воедино вокруг идей защиты родины, а значит и поддержки власти.. Разумеется, и государство сделало шаги навстречу общественному мнению. Они начались со знаменитых и неожиданных, видимо интуитивно, на эмоциональном уровне найденных сталинских слов "братья н сестры,.., друзья мои", и нашли свое продолжение в хорошо продуманной рациональной политике дозированного возрождения православных ценностей и подъема авторитета церкви, возвращения к славной российской военной и имперской истории, и даже в такой внешней, но духовно значимой акции, как введение погон как символа воинской чести И общественное мнение, в свою очередь, раскрылось навстречу власти. Не только жестким законодательством, лагерями в тылу и заградительными отрядами на фронте поддерживалось духовное единство народа во время войны. Функциональное общественное мнение было важным и неотъемлемым фактором этого единства.

Противоположный пример - из недавнего прошлого В декабре 1991 года Беловежское соглашение лидеров России, Белоруссии и Украины определили разрушение Советского Союза не только как социалистического федеративного по форме государства, существовавшего около семидесяти лет, но и как огромной евразийской империи, называвшейся Российской и насчитывавшей многовековую историю Мы не будем здесь давать историческую и политическую опенку этому событию, наша задача не в этом. Скажем лишь, что оно затронуло, как это стало уже очевидно, интересы десятков миллионов людей И общественное мНсяие восприняло эти факты спокойно. Спустя всего 9 месяцев после мартовского 1991 года референдума, когда большинство проголосовало за сохранение Союза, оно равнодушно, если не одобрительно восприняло его разрушение Это означает, что к концу 1991 года оно было дисфункционально по отношению к объекту (системе), называемому Союз Советских Социалистических Республик. Об этой дисфункциональности свидетельствует то, что Беловежские соглашения не вызвали не только каких-либо организованных акций протеста - демонстраций, забастовок, митингов, но даже морального осуждения большинства населения. Так что, образно выражаясь, можно сказать, что общественное мнение было негласным, но чрезвычайно важным


участником этих переговоров, без санкции которого соответствующие решения просто не могли бы быть претворены в жизнь.

Итак, общественное мнение может быть как функциональным, так и дисфункциональным по отношению к социальной системе. Это принципиальный вывод. И мы не согласны ни с Р. Сафаровым (27), ни с В. Падериным (12), ни с В. Житеиевым (5), которые жестко стоят на позициях исключительной функциональности этого феномена (при этом, имея в виду прежде всего социалистическое общество), ни с М. Горшковым (4), Б. Грушиным (1) и др., которые имплицитно закладывают эту функциональность в свои теоретические построения. Реальная диалектика здесь не столь однозначна и гораздо более сложна. Именно для ее познания в качестве важного элемента эвристического механизма мы и вводим третий - подход к структуризации функций общественного мнения.

Как уже подчеркивалось выше, один из важнейших компонентов механизма включения изучаемого феномена в социальную жизнь - это механизм функционирования. Посредством реализации функций и стоящих за ними социальных ролей и нормативно закрепленных социальных действий общественное мнение влияет на социальных субъектов, институты и отношения между ними. Критерий направленности и характера влияния на социальную систему, функциональный критерий и положен нами в основу третьего типа классификации функций. Именно поэтому данный функциональный разрез назван системным или социетальным. Это название ориентирует на понимание сущности разбиения функционального множества па составляющие в зависимости от типа их воздействия на устойчивость, существование и развитие социальной системы в целом. Функции общественного мнения на основании данного критерия делятся на две группы - эуфункциональную и дисфункциональную.

Эуфункционалъная группа функций изучаемого феномена представлена такими его социальными ролями, выступая в которых он способствует стабилизации социальной системы, укреплению составляющих ее социальных связей, улучшению ее адаптационной способности к внешней среде. Дисфункциональными являются те функции, которые направлены на дестабилизацию и дезинтеграцию системы, ее разрушение. Графически системный разрез функциональной структуры выглядит следующим образом:

Системный разрез функциональной структуры <йтш".з«п*ук.и«?Рл1С,рис. 3.8. "-•"^-'•3 «—*"-•—•'••


Что касается конкретной номенклатуры функций, которые относятся к той или иной категории, то ее конфигурация будет своей, каждый раз особенной в зависимости от объекта мнения, ситуации ее формирования и ряда других социальных и политических факторов. Наполнение эуфункпиональных и дисфункциональных блоков будет меняться в широких пределах. Функции, выделенные в рамках базисной структуры, такие, например, как контрольная, директивная, защитная и т. п., в одних ситуациях будут направлены на стабилизацию системы, а в других - в прямо противоположную деструктивную сторону.

Введение в исследователъскую практику системного (социетального) разреза формирует методологическую базу для более глубокого изучения механизма включения общественного мнения в социальную и политическую систему. Становится возможным перейти от используемого в настоящее время в научной литературе одномерного к двумерному (матричному) аналитическому алгоритму.

Мы предлагаем новую матричную методологию рассмотрения функциональной структуры общественного мнения и самого характера его функционирования. В качестве одной оси расчленения функционального пространства будет выступать системный критерий структуризации, в качестве другой, ортогональной. - какой-либо содержательный критерий, базисный или субъектный. Основной, наиболее удобной и универсальной следует признать базисную функциональную матрицу, в которой используется принцип пересечения базисной и социетальной структур. Для реализации матричного подхода строится аналитическая таблица, в которой по горизонтали (оси абсцисс) будут расположены элементы системной, а по вертикали (оси ординат) - элементы сущностиой (базисной) структуры функций общественного мнения. Такая таблица называется функциональной матрицей. Она будет иметь вид, изображенный на рис. 3.9.

Алгоритм анализа механизма функционирования общественного мнения с помощью функциональной матрицы заключается в следующем.

Во-первых, строится левый вертикальный столбец матрицы. Для этого следует операционализировать каждую из функций, входящих в базисную структуру, выяснить имеет или не имеет место ее реализация в данный момент времени. Ряд функций, таких, например, как оценочная и регулятивная, находят возможности для своего воплощения практически всегда, в любой ситуации. Возможность и характер реализации других функций зависит от ряда внешних обстоятельств. Это относится к директивной, защитной, ряду номенклатурных функций. В случае нереализации того или иного элемента базисной структуры в строке матрицы против его наименования ставится прочерк.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: